Представьтесь, пожалуйста
Андрей Ясносекирский, фотолюбитель с профессиональным стажем более двадцати лет.
Попробую объясниться. Фотографов привыкли делить на любителей и профессионалов, причём первые - представляются нам некими дилетантами, а вторые - серьёзными людьми, которые не размениваются на всякую ерунду. С моей точки зрения, такое деление не совсем правильно. Фотолюбитель - дословно, человек, любящий фотодело и фотографию в целом. С другой стороны профессионал - это человек занятый в определённой профессии и владеющий ей на должном уровне. Что касается меня, то свою первую квалификационную комиссию, как фотограф-профессионал я прошёл в 1989 году, с тех пор работая в этой области, являюсь ещё фанатом и страстным любителем фотографии, сохранившим способность заниматься и "всякой ерундой" в том числе. Посему считаю себя и любителем и профи. Более того, не представляю себе действительно хорошего профессионала, который не любит дело, которым занимается.
Андрей Ясносекирский, фотолюбитель с профессиональным стажем более двадцати лет.
Попробую объясниться. Фотографов привыкли делить на любителей и профессионалов, причём первые - представляются нам некими дилетантами, а вторые - серьёзными людьми, которые не размениваются на всякую ерунду. С моей точки зрения, такое деление не совсем правильно. Фотолюбитель - дословно, человек, любящий фотодело и фотографию в целом. С другой стороны профессионал - это человек занятый в определённой профессии и владеющий ей на должном уровне. Что касается меня, то свою первую квалификационную комиссию, как фотограф-профессионал я прошёл в 1989 году, с тех пор работая в этой области, являюсь ещё фанатом и страстным любителем фотографии, сохранившим способность заниматься и "всякой ерундой" в том числе. Посему считаю себя и любителем и профи. Более того, не представляю себе действительно хорошего профессионала, который не любит дело, которым занимается.
Как вы пришли в фотографию?
По правде сказать, я уже не помню. Пожалуй, первый раз я взял фотоаппарат с осознанным намерением сделать снимок лет в 10. Точно помню, что примерно годам к 14-ти моя комната была завалена литературой по фотографии, лабораторной посудой, химикатами, фотобачками, ванночками и прочими фотоаксессуарами, что вызывало мало радости у родителей (боялись, что я ненароком траванусь). Лет с 16-ти я уже активно посещал собрания городского фотоклуба и ходил в фотосекцию.
Фотография меня притягивала, вызывала одновременно и мистический трепет (который до сих пор остался) и страстное желание разобраться в вопросах техники и искусства как можно подробней (оное так же пока не перевелось).
Совершенно логичным было моё поступление учеником на фотофабрику, где я и получил свои первые корочки фотографа. Потом работа в ателье. Там я на своей шкуре понял, что такое "сезон", "виньетки", свадьбы и вообще, каков на вкус хлеб рядового фотографа-ремесленника. Армию отслужил на должности штатного фотокора. Ну а потом грянули перестройки, революции, ГКЧП и развал Союза. Моя родная фабрика тихо почила, остался голый бизнес, дикий капитализм и всё это без намёка на человеческое лицо. Пришлось заниматься фотографией в извращённых формах, да собственно, вся жизнь вокруг принимала совершенно противоестественный оборот. Со свадеб и виньеток переключился на съёмку портфолио для претенденток в модельные агентства (одно время это было крайне популярно), заодно научился работать с моделями. Кроме этого обслуживал мелкие цеха, выпускающих контрафактную продукцию. Затем стал работать на наружную рекламу и, в конце концов, пришёл в полиграфию. В рекламной полиграфии работал дольше всего, да и сейчас многие заказы приходят из этой области.
Это всё о хлебе, а теперь о душе.
Как это не прискорбно, серьёзно художественной фотографией стал заниматься сравнительно недавно - только после закрытия своего рекламного агентства и ухода на вольные хлеба, то есть после 2003 года. До этого просто не хватало, даже не времени - душевных сил - всё уходило на бизнес. Я, конечно, снимал и для души, но весь материал уходил "в стол", а заниматься им, не было времени. В какой-то момент всё, что накопилось "в столе" за многие годы, так сильно стало меня тянуть вниз, что я просто уничтожил весь этот материал - что-то около 2 000 плёнок были преданы ритуальному сожжению. И стало действительно легче. Со времени того костра инквизиции я успел отснять материала даже больше, чем было предано пламени, к тому же новый материал я успеваю своевременно обрабатывать, публиковать и даже формировать из него выставки. Из них самая значимая для меня состоялась 2 июля этого года.
По правде сказать, я уже не помню. Пожалуй, первый раз я взял фотоаппарат с осознанным намерением сделать снимок лет в 10. Точно помню, что примерно годам к 14-ти моя комната была завалена литературой по фотографии, лабораторной посудой, химикатами, фотобачками, ванночками и прочими фотоаксессуарами, что вызывало мало радости у родителей (боялись, что я ненароком траванусь). Лет с 16-ти я уже активно посещал собрания городского фотоклуба и ходил в фотосекцию.
Фотография меня притягивала, вызывала одновременно и мистический трепет (который до сих пор остался) и страстное желание разобраться в вопросах техники и искусства как можно подробней (оное так же пока не перевелось).
Совершенно логичным было моё поступление учеником на фотофабрику, где я и получил свои первые корочки фотографа. Потом работа в ателье. Там я на своей шкуре понял, что такое "сезон", "виньетки", свадьбы и вообще, каков на вкус хлеб рядового фотографа-ремесленника. Армию отслужил на должности штатного фотокора. Ну а потом грянули перестройки, революции, ГКЧП и развал Союза. Моя родная фабрика тихо почила, остался голый бизнес, дикий капитализм и всё это без намёка на человеческое лицо. Пришлось заниматься фотографией в извращённых формах, да собственно, вся жизнь вокруг принимала совершенно противоестественный оборот. Со свадеб и виньеток переключился на съёмку портфолио для претенденток в модельные агентства (одно время это было крайне популярно), заодно научился работать с моделями. Кроме этого обслуживал мелкие цеха, выпускающих контрафактную продукцию. Затем стал работать на наружную рекламу и, в конце концов, пришёл в полиграфию. В рекламной полиграфии работал дольше всего, да и сейчас многие заказы приходят из этой области.
Это всё о хлебе, а теперь о душе.
Как это не прискорбно, серьёзно художественной фотографией стал заниматься сравнительно недавно - только после закрытия своего рекламного агентства и ухода на вольные хлеба, то есть после 2003 года. До этого просто не хватало, даже не времени - душевных сил - всё уходило на бизнес. Я, конечно, снимал и для души, но весь материал уходил "в стол", а заниматься им, не было времени. В какой-то момент всё, что накопилось "в столе" за многие годы, так сильно стало меня тянуть вниз, что я просто уничтожил весь этот материал - что-то около 2 000 плёнок были преданы ритуальному сожжению. И стало действительно легче. Со времени того костра инквизиции я успел отснять материала даже больше, чем было предано пламени, к тому же новый материал я успеваю своевременно обрабатывать, публиковать и даже формировать из него выставки. Из них самая значимая для меня состоялась 2 июля этого года.
Почему Пентакс? Чем вас привлекла эта система?
А вот тут я должен признаться, что не являюсь заядлым пентаксистом, и вообще, не фанат какой-то одной фотосистемы. Предпочтения, конечно, есть, но они сложились скорее исторически, стечением обстоятельств и без какой-либо идеологической подоплёки. Фотоаппарат для меня инструмент с определённым функционалом, а какой бренд украшает его фасад - вопрос для меня малозначимый. Много удачных фотографий мне удалось сделать сравнительно простой техникой, начиная со старенького послевоенного ФЭД-а, который жив до сих пор. Крутизна камеры для меня отнюдь не самоцель. Наряду с современными цифровиками профи-класса, я по сей день делаю серьёзные съёмки железякой, возраст которой всего на 4 года моложе моего собственного. Две основные системы, которыми я пользуюсь - это Nikon и Pentax. Вполне возможно, что я мог бы полностью сидеть на Pentax, но, к сожалению, в его линейке нет full-frame моделей.
Только не подумайте, что я такой противный сноб и пытаюсь здесь обидеть этого славного зверька Pentax. Ни в коей мере! Более того Pentax - это мой любимец, которого знаю очень давно, дружу и не собираюсь с ним расставаться. Я держал в руках много систем, пожалуй, так или иначе перепробовал все основные, но настолько гармоничных, сбалансированных и элегантных решений как у Pentax, нет, наверно, ни у кого, включая чопорную Leica и кристально отточенный Nikon. Собственно, Pentax не переведётся в моём кофре и по прагматическим причинам. Такой всеядностью по отношению к сторонней оптике, при такой цене и функционале самой камеры, никто не может похвастаться. Ну, плюс совершенно неординарный парк родного стекла, особенно старого мануального, может очень крепко привязать к этой системе кого угодно. Единственного, чего до слёз не хватает в цифровых Pentax - full-frame. Ну, очень бы было кстати!
А вот тут я должен признаться, что не являюсь заядлым пентаксистом, и вообще, не фанат какой-то одной фотосистемы. Предпочтения, конечно, есть, но они сложились скорее исторически, стечением обстоятельств и без какой-либо идеологической подоплёки. Фотоаппарат для меня инструмент с определённым функционалом, а какой бренд украшает его фасад - вопрос для меня малозначимый. Много удачных фотографий мне удалось сделать сравнительно простой техникой, начиная со старенького послевоенного ФЭД-а, который жив до сих пор. Крутизна камеры для меня отнюдь не самоцель. Наряду с современными цифровиками профи-класса, я по сей день делаю серьёзные съёмки железякой, возраст которой всего на 4 года моложе моего собственного. Две основные системы, которыми я пользуюсь - это Nikon и Pentax. Вполне возможно, что я мог бы полностью сидеть на Pentax, но, к сожалению, в его линейке нет full-frame моделей.
Только не подумайте, что я такой противный сноб и пытаюсь здесь обидеть этого славного зверька Pentax. Ни в коей мере! Более того Pentax - это мой любимец, которого знаю очень давно, дружу и не собираюсь с ним расставаться. Я держал в руках много систем, пожалуй, так или иначе перепробовал все основные, но настолько гармоничных, сбалансированных и элегантных решений как у Pentax, нет, наверно, ни у кого, включая чопорную Leica и кристально отточенный Nikon. Собственно, Pentax не переведётся в моём кофре и по прагматическим причинам. Такой всеядностью по отношению к сторонней оптике, при такой цене и функционале самой камеры, никто не может похвастаться. Ну, плюс совершенно неординарный парк родного стекла, особенно старого мануального, может очень крепко привязать к этой системе кого угодно. Единственного, чего до слёз не хватает в цифровых Pentax - full-frame. Ну, очень бы было кстати!
Что для Вас фотография?
Если не всё, то очень многое. О том, что фотография для меня и хлеб, и средство душевного выражения я уже говорил. Что ещё добавить? Этот вопрос открывает передо мной столько тем, что я даже не рискну пытаться все их перечислить. Про хлеб уже было сказано много, теперь попробую собрать в кучу мысли об искусстве.
Для начала скажу, что любой творческий процесс - есть акт самовыражения. Таким образом, то, что сидит (болит/радует/трогает) внутри меня, так или иначе, находит путь наружу через фотографию. И спасибо огромное ей за это - в противном случае я просто бы переварился в собственном соку. Иными словами фотография, как средство самовыражения, играет роль некой печени в моём творческом метаболизме.
Сейчас я попробую воспользоваться чужими словами - всё-таки я фотограф, а не писатель - со словесами туго...
Одна моя знакомая сказала - "фото - это определенная настройка на человека, им можно зафиксировать определенные состояния, в которых человек был в момент съемки". Я полностью согласен с этой фразой, с той лишь поправкой, что она говорила про портрет, а я в большей степени пейзажист и "настройка" у меня происходит на всё окружающее пространство. То, что я пытаюсь поймать не композицию, не эстетику и не действие, а именно состояние окружающего Мира - это правда. Долгое время я сам не понимал, что я снимаю - делал это интуитивно, лишь потом пришло осознание, что дело в состояниях окружающего пространства, и когда эти состояния меня цепляют, или, может быть, входят в резонанс с моим внутренним состоянием (толкуйте как хотите), я готов начать съёмку. Может быть, я слишком сложно всё объясняю, но сам процесс творческой съёмки я ощущаю именно так. Состояния, пойманные в кадр, и их отношения с состоянием зрителя - это базис фотографических идей большинства моих работ.
Вообще, во время съёмочного сета я вхожу в какое-то особое состояние. В такие моменты я теряю очертания своего Я, забываю, где я и зачем, растворяюсь в том, что вижу вокруг, ноги сами несут к новым точкам съёмки, глаза сами находят нужный ракурс, руки сами снимают. Управлять собой в такие моменты словно перестаю... После съёмки прихожу в себя уставший, вымотанный, как будто был в бреду и беспамятстве, хотя, вроде бы, после всё помню. Как правило, серии снятые в процессе таких сетов воспринимаются глубже отдельных работ.
Ещё я хочу сказать о роли самого фотографа. Возможно, озвучив своё отношение к этому, я помогу кому-то понять свою собственную роль или видение этой роли, а возможно, я вас ещё сильнее запутаю (в любом случае, я надеюсь изменить ваше состояние). В общем-то, тут для меня всё просто - специфика фотохудожника в том, что он умеет смотреть, и выражается он с помощью того, что видит для зрителя. Видеть для зрителя - это основная работа фотографа, с моей точки зрения. (Прошу прощения, за не совсем складный оборот, но он наиболее точно передаёт мою мысль, а я уже предупреждал, что не являюсь мастером слова). Я хочу сказать, что важность видящих глаз, как инструмента, для фотографа ещё важнее, чем у обычного художника. Из этого утверждения следует, что главный инструмент всё-таки глаза фотографа, а не камера. Наши кисти и краски - наши глаза, холст - глаза зрителя, а фотоаппарат не более, чем мольберт или даже муштабель. Извините, что так фривольно смещаю акценты, но в противном случае, я просто не смогу себе объяснить, для чего вообще нужна художественная фотография на фоне рисунка или живописи.
Если не всё, то очень многое. О том, что фотография для меня и хлеб, и средство душевного выражения я уже говорил. Что ещё добавить? Этот вопрос открывает передо мной столько тем, что я даже не рискну пытаться все их перечислить. Про хлеб уже было сказано много, теперь попробую собрать в кучу мысли об искусстве.
Для начала скажу, что любой творческий процесс - есть акт самовыражения. Таким образом, то, что сидит (болит/радует/трогает) внутри меня, так или иначе, находит путь наружу через фотографию. И спасибо огромное ей за это - в противном случае я просто бы переварился в собственном соку. Иными словами фотография, как средство самовыражения, играет роль некой печени в моём творческом метаболизме.
Сейчас я попробую воспользоваться чужими словами - всё-таки я фотограф, а не писатель - со словесами туго...
Одна моя знакомая сказала - "фото - это определенная настройка на человека, им можно зафиксировать определенные состояния, в которых человек был в момент съемки". Я полностью согласен с этой фразой, с той лишь поправкой, что она говорила про портрет, а я в большей степени пейзажист и "настройка" у меня происходит на всё окружающее пространство. То, что я пытаюсь поймать не композицию, не эстетику и не действие, а именно состояние окружающего Мира - это правда. Долгое время я сам не понимал, что я снимаю - делал это интуитивно, лишь потом пришло осознание, что дело в состояниях окружающего пространства, и когда эти состояния меня цепляют, или, может быть, входят в резонанс с моим внутренним состоянием (толкуйте как хотите), я готов начать съёмку. Может быть, я слишком сложно всё объясняю, но сам процесс творческой съёмки я ощущаю именно так. Состояния, пойманные в кадр, и их отношения с состоянием зрителя - это базис фотографических идей большинства моих работ.
Вообще, во время съёмочного сета я вхожу в какое-то особое состояние. В такие моменты я теряю очертания своего Я, забываю, где я и зачем, растворяюсь в том, что вижу вокруг, ноги сами несут к новым точкам съёмки, глаза сами находят нужный ракурс, руки сами снимают. Управлять собой в такие моменты словно перестаю... После съёмки прихожу в себя уставший, вымотанный, как будто был в бреду и беспамятстве, хотя, вроде бы, после всё помню. Как правило, серии снятые в процессе таких сетов воспринимаются глубже отдельных работ.
Ещё я хочу сказать о роли самого фотографа. Возможно, озвучив своё отношение к этому, я помогу кому-то понять свою собственную роль или видение этой роли, а возможно, я вас ещё сильнее запутаю (в любом случае, я надеюсь изменить ваше состояние). В общем-то, тут для меня всё просто - специфика фотохудожника в том, что он умеет смотреть, и выражается он с помощью того, что видит для зрителя. Видеть для зрителя - это основная работа фотографа, с моей точки зрения. (Прошу прощения, за не совсем складный оборот, но он наиболее точно передаёт мою мысль, а я уже предупреждал, что не являюсь мастером слова). Я хочу сказать, что важность видящих глаз, как инструмента, для фотографа ещё важнее, чем у обычного художника. Из этого утверждения следует, что главный инструмент всё-таки глаза фотографа, а не камера. Наши кисти и краски - наши глаза, холст - глаза зрителя, а фотоаппарат не более, чем мольберт или даже муштабель. Извините, что так фривольно смещаю акценты, но в противном случае, я просто не смогу себе объяснить, для чего вообще нужна художественная фотография на фоне рисунка или живописи.
Ваши интересы в фотографии и критерии хорошей фотографии
Кажется, я частично ответил на этот вопрос, отвечая на предыдущий.
Предпочтения в жанре на сегодня - это фотография природы и городской пейзаж. Что будет завтра, я пока не знаю, но мне кажется, в рамках любимого мной пейзажа, так много не решённых проблем, что рано думать о смене жанра.
Ну а про критерии хорошей фотографии как-то сложно говорить после всего написанного выше. Конечно же, фотография, как произведение - это частица души автора со всеми вытекающими последствиями. Фотография, которая несёт в себе эту драгоценную частицу, не может быть плохой, каким бы критериям она не соответствовала и по каким бы не оценивалась.
Кажется, я частично ответил на этот вопрос, отвечая на предыдущий.
Предпочтения в жанре на сегодня - это фотография природы и городской пейзаж. Что будет завтра, я пока не знаю, но мне кажется, в рамках любимого мной пейзажа, так много не решённых проблем, что рано думать о смене жанра.
Ну а про критерии хорошей фотографии как-то сложно говорить после всего написанного выше. Конечно же, фотография, как произведение - это частица души автора со всеми вытекающими последствиями. Фотография, которая несёт в себе эту драгоценную частицу, не может быть плохой, каким бы критериям она не соответствовала и по каким бы не оценивалась.
Ваши удачи, неудачи, планы и тд.
Вместо ответа на этот вопрос, лучше я просто покажу свою последнюю выставку, тем более, что считаю её своей большой удачей.
Экспозиция называется "Всего одна ночь" не случайно - все её кадры сделаны в течении одной ночи, в процессе всего одного фотосета, подобного тем, о которых я говорил выше.
В одну туманную ночь, возвращаясь с вечеринки в честь Halloween, я совершенно спонтанно решил до возвращения домой пройтись улицами родной Одессы. Окружающий туман и свет вечерних фонарей создал настолько уютную атмосферу, что я не смог отказаться от этой прогулки. К счастью, со мной оказалась моя фотокамера. Состояние почти мистического спокойствия, спящего города с привкусом осени подарило мне настолько яркие ощущения, что я решил попытаться передать их на фотобумаге. Так родилась эта экспозиция.
Добро пожаловать в осеннюю сказку вечернего города!
Ну, а планы просты - снимать и делать новые выставки. У меня сейчас в работе два проекта, я надеюсь, что они станут сюрпризами для моих зрителей, посему раньше времени не хочу раскрывать подробности.
Вместо ответа на этот вопрос, лучше я просто покажу свою последнюю выставку, тем более, что считаю её своей большой удачей.
Экспозиция называется "Всего одна ночь" не случайно - все её кадры сделаны в течении одной ночи, в процессе всего одного фотосета, подобного тем, о которых я говорил выше.
В одну туманную ночь, возвращаясь с вечеринки в честь Halloween, я совершенно спонтанно решил до возвращения домой пройтись улицами родной Одессы. Окружающий туман и свет вечерних фонарей создал настолько уютную атмосферу, что я не смог отказаться от этой прогулки. К счастью, со мной оказалась моя фотокамера. Состояние почти мистического спокойствия, спящего города с привкусом осени подарило мне настолько яркие ощущения, что я решил попытаться передать их на фотобумаге. Так родилась эта экспозиция.
Добро пожаловать в осеннюю сказку вечернего города!
Ну, а планы просты - снимать и делать новые выставки. У меня сейчас в работе два проекта, я надеюсь, что они станут сюрпризами для моих зрителей, посему раньше времени не хочу раскрывать подробности.