Лаборатория
Сенсорное управление - PENTAX T30 и SONY T50
Автор:

Сенсорное управление - PENTAX T30 и SONY T50

29 Мая 2007 Версия для печати
В избранное
Сенсорное управление - PENTAX T30 и SONY T50
Сравнение двух цифрокомпактов – Pentax Optio T30 и Sony Cyber-shot DSC-T50 – с точки зрения управления через сенсорный экран. В чем сходство, каковы различия, с каким из этих аппаратов работать быстрее и удобнее?
СЪЕМКА
Включение экрана в сенсорный режим
Если включено питание, экран Pentax T30 постоянно активен и работает как сенсорный. В любой момент нажимаешь на него, и появляются виртуальные кнопки.
У Sony T50 экран по умолчанию не активен, случайные касания ничего не дают. Включается он верхней из двух кнопок на задней панели, с пиктограммой указательного пальца (далее так и буду называть эту кнопку – Палец).
Сразу на экране появляются
У Pentax T30 на монитор выводится функциональное меню из восьми виртуальных кнопок (четыре основных, фиксированных – режимы съемки, вспышки, кадров и фокусировки – плюс четыре дополнительных, пользовательских), а также кнопки Display, Подпись и Exit.
На мониторе Sony T50 сразу появляются семь важных функций (режим работы, экспозамер, режим фокуса, вспышка, таймер, макро, разрешение).
Скорость включения экранного меню
У Pentax T30 восьмикнопочное функциональное меню верхнего уровня появляется практически мгновенно. Экраны нижних уровней – с едва ощутимой задержкой.
Функциональное меню Sony T50 появляется тоже быстро, но не мгновенно, задержка порядка 1/4 секунды.
Изменение количества информации на экране
Виртуальная кнопка DISPLAY внизу экрана Pentax T30 позволяет выбрать один из четырех типов вывода информации на экран (в том числе вариант Выключения монитора).
У Sony T50 переключением занимается нижняя из двух кнопок на задней панели, с пиктограммой |[]| . Возможны три типа вывода, варианта Выключено – нет.
Выход из сенсорного режима и переход к съемке
В модели Pentax T30 к съемке можно перейти полунажатием кнопки затвора (в том числе и из меню настроек), или виртуальной кнопкой-стрелкой выхода (Exit), или автоматически – по истечении 60 секунд без нажатий на экран.
Sony T50 также переходит к съемке полунажатием кнопки затвора, или кнопкой Палец (напоминаю, здесь она расположена вне экрана, что чуть менее удобно). Автоматического выхода нет (по крайней мере, дождаться его не удалось).
Пользовательские (переназначаемые) кнопки
У Pentax T30 таких 4 штуки, это нижний ряд функционального 8-кнопочного меню. Они выбираются из списка в 12 возможных вариантов, причем наборы разные для фото- и видеосъемки.
У Sony T50 назначаемых кнопок нет, структура меню фиксированная.
Камерное (основное) меню
У Pentax T30 камерное меню отделено от 8-кнопочного функционального меню, и вызывается оно внешней кнопкой Menu, расположенной на задней панели, справа от экрана.
У Sony T50 вход в меню осуществляется виртуальной, экранной кнопкой Меню. Получается, для входа в меню нужны два нажатия – сначала Включение экрана, потом нажатие кнопки Меню на экране.
Подытожим другими словами. У Pentax T30 функциональное меню (быстрый доступ к восьми важным функциям) появляется по нажатию на экран, а основное камерное меню (все остальные настройки) – через внешнюю кнопку Меню, одним нажатием.
У Sony T50 функциональное меню также появляется по одному нажатию (в данном случае на внешнюю кнопку включения экрана), но основное камерное меню – только вторым нажатием, на виртуальную кнопку Меню.
Размер виртуальных кнопок-пиктограмм
По большей части, экранные кнопки Pentax T30 довольно крупные, порядка 1.5х1.5 см.
Кнопки Sony T50 – разного размера и формы, при этом многие из них – около 1х1 см, то есть в два раза меньше по площади.
Использование дабл-клика
Pentax T30 в некоторых случаях позволяет использовать дабл-клик (двойное нажатие, как на кнопку мышки), и это убыстряет работу.
У Sony T50 такая возможность не обнаружена.
Подъем вверх по меню
У Pentax T30 для перехода на верхний уровень меню используется виртуальная кнопка выхода, с закругленной стрелкой вверх, она же Exit.
У Sony T50 также используется стрелка Exit, однако подъем идет только внутри меню (вплоть до верхнего уровня), а для выхода вообще из меню – требуется внешняя кнопка Палец.
Пример 1
Отвлечемся теперь от перечисления нюансов и рассмотрим пару конкретных примеров. Пусть нам требуется изменить значение параметра – для начала одного из тех, что входят в функциональное экранное меню (то есть, одного из важных параметров с быстрым доступом).

Итак, во что это выливается в случае Pentax T30.
Берем одну из восьми функций – например, пусть нам нужно изменить чувствительность ISO.
Для этого потребуется сделать три нажатия, или же четыре – здесь необходимо пояснение.
Дело в том, что на экран выводится 6 значений ISO (кстати, непонятно, почему – легко поместились бы и все 8).
То есть, на первом экране расположены значения:
Авто / 64 / 100
200 / 400 / 800

А на втором экране:
1600 / 3200
Вот и получается, что если нужное значение ISO оказывается не на том же, открывшемся, экране меню, где находилось текущее установленное значение, то требуется перелистывание на второй экран – которое как раз и будет дополнительным, четвертым, нажатием.

Кстати, у Pentax T30 прелистываний дальше, чем на вторую страницу, не требуется никогда – все меню сделаны не более, чем двухстраничными – но это отступление.

Итак, требуются три или четыре нажатия:
1. Включение сенсорного экрана (касаешься его).
2. Кнопка ISO (включение выбора исо).
(3). Не всегда нужное нажатие – перелистывание на вторую страницу значений ISO.
3 (или 4). Выбор конкретного значения ISO. При этом сразу происхзодит выход из меню, подтверждающего нажатия не требуется – это может не всем понравиться, но так получается быстрее.

Теперь обратимся к Sony T50.
Изменяем один из семи параметров – тех, что сразу видны на экране функционального меню. Например, хотим включить режим Супермакро.
1. Кнопка Палец (включение сенсорного экрана).
2. Кнопка Макро (появляется список на выбор – Макро, Увел.стекло, Выключено).
3. Выбираем Увел.стекло.
4. Кнопка Палец (или полунажатие кнопки затвора).
Итак, в данном случае четыре нажатия – это минимум! Трех не бывает, потому что всегда требуется четвертое нажатие – подтверждение.
Пример 2
Более сложный случай – требуется изменить параметр НЕ из тех, что находятся на первой странице.

Например, нужно изменить Контраст изображения в модели Pentax T30.
1. Включение меню (кнопкой Меню).
2. Режим съемки 2.
3. Кнопка Контраст.
4. Значение (Повышенный).
5. Выход (полунажатием).

Та же задача – изменить Контраст – в модели Sony T50.
1. Кнопка Палец (включение экрана).
2. Кнопка Меню.
3, 4. Стрелка Вниз (листаем список).
5. Контрастность.
6. Выбор значения (Повышенная).
7. Выход – кнопка Палец или полунажатие кнопки затвора.

Другой случай для Sony T50 – изменение ISO (аналогичная задача для Pentax T30 рассматривалась выше).
1. Кнопка Палец.
2. Кнопка Меню.
3. Выбор ISO (причем и здесь нужное значение ISO может тоже быть НЕ на первой странице).
4. Выбор значения.
5. Выход – кнопка Палец или полунажатие кнопки затвора.

Кстати, у Sony T50 на первой странице значений ISO находятся лишь четыре значения (а не шесть, как у Pentax T30): Авто, 80, 100 и 200 (на второй странице 400, 800, 1000) – то есть, здесь с большей вероятностью потребуется дополнительное, шестое, нажатие.

Как вывод, можно сказать, что у Pentax T30 во многих случаях достаточно всего трех нажатий – если речь идет о 8 функциях функционального меню. У Sony T50 всегда нужно как минимум четыре нажатия, ну и в среднем количество нажатий получается бОльшим.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
Включение режима воспроизведения (он же режим просмотра сделанных снимков) у обоих камер производится без привлечения сенсорного экрана – у Pentax T30 кнопкой на задней панели, у Sony T50 – движковым переключателем.

Похожим образом реализовано и включение воспроизведения без активизации объектива (без выдвижения объектива у Pentax T30 или без открытия крышки объектива у Sony T50). В первом случае – удерживаем нажатой кнопку Воспроизведения и нажимаем кнопку Включения питания, во втором случае – ставим переключатель в положение Воспроизведение и также нажимаем кнопку Включения питания.
На экран сразу выводятся
В случае Pentax T30 – Стрелки < и > для перелистывания снимков.
У Sony T50 – кнопка Меню и также стрелки < и > для перелистывания.
Скорость перелистывания
При одиночном нажатии на стрелку, у Pentax T30 следующий кадр появляется примерно через 1 секунду. Если держать стрелку нажатой, то 18 кадров пролистываются за 20 секунд (0.9 кадр/сек).
В Sony T50 система другая. Скорость при одиночном нажатии чуть ниже (0.7 кадр/сек), однако если стрелку удерживаешь, то номер файла бежит быстро, хотя сама картинка не меняется. То есть, пролистать кадры можешь быстро, но как бы вслепую.
Изменение масштаба
У Pentax T30 изменять масштаб просмотра можно либо рычажком зума, либо виртуальными экранными кнопками Плюс и Минус . В левом верхнем углу располагается навигатор – небольшое прямоугольное поле, на котором рамочкой показывается видимая в данный момент часть изображения.

Шагов увеличения очень много. Начинаются они от 1.0х (это не то же самое, что обычный просмотр одного кадра в целый экран! здесь режим Увеличения уже включен, но просто он пока равен единице), далее масштаб изменяется буквально минимальными приращениями: 1.1, 1.2, 1.3.... так до 2.0, потом 2.2, 2.4, 2.6, 2.8, 3.0, 3.3, 3.5, 3.8, 4.0, 4.5, 5.0, 5.5, 6.0, 6.5, 7.0, и наконец, 8.0х.

У Sony T50 масштаб изменяется клавишами зума, максимальное увеличение – 5х.
Уменьшенный масштаб
У Pentax T30 есть индексный просмотр 9 снимков на экране (3х3) и календарный доступ (по дате съемки), а также доступ по папкам.
Sony T50 позволяет выводить индексные снимки матрицей 3х2 или 4х3. Календарного доступа – нет.
Скорость увеличения
У Pentax T30 cначала происходит небольшая пауза – около 0.3-0.4 сек, собственно включение режима увеличения (пиктограмма Линза).
Аналогичная пауза у Sony T50 – меньше, около 0.2 сек.

Если удерживать рычажок зума, весь диапазон увеличений у Pentax T30 пробегается последовательно за 6 секунд, у Sony T50 – за 3 секунды.
Запустим обе камеры одновременно на увеличение. Тогда в тот момент, когда Sony T50 проходит весь диапазон до своих максимальных 5х, Pentax T30 доходит примерно до 1.8 – 2.0х.
Однако у Pentax T30 есть возможность мгновенного увеличения двойным нажатием на Плюс – о которой далее.
Мгновенное увеличение
Если в Pentax T30 включить увеличение пиктограммой Линза (на это потребуются два нажатия), то дальше можно дабл-кликом на кнопку Плюс сразу получить максимальное увеличение 8х (а дабл-кликом на Минус – вернуться к масштабу 1х). Заметим, что это "мгновенное увеличение" не работает при всех промежуточных масштабах: 1.1х и т.д. – а возможно при нажатии на Плюс только из режима 1.0х. Аналогичное нажатие на Минус – также срабатывает только из максимальных 8.0х.
У модели Sony T50 возможности мгновенного увеличеня до максимального масштаба не обнаружено.
Мгновенное уменьшение
Возврат к масштабу 1х в аппарате Pentax T30 производится: от максимального масштаба 8х – дабл-кликом на Минус; из других масштабов – кнопкой Меню.
У Sony T50 для этой цели служит экранная пиктограмма x1.0.
Интеллектуальное увеличение (задание масштаба пальцем)
Включив в Pentax T30 режим увеличения пиктограммой Линза, и оставаясь в начальном масштабе 1.0х, можно обозначить пальцем участок (обвести интересующую зону, или достаточно даже просто провести отрезок), и этот участок будет растянут на весь экран.
У Sony T50 сходной возможности не обнаружено.
Прокрутка пальцем
Если у Pentax T30 включен увеличенный масштаб просмотра (любой более 1.0х), работает прокрутка, или сдвижка, изображения. Прижав палец (или стилус) к экрану, двигаешь им, как на тач-пэде, и вслед за ним двигается картинка. Работает эта функция быстро и легко, картинка болтается вслед за пальцем, словно приклеенная к нему.
У Sony T50 по умолчанию сдвиг изображения осуществляется четырьмя стрелками. Можно кнопкой Палец включить режим прокрутки, но работает он медленно и неуверенно, как бы туго. Сдвигается небольшими порциями, сколько бы ты ни двигал пальцем. Уж не говоря о том, что для активизации этой возможности нужны дополнительные нажатия.
Выход из режима просмотра
В Pentax T30 выйти из просмотра можно полунажатием кнопки затвора, равно как и нажатием кнопки Воспроизведения на задней панели.
У Sony T50 – сдвигом переключателя режимов.
ВЫВОДЫ
По большому счету, принципы управления у Pentax T30 и Sony T50, конечно, сходны. Различия – в мелочах, хотя именно из таких мелочей и складывается удобство работы с камерой. Причем, поскольку "удобство" – категория субъективная, часто нельзя сказать, что данный вариант реализации некой функции "лучше" или "хуже", чем у конкурента. Можно лишь говорить о том, что реализована эта функция по-разному, а уж какой вариант предпочтительнее – каждый решает для себя сам.

В целом лично мне работа с сенсорным экраном у Pentax T30 показалась более удобной и быстрой, а функциональные возможности – более широкими. Разумеется, Sony T50 – тоже достойная модель, у нее есть свои плюсы, но они все же лежат в несколько других областях, выходящих за рамки этой статьи.


Благодарю компании Пентар и МегаФото за предоставленное оборудование.
Почему PENTAX?
Фотошкола
Зеркальные фотоаппараты
Компактные фотоаппараты
Средний формат
Объективы
Фотопринадлежности
Обо всем
PENTAX путешествие
Персона

Комментарии

Лариса Estrella Лариса
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2006-11-02
Откуда: Питер
Добавлено: 11:42, 30 Мая 2007Цитировать
Большое спасибо автору за глубокое сравнение сенсорных экранов! Но только "Не будем рассматривать ни точность цветопередачи, ни уровень шумов, ни наличие металлического штативного гнезда, ни возможность восстановления ошибочно удаленных снимков" как-то настораживает. Неужели у PENTAX Optio T30 все перечисленные (и не только) характеристики настолько неинтересны?
Фото автора (0)      Cтатьи автора (9)      Комментарии (10)
Кисло-Молочный Продукт smetana Кисло-Молочный Продукт
Ранг: Супергерой
Зарегистрирован: 2006-10-23
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 11:44, 30 Мая 2007Цитировать
Интересно, а разница в качестве самих мониторов была как-то заметна? У Optio T30 IPS-тип, который как у крутейших ЖК-мониторов в компьютерах, он что-нибудь дает вообще? Я имею в виду яркость при солнечном свете, заявленный угол обзора 170 градусов, отображение цветов.. Вы не смотрели?
Фото автора (0)      Cтатьи автора (37)      Комментарии (101)
kroupski Дмитрий Крупский
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-04-21
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 05:41, 30 Мая 2007Цитировать
Estrella, ну почему же "настолько неинтересны" :) обе камеры хорошие, у обеих есть и плюсы, и минусы. Просто не обо всем же можно рассказать в рамках одной статьи. Только шумы можно на десяти страницах исследовать, но реально-то силы небеспредельны :)
Я взял один аспект, и рассказал подробно именно о нем. Честно говоря, даже не знаю - насколько интересна такая детальность. Хотел бы услышать отзывы по этому поводу.
Но в чем я уверен - это что обзоров такого типа вообще почти не существует в природе. И мне кажется, что они имеют смысл. Зачем рассказывать о наличии стабилизатора и десятикратного зума, если каждый может сам прочитать об этом в технических характеристиках? Другое дело - рассказать о своих личных впечатлениях от общения с камерой, о каких-то нюансах - то есть, о том, чего из официальных пресс-релизов не узнаешь.
Или не так?
Экое у меня философское отступление получилось :)
Фото автора (0)      Cтатьи автора (2)      Комментарии (9)
kroupski Дмитрий Крупский
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-04-21
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 05:54, 30 Мая 2007Цитировать
smetana, монитор у Optio Т30 действительно очень хороший, резкий и реалистичный - это точно.
Насколько он лучше (и лучше ли) того, что у Sony T50 - честно говоря, сказать затрудняюсь. Сильно и с очевидностью мне это в глаза не бросилось. Впрочем, я ведь под большим углом обычно с экраном не работаю :) а то бы, может быть... сразу бы и заметил разницу.
Фото автора (0)      Cтатьи автора (2)      Комментарии (9)
Лариса Estrella Лариса
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2006-11-02
Откуда: Питер
Добавлено: 04:13, 31 Мая 2007Цитировать
kroupski писал(а):
Estrella, ну почему же "настолько неинтересны" :) обе камеры хорошие, у обеих есть и плюсы, и минусы....

Спасибо за ответ. ИМХО, однозначно решить трудно, есть ли необходимость в "глобальном" сравнении. Меня саму недавно упрекнули в поверхностной подаче инфы :)))
Просто именно эта фраза "Не будем рассматривать ни точность цветопередачи......" наталкивает на мысль: а почему не будут рассматривать? Аааа, наверное, все так запущено... :)
Фото автора (0)      Cтатьи автора (9)      Комментарии (10)
Полосатый Ник S. Полосатый
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-19
Откуда: Россия
Добавлено: 10:19, 20 Августа 2007Цитировать
маленькое дополнение:

Pentax T30 больше "заточена" под использование пальца, чем Sony T50. На это указывают больший размер пиктограмм и совершенно непонятный стилус, больше напоминающий пластиковый огрызок карандаша. Впрочем, видимо, это дизайнерский ход, который должен указыать на существующую в T-серии Pentax возможность редактирования снимков прямо с камеры. У Sony стилус прикреплен к наручной петле для переноски и больше позиционируется как оптимальное приспособление для работы с сенсорным дисплеем.

P.S. Статья очень хороша, но автор, к сожалению, не уделил внимания функции редактирования снимков с камеры, хотя это было бы неплохим тест-драйвом для сенсорных экранов (точность позиционирования, время отображения штриха для рисования и т.п.) и камер в целом. Мелочь, конечно, но интересно же! :)
Фото автора (8)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (29)
Чтобы оставить свой комментарий необходимо:   [ войти ]   [ зарегистрироваться ]
Сенсорное управление - PENTAX T30 и SONY T50
© 2007-2008 PentaxNews. При перепечатке материалов ссылка на www.pentaxnews.ru обязательна
Сайт PentaxNews — цифровых фотоаппаратов Pentax много не бывает!

Web-дизайн и разработка сайта - SASTAsoft