Конкурсы
Архив конкурсов
Прогулка в страну "Камеранию"
Автор:

Прогулка в страну "Камеранию"

18 Апреля 2008 Версия для печати
В избранное
Прогулка в страну
Далёкие экзотические страны, южные и северные моря, прекрасные уголки нашей страны - Камчатка, Байкал, Урал, Карелия. Нильские крокодилы и белые медведи, пирамиды Хеопса и дворцы Индии, древние развалины Афин и Рима. Сколько привлекательнейших направлений, куда ежегодно идут, едут, плывут и летят миллионы туристов, чтобы "нагрузиться" новыми впечатлениями и пополнить свои альбомы сотнями, а может и тысячами новых картинок невиданных ещё (ими) мест.А я приглашаю на небольшую прогулку в "Камеранию".
Итак, я открываю дверь и веду Вас в эту мифическую, но, тем не менее, реально существующую страну, название которой - "Камерания". (Вот вздумалось мне, так и назвал!). Сразу возникает вопрос, где же, в каком географическом месте она располагается, и кто её населяет? А она везде, в каждом, почти, доме. Там, где лежат, хранятся, а иногда и просто валяются вместе с хламом, старые и не совсем старые, иногда даже почти новые, но уже ненужные плёночные фотографические камеры отечественного производства.

Цифровая технология, ворвавшаяся в фотомир, стремительно, даже сверхстремительно вытесняет плёнку. Даже закоренелые консерваторы (вроде меня!), приверженцы прежних, химических способов получения фотоизображений, отработанных и испытанных десятилетиями (хотя и не достигших ещё того уровня, после которого начинается тупик), потихоньку начинают переходить на "цифру", часто сочетая одно с другим. Очень уж привлекает быстрота получения высококачественного конечного результата - изображения на бумаге или экране монитора.

И всё реже и реже приобретается фотоплёнка, всё реже берётся плёночная камера, всё дольше она начинает лежать без движения.
В каком-то фантастическом произведении высказывалось предположение, что многие вещи способны накапливать память о прошедших временах и происходивших когда-то событиях. Если допустить такую возможность, то старая фотокамера будет наиболее ёмким накопителем информации. Куда только, где и когда она не смотрела своим сиреневым, широко открытым глазом объектива! Мало найдётся уголков планеты и происходивших в разные времена событий, где бы не присутствовала фотокамера, запечатлевавшая эти события. Свидетельство тому - многие миллионы негативов и слайдов, хранящихся в закромах и забытых углах страны с придуманным именем "Камерания".

Старенький, ещё довоенного выпуска, ФЭД хорошо помнит своего первого хозяина, деда того, который постигал премудрости фотоискусства именно с этой, немало повидавшей на своём веку, камерой. Кто кого получил в наследство - то ли внук от деда этот ФЭД, то ли ФЭД приобрёл своего третьего хозяина.... Да это и не столь важно. Только вот этот последний молодой хозяин, ещё лет пять тому назад не расстававшийся с камерой, давненько уже не заряжает плёнкой старинного друга, предпочитая (даже как-то немного смешно, немного грустно и чуть-чуть обидно...) пластмассовую коробочку со снисходително-полупрезрительным названием "цифромыльница".

И остаётся лежать без движения заслуженный ветеран ФЭД с всё тающей надеждой, что всё-таки придёт время и он почувствует внутри кассету с плёнкой! А пока остаётся только прислушиваться к своим механизмам и жаловаться соседу, а если соседа нет, то просто самому себе, что вот без привычной работы пружины слабеют, смазка густеет, шторки пересыхают... Только глаз объектива по-прежнему зорок и чист, как и много десятков лет назад. Спасибо всем поколениям хозяев! Они бережно относились к самому уязвимому месту - к передней поверхности линзы объектива, не держали без необходимости открытой, избегали касаний пальцами и не протирали случайными тряпочками.

Многие тысячи "Зорких", "Киевов", "Зенитов", "Смен" потихоньку отстраняются от своих прямых предназначений - съёмки всевозможных сюжетов, находя последнее пристанище в укромных, спрятанных подальше с глаз их хозяев, местах - в нижних ящиках мебельных стенок, во встроенных шкафах, или, наоборот, в антресолях, откуда достать - проблема. Со временем даже сам хозяин начинает забывать, что где-то (только вот где?), лежит у него давно забытая камера.

Общее количество выпущенных в СССР фотоаппаратов довольно большое. Только объединение ЛОМО изготовило более 40 миллионов камер. Немало изготовленного уходило за пределы страны, на экспорт, но большая часть всё же приобреталась нашими соотечественниками. Казалось бы, что в придуманной мною стране Камерании проживают (или доживают) многие миллионы фотоаппаратов разных конструкций, простеньких и более сложных, микроформатных, полуформатных, малоформатных и среднеформатных, шкальных, дальномерных и зеркальных. Немало было разработано автоматических и полуавтоматических, как зеркальных, так далномерных и шкальных. Даже представителей автофокусных можно было встретить среди доморощенных камер. Общее количество всех разработок превышает 200 различных моделей и модификаций.

Но вместе с развалом СССР развалилась и вся отечественная фотоиндустрия, приток наших камер в страну Камеранию сначала сократился, а потом и вовсе быстренько иссяк. Как известно, природа не терпит пустоты. Из-за рухнувшего "железного занавеса" на прилавки торговых точек мощным потоком хлынули камеры-иностранки, преимущественно японских фирм. Они весьма энергично вытесняют всё отечественное "фотонаселение" страны Камерании. Но самое огорчительно-неприятное не в том, что армия любителей и профессионалов берёт на вооружение фотоаппараты "не нашего производства", а в том, что общее количество отечественных камер, до недавнего времени составлявших основное "население" Камерании, быстро сокращается. Они просто исчезают из нашей страны. Какая-то часть за ненадобностью просто выбрасывается, часть отдаётся детишкам "на растерзание" и потом тоже выбрасывается. Но самое главное - наиболее интересные и ценные экземпляры "уплывают" за границу. Развернулась настоящая широкомасштабная охота за фотокамерами производства бывшей империи СССР. За "бугром" гораздо больше состоятельных людей, которые могут, в отличие от нас, позволить себе такое "хобби"-роскошь, как коллекционирование предметов, связанных с фотографией. Знаю нескольких патриотов, которые тоже имеют подобное увлечение. Но их единицы по сравнению с заграничными. Знаю также и таких "господ" (товарищами назвать - язык не поворачивается), которые за бесценок скупают наши камеры и партиями отправляют за границу. Что тут скажешь? У каждого свой "бизнес"... Наши камеры пока не приравнены к предметам национального достояния, как те же иконы, к примеру. Только придёт скоро такое время, когда "вживую" увидеть тот же довоенного выпуска ФЭД, а тем более повертеть его в руках, уже не представится возможным. В редких наших музеях никто не даст в руки выставочный экспонат.
Я рассматриваю любую камеру не только как рабочий инструмент фотографа, но и как законченное и самодостаточное произведение технического и технологического искусства, как культуру особого вида. А любая культура состоит, прежде всего, в сохранении всей непрерывной ветви фактов, событий и свершений, воплощенных в материальную субстанцию. Поэтому наши камеры вполне достойны тщательного сохранения и изучения наравне с прочими произведениями искусства. Кто владеет прошлым, владеет настоящим. Владение настоящим позволит уверенно владеть будущим.

Подспудная цель этой небольшой статьи - призвать коллег по увлечению не позволить совсем уж "сузкоглазиться и пожелтеть с лица" населению нашей Камерании. Пусть наши камеры не будут браться в руки для выполнения ими их предназначения, но пусть они займут пожизненные почетные места в наших домах, чтобы в будущем можно было взять в руки раритет и показать потомкам.

Впрочем, плёнку пока никто ещё не отменял. Судя по тому, как та же всем известная фирма "Кодак" не собирается свёртывать производство плёнок и постоянно выдаёт всё новые виды светочувствительных эмульсионных материалов, плёночные камеры, в том числе и наши, пока рано консервировать.

А сейчас я введу Вас через открытую дверь в эту интересную страну Камеранию и познакомлю с некоторыми из её обитателей. Не тешу себя лестной надеждой сделать открытие и чем-то удивить. Многие видели, держали в руках и работали камерами, небольшая часть которых здесь представлена. Кто знает, вспомнит, кто не знает, познакомится в общих чертах. Придерживаться хронологии по датам рождения той или иной камеры не буду. Придержусь увеличением формата.
Передо мной заводская упаковочная коробка с надписью: "КИЕВ 30 - Миниатюрный фотоаппарат". На правой боковой стороне - "ЦЕНА 30 руб". Цена зачеркнута и от руки новая: "15 руб. 15/08-86г." Выпущен в 1982 году, пролежал, бедолага, четыре года на витринной полке магазина, никто не взял. 15 августа 86 года уценили в два раза. Не припомню уже, какими путями сей экземпляр оказался у меня. Но то, что этим фотоаппаратом не было отснято ни одной пленки, совершенно точно.
Открываем и достаём уложенное. В аккуратном пластмассовом вкладыше находится сам фотоаппарат в футляре из светло-коричневого кожзаменителя, запасная двойная кассета, тоже в футляре, диск-вкладыш в стандартный проявочный бачок для 35мм. плёнки, чтобы можно было проявить 16мм., какая и должна заряжаться в кассету, форматный вкладыш в рамку увеличителя и "Руководство по эксплуатации".

Даже слово "фотокамера" как-то не подходит к этому аппаратику. Скорее это "фотик". Казалось бы, что этот фотоаппарат, производства киевского "Арсенала", относится к разряду технических игрушек (серии "шпионских"), прежде всего по формату кадра 13 х 17мм. Но просто язык не поворачивается назвать это воплощение инженерно-технической мысли игрушкой! (Не надо забывать, что первая модель этой серии "Киев-Вега" вышла в свет в 1960 году, а разработка её началась в 50-х годах).
Взяв в руки этот шедевр, сразу чувствуешь основательную надёжность и прочность, рассчитанную на долголетний срок службы. Никаких пластмассовых "хлипкостей", какими грешат практически все современные "мыльницы". Все механизмы изготовлены из металлов и с высоким качеством. Даже корпус - литьё под давлением из силумина, с прочным оксидным покрытием благородного черного цвета. Достаточно светосильный объектив (3,5/23мм.) с возможностью установки дистанции съёмки по шкале. Некоторое неудобство этой установки - мой палец оказался толстоват, чтобы поворачивать маховичок, не пролезает в выемку. Приходится спичку применять. Три выдержки - 1/30, 1/60 и 1/200 сек. Даже синхроконтакт имеется с возможностью применения вспышки на всех выдержках, что, на фоне прочих шторно-щелевых камер, отличное достижение. (Камеры того периода позволяли, преимущественно, применять вспышку только при 1/30 сек.). Непонятно только, как прикреплять вспышку к "фотику", а скорее - "фотик" к вспышке, имея в виду, что размеры "КИЕВ 30" имеет 28 х 47 х 86 мм., что немного больше двух спичечных коробок.
Хотелось бы показать образцы фотографий, выполненных этим "фотиком", но не знаю, где можно взять неперфорированную 16мм. плёнку. Разве только попытаться самому отрезать полосу нужной ширины...
Сегодня я открыл застеклённую дверку стеллажа и протянул руку, чтобы взять много лет дремавший на полке в тщетном ожидании той работы, для какой был создан, один из ещё одной серии "фотиков", "Агат 18К", чем поверг его в немалое удивление и страшное волнение. "Как?! Не может такого быть!!! Неужели хозяин вставит кассету с плёнкой, и мы вдвоём будем бродить, ловить сюжеты и снимать, снимать, снимать! Все 72 кадра, а если постараться, то и 80!"
Мне даже показалось, что "фотик" завилял хвостиком-темляком от волнительной благодарности за минуты счастья, счастья выполнять работу, для которой создан. А ведь это так и есть! Любая вещь, как и человек, существует и живёт полноценной жизнью только тогда, когда имеет возможность заниматься своим делом. В противном случае, как говорилось выше - "пружины слабеют, смазка густеет..." и аппарат становится "экспонатом".

"Агат 18К" можно, пожалуй, назвать одним из заключительных аккордов советской фотопромышленности. В его конструкции нет привычных для большинства фотолюбителей устройств установки диафрагмы и выдержки. Величину экспозиции отрабатывает затвор-диафрагма, т.е. затвор при срабатывании открывается не всегда полностью, а в зависимости от установленной экспозиции по символам погоды на наружном желтеньком кольце и чувствительности плёнки. Вместе со скоростью работы затвора меняется и величина открываемой "дырки" объектива. Значение отрабатываемой диафрагмы можно видеть внизу на том же кольце. Выдержка значится в таблице, помещённой в "Руководстве по эксплуатации". (Разумеется, крайне неудобно!). По современным меркам - примитив, но работает!
Заправив "Агат 18К" плёнкой и выйдя погулять с целью испытания, я ожидал получить хотя бы десятую часть сносных снимков, так как последний раз занимался определением экспозиционных параметров "на глазок" лет 20 тому назад. (Избаловала нас современная фототехника, не позволяющая сделать заведомый технический брак!). Каково же было удивление, когда на проявленной плёнке явного брака оказалось почти ничего! Даже в условиях довольно сложного освещения внутри помещения с огромными перепадами между тёмными и ярко освещёнными местами "Агат 18К" справился совсем даже неплохо.

В отличие от "КИЕВА 30" здесь сплошная пластмасса. К некоторым достоинствам можно отнести малые габариты (95 х 60 х 40) мм. и вес, всего 130 грамм. Он даже легче целиком металлического "КИЕВА 30". Особенности экономичной зарядки аппарата плёнкой позволяют получить до 80 кадров на рулоне стандартной длины. Формат кадра (18 х 24)мм, конечно, не предназначен для получения высококачественных снимков большого формата, но в качестве своеобразной записной книжки или этюдника вполне пригоден. Да и для пополнения семейного альбома вполне пойдёт.

Одна из особенностей - передняя линза видоискателя имеет зеркальное покрытие, по отражению, на котором можно точно скомпоновать автопортрет, держа камеру в собственной вытянутой руке.
"Агат 18К" отличается от ранее выпущенного "Агата 18" узлом приёмной катушки и расширенной шкалой чувствительности плёнки, приведённой к современным реалиям.
Этот достаточно грубо изготовленный фанерный ящик не что иное, как упаковочный футляр для "зеркалки" "ЗЕНИТ-СЮРПРИЗ МТ-1", предназначенный для медицинских работ.
Открыв этот "сундучок", обнаруживаем в упаковочных гнёздах, оклеенных зелёной фланелью, саму камеру, два специализированных сменных объектива - "МИР - 25МТ" 3,5/30мм. и "ИНДУСТАР -50МТ" 7/50мм., резиновый наглазник и всякую ненужную мелочь, вроде запасных кассет.
Объективы устанавливаются на камеру при помощи специального байонета, более ни на каких фотоаппаратах не встречающегося. Возможности изменения диафрагмы тоже нет. Объективы с постоянной "дыркой".
Кадровое окно 18 х 24мм., т.е. камера "полуформатка" или "полукадровка". Спроектирована на базе камеры "ЗЕНИТ - 19". Имеет очень хороший набор выдержек, от 1/1000 до 1,0сек. и "В", отрабатываемые электронным затвором с металлическими ламелями вертикального хода. Практического, прикладного интереса для фотолюбителей эта камера вряд ли имеет.
Возможно, не стоило упоминать здесь камеру для медицинских целей, но какая-то часть этих камер была снабжена объективом "MC HELIOS 44M-4" и пущена в свободную продажу. К сожалению, при переделке "Зенита 19" в "ЗЕНИТ-СЮРПРИЗ", из конструкции камеры был "выброшен" узел TTL, что, несомненно, резко сократило возможности аппарата. Ниже показываю пару кадров. Моё мнение и впечатление - камера довольно редкая, изготовлена добротно, держать в руках приятно. Можно применять все резьбовые сменные объективы. Только для практического применения представляет сомнительный интерес. Такая солидность, увесистость и... "полукадровка"! Вроде как "из пушки - по воробьям". Да ещё TTL - замера нет!
Если уж "баловаться" полукадровкой, то стоит посмотреть на "Чайку". Лучше - на последнюю модель этой серии "Чайку 3". Название этой серии посвящено первой женщине-космонавту Валентине Терешковой, имевшей позывной во время космического полёта "Чайка". Выпускались эти фотоаппараты Белорусским оптико-механическим объединением (БелОМО), с 1965 по 1974 годы. Разработано четыре модели, "Чайка", Чайка-2", "Чайка-2М" и "Чайка-3". Прочный металлический корпус, объектив "Индустар-69" 2,8/28мм., установка экспозиции по связанному экспонометру, небольшие габариты позволяют постоянно носить этот "фотик" с собой "на всякий случай".
Стоит признать, что все "Чайки" плохо "держат" контровой свет. Появляются паразитные блики и прочие "зайцы". Ниже я привожу одну такую фотографию, где хорошо видны эти недостатки.
А ещё лучше послужит в качестве эскизной камеры-полукадровки автоматический шкальный фотоаппарат "ФЭД-МИКРОН", выпускавшийся с 1967 года Харьковским объединением "ФЭД". Очень добротно, прочно (и красиво) выполненный металлический корпус, центральный затвор, отрабатывающий выдержки от 1/800 до 1/30, светосильный, прекрасно рисующий объектив "ГЕЛИОС-89" 1,9,30мм. Одно неудобство - шкала чувствительности отстала от современности. Но приспособиться вполне можно.
Каждый фотолюбитель знает или хотя бы слышал о таком виде фотоискусства, как "Ломография", о ломографических обществах, организованных в более, чем 50 странах мира. И всему "виной" или, если хотите, причиной, основой и фундаментом стал ничем особо не примечательный фотоаппарат, или, как ему лучше идёт, "фотик", выпускавшийся объединением ЛОМО. Название его - "ЛОМО ЛК-А", или просто "ЛОМО - компакт".

Видимо всё дело в том, что имел место быть Его Величество "СЛУЧАЙ". Совершенно случайно в 1993 году двое австрийских студентов приобрели, за неимением больших средств, этот недорогой аппаратик ленинградского производства и начали снимать всё подряд, даже не глядя в видоискатель. Далее они организовали и зарегистрировали Международное Ломографическое общество.

Эта шутка или, как сегодня принято говорить, "прикол", оказался заразительным и популярным. Общества стали размножаться, "как грибы после дождя". Так это или нет, но "ЛОМО-компакт-автомат" получил известность и стал популярным во всём мире. Даже сегодня находится немало фотолюбителей, жаждущих заполучить его. Но аппарат прекратили выпускать в 2000 году. Не буду говорить много на эту тему, кому интересно, наберите в поисковике ключевое слово "Ломография" и Вам "вывалят" массу всевозможных сведений об этом движении.

К достоинствам этого малоформатного, с кадром 24 х 36 мм "фотика" можно отнести неплохой широкоугольный объектив "MINITAR - 1" 2,8/32мм., автоматическую отработку экспозиций и, как у большинства аппаратов советского производства, прочный корпус и надёжный механизм. Широкоугольник позволяет снимать "от бедра", чем и воспользовались "ломографисты".
Для интереса я "отщелкал" плёнку этим "аппаратиком". Могу сказать, что автоматика работает вполне "на уровне". Вот с наводкой на резкость по довольно грубой шкале расстояний, особенно на ближние дистанции, вышло много промахов. Чтобы не привлекать внимания окружающих, некоторые жанровые сюжеты снимал "от бедра", не глядя в видоискатель. И всё равно был замечен охранником внутри магазина, который моментально проявил нездоровый, даже агрессивный интерес к моему мимолётному занятию. На его вопрос, почему и для чего это я снимаю в их заведении, пришлось задать встречный вопрос о наличии законодательных, официально утверждённых на уровне правительства, запретительных бумаг на фотографирование в данном конкретном месте, коих, само собой, не имелось, да и не могло быть.

Но лучше всего стараться избегать таких нежелательных контактов с холуями-охранниками всех мастей, ревностно бдящими интересы новоявленных нуворишей, или ходить в сопровождении хороших друзей, могущих защитить в случае чего. Иначе можно уйти с побитой "мордой лица" и разбитой аппаратурой. Поди потом, доказывай, что ты не верблюд, особенно в нашей, далеко пока не правовой стране. А в органах охраны правопорядка обвинят, скорее всего, тебя. "Пришьют" посягательство на частную собственность, приобретенную на деньги, уворованные у Вас же. "Кто платит музыку, тот и танцует девочку..."

Вообще я много раз замечал, что человек с фотоаппаратом почти всегда вызывает к себе какое-то настороженное любопытство. Начинаются вопросы, почему это вы здесь снимаете, кто разрешил, для чего и тому подобное. Предполагаю, что это своего рода атавизм с советских ещё времён, когда больше предпочитали запрещать (на всякий случай), чем разрешать.
Не удержусь от соблазна взять в руки эту, ранее упоминавшуюся в другой статье, камеру. Это моя любовь с 60-х ещё годов! Хотя и не было в то время у меня этого превосходного творения красногорского завода "Зенит", но несколько плёнок я всё-таки "отщелкал" им.

Вот как упоминает камеру в своём романе "Лезвие бритвы" один из лучших советских писателей-фантастов Иван Антонович Ефремов: "Тата оказалась ярым фотографом и обладательницей дорогого аппарата "Старт" со светосильным объективом". Иван Антонович нисколько не преувеличил. В те времена мне, нищему студенту с дырявыми карманами и тощим кошельком даже нельзя было мечтать о таком чуде фототехники! Да, собственно говоря, я и не видел никогда, чтобы "Старт" лежал на витринах магазинов и свободно продавался. Не было такого! Камера выходила в свет с 1958 по 1964 годы совсем небольшими партиями. Выпущено всего 76 503 экземпляра, что для такой страны, как СССР, да ещё экспорт учесть, капля в море.

Если случится такая возможность - взять в руки "Старт", не поленитесь, взгляните в окуляр зеркального видоискателя. Уверяю, Вы будете поражены яркостью, сочностью, чистотой и величиной изображения, превосходящего даже картинку многих современных зеркалок и удобству точной наводки на резкость по большим оптическим клиньям. А ведь камере - полвека! Имеющийся у меня экземпляр и сегодня готов принять плёнку и без нареканий выполнить свою работу.
Что вызывает удивление (и недоумение!) - "Старт" выпускался тем же заводом, что и все "Зениты" - корасногорским объединением. Но если сравнить "хлопки" зеркала при спуске затвора, то просто поразительная разница! У всех "Зенитов", хотя бы у последнего, 412, зеркало так громко хлопает и сотрясает камеру, что надо покрепче держать в руках для исключения "смаза". У "Старта" хлопок гораздо тише и мягче, практически не сотрясающий камеру. Ведь могли делать! Почему же у "Зенитов" нельзя было делать так же?

У "Старта" есть ещё одна особенность - в конструкции предусмотрен нож-резак, которым можно отрезать часть отснятой плёнки. Возможно, в те времена и нужное приспособление, но мне кажется, что это уже "перебор".
Имеется в этой "бочке мёда" и своя "ложка дёгтя". Мы, фотолюбители, любим "баловаться" сменными объективами. Чем их больше у нас, всяких и разных, тем счастливее чувствуем себя. Так вот, оригинальный и уникальный присоединительный байонет не позволит поставить на камеру ничего другого, кроме "штатного" Гелиоса 44. Приходилось читать, что далеко идущие планы завода намечали разработку и выпуск линейки сменных объективов для "Старта". Но планы так и остались на бумаге, а фактически был выпущен малым количеством один-единственный "Юпитер-11" 4,0/135мм. Найти его практически невозможно.
Приходилось видеть умельцами переделанный "Старт" с установленным резьбовым креплением, чтобы можно было использовать сменники. Только стоит ли "овчинка выделки"?
Три пейзажных снимка на современную негативную плёнку сделаны старинным другом, фотоаппаратом "Старт!
Две фотографии почти полувековой давности сделанные на негативной плёнке "Фото 65" казанской "Тасмы" фотокамерой "Старт".
Как люди в любом обществе различаются по своим социальным положениям, по занимаемым местам в этом обществе, по уровню интеллекта, так и в "обществе" фотокамер можно видеть рабочих лошадок - "Зорких", "ФЭДов"; массовый примитивный "ширпотреб" для невзыскательных фотолюбителей, берущих камеру от случая к случаю, представленный "Сменами", "Вилиями"; зеркалки для более "продвинутых", среди которых больше всего "Зенитов". Среди этого "фотосообщества" в стране Камерания эти дальномерные камеры, "Киев-4" и "Киев-4А", безусловно, стоят особняком и занимали в 50 - 60 годах прошлого столетия самую высшую, элитную ступеньку в фотографической иерархии. (Разумеется, речь идёт о малоформатных камерах).

Даже футляр этих камер, изготовленный из натуральной кожи с хромированными накладками, оклеенный внутри красной замшей, сразу даёт понять, что внутри находится не просто фотоаппарат, а великолепное произведение фотографической промышленности.

И в самом деле, надёжный, хорошо отработанный механизм, не боящийся морозов, большая дальномерная база, позволяющая очень точно навести на резкость, великолепный "штатник" "Юпитер 8", уникальный (по тем временам) набор вдержек, наличие хоть и не особо большого (особенно по сегодняшним меркам), но вполне достаточного набора сменных объективов, чем и новейшие "дальномерки", в отличие от "зеркалок", похвастаться могут далеко не все, ставят эти камеры на порядок выше многих своих собратьев.

Среди моих знакомых есть один товарищ, по сей день работающий только "Киевом 4", упрямо игнорируя все технические достижения современности. И ведь не бедный человек! Без проблем мог бы приобрести любую цифровую зеркалку...
В восьмидесятых годах объединением "Зенит" выпускались две камеры, которые можно считать одними из самых лучших представителей семейства "зеркалок". Это "Зенит 18" и "Зенит 19". 18-ю модель начали выпускать годом позже, это дальнейшее развитие 19-й модели. По своим характеристикам "Зенит 18" соответствует современным меркам и требованиям, являя собой полный автомат с бесступенчатой отработкой выдержек от 1/1000 до 1,0 сек. (Ручная ступенчатая установка тоже предусмотрена).
Не хотел я в этой статье касаться положения большинства населения СССР, но выводы сами напрашиваются. В те времена "Зенит 19" стоил 295 рублей. Для подавляющего числа наших граждан было дороговато! Только очень увлеченные фотолюбители приобретали себе эту превосходную камеру.
Цена "Зенита 18" была и вовсе весьма обременительной для не особо толстого кошелька - 540 руб.! Скорее всего именно этот фактор повлиял на свёртывание программы выпуска этого шедевра. Хорошо помню фарисейские лозунги советского периода: "Советским людям чужда роскошь!", "В каждую советскую семью - фотоаппарат, простой, надёжный и дешевый!". Вот и гнали многомиллионными тиражами "Смены" с разными цифрами...
А "Зенитов 18" выпущено всего 7001 штука.
Вот "Зениты" самых последних выпусков, хотя бы изображенный здесь, 212К модели, мне не нравятся абсолютно! Замыленный, зализанный корпус, да ещё из пластмассы! В полёт что ли собирались отправлять сей "девайс", уменьшая аэродинамическое сопротивление? В угоду этой "зализанности" аппарат стал весьма неудобным в работе. Да ещё убогие технические характеристики...
Даже что-то говорить про эти (камерами назвать совсем не хочется, "мыльницей" тоже вроде не назвать, габариты и форма не соответствует) агрегаты совсем нечего.
Вот уж совсем не "лебединая песня" под занавес, исполненная Красногорским объединением "Зенит"!
Самые первые камеры "Зоркий" не отличить от первых ФЭДов, если не обратить внимания на надписи и логотипы на корпусах. В этом особенного ничего нет. Просто самые первые "Зоркие" были выпущены небольшой, установочной партией в 1948 году "Зенитом" по чертежам Харьковского объединения ФЭД. Последующие модификации стали уже непохожими друг на друга.
Эти две марки, "ФЭД" и "Зоркий" были наиболее распространенными рабочими инструментами многочисленной армии фотокорреспондентов небольших районных газет, не обременённых большими средствами на оснащение более дорогой аппаратурой в отличие от центральных периодических изданий.
На мой взгляд, самой приятной камерой из этих "дальномерок" является "Зоркий 4". Отличный набор выдержек от 1/1000 до 1,0сек., возможность диоптрийной поправки окуляра видоискателя, так необходимой для людей с недостатками зрения, один из лучших объективов "Юпитер 8". Правда, стоит заметить, что некоторые партии камер комплектовались и другими объективами, тем же "Индустаром 50".
Многие камеры "ФЭД", особенно довоенного периода, имели на верхних крышках разные выгравированные надписи, наподобие изображенной на этом снимке. Такие экземпляры привлекают особый интерес коллекционерской братии, особенно заграничной, не скупящейся на "зелёненькие" для приобретения раритета, чем не преминули воспользоваться ушлые дельцы от фото, самостоятельно гравирующие самые невероятные, не существовавшие никогда, надписи. Жаль только, что настоящие редкости тоже покидают нашу страну.
Две камеры объединения ЛОМО, совершенно разные по техническим характеристикам, объединяет наличие пружинного привода протяжки плёнки. Заведя предварительно этот привод, можно сделать несколько снимков, не тратя времени на взвод затвора. "Ленинград" позиционировался как профессиональная камера, более простенький "ЛОМО 135М" предназначался для фотолюбителей. Это, фактически, "Смена", снабженная пружинным приводом. Видимо не совсем надёжный привод не позволил выпускать эти фотоаппараты массовыми тиражами. Ничем другим, кроме заводной пружины, эти камеры не выделяются. Других таких больше нет. Именно в этом и заключен интерес.
В пору увлечения стереофотографией ЛОМО сконструировало и такой вот трёхглазый "сундук". Фактически это два "Любителя" с одним зеркальным видоискателем. Предполагалось, что съемка сюжетов будет выполняться на широкую обратимую пленку, чтобы получать по стереопаре цветных слайдов.
На втором снимке камера с открытыми задними крышками. Напоминает широко открытые ворота на крестьянский двор. Вряд ли кто-то много снимал этим фотоаппаратом. Скорее всего, отсняв пару плёнок, укладывал его на полку для длительного хранения.
Не могу определённо сказать, чем именно, но мне нравятся камеры серии "Москва". Я говорил ранее, что эти аппараты весьма неудобны и неоперативны в эксплуатации. Просто доставляет удовольствие раскладывать их в рабочее состояние, вертеть в руках. Я даже отснял одну негативную пленку "Москвой 4". По представленной фотографии видно, что ничего особо хорошего от камеры ждать не приходится. Объектив "Индустар-24" с низкой разрешающей способностью и хроматическими аберрациями не позволяет получать снимки высокого качества. Стоит, правда, заметить, что эти камеры и не предназначались для больших увеличений. Ими работали, преимущественно, "пляжные" фотографы, печатая черно-белые "фотокарточки-памятки" 6х9 см. контактным способом. А такие фотки были вполне приемлемого качества.
На этом я завершу небольшую прогулку по весьма интересной вымышленной стране под названием "Камерания".
Здесь представлена совсем небольшая часть из всех её обитателей. Одно перечисление всех выпускавшихся камер может занять целую страницу.
Превосходные или неважные, хорошие или совсем никуда не годные, но все представители славной когорты отечественных камер достойны к сохранению, а некоторые их них и сегодня могут с честью выполнять своё предназначение.
Новости
Почему PENTAX?
Фотошкола
Зеркальные фотоаппараты
Компактные фотоаппараты
Средний формат
Объективы
Фотопринадлежности
Обо всем
PENTAX путешествие
Фотоистории
Персона

Комментарии

Kharlamova Olga Lia-na Kharlamova Olga
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-09-16
Откуда: Ukraine
Добавлено: 06:42, 18 Апреля 2008Цитировать
Агат 18 к - первый мой фотоаппарат))))

сейчас пыталась отдать его брату, но вот беда - наши современные фотолабаратории не хотят печатать с него фото. у них везде "стандарт" 36 мм, за эту не берутся((
хотя в последние раз мы печатали с него всего 4 года назад, но даже там где мы печатали - теперь за эту пленку не хотят браться((((((
Фото автора (42)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (74)
Евгений Владимирович Кубасов KUBASOVE Евгений Владимирович Кубасов
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-27
Откуда: Набережные Челны
Добавлено: 07:12, 18 Апреля 2008Цитировать
А Вы, Ольга, сами на своём принтере печатайте. Самое простое решение проблемы.
Фото автора (14)      Cтатьи автора (15)      Комментарии (588)
Lev Levinson levirene Lev Levinson
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-22
Откуда: Israel
Добавлено: 08:51, 18 Апреля 2008Цитировать
Уважаемый ЕВ!
Тот интерес , который Вы проявляете к старой технике - похвален.
Хотя бы по тому, чтобы показать многим дигитальным фотографам, что фотография это не только нажатие на кнопку, а сложный творческий процесс.
Некоторое время назад на нашем сайте была статья посвященная отечественной технике.
Если Вы ее пропустили, то посмотрите по этой ссылке
http://www.photohistory.ru/Accessories.html
С уважением, Лев
Фото автора (49)      Cтатьи автора (24)      Комментарии (343)
Evgeniy Morozoff ds558 Evgeniy Morozoff
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-02-10
Откуда: г.Чебоксары
Добавлено: 08:56, 18 Апреля 2008Цитировать
Оч. понравилась статья! Спасибо Евгений Владимирович!
Снимал ранее Зенитом ЕТ (Гелиос 44-3 МС).Отличные фото.
Досих пор к ним стремлюсь!
Фото автора (331)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (1114)
Евгений Владимирович Кубасов KUBASOVE Евгений Владимирович Кубасов
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-27
Откуда: Набережные Челны
Добавлено: 09:13, 18 Апреля 2008Цитировать
levirene писал(а):
Некоторое время назад на нашем сайте была статья посвященная отечественной технике
Уважаемый коллега по "хобби"! Благодарю за ссылку. С этими работами Г.Абрамова я знаком и постоянно слежу за обновлениями на его сайте. В своё время я достаточно "полазил" по Инету и разыскал много сайтов по такой тематике. Все они интересны и дополняют друг друга. В своей статье я не ставил задачи полноты охвата многих интересных вещей и фактов по фототехнике. Иначе получилась бы не небольшая статейка, а многотомный труд. Кроме того, не считаю себя слишком большим знатоком в этой области, но стремлюсь, по мере возможности, к этому. Это просто интересно.
Фото автора (14)      Cтатьи автора (15)      Комментарии (588)
Александр Багров avb-fotik Александр Багров
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-18
Откуда: Москва
Добавлено: 01:08, 19 Апреля 2008Цитировать
Из перечисленных аппаратов в моих закромах осталось два аппарата "Зоркий-4" и "Чайка-IIM". Последним обычно снимал на позитивную цветную пленку (для проявки в условиях мастерских), чтобы затем просматривать отснятый материал детским диапроектором. А на "Зоркий" - черно-белые негативы для последующей распечатки собственными силами. Оба аппараты исправны, однако я ими не снимаю. Когда переходной процесс расширения сегмента цифры закончится, возможно еще вернусь к фотографированию на пленку, хотя бы с точки зрения сравнения достижимого качества разными технологиями.
Однако, полагаю, что время дешевых пленочных фотоаппаратов все же ушло. Пленку теперь можно рассматривать как удел фотографов-профессионалов для применения в специяических условиях или для получения большеформатных отпечатков. Полагаю, что цифра в этих областях никогда не сможет составить конкуренцию пленке, поскольку нельзя достичь такого пиксельного управляемого разрешения, какое достижимо на "неуправляемом" молекулярном уровне.
Так что плакать о похоронах пленки не стоит.
А изучать старую технику бывает иногда полезно. Вот, взять например, "Зоркий-4".
Так в нем автоспуск был реализован в диапазоне от 1 до 30 секунд. Причем по положению рычажка можно было ориентироваться о течение времени. А в современных цифровиках применен стандарт 2 и 10 секунды - это явный регресс, одно из глупейших решений по организации автоспуска.
Фото автора (207)      Cтатьи автора (5)      Комментарии (2091)
Евгений Владимирович Кубасов KUBASOVE Евгений Владимирович Кубасов
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-27
Откуда: Набережные Челны
Добавлено: 01:49, 19 Апреля 2008Цитировать
Это не плач по плёнке, повторюсь - это призыв к сохранению культуры технологической и технической. Как ни странно, за границей собирают частицы именно нашей тех.фотокультуры гораздо тщательнее. Мы же чаще всего довольно прохладно относимся к собственным ценностям. Или же переводим их в какой-то денежный эквивалент, чтобы потом просто пропить и прожрать. И это характерно не только в отношении фототехники. Вот, к примеру, в той же Англии созданы и весьма продуктивно работают клубы по восстановлению наших боевых самолётов времён второй мировой войны. У нас, правда, тоже занимаются этим, но гораздо слабее и пассивнее.
Фото автора (14)      Cтатьи автора (15)      Комментарии (588)
Андрей Теблоев 1961 Андрей Теблоев
Ранг: Супергерой
Зарегистрирован: 2007-09-24
Откуда: Сургут
Добавлено: 08:09, 19 Апреля 2008Цитировать
Спасибо за статью! Очень люблю плёночную технику; отправляясь куда-нибудь на съёмку, обязательно кладу в кофр неавтофокусный Pentax K-1000 (наряду с комлектом "цифры"). На всякий "пожарный" случай дома хранится ещё Зенит-TTL и "Зоркий-4К" (правда, у него что-то случилось с дальномером, невозможно сфокусировать). Вообще, очень люблю плёночные камеры прежде всего за внешний облик: есть особая красота в дизайне тех же "Зорких" и "ФЭДов" ( почему-то мне больше нравятся дальномерные камеры). И на нашем сайте есть фотографы, которые не забывают плёнку...и, как мне кажется, их потихоньку становится больше!
Фото автора (57)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (1829)
Александр Латышев Sally Александр Латышев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-03-01
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 06:27, 19 Апреля 2008Цитировать
Благодарю за интереснейшую статью! Получил удовольствие от прочитанного. По поводу пленки для Киева-30, был в советское время такой девайс - резак для нарезки кинопленки. Он позволял нарезато стандартную пленку 16 мм на две по 8 мм. применявшуюся в простеньких бытовых кинокамерах. Думаю что найти на барахолке такой резак, и модернизировать его для Киева-30 будет не очень трудно. Еще раз спасибо за статью.
Фото автора (37)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (13)
Евгений Владимирович Кубасов KUBASOVE Евгений Владимирович Кубасов
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-27
Откуда: Набережные Челны
Добавлено: 06:54, 19 Апреля 2008Цитировать
Sally писал(а):
По поводу пленки для Киева-30, был в советское время такой девайс - резак для нарезки кинопленки. Он позволял нарезато стандартную пленку 16 мм на две по 8 мм.

Таких резаков у меня три штуки, т.к. кинокамерой я тоже снимал на плёнку 2 Х 8 S. Переделать их практически невозможно. Проще ноый изготовить. А совсем просто - в полной темноте наложить на развёрнутую плёнку стальную линейку шириной 16мм. и острым резаком, типа скальпеля, отрезать. Что я, наверно, и сделаю.
За участие благодарю.
Фото автора (14)      Cтатьи автора (15)      Комментарии (588)
Зубков Сергей serg_z Зубков Сергей
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-09-21
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 09:40, 19 Апреля 2008Цитировать
Спасибо, Евгений Владимирович!
Хорошая статья.
Вы коснулись важной темы.
Свою историю обязательно надо помнить.
И ещё ... ностальгия.
«Киев-Вега» тоже когда-то был моим любимым аппаратом.
Его изобретатель безусловно был инопланетянином, или уж точно из страны «Камерании».
Все в аппарате «Киев-30» двигалось от одной пластины - гениальная была механика!!!
Один из них до сих пор храню как талисман.
А из последних действующих игрушек - «Фотоснайпер» 70 года, кстати, на него отлично встают как пленочные так и цифтровые аппараты Pentax. Вот только выходить в город и пугать народ не рискую - боюсь не так поймут.
Дочь его назвала «Ручной противотанкер». Вид больно угрожающий («Терминатор отдыхает»).
Ёще не смог растаться со «Спутником» и «Киевом-6с» - это тоже святое.
Видел в комиссионке Ф-21 (одну из модификаций) - предмет теперь довольно бесполезный, но как исторический экспонат нуждается в спасении.
Надеюсь, попадет в хорошие руки.
Фото автора (70)      Cтатьи автора (2)      Комментарии (63)
ogre Dmitry
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-09
Откуда: Auckland, New Zealand
Добавлено: 02:03, 20 Апреля 2008Цитировать
Спасибо за Вашу "миссию" :). У меня, конечно, не было такого фотографического прошлого, как у Вас. Только Смена-7 и Агаты 18/18к (кстати, по моему мнению, 18 был сделан лучше, чем 18к), но сейчас можно многое наверстать - на острове, где живу, фототехника просто скапливается (недавно даже видел деревянный (!!!) фотобачок).
Фото автора (5)      Cтатьи автора (1)      Комментарии (22)
LIK_2 LIK_2 LIK_2
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-11-26
Откуда: г.Новомосковск
Добавлено: 05:45, 20 Апреля 2008Цитировать
Не одна тысяча километров отщёлкано пленки фотоапоратоми ZENIT по всему миру,с ZENITами прошла целая эпоха,а посему эти апораты легендарны.Сам же начел фотографировать с ZENITа 412 и как я уже говорил он стал для меня большой ступенью к K10D. Недавно на позоплошлых выходных я выходил им пофотографировать,и я точно знаю,что я буду к нему возвращаться вновь и вновь. ZENIT 412 у меня не запылиться.
Фото автора (4)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (239)
Евгений Владимирович Кубасов KUBASOVE Евгений Владимирович Кубасов
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-27
Откуда: Набережные Челны
Добавлено: 11:28, 20 Апреля 2008Цитировать
ogre писал(а):
на острове, где живу, фототехника просто скапливается (недавно даже видел деревянный (!!!) фотобачок).

Так приберите всё это к рукам!
Фото автора (14)      Cтатьи автора (15)      Комментарии (588)
Денис Тихомиров murgen Денис Тихомиров
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-30
Откуда: Нижний Новгород
Добавлено: 02:35, 21 Апреля 2008Цитировать
Интересная статья, правильная идея.
Легко хаять свою фотопромышленность, ведь сейчас за 2-3тыр. можно купить пленочник с почти всеми необходимыми и кучей избыточных функций... а тогда полльзовались тем, что есть... и если допустим, техническая состовляющая тех кадров мне не очень по душе, но сколько вкладывалось в этот кадр души?
сейчас все гонятся за качеством, но забывают что фото должно нести в себе идею, образ, мысль...
И на старых ФЭДах и Зенитах к этому приходишь гораздо быстрее нежели на новомодных EOS 400D...

У самого центральная полка моего шкафа отведена на фотоаппаратуру, и рядом с ist Ds и MZ6 гордо стоит мой зенит 312 и несколько камер пришедших ко мне от тещи и с рынка (сейчас покупая на барахолке объектив бесплатно можно получить заглушку, которая когда-то являлась верхом мечтаний советских фотолюбителей)

Как приятно подержать эти камеры в руках, увидеть различные подходы к одной и той же задаче, получить на бумаге кусочек твоей и толкьо твоей реальности...
Фото автора (12)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (37)
Артур Абидинов EGER Артур Абидинов
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-03-24
Откуда: Москва
Добавлено: 04:28, 21 Апреля 2008Цитировать
Статья окунала в воспоминания!)
Очень люблю читать о старенькой советской фототехнике. И очень люблю именно её саму!
Первым аппаратом для меня был "Смена символ" и прослужил он мне верой и правдой почти 10 лет, затем мне посчастливилось получить в подарок ФЭД-5В и так же небыло предела счастью. Сейчас сбылась мечта видимо накапливавшая силу с тех самых первых моих шагов в фото это PENTAX К-10D.
Но и старички не забыты храняться как положено в чистом сухом месте и всегда готовы рвануть в бой!
Фото автора (13)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (369)
Starik Stas Ivanov
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-12-24
Откуда: Россия
Добавлено: 08:42, 22 Апреля 2008Цитировать
Читать легко и всё понятно, а главное ни какой политики.
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (7)
Mark_G Mark Gofman
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-31
Откуда: S-Pb
Добавлено: 04:11, 06 Мая 2008Цитировать
Вот она, "машина времени"... Спасибо!
Фото автора (74)      Cтатьи автора (2)      Комментарии (339)
lemberg Чиколай Марк
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2009-07-20
Откуда: Киев
Добавлено: 02:39, 27 Июля 2009Цитировать
Я плакал! Вроде в юности погостил! Спасибо, уважили!!! Храню, протираю пыль и ворчу на цифровое настоящее. А снимаю на К10, увы-увы! Хранятся у меня и Любитель и Киев 6С и Киев 4, зенит 122, Зорький4 Киев 30, ломо-компакт, Москва 5, Искра...Кстати, за Москву обидно, Наверное ваш экземпляр просто неотюстирован. Я долго снимал этим аппаратом и всё было хорошо, правда, я имею ввиду Москва 5.
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (1)
Чтобы оставить свой комментарий необходимо:   [ войти ]   [ зарегистрироваться ]
Прогулка в страну "Камеранию"
© 2007-2009 PentaxNews. При перепечатке материалов ссылка на www.pentaxnews.ru обязательна
Сайт PentaxNews — цифровых фотоаппаратов Pentax много не бывает!