Черно-белый снимок состоит из полутонов и линий, то есть мы воспринимаем его логически, тогда как цвет действует психологически. Причем каждый цвет – по-разному.
Во время съемки перевод в черно-белое изображение в меню фотоаппарата обычно применяют для того, чтобы либо сразу снимать на ч/б, либо чтобы убрать цветные паразитные засветки (например, при съемке против света).
Но чаще всего происходит так, что сначала оригинал снимают на цвет. Потом в Фотошопе переводят изображение в черно-белый вариант. В любом случае, в момент съемки особое внимание надо обращать на наличие контраста главного объекта съемки и фона. Если его не будет, то они будут просто сливаться. Многие изображения видны на снимках только исключительно за счет цвета. Поэтому всегда особое внимание надо обращать не на цвет, а на тональность частей изображения. То есть цвета могут быть разными, даже контрастными, по «светлоте» - одинаковыми.
Для этого надо на снимаемый сюжет посмотреть немного другими глазами.
Есть очень простой способ сделать это. Для неопытного фотографического глаза лучше всего подойдут обычные солнечные очки, которые «убирают» цвет и через них сразу становится видно, насколько объект съемки будет сливаться с фоном. Если солнечных очков нет под руками, можно просто сильно прищурить глаза. Эффект примерно одинаковый.
В принципе, в большинстве своем черно-белая фотография – это буйство линий. Хотя и полутоновые снимки бывают очень выразительными.
При переводе цветного изображения в черно-белое в Фотошопе наиболее удобный вариант делать это не просто прямой заменой цветовой схемы RGB на черно-белые полутона. Лучше всего это «провернуть» через меню «Смешение (микширование) каналов», где, поставив галочку на «Монохромное изображение», ползунками можно подобрать наиболее оптимальный вариант черно-белого изображения.
Pentax К100D Объектив: SMC PENTAX-DA 18-55 мм ISO 200 Выдержка 1/180 секунды Диафрагма 9,5 Фокусное расстояние 55 мм Режим: приоритет выдержки
Вариант съемки подбитой птицы, когда перевод в черно-белый вариант не имеет смысла, так как объект съемки сливается с фоном.
Pentax К100D Объектив: SMC PENTAX-DA 18-55 мм ISO 200 Выдержка 1/180 секунды Диафрагма 8 Фокусное расстояние 26 мм Режим: приоритет выдержки
Съемка той же птицы, которая за счет разницы фактур оперения и фона хорошо видна на фотографии.
Pentax К100D Объектив: SMC PENTAX-DA 18-55 мм ISO 200 Выдержка 1/350 секунды Диафрагма 6,7 Фокусное расстояние 18 мм Режим: ручной
Лицо модели сливается с фоном. И если бы не смысловой центр – ярко выраженная эмоция – то на лицо практически никто не обратил бы внимания. Снимок в черно-белом варианте не оправдан. Обычно съемки людей на фоне песка в черно-белом и даже цветном варианте не очень выразительны, так как цвет кожи схожи с цветом песка, и они сливаются.
Pentax К100D Объектив: SMC PENTAX-DA 18-55 мм ISO 200 Выдержка 1/180 секунды Диафрагма 6,7 Фокусное расстояние 18 мм Режим: ручной
Еще один вариант, когда снимок нельзя делать в черно-белом варианте. На цветном оригинале он выразителен только за счет цветового акцента: красного цвета пожарной машины и костюма пожарного. Стоило убрать цвет – снимок сразу стал нагромождением непонятных линий.
Pentax К100D Объектив: SMC PENTAX-DA 18-55 мм ISO 200 Выдержка 1/30 секунды Диафрагма 5,6 Фокусное расстояние 55 мм Режим: ручной
Пентаксистка за работой. Снимок ни в цветном, ни в черно-белом варианте не смотрится, так как голова девушки сливается с машиной.
Pentax К100D Объектив: SMC PENTAX-DA 18-55 мм ISO 200 Выдержка 1/125 секунды Диафрагма 8 Фокусное расстояние 55 мм Режим: ручной
Контраст между пуховыми платками и лицом старушки нормальный. Боковое освещение подчеркивает морщины на лице.
Pentax К100D Объектив: SMC PENTAX-DA 18-55 мм ISO 200 Выдержка 1/350 секунды Диафрагма 9,5 Фокусное расстояние 55 мм Режим: ручной
Светлые объекты на темном фоне можно вполне уверенно переводить в черно-белый вид.
Pentax Optio W30 Сюжетная программа – съемка документов Вспышка выключена
Чтобы сделать снимок зала ожидания в Липецке более выразительным и контрастным, была использована сюжетная программа для съемки документов.
Pentax К100D Объектив: SMC PENTAX-DA 18-55 мм ISO 200 Выдержка 1/60 секунды Диафрагма 4,5 Фокусное расстояние 23 мм Режим: ручной
Идеальный вариант для черно-белого варианта. И лицо, и рука модели находятся на более темном фоне, поэтому на снимке видны четко.
Pentax К100D Объектив: SMC PENTAX-DA 18-55 мм ISO 200 Выдержка 1/180 секунды Диафрагма 16 Фокусное расстояние 18 мм Режим: ручной Аксессуары: встроенная вспышка
Вариант снимка, который в черно-белом варианте смотрится гораздо выигрышнее цветного. Цвет не отвлекает, а линии становятся более выразительными.
Pentax К100D\ Объектив: SMC PENTAX-DA 18-55 мм ISO 200 Выдержка 1/30 секунды Диафрагма 5,6 Фокусное расстояние 50 мм Режим: ручной
Вариант снимка, когда и в цветном виде, и в черно-белом он смотрится практически одинаково за счет четко выраженных линий лица модели. Лабораторную работу про создание черно-белых изображений можно выполнить здесь.
Что такое лабораторная работа?
|