Начнем с подготовки модели.
То, о чем необходимо знать потенциальной модели или то, о чем вы ее (его) должным предупредить:
Во-первых, желательно элементарно выспаться. Это повлияет и на работоспособность модели и на цвет и свежесть лица. Желательно не пить много жидкости накануне съемки, особенно не рекомендуется алкоголь . Аналогичным образом, негативно может отразиться на внешности и излишний загар (старит кожу на снимке). Если вы не используете услуги профессионального визажиста, то лучше посоветовать модели не наносить «боевую раскраску» до визита в студию, а сделать это непосредственно перед съемкой. Заранее представляя образ будущего снимка, вы сможете скорректировать процесс наложения макияжа и провести предварительную «ретушь» проблемных участков кожи модели, если таковые есть. Помните, что через час съемки, нанесенную косметику (даже если это профессиональный грим) необходимо поправлять. Не надо пытаться «замазать» крупные складки, морщины, прыщи, создавая немыслимо плотные слои грима – это гораздо легче сделать позже, в графическом редакторе.
Во вторых. Для создания антуража и образа вам понадобится реквизит и дополнительный гардероб (даже если вы решили снимать «ню»). Очень интересные снимки получаются с использованием различных шляп, крупной и яркой бижутерии, тканевых полотен. Посоветуйте модели, захватить с собой максимальное количество одежды – у вас появится простор, для полета творчества , а у модели лишний повод провести ревизию своего гардероба. Старайтесь использовать однотонные ткани или ткани с крупным рисунком. Они наиболее эффектны и универсальны в работе.
В третьих. Разбейте лед! Постарайтесь познакомиться с моделью поближе . Найти общие темы для разговора. Ведите диалог, шутите, рассказывайте анекдоты - в общем, делайте все, что бы дать почувствовать модели непринужденность атмосферы. В игру, именуемую «Фото сессия» - играют вдвоем фотограф и модель. Если у вас есть возможность провести пробную съемку, сделайте это. Вы убьете сразу двух зайцев: поймете индивидуальные особенности работы с этой моделью, ее (его) мимику, жесты, степень отражения кожи, необходимые особенности освещения и, конечно же, наладите контакт, для производства основной съемки.
О пользе света.
Свет – это то, что формирует сам процесс фотографии (фотография – дословно письмо светом). Поэтому, необходимо овладеть основными правилами по управлению светом, так, чтобы с его помощью наиболее полно и выразительно представить вашу модель.
Свет для съемки, можно разделить на три категории:
Естественный
Искусственный
Комбинированный (присутствует и 1 и 2)
В случае 1, свет всегда постоянный. В случае 2 и 3 он может быть как постоянный, так и импульсный.
Базовые правила его распространения во всех трех случаях одинаковые. Естественное освещение – почти всегда дешевле
Студийный свет .
Я тут долго думал, какой способ освещения, наиболее полно опишет все процессы организации светотеневых технолгий и пришел к выводу, что лабораторный или студийный.
Ну чтож приступим......
Классическая схема расположения светового оборудования представлена на рисунке. Где прибор №1 – источник рисующего света (ИРС), прибор №2 – источник заполняющего света (ИЗС) и прибор №3 – фоновый осветитель (ФО). Камера – это ваш фотоаппарат, фон – это фон.
Обычно, в качестве ИРС, используются осветители с софт-боксами (или просто софт-бокс), или осветители с зонтами на просвет (см. рисунок). И тот, и другой дают рассеянный ровный свет, без бликов и равномерно распределенный. В качестве ИЗС, обычно используются аналогичные источники или лайт-диски (отражатели). Так заполняющий свет, по экспозиции примерно на 2 шага меньше рисующего, то даже отраженного рисующего света достаточно для заполнения. В качестве ФО используются обычные студийные осветители со шторками или сотовыми насадками, в зависимости от цели, которую ставит перед собой фотограф (см. рисунок).
Ну вот, что такое свет в общих чертах выяснили, теперь выясним, что же с ним делать?
Для этого установим прибор №1 под 45 градусов к камере, на высоту около 2 метров (светит в лицо чуть сверху, слева) и выключив все остальные осветители, будем рисовать им на лице модели, добиваясь чтобы одна половинка лица, была заметно светлее другой, был хорошо освещен сектор одного из глаз и появилась своеобразная светотень (похоже на месяц или треугольник). Должно получиться нечто вот такое:
После того, как «месяц» у нас получился, включаем второй источник света ИЗС, и заполняем образовавшуюся на противоположном (правом) участке лица тень (так чтобы обе половинки выровнялись по свету, т.е около 2 шагов по экспозиции). ИЗС устанавливается симметрично ИРС относительно камеры. Я рекомендую устанавливать его на высоту чуть ниже уровня лица (свет справа снизу). Получилось, вот так:
Ну вот, модель осветили!!! Уффф!
Но если сделать снимок прямо сейчас, то красиво освещенное нами лицо прилипнет к фону. Для того, чтобы так не происходило, включаем прибор №3 – ФО. Его свет направлен на фон, обычно, в портретной съемке освещается сектор фона, находящийся за головой, плечами. Использование ФО придает снимку объем! Результат:
В некоторых случаях, для съемки используется еще один прибор, прибор №4 – источник контрового света (ИКС).
Он позволяет придать снимку дополнительный объем, высветить ореол модели, что необходимо, примеру при съемке с различными цветами фонов или при съемке блондинок на белом фоне .
Внимательно следите за ИКС, положением камеры и модели относительно этого источника света. При неправильной его установки, возможны неприятные эффекты.
Ниже, я приведу еще несколько наиболее популярных световых схем. Каждая из них интересна по своему и используется для определенных видов съемки.
Эта схема иногда используется при съемке обнаженного тела, когда необходимо получить эффект контуров тела на освещенном фоне.
Эта схема, используется при съемке рекламы и прочего глянца. Один источник света расположен около камеры, и светит на модель ВЛОП. Второй освещает фон.
Результат получается примерно такой:
Еще одна схема, так называемая «High Key» или «светлая тональность». Говоря своими словами, фотографируем блондинку на белом фоне почти без теней. Схема очень похожа на предыдущую, отличается усилением фонового освещения.
Еще одна схема, одна из простейших, и требующая минимум обрудования. ИРС - софт-бокс, ИЗС - лайт-диск ( отражает свет от ИРС).
Вот такое освещение получается в результате ее использования. Это только базовые понятия и схемы установки света, все остальное вы поймете и почувствуете в процессе экспериментов, самостоятельно.
Некоторые особенности, при работе со студийным освещением.
При съемке портретов, я рекомендую пользоваться импульсными осветителями, на то есть ряд причин: Во-первых, при использовании галогеновых осветителей, через 10 минут съемки, всем придется раздеваться (температура создаваемая работой 3-4 галогеновых приборов, очень высока). Во-вторых, постоянный яркий свет, сужает зрачки у модели, вызывает покраснение глаз и делает их узкими. В-третьих, модель быстро потеет и утомляется. Всего этого можно избежать используя вспышки, или импульсные осветители. При работе с импульсными осветителями необходимо учитывать ряд специфических свойств. Даже снабженные пилотным светом (дополнительный источник света в приборе, который служит, для оценочного освещение перед вспышкой), импульсные источники не всегда позволяют достаточно полно оценить получившийся светотеневой рисунок. Желательно использовать в работе флэшметры. В процессе съемки необходимо внимательно изучить и опробовать светотеневые рисунки, которые получаются при различный значениях мощности приборов (не только положение и количество осветительных приборов, но и различные комбинации мощности их освещения). Постоянно следить за цветовой температурой. Обычно значения цветовой температуры, уже указаны на осветителях. Заранее решить вопрос со светосинхронизацией. Импульс вспышек, установленного вам оборудования, должен быть синхронизирован с моментом нажатия на спуск фотоаппарата. Есть два варианта, проводная синхронизация или беспроводная ( ИК, радио или синхронизация по ведущей вспышке). Вариант с беспроводной синхронизацией, бесспорно удобнее, т.к отсутствуют провода связывающие вашу камеру со вспышками и постоянно путающиеся под ногами .
Установки камеры.
«Памагите!!», сказал себе я, когда, встав перед установленным световым оборудованием, первый раз попытался сделать снимок. Я вдруг понял, что не знаю, какие же установки и режимы необходимо выставить на камере. Дело в том, что по пилотному свету аппарат не настоишь, а флэшметра у меня не было.
Так, вот чтобы у нас была все таки отправная точна настроек, рекомендации мои такие: - забудьте про автоматические и полуавтоматические режимы съемки. Выставляем на камере режим “ manual”. - ISO – это сейчас вам темно, когда вспышки сработают, света будет предостаточно. Поэтому ставим минимальное значение, у меня 100. Этот минимум позволит вам избавиться и от возможных шумов. - WB или баланс белого. Очень рекомендую установить его в соответствии с цветовой температурой, которая указана на ваших осветительных приборах. - диафрагма, рекомендую начать со значения F10 (вне зависимости от светосилы объектива), в дальнейшем, взаимная коррекция диафрагмы и выдержки, по ходу съемки. - выдержка, желательно чтобы значение было не менее 1\160, если вы снимаете с рук. Соответственно, удерживая такое значение, пробуем открывать\закрывать диафрагму.
Пример.
Оборудование: - 3 источника света (ИРС, ИЗС, ФС) - ISO 100 - F11 - выдержка 1\160 - WB (цветовая температура) 5400К - пост обработка ФШ (свет, цвет)
Портрет в три четверти.
Тут задавали вопрос, по поводу положения лица при съемке портрета в 3\4. Отвечаю.
Давайте определимся, что значит «портрет в 3\4».
Существуют 5 основных положений головы признанных в портретной съемке. Правый профиль, левый профиль, фас, и два промежуточных, под 45 градусов (ось фотограф –модель), справа и с лева от оси. Эти промежуточные положения и есть ракурс в 3\4. Такой ракурс наиболее интересен с точки зрения создания образа портретируемого, т.к. позволяет передать объем и характер модели.
Так, вот, теперь непосредственно к корректному повороту головы и выбору точки съемки.
Существует ряд Контрольных точек, по которым вы можете правильно и корректно выбрать позицию и произвести съемку.
До момента, когда вы нажмете на спуск, все 5 точек должны быть проверены и необходимые условия выполнены.
1- Поворот головы модели на столько, чтобы расстояние от края глаза, до линии контура головы по горизонтали, составляло длину ресниц.
2- Переносица не должна закрывать внутренний уголок глаза.
3- Кончик носа должен закрывать ноздрю.
4- Положение зрачка должно быть таким, чтобы белок по обе его стороны, по площади, был примерно одинаковым.
5- Резкость наводится по ресницам, ближайшего к вам глаза.
Вот и все премудрости.
Вот такой получается портрет в три черверти, например при репортажной съемке. (правда контрольная точка №4 в нем слегка не прошла - взгляд в камеру, а должен быть в сторону).
|
|