Что нужно сделать, чтобы в один прекрасный день вас обозвали таким образом? Возможно, имеет смысл, как Молодковец, стать автором фотографий к более чем 100 каталогам и альбомам, посвященным собраниям и коллекциям Эрмитажа и книгам по истории и архитектуре Петербурга. Реализовать несколько собственных интереснейших фотопроектов. Выставить их в Эрмитаже, Москве и Лондоне. Регулярно фотографировать для журналов и газет, среди которых "Аргументы и факты", "Московские новости", "Elle", "Hello", "Rossika", "Cosmopolitan", “El Paris", "Hermitage", "Интерьер+Дизайн", "Антиквариат", "Собака", "Пинакотека", "ВещьДок", "Под ключ", "Талеон", "Адреса Петербурга", "Штаб квартира", "Загородный дом". Стать преподавателем курса "Фотоискусство" в СПб Государственном университете технологии и дизайна. Наконец, войти в Союз дизайнеров и Союз художников России.
За всеми этими делами не забывайте делать отличные снимки. И все у вас получится. Ну, разве что с работой в Самом Эрмитаже должно очень сильно повезти!
- Как попасть на работу в Эрмитаж?
- У меня все вышло само собой. Примерно 15 лет назад позвали работать в эрмитажное издательство, а оттуда - в музейную фотолабораторию. Привыкнуть к этому невозможно: сам до сих пор удивляюсь, что адрес работы - Зимний дворец.
- У меня все вышло само собой. Примерно 15 лет назад позвали работать в эрмитажное издательство, а оттуда - в музейную фотолабораторию. Привыкнуть к этому невозможно: сам до сих пор удивляюсь, что адрес работы - Зимний дворец.
В фотолаборатории Эрмитажа |
- А зачем, кстати, музею фотолаборатория?
- Любой музей - и Эрмитаж, естественно, тоже - выполняет три функции: хранит, изучает, показывает. Мы в фотолаборатории делаем фотографии экспонатов для выставочных каталогов, научных сборников, фиксируем процессы реставрации. Очень востребованы в имиджевых целях виды музея и портреты людей, которые там работают. В широком смысле, мы визуально документируем коллекции музея и его жизнь.
Есть свои привилегии у работников фотолаборатории. Почти никто из сотрудников (а тем более, посетителей) Эрмитажа не может позволить себе роскошь перетрогать все, что в нем выставляется. А через руки всего девяти сотрудников фотолаборатории ежедневно проходят то русский императорский фарфор, то полотна Ван Гога, а то и вообще - египетский жрец "Андрюша" из захоронения Пазырык.
- Могу поспорить, что ежедневная съемка экспонатов Эрмитажа не проходит для вас бесследно...
- Цель музейной фотосъёмки - передать руку Мастера, сделавшего вещь, отобразить специфику материала, точно передать его форму, цвет, объем.
Результатом ежедневного фотографирования эрмитажных шедевров стала своего рода насмотренность, которая подсказывает, как сделать фотографию лучше. Иногда я замечаю, что постановка композиции берется из картин. Читаются ли потом на снимке эти отсылки к конкретным картинам, я не знаю - я их сам, кажется, не всегда считываю. А еще постоянный контакт с высоким искусством никогда не допустит заблуждений фотографа относительно собственной значимости. Несмотря на внешний аскетизм такой деятельности для фотографа, там же - в Эрмитаже - постоянно приходят идеи для собственных работ. Как водится, совершенно случайно.
- Любой музей - и Эрмитаж, естественно, тоже - выполняет три функции: хранит, изучает, показывает. Мы в фотолаборатории делаем фотографии экспонатов для выставочных каталогов, научных сборников, фиксируем процессы реставрации. Очень востребованы в имиджевых целях виды музея и портреты людей, которые там работают. В широком смысле, мы визуально документируем коллекции музея и его жизнь.
Есть свои привилегии у работников фотолаборатории. Почти никто из сотрудников (а тем более, посетителей) Эрмитажа не может позволить себе роскошь перетрогать все, что в нем выставляется. А через руки всего девяти сотрудников фотолаборатории ежедневно проходят то русский императорский фарфор, то полотна Ван Гога, а то и вообще - египетский жрец "Андрюша" из захоронения Пазырык.
- Могу поспорить, что ежедневная съемка экспонатов Эрмитажа не проходит для вас бесследно...
- Цель музейной фотосъёмки - передать руку Мастера, сделавшего вещь, отобразить специфику материала, точно передать его форму, цвет, объем.
Результатом ежедневного фотографирования эрмитажных шедевров стала своего рода насмотренность, которая подсказывает, как сделать фотографию лучше. Иногда я замечаю, что постановка композиции берется из картин. Читаются ли потом на снимке эти отсылки к конкретным картинам, я не знаю - я их сам, кажется, не всегда считываю. А еще постоянный контакт с высоким искусством никогда не допустит заблуждений фотографа относительно собственной значимости. Несмотря на внешний аскетизм такой деятельности для фотографа, там же - в Эрмитаже - постоянно приходят идеи для собственных работ. Как водится, совершенно случайно.
Проект "Новый Эрмитаж" |
- Что за идеи родились в музее, например?
- Как-то раз потребовалась интерьерная съемка Николаевской лестницы, мимо которой я ходил довольно редко. Там шла реставрация, и статуи, украшавшие лестницу, были от греха подальше упрятаны под пленку. Мрамор и полиэтилен стал темой серии работ - сначала она выставлялась в Москве, затем в Лодноне, а в конце концов, и в самом Эрмитаже. Проект "Новый Эрмитаж" получился вот каким: огромного формата слайды были развешены на чердаке Зимнего дворца и подсвечены ультрафиолетом. Авторами экспозиции выступили мои друзья из архитектурного бюро "Витрувий и сыновья", а музыку к выставке написал Женя Федоров из группы Tequilajazz. Никакого бюджета у нас не было - зато имел место невиданный общий энтузиазм. Вобщем, вот что вышло из истории одной реставрации.
- Как-то раз потребовалась интерьерная съемка Николаевской лестницы, мимо которой я ходил довольно редко. Там шла реставрация, и статуи, украшавшие лестницу, были от греха подальше упрятаны под пленку. Мрамор и полиэтилен стал темой серии работ - сначала она выставлялась в Москве, затем в Лодноне, а в конце концов, и в самом Эрмитаже. Проект "Новый Эрмитаж" получился вот каким: огромного формата слайды были развешены на чердаке Зимнего дворца и подсвечены ультрафиолетом. Авторами экспозиции выступили мои друзья из архитектурного бюро "Витрувий и сыновья", а музыку к выставке написал Женя Федоров из группы Tequilajazz. Никакого бюджета у нас не было - зато имел место невиданный общий энтузиазм. Вобщем, вот что вышло из истории одной реставрации.
Из серии "Эрмитаж: уединение" |
- Насколько сложно развернуть солидный государственный музей к себе лицом - в плане организации событий?
- На самом деле, не так сложно, как может показаться. С предложением создать "Новый Эрмитаж" на чердаке музей обратился ко мне сам. А в серии "Эрмитаж: уединение" Михаил Пиотровский без проблем помог организовать съемочный процесс. Кстати, мысль о фотосъемке ночного Эрмитажа также пришла совершенно неожиданно. Я возвращался поздно вечером с работы вдоль музейных залов и понял, что Эрмитаж без посетителей и света - зрелище, доступное далеко не каждому.
- На самом деле, не так сложно, как может показаться. С предложением создать "Новый Эрмитаж" на чердаке музей обратился ко мне сам. А в серии "Эрмитаж: уединение" Михаил Пиотровский без проблем помог организовать съемочный процесс. Кстати, мысль о фотосъемке ночного Эрмитажа также пришла совершенно неожиданно. Я возвращался поздно вечером с работы вдоль музейных залов и понял, что Эрмитаж без посетителей и света - зрелище, доступное далеко не каждому.
- Вы уже успели почувствовать разницу между Петербургом и Лондоном. Как там воспринимают ваши фотографии?
- Пока было только 2 выставки в Лондоне, в музее Соммерсет-Хауз (его нередко сравнивают с Эрмитажем: оба здания построены в стиле барокко в центре имперских столиц на берегу рек, оба хранят в своих стенах произведения искусства). В 2003 году там была презентация альбома и выставка "Петербург. Перспективы". Там были засняты стены питерских домов, что называется, аутентичные - с облупившейся штукатуркой и тд. Надо было успеть до трехсотлетия и связанных с ним косметических мер. Ну а сравнительно недавно в Англию ездила выставка "Новый Эрмитаж". Разница в восприятии фотографий зрителями - ощущается сильно. Британцы смотрят работы внимательно, молча, и активно покупают фотографии, потому как выставки обычно организуются в высоких благотворительных целях.
- Ваша преподавательская деятельность - она тоже имеет перед собой высокую цель?
- Слухи о широте этой самой деятельности сильно преувеличены. Я четвертый год читаю курс "Фотоискусство" в СПб Государственном университете Технологии и Дизайна, веду трехдневный мастер-класс в школе дизайна ART FUTURA, и один день рассказываю об интерьерной и архитектурной съемке в школе декора Ультрамарин. Причем больше всего мне нравится самый сжатый, однодневный курс, потому что все, что я знаю о фотографии, можно легко уместить в три часа беседы. Уверен, что чем дальше, тем больше это время будет сокращаться.
- Расскажите о своем опыте оценки чужих фотографий? И как оценивать конкурсные работы, если вас приглашают в жюри?
- Оценка, конечно, ужасно субъективная вещь. Все мы люди, которые постоянно находятся в каком-то эмоциональном состоянии, даже будучи преподавателями. Мне остается руководствоваться только собственным вкусом и здравым смыслом. Никаких универсальных правил здесь, к сожалению, не существует: заявлять, что работа плохая, потому что в композиции нет золотого сечения? Глупости! Можно смело нарушать все законы композиции и выходить при этом победителем.
- Может ли фотограф при этом нарушать общепринятые этические нормы? Чего вы никогда не стали бы снимать?
- Фотограф должен снимать абсолютно все, что вызывает у него интерес и вдохновляет на творческий подвиг. Другой вопрос - должен ли он это показывать? Каждую фотографию волей-неволей мы воспринимаем в контексте времени, пространства, повестки дня. Возможно, снимок будет годами дожидаться нужного времени и места. Но сделать его фотограф, я считаю, должен.
- Не проще ли выложить снимок в интернет и подняться в поисковом рейтинге, не дожидаясь времени и места?
- За время нашей беседы в русскоязычных блогах появилось не меньше тысячи новых фотографий, наверно. Да, каждый может выложить какое угодно фото с комментарием "Смотрите, анализируйте!" И кто-то обязательно посмотрит, проанализирует. Такой технический слив изображений лично мне не нравится. На производство сотен снимков сегодня уходят буквально мгновения, а вот осмыслить, отобрать карточку - совсем не просто. Тоже настоящее искусство.
Записала Мария Галенко
- Пока было только 2 выставки в Лондоне, в музее Соммерсет-Хауз (его нередко сравнивают с Эрмитажем: оба здания построены в стиле барокко в центре имперских столиц на берегу рек, оба хранят в своих стенах произведения искусства). В 2003 году там была презентация альбома и выставка "Петербург. Перспективы". Там были засняты стены питерских домов, что называется, аутентичные - с облупившейся штукатуркой и тд. Надо было успеть до трехсотлетия и связанных с ним косметических мер. Ну а сравнительно недавно в Англию ездила выставка "Новый Эрмитаж". Разница в восприятии фотографий зрителями - ощущается сильно. Британцы смотрят работы внимательно, молча, и активно покупают фотографии, потому как выставки обычно организуются в высоких благотворительных целях.
- Ваша преподавательская деятельность - она тоже имеет перед собой высокую цель?
- Слухи о широте этой самой деятельности сильно преувеличены. Я четвертый год читаю курс "Фотоискусство" в СПб Государственном университете Технологии и Дизайна, веду трехдневный мастер-класс в школе дизайна ART FUTURA, и один день рассказываю об интерьерной и архитектурной съемке в школе декора Ультрамарин. Причем больше всего мне нравится самый сжатый, однодневный курс, потому что все, что я знаю о фотографии, можно легко уместить в три часа беседы. Уверен, что чем дальше, тем больше это время будет сокращаться.
- Расскажите о своем опыте оценки чужих фотографий? И как оценивать конкурсные работы, если вас приглашают в жюри?
- Оценка, конечно, ужасно субъективная вещь. Все мы люди, которые постоянно находятся в каком-то эмоциональном состоянии, даже будучи преподавателями. Мне остается руководствоваться только собственным вкусом и здравым смыслом. Никаких универсальных правил здесь, к сожалению, не существует: заявлять, что работа плохая, потому что в композиции нет золотого сечения? Глупости! Можно смело нарушать все законы композиции и выходить при этом победителем.
- Может ли фотограф при этом нарушать общепринятые этические нормы? Чего вы никогда не стали бы снимать?
- Фотограф должен снимать абсолютно все, что вызывает у него интерес и вдохновляет на творческий подвиг. Другой вопрос - должен ли он это показывать? Каждую фотографию волей-неволей мы воспринимаем в контексте времени, пространства, повестки дня. Возможно, снимок будет годами дожидаться нужного времени и места. Но сделать его фотограф, я считаю, должен.
- Не проще ли выложить снимок в интернет и подняться в поисковом рейтинге, не дожидаясь времени и места?
- За время нашей беседы в русскоязычных блогах появилось не меньше тысячи новых фотографий, наверно. Да, каждый может выложить какое угодно фото с комментарием "Смотрите, анализируйте!" И кто-то обязательно посмотрит, проанализирует. Такой технический слив изображений лично мне не нравится. На производство сотен снимков сегодня уходят буквально мгновения, а вот осмыслить, отобрать карточку - совсем не просто. Тоже настоящее искусство.
Записала Мария Галенко
Постскриптум:
В процессе подготовки этого материала появились вот такие светские новости: всемирно известное издательство PHAIDON выпустило путеводитель "Wallpaper City Guide St Petersburg". На его четвертой странице - ликбез "Essential Info" с самой важной информацией. В котором рекомендуются 4 книги о Петербурге:
1) "Медный Всадник" Александра Пушкина,
2) "Петербург.Перспективы" Юрия Молодковца,
3) "Преступления и наказание" Федора Достоевского,
4) "St Petersburg" Колина Эмери и Юрия Молодковца.
...вот такая жестокая статистика! =)
1) "Медный Всадник" Александра Пушкина,
2) "Петербург.Перспективы" Юрия Молодковца,
3) "Преступления и наказание" Федора Достоевского,
4) "St Petersburg" Колина Эмери и Юрия Молодковца.
...вот такая жестокая статистика! =)