Архив конкурсов
Андрей Ясносекирский: О творческом метаболизме
Автор:

Андрей Ясносекирский: О творческом метаболизме

19 Августа 2010 Версия для печати
В избранное
Андрей Ясносекирский: О творческом метаболизме
Пора представить вам нового героя нашей рубрики, который несмотря на то, что все время повторяет, что он не писатель, однако про фотографию рассказывает очень красочно: «фотография, как средство самовыражения, играет роль некой печени в моём творческом метаболизме». Еще более интересные метафоры и рассуждения читайте ниже. В общем, знакомьтесь!
Представьтесь, пожалуйста

Андрей Ясносекирский, фотолюбитель с профессиональным стажем более двадцати лет.
Попробую объясниться. Фотографов привыкли делить на любителей и профессионалов, причём первые - представляются нам некими дилетантами, а вторые - серьёзными людьми, которые не размениваются на всякую ерунду. С моей точки зрения, такое деление не совсем правильно. Фотолюбитель - дословно, человек, любящий фотодело и фотографию в целом. С другой стороны профессионал - это человек занятый в определённой профессии и владеющий ей на должном уровне. Что касается меня, то свою первую квалификационную комиссию, как фотограф-профессионал я прошёл в 1989 году, с тех пор работая в этой области, являюсь ещё фанатом и страстным любителем фотографии, сохранившим способность заниматься и "всякой ерундой" в том числе. Посему считаю себя и любителем и профи. Более того, не представляю себе действительно хорошего профессионала, который не любит дело, которым занимается.
Как вы пришли в фотографию?

По правде сказать, я уже не помню. Пожалуй, первый раз я взял фотоаппарат с осознанным намерением сделать снимок лет в 10. Точно помню, что примерно годам к 14-ти моя комната была завалена литературой по фотографии, лабораторной посудой, химикатами, фотобачками, ванночками и прочими фотоаксессуарами, что вызывало мало радости у родителей (боялись, что я ненароком траванусь). Лет с 16-ти я уже активно посещал собрания городского фотоклуба и ходил в фотосекцию.
Фотография меня притягивала, вызывала одновременно и мистический трепет (который до сих пор остался) и страстное желание разобраться в вопросах техники и искусства как можно подробней (оное так же пока не перевелось).
Совершенно логичным было моё поступление учеником на фотофабрику, где я и получил свои первые корочки фотографа. Потом работа в ателье. Там я на своей шкуре понял, что такое "сезон", "виньетки", свадьбы и вообще, каков на вкус хлеб рядового фотографа-ремесленника. Армию отслужил на должности штатного фотокора. Ну а потом грянули перестройки, революции, ГКЧП и развал Союза. Моя родная фабрика тихо почила, остался голый бизнес, дикий капитализм и всё это без намёка на человеческое лицо. Пришлось заниматься фотографией в извращённых формах, да собственно, вся жизнь вокруг принимала совершенно противоестественный оборот. Со свадеб и виньеток переключился на съёмку портфолио для претенденток в модельные агентства (одно время это было крайне популярно), заодно научился работать с моделями. Кроме этого обслуживал мелкие цеха, выпускающих контрафактную продукцию. Затем стал работать на наружную рекламу и, в конце концов, пришёл в полиграфию. В рекламной полиграфии работал дольше всего, да и сейчас многие заказы приходят из этой области.
Это всё о хлебе, а теперь о душе.
Как это не прискорбно, серьёзно художественной фотографией стал заниматься сравнительно недавно - только после закрытия своего рекламного агентства и ухода на вольные хлеба, то есть после 2003 года. До этого просто не хватало, даже не времени - душевных сил - всё уходило на бизнес. Я, конечно, снимал и для души, но весь материал уходил "в стол", а заниматься им, не было времени. В какой-то момент всё, что накопилось "в столе" за многие годы, так сильно стало меня тянуть вниз, что я просто уничтожил весь этот материал - что-то около 2 000 плёнок были преданы ритуальному сожжению. И стало действительно легче. Со времени того костра инквизиции я успел отснять материала даже больше, чем было предано пламени, к тому же новый материал я успеваю своевременно обрабатывать, публиковать и даже формировать из него выставки. Из них самая значимая для меня состоялась 2 июля этого года.
Почему Пентакс? Чем вас привлекла эта система?

А вот тут я должен признаться, что не являюсь заядлым пентаксистом, и вообще, не фанат какой-то одной фотосистемы. Предпочтения, конечно, есть, но они сложились скорее исторически, стечением обстоятельств и без какой-либо идеологической подоплёки. Фотоаппарат для меня инструмент с определённым функционалом, а какой бренд украшает его фасад - вопрос для меня малозначимый. Много удачных фотографий мне удалось сделать сравнительно простой техникой, начиная со старенького послевоенного ФЭД-а, который жив до сих пор. Крутизна камеры для меня отнюдь не самоцель. Наряду с современными цифровиками профи-класса, я по сей день делаю серьёзные съёмки железякой, возраст которой всего на 4 года моложе моего собственного. Две основные системы, которыми я пользуюсь - это Nikon и Pentax. Вполне возможно, что я мог бы полностью сидеть на Pentax, но, к сожалению, в его линейке нет full-frame моделей.
Только не подумайте, что я такой противный сноб и пытаюсь здесь обидеть этого славного зверька Pentax. Ни в коей мере! Более того Pentax - это мой любимец, которого знаю очень давно, дружу и не собираюсь с ним расставаться. Я держал в руках много систем, пожалуй, так или иначе перепробовал все основные, но настолько гармоничных, сбалансированных и элегантных решений как у Pentax, нет, наверно, ни у кого, включая чопорную Leica и кристально отточенный Nikon. Собственно, Pentax не переведётся в моём кофре и по прагматическим причинам. Такой всеядностью по отношению к сторонней оптике, при такой цене и функционале самой камеры, никто не может похвастаться. Ну, плюс совершенно неординарный парк родного стекла, особенно старого мануального, может очень крепко привязать к этой системе кого угодно. Единственного, чего до слёз не хватает в цифровых Pentax - full-frame. Ну, очень бы было кстати!
Что для Вас фотография?

Если не всё, то очень многое. О том, что фотография для меня и хлеб, и средство душевного выражения я уже говорил. Что ещё добавить? Этот вопрос открывает передо мной столько тем, что я даже не рискну пытаться все их перечислить. Про хлеб уже было сказано много, теперь попробую собрать в кучу мысли об искусстве.
Для начала скажу, что любой творческий процесс - есть акт самовыражения. Таким образом, то, что сидит (болит/радует/трогает) внутри меня, так или иначе, находит путь наружу через фотографию. И спасибо огромное ей за это - в противном случае я просто бы переварился в собственном соку. Иными словами фотография, как средство самовыражения, играет роль некой печени в моём творческом метаболизме.
Сейчас я попробую воспользоваться чужими словами - всё-таки я фотограф, а не писатель - со словесами туго...
Одна моя знакомая сказала - "фото - это определенная настройка на человека, им можно зафиксировать определенные состояния, в которых человек был в момент съемки". Я полностью согласен с этой фразой, с той лишь поправкой, что она говорила про портрет, а я в большей степени пейзажист и "настройка" у меня происходит на всё окружающее пространство. То, что я пытаюсь поймать не композицию, не эстетику и не действие, а именно состояние окружающего Мира - это правда. Долгое время я сам не понимал, что я снимаю - делал это интуитивно, лишь потом пришло осознание, что дело в состояниях окружающего пространства, и когда эти состояния меня цепляют, или, может быть, входят в резонанс с моим внутренним состоянием (толкуйте как хотите), я готов начать съёмку. Может быть, я слишком сложно всё объясняю, но сам процесс творческой съёмки я ощущаю именно так. Состояния, пойманные в кадр, и их отношения с состоянием зрителя - это базис фотографических идей большинства моих работ.
Вообще, во время съёмочного сета я вхожу в какое-то особое состояние. В такие моменты я теряю очертания своего Я, забываю, где я и зачем, растворяюсь в том, что вижу вокруг, ноги сами несут к новым точкам съёмки, глаза сами находят нужный ракурс, руки сами снимают. Управлять собой в такие моменты словно перестаю... После съёмки прихожу в себя уставший, вымотанный, как будто был в бреду и беспамятстве, хотя, вроде бы, после всё помню. Как правило, серии снятые в процессе таких сетов воспринимаются глубже отдельных работ.
Ещё я хочу сказать о роли самого фотографа. Возможно, озвучив своё отношение к этому, я помогу кому-то понять свою собственную роль или видение этой роли, а возможно, я вас ещё сильнее запутаю (в любом случае, я надеюсь изменить ваше состояние). В общем-то, тут для меня всё просто - специфика фотохудожника в том, что он умеет смотреть, и выражается он с помощью того, что видит для зрителя. Видеть для зрителя - это основная работа фотографа, с моей точки зрения. (Прошу прощения, за не совсем складный оборот, но он наиболее точно передаёт мою мысль, а я уже предупреждал, что не являюсь мастером слова). Я хочу сказать, что важность видящих глаз, как инструмента, для фотографа ещё важнее, чем у обычного художника. Из этого утверждения следует, что главный инструмент всё-таки глаза фотографа, а не камера. Наши кисти и краски - наши глаза, холст - глаза зрителя, а фотоаппарат не более, чем мольберт или даже муштабель. Извините, что так фривольно смещаю акценты, но в противном случае, я просто не смогу себе объяснить, для чего вообще нужна художественная фотография на фоне рисунка или живописи.
Ваши интересы в фотографии и критерии хорошей фотографии

Кажется, я частично ответил на этот вопрос, отвечая на предыдущий.
Предпочтения в жанре на сегодня - это фотография природы и городской пейзаж. Что будет завтра, я пока не знаю, но мне кажется, в рамках любимого мной пейзажа, так много не решённых проблем, что рано думать о смене жанра.
Ну а про критерии хорошей фотографии как-то сложно говорить после всего написанного выше. Конечно же, фотография, как произведение - это частица души автора со всеми вытекающими последствиями. Фотография, которая несёт в себе эту драгоценную частицу, не может быть плохой, каким бы критериям она не соответствовала и по каким бы не оценивалась.
Ваши удачи, неудачи, планы и тд.

Вместо ответа на этот вопрос, лучше я просто покажу свою последнюю выставку, тем более, что считаю её своей большой удачей.
Экспозиция называется "Всего одна ночь" не случайно - все её кадры сделаны в течении одной ночи, в процессе всего одного фотосета, подобного тем, о которых я говорил выше.
В одну туманную ночь, возвращаясь с вечеринки в честь Halloween, я совершенно спонтанно решил до возвращения домой пройтись улицами родной Одессы. Окружающий туман и свет вечерних фонарей создал настолько уютную атмосферу, что я не смог отказаться от этой прогулки. К счастью, со мной оказалась моя фотокамера. Состояние почти мистического спокойствия, спящего города с привкусом осени подарило мне настолько яркие ощущения, что я решил попытаться передать их на фотобумаге. Так родилась эта экспозиция.
Добро пожаловать в осеннюю сказку вечернего города!

Ну, а планы просты - снимать и делать новые выставки. У меня сейчас в работе два проекта, я надеюсь, что они станут сюрпризами для моих зрителей, посему раньше времени не хочу раскрывать подробности.
Новости
Почему PENTAX?
Фотошкола
Зеркальные фотоаппараты
Компактные фотоаппараты
Средний формат
Объективы
Фотопринадлежности
Обо всем
PENTAX путешествие
Фотоистории
Персона

Комментарии

Вова, Зубков Zub Вова, Зубков
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-09-05
Откуда: Украина, Одесса
Добавлено: 10:13, 19 Августа 2010Цитировать
Спасибо за хороший рассказ и особенно за фотографии , очень приятно видеть родной город . Все снимки сделаны в центре Одессы рядом с моим домом .
Фото автора (68)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (176)
Анна Лю Anka Liu Анна Лю
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-18
Откуда: Москва
Добавлено: 10:41, 19 Августа 2010Цитировать
"Видеть для зрителя" - вот так я и воспринимаю искусство фотографии... Сказано в точку!
Спасибо за статью, интересно было "послушать". Снимки покоряют какой-то картинностью, что-ли...
Фото автора (89)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (633)
Ирина Лукоянова Brunetka Ирина Лукоянова
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2010-03-12
Откуда: г. Коломна, МО
Добавлено: 11:38, 19 Августа 2010Цитировать
А мне фотографии больше напомнили картины маслом, но все равно красивая картинка.
Андрей, а вы, похоже, ведете ночной образ жизни? :-)
Фото автора (2)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (8)
Анатолий АВБ Анатолий
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-09
Откуда: С.-Петербург
Добавлено: 11:44, 19 Августа 2010Цитировать
Интересное интервью. Спасибо, Андрей, за хороший умный рассказ о себе и фотографии. Фотографии замечательные! Успехов!
Фото автора (178)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (1398)
Igor Rozhnov IgorRozhnov Igor Rozhnov
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-11-30
Откуда: Kostroma
Добавлено: 11:49, 19 Августа 2010Цитировать
Огромное спасибо за рассказ и предоставленные работы!!!!!!!!!!
Фото автора (136)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (34)
A.Guryan guryan A.Guryan
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-01-01
Откуда: Чистополь
Добавлено: 12:44, 19 Августа 2010Цитировать
Таких статей и таких фотографий здесь еще не было...
Фото автора (11)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (90)
ИгорКа Krigos ИгорКа
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2010-06-21
Откуда: 27 регион
Добавлено: 01:05, 19 Августа 2010Цитировать
ААААА!!! Круто!!! Любимый город, как он называется? Об этом всякий догадается!!! Каштаны и акации, и краски ярче, чем в мультипликации. Там луна над пристанью висит и каждый кроме женщин - одессит!!! (слова из песни группы "Маки"). Одесса!!! Спасибо за статью, за фото!!!
Только открыв статью и увидев первое фото, еще мысль возникла такая, неужто оперный?! Глядь, и вправду он самый! Дюк, все такое, ностальжи. 1990-95 гг. ОВИМУ-ОГМА (она же вышка), судомеханический факультет. Щас заплачу! Просьба, если есть фото сего учебного заведения на улицах Дидрихсона и Маловского, будьте любезны в студию, парочку, а?
Фото автора (32)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (182)
ИгорКа Krigos ИгорКа
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2010-06-21
Откуда: 27 регион
Добавлено: 01:21, 19 Августа 2010Цитировать
Посмотрел инфо одного снимка /img/art/par/13149-small.jpg
Там указано, что это Никон д300, ИСО 6400, выдержка 1/50, F/4.2. Жаль, что не Пентюха.
Фото автора (32)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (182)
ogryzok Евгений
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-11-11
Откуда: Вильнюс
Добавлено: 02:04, 19 Августа 2010Цитировать
Brunetka писал(а):
мне фотографии больше напомнили картины маслом

Это похоже на результат работы шумодава или заблюривания шумов постобработкой.
Krigos писал(а):
Никон д300, ИСО 6400, выдержка 1/50, F/4.2. Жаль, что не Пентюха

Все сцены статические. Пентаксом можно снимать с рук на гораздо более длинных выдержках, скажем, 1/6-1/8. Исо было бы где-то ~800-1000, ну и потом тоже заблюрить шумы постобработкой. И тоже будет картина маслом ;-)

Kартинки красивые, атмосфера передана отлично. Этот понравился:
/img/art/par/13153-src.jpg
Фото автора (60)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (310)
ИгорКа Krigos ИгорКа
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2010-06-21
Откуда: 27 регион
Добавлено: 03:20, 19 Августа 2010Цитировать
Вот, буквально совсем недавно фотал (эксперементировал), вспомнил, ну и давай после просмотра вышевыложенных фото ночной Одессы на своих шумы разглядывать, в принципе остался доволен. Сейчас специально тож выложил /img/photos/78172-src.jpg
Так что Евгений все верно написал.
Фото автора (32)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (182)
sas159 Aleksandr Ancifrov
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-04-10
Откуда: Russia
Добавлено: 03:56, 19 Августа 2010Цитировать
Очень хорошая статья,полностью с Вами солидарен,прекрасные фотографии.Удачи на этом поприще.(Сколько себя вы вложили в фотографию,ровно на столько она привлечёт внимание зрителя)
Фото автора (50)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (6)
николай карасев nicomosart николай карасев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2009-11-22
Откуда: москва
Добавлено: 04:31, 19 Августа 2010Цитировать
Очень понравилось особенно тротуары, маслянисто - мокрые! Класс!
Фото автора (71)      Cтатьи автора (1)      Комментарии (1029)
Андрей Ясносекирский Adiart Андрей Ясносекирский
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2010-07-12
Откуда: Украина, г. Одесса
Добавлено: 02:20, 21 Августа 2010Цитировать
Спасибо всем огромное, леди, господа и просто люди! Очень приятно читать ваши тёплые слова!
С вашего позволения хочу поделиться благодарностями с моим интервьюером Ксенией Селиверстовой. Без её настойчивых просьб я вряд ли бы сподобился кропать какие-то буковки.
Ксения! Спасибо Вам за то, что растолкали моё ленивое Я!

Что касается технических вопросов.
Снято Никоном только потому, что таковой был с собой. Чувствительность задрана по двум причинам. Во-первых, не было с собой даже монопода (возвращался со "вспышечной" съёмки), так что, не смотря на мощный стаб, старался минимизировать выдержку для рук. Во-вторых, осознанно хотелось шумных кадров. Это странное желание связано с туманом - давно заметил, что атмосферу и фактуру тумана легче всего передавать с помощью зерна. Ещё в доцифровую эпоху старался снимать туман на крупнозенистую Фото-250 - так он получался намного выразительней. Обе системы - и Nikon, и Pentax дают весьма красивые шумы, напоминающие естественную зернистость плёнки, за что и любимы - Canon так не умеет.
На счёт заблюренности. На самом деле оригинальные напечатанные работы более зернистые. Под печать я корректировал шум в основном в цветных каналах LAB-представления, а яркостной канал почти не трогал. Пришлось для интернета всё зализать сильнее, чем для печати. При уменьшении с контролем резкости, зернистость вылазит неприятными артефактами, муаром и прочей гадостью. У меня много работ с крупным зерном, и я до сих пор не решил проблему, как их уменьшать для публикации в сети, что бы при этом оставалось ощущение той же фактуры, что и на оригинале.

Krigos, к сожалению, "Вышку" у себя не нашёл. :(

Ещё раз всем спасибо!
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (2)
ИгорКа Krigos ИгорКа
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2010-06-21
Откуда: 27 регион
Добавлено: 04:06, 21 Августа 2010Цитировать
Андрей, раз вышки у Вас нет, значит есть, что еще поснимать как нибудь, на досуге так сказать!
Фото автора (32)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (182)
Александр Артемьев artphoto Александр Артемьев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2009-08-06
Откуда: ВИТЕБСК БЕЛАРУСЬ
Добавлено: 09:10, 23 Августа 2010Цитировать
Андрей,спасибо! Очень интересная и оригинальная статья! Читается легко!
Фото понравились! Успехов Вам!
Фото автора (118)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (2737)
A.Guryan guryan A.Guryan
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-01-01
Откуда: Чистополь
Добавлено: 05:14, 25 Августа 2010Цитировать
Андрей, Прошу Вас, только не слушайте здешних советов. Здесь советы умеют давать все, снимать - два - три человека. Помните: ученого учить - только портить.
Фото автора (11)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (90)
ogryzok Евгений
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-11-11
Откуда: Вильнюс
Добавлено: 08:19, 25 Августа 2010Цитировать
guryan писал(а):
Андрей, Прошу Вас, только не слушайте здешних советов

Вроде как в комментариях ни единого совета, тем более Андрею, не промелькнуло. Может перепутали статьи и комментарии к ним? Не спешите жать Enter :-)
И, кстати, Андрей очень понятно объяснил технику, которой пользуется и почему, как и что делал. Конструктивное обсуждение.
Фото автора (60)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (310)
Андрей Ясносекирский Adiart Андрей Ясносекирский
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2010-07-12
Откуда: Украина, г. Одесса
Добавлено: 07:04, 25 Августа 2010Цитировать
guryan писал(а):
Андрей, Прошу Вас, только не слушайте здешних советов.
А что есть опасность, что меня здесь лишат девственности?...
Хм... Как-то староват я уже для этого. Не находите?
И вообще - пока всё достаточно позитивно!
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (2)
Чтобы оставить свой комментарий необходимо:   [ войти ]   [ зарегистрироваться ]
Андрей Ясносекирский: О творческом метаболизме
© 2007-2010 PentaxNews. При перепечатке материалов ссылка на www.pentaxnews.ru обязательна
Сайт PentaxNews — цифровых фотоаппаратов Pentax много не бывает!