Казалось бы, никаких проблем нет: сел в самолет – и через несколько часов уже на месте. Но все время что-то мешало - необходимость планировать поездку заранее и удаленно ее организовывать (я не любитель поездок по варианту "готовый тур", предпочитая путешествовать "дикарем" или "полудикарем", когда вопросы размещения, питания и т.п. решаются на месте), сравнительная дороговизна авиабилета и, что самое скверное, напряженный график работы.
Но если очень захотеть, все это реально преодолеть. Теплым августовским утром, после почти 5,5 часов полета на аэрофлотовском "Туполеве" навстречу рассвету и, несмотря на грозу, пугающе сверкавшую невдалеке от нашего лайнера, байкальская земля появилась в рассветной мгле под крылом самолета.
После посадки нас встретил Иркутск. Аэропорт удобно расположен в черте города, но мы, пообещав вернуться через 10 дней, уезжаем в сторону Слюдянки - там должно начаться наше путешествие по Байкалу. Весьма подняло настроение наличие в расписании поездов на вокзале Иркутска наличие прямой электрички до Мальты :)
3 часа дороги показались бесконечно долгими, сказывалась разница во времени и жесткие сидения. Постепенно дорога стала изобиловать крутыми поворотами, тоннелями и скальными выступами. И вот, наконец, показалось бескрайнее водное пространство - Байкал! К сожалению, погода стояла туманная, накопилась усталость от дороги, и знакомство с этой красотой было решено перенести на следующий день.
Утром перед нами открылась первая достопримечательность - Кругобайкальская Железная дороге (КБЖД), которая была построена в самом начале XX века и проходит вдоль побережья озера от Слюдянки до станции "Порт Байкал". Дорога знаменита огромным количеством тоннелей разной длины - от совсем коротких, в несколько десятков метров до почти километровых. По КБЖД раз в сутки ходит знаменитый поезд "Мотаня" (представьте себе маневровый тепловоз и два измученных вагона), который в медленном темпе ползет вдоль побережья озера, позволяя не спеша насладиться красотами Байкала.
Именно на «Мотане» и прошла наша первая часть путешествия – до станции «Половинная», обозначающей, очевидно, середину КБЖД, где было решено остановиться на несколько дней. «Мотаня», прогудев напоследок, скрылся в длинном тоннеле, а мы, договорившись с местными жителями по поводу жилища, отправились к озеру.
И вот, несмотря на прохладную погоду и ледяную воду, я решил познакомиться с Байкалом поближе, окунувшись в кристальной прозрачности озеро. Передать это ощущение невозможно, его нужно прочувствовать! А успех купания отметили предусмотрительно запасенным спиртом, разведенным ей же, родимой, байкальской водой.
Весьма интересным получился поход по тоннелю, проходящему сквозь скалу на мысе Половинный, который является самым длинным на КБЖД (850 м). Тоннель просматривается насквозь, и кажется, что выход близко. Однако после входа в тоннель мы обнаружили, что забыли фонарик в лагере. Но возвращаться назад не хотелось, и пробирались по тоннелю буквально наощупь, освещая себе путь лампочкой подсветки автофокуса, встроенной в камеру. Остроты ощущений добавляла прочитанная информация об обилии в этих местах различных ползучих пресмыкающихся. Так что сияющий вдали выход в буквальном смысле казался «светом в конце тоннеля».
Кстати, на той стороне тоннеля мы были вознаграждены фейерверком из бабочек, которые любезно позировали, пристроившись на рельсах.
Дальше двинулись мы в Мекку байкальского туризма - поселок Листвянку. Именно здесь из Байкала вытекает Ангара, единственная река, которая берет свое начало из этого великого озера. Добравшись до конечной станции КБЖД «Порт Байкал», мы переправились на пароме через Ангару. Листвянка не запомнилась ничем примечательным, кроме высоких цен и большого количества почему-то именно немецких туристов, которых местами было гораздо больше, чем местных жителей.
Очень понравился музей озера Байкал. Особый восторг вызвала байкальская нерпа, местная любимица, обитающая большом аквариуме музея. Поразила она нас необычным поведением, а также умным, почти человеческим взглядом. Также, здесь удалось впервые попробовать главное байкальское лакомство – рыбу омуль, которая предлагается в копченом, вяленом и сушеном виде. Описывать ощущения не буду – нужно попробовать! Особенно с пивом!
Теперь нас ждала самая настоящая жемчужина Байкала – остров Ольхон. Правда, на тот момент мы даже и не представляли себе, что за 4 часа, которые скоростной теплоход «Ракета» мчал нас до острова, мы переместимся буквально на другую планету. Именно такое ощущение сложилось после высадки на остров. Совершенно другой пейзаж, бескрайние просторы и величественный Байкал! Отсюда он действительно кажется морем, священным морем, как называют его местные жители.
Пока наша «Ракета» летела, мы стали свидетелями весьма любопытной сцены, когда группа немецких туристов вкушала «русскую экзотику»: волоча за собой гигантских размеров чемоданы, немецкие туристы разместились по салону и организованно приняли по полстакана водки (в 8 утра!), закусывая ее колбасой на черном хлебе, которая заботливо раздавалась гидами группы. Вот такой вот “рашн экстрим”.
Рассказывать о достопримечательностях Ольхона можно бесконечно, я же попробую привести несколько фотографий.
Также удивили таинственные и мистические духи озера Байкал, которые являлись нам в виде самых различных явлений и форм.
Отдельно стоит сказать о дорогах и местных водителях-бурятах на УАЗах, которые на огромной скорости форсируют крутые подъемы, ямы, песчаные дюны, да что бы ни попалось на дороге! После нескольких часов такой езды по ухабам и в буквальном смысле полетов по салону, я проникся особым уважением к возможностям нашего настоящего внедорожника - УАЗа. Думаю, это единственный транспорт, который выдерживает нашу общую российскую беду- дороги.
И вот – нас снова ждет дальняя дорога, обратно в Иркутск. Началась она с небольшого приключения. Наш микроавтобус был оборудован специальным багажником сверху для вещей, при этом никакой защиты от воды и грязи, естественно, не предусматривалось. На самом выезде, иностранные туристы начали жаловаться на такое положение дел и через переводчицу обратились к водителю за пояснениями. Водитель в красках объяснил, что это тоже своего рода «русский экстрим», часть обязательной программы. Правда, далеко мы не уехали – у нашего транспортного средства лопнула рессора. Пока ждали помощи, наши попутчики принялись рассуждать про пресловутый «рашн экстрим» и обсуждать достоинства Ольхона, особенно превознося рыбу омуль (смешно произнося слово с ударением на букву «у»), при упоминании которой особо впечатлительные воздевали руки к небу и закатывали глаза.
Паром быстро перенес нас на материк и спустя несколько часов дороги мы были в Иркутске. Город оставил приятное впечатление своим уютом и спокойствием, доброжелательностью. Спасибо Вам, Иркутск и иркутяне, мы обязательно вернемся!
Время неумолимо, отпуск подходит к концу и наш красавец Туполев ждет нас в аэропорту (до которого, кстати, можно быстро доехать за 10 руб. на маршрутке, в отличие от столицы). Взмах крылом над городом – и теперь мы уже убегаем от заката, стремясь успеть в столицу до наступления темноты.