Лаборатория
Как убрать помехи с фотографии
Автор:

Как убрать помехи с фотографии

23 Января 2008 Версия для печати
В избранное
Как убрать помехи с фотографии
Каждому, кто хотя бы один раз пробовал сфотографировать городской пейзаж или какую-либо достопримечательность, практически всегда мешали случайные прохожие. Поймать момент «безлюдья» во многих случаях просто невозможно, так как популярные места пустеют либо ночью, либо в плохую погоду, или же Вы здесь первый и последний раз, а хочется сделать шедевр. И что же делать в таком случае? Есть несколько способов. Для реализации творческого замысла понадобится штатив и некоторое, довольно длительное время. Принцип Point and Shot не работает, да и не всякая камера годится.

Первый способ – съемка на сверхдлинных выдержках. При этом способе съемки с помощью нейтрального светофильтра количества света, попадающего на светочувствительный элемент, ограничивается до такой степени, что бы выдержка составила от нескольких минут до нескольких часов. Технология проста: камера устанавливается на штатив, рассчитывается время экспозиции и делается снимок. Если выдержка достаточно велика, то камера зафиксирует только неподвижные объекты, в то время как движущиеся (люди, машины и т.д.) не зафиксируются.

Второй способ. С одной точки делается большая серия снимков. Интервалы между снимками некритичны, можно ориентироваться на минимальное количество мешающих объектов. При съемке на пленку изображения необходимо отсканировать. Стоит упомянуть, что наилучшие результаты достигаются при установке экспозиции вручную. Затем получившуюся серию с помощью Adobe Photoshop следует собрать послойно на белом фоне. Из моего опыта получилось, что серия должна быть от 50 до 150 снимков, прозрачность каждого слоя устанавливается 1 – 2%, затем все слои склеиваются и с помощью инструмента Levels производится окончательная коррекция. Очевидный недостаток – большой объем ручной работы при формировании окончательного изображения.

Третий способ, являющийся модификацией второго. Использование мультиэкспозиции или многократная съемка без протяжки пленки (считывания изображения с матрицы) на один кадр. Так как большинство камер имеют ограничение на количество кадров мультиэкспозиции, снимаем серию. Полученную серию обрабатываем как описано в способе 2. Преимуществом такого рода съемки является уменьшение количества ручной работы . Действительно, часть снимков склеивается прямо в камере. Если серия мультиэкспозиции состоит из 9 снимков, то нужно получить и склеить уже не 150 снимков, а только 16-17. Выгода очевидна.

Теперь можно сформулировать, каким требованиям должна удовлетворять камера, пригодная для реализации съемки одним из вышеописанных способов:
1. Работа на сверхдлинных выдержках (до нескольких часов)
2. Возможность серийной съемки
3. Возможность мультиэкспозиции
4. Ручная установка экспозиции
Для реализации вышеописанной съемки камера должна обладать любым из первых 3-х признаков и обязательно – 4-м.

Теперь выбираем камеру.
Если Вы снимаете на пленку, то практически любая зеркальная камера обеспечивает работу на сверхдлинных выдержках. Поэтому выбор прост. При съемке трудности может вызвать только расчет экспозиции. Дело в том, что при значительном уменьшении количества света, попадающего на пленку, проявляется эффект Шварцшильда – нелинейно меняется чувствительность пленки. Однако для расчета есть специальные таблицы, а подробное обсуждение выходит за рамки статьи. С цифровыми камерами все не так здорово. Даже лучшие из них не обеспечат приемлемый результат на выдержках более нескольких минут. Поэтому, если Вы пользуетесь цифровой камерой, то Вам остается только серийная съемка. Для такой съемки подходит практически любая камера с возможностью ручной установки экспозиции.

Цифровых камер с мультиэкспозицией за разумные деньги до недавнего времени просто не было. Поэтому описанный выше третий способ большинству фотолюбителей был недоступен. Снимать серии из 100- 150 кадров, а затем обрабатывать в Фотошопе охотников мало. С выходом Pentax K10D ситуация резко изменилась. У нее, на данный момент единственной в своем ценовом диапазоне, появилась полноценная мультиэкспозиция. (Как воспользоваться этой функцией подробно описано в инструкции к камере. ) Для иллюстрации всего вышеизложенного я снимал входную зону крупного торгового центра, используя К10 и возможность мультиэкспозиции.
Пример промежуточных фотография. Каждая фотография снималась в режиме мультиэкспозиции
9 наложений. Всего использовалось 9 фотографий, что эквивалентно 81 одиночному снимку.
Окончательный результат. Очевидно, что идеального результата достичь сложно, так как всегда найдутся зеваки, плотно стоящие на одном месте, но и этот результат неплох.
Сравните приведенный выше пример с обычным количеством прохожих.
Необходимо отметить, что при уличной съемке больших серий или использовании сверхдлинных выдержек, скорее всего изменится освещение. Это необходимо учитывать при выборе точки съемки, так как например, изменение углового положение солнца соответственно изменит положение теней и общую освещенность объекта. Некоторые очевидные рекомендации:
- избегайте съемки объектов, которые напрямую освещаются солнцем
- при уличной съемке выбирайте интервал так, что бы освещение за период менялось не значительно
- для большинства случаев достаточна серия из 50 снимков, с интервалом 30 сек – 1 мин.
- описанный способ не подходит для ночной съемки города, так как следы от фар автомобилей неизбежно зафиксируются. Хотя это может соответствовать творческому замыслу.
Почему PENTAX?
Фотошкола
Зеркальные фотоаппараты
Компактные фотоаппараты
Средний формат
Объективы
Фотопринадлежности
Обо всем
PENTAX путешествие
Персона

Комментарии

Александр Багров avb-fotik Александр Багров
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-10-18
Откуда: Москва
Добавлено: 12:44, 23 Января 2008Цитировать
Спасибо за рассказ о "подводных камнях".
Воистину тут нужны героические усилия, на которые не все способны. И я пока, к сожалению, в их числе.
Хотя, если откровенно, по названию статьи я думал, что пойдет речь о чем-то другом.
Фото автора (80)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (1563)
Андрей Веретенников AnVer Андрей Веретенников
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-08-28
Откуда: Набережные Челны
Добавлено: 02:55, 23 Января 2008Цитировать
Хорошая статья... :)
Фото автора (96)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (26)
fantom Андрей Игнатьев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-01-10
Откуда: С-Петербург
Добавлено: 03:18, 23 Января 2008Цитировать
Обычно усилия оправдывают результат. Иногда, что бы сделать хороший снимок, например, для рекламного буклета, приходится и не на такие усилия идти. А здесь - вся процедура занимет от сило 30-40 мин, да и камера почти любая подходит.
Фото автора (13)      Cтатьи автора (4)      Комментарии (13)
Петрович Вадим Денисов
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-08-13
Откуда: Киргизия
Добавлено: 05:46, 23 Января 2008Цитировать
В некоторых случаях лишние детали легко удаляются клон-кистью! (Воспроизведение примыкающих деталей изображения)
Фото автора (31)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (21)
Lev Levinson levirene Lev Levinson
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-22
Откуда: Israel
Добавлено: 06:08, 23 Января 2008Цитировать
Все описанные 4 способа имеют право на жизнь, но если у Вас в руках такой замечательный инструмент как Photoshop, то безусловно надо воспользоваться клон-кистью с последующим сглаживание фильтром Akvis-Hamelion
Фото автора (18)      Cтатьи автора (2)      Комментарии (44)
fantom Андрей Игнатьев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-01-10
Откуда: С-Петербург
Добавлено: 06:23, 23 Января 2008Цитировать
levirene писал(а):
но если у Вас в руках такой замечательный инструмент как Photoshop, то безусловно надо воспользоваться клон-кистью с последующим сглаживание фильтром Akvis-Hamelion
Photoshop не всесилен, времени займет намного больше и результат будет. как минимум, не лучше. Да и степень владения Photoshop нужна высокая, я, например, не умею в такой степени.
Фото автора (13)      Cтатьи автора (4)      Комментарии (13)
nicdoctor Виктор Совин
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-12-17
Откуда: Москва
Добавлено: 11:25, 24 Января 2008Цитировать
Статья, на мой взгляд, хороша самой идеей, но не ее исполнением. Есть более простой способ: взять пару помощников, которые буквально на полминуты попросят (задержат) прохожих. Попробуйте - это работает.
Фото автора (2)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (5)
Влад vlsd Влад
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-23
Откуда: Minsk / Zaslavl
Добавлено: 03:45, 24 Января 2008Цитировать
nicdoctor писал(а):
Есть более простой способ: взять пару помощников, которые буквально на полминуты попросят (задержат) прохожих.

:) в Москве???? 8=о
во как всё поменялось за то время, что я там не был!!!
Но есть очень много менее культурных городов :) и мест, да и обстоятельств где это не сработает :(
Поэтому совсем не лишние советы (ИМХО), хотя Шопой проще
Фото автора (39)      Cтатьи автора (1)      Комментарии (443)
Вадим Анохин awadim Вадим Анохин
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-08-31
Откуда: Ростов-на-Дону
Добавлено: 08:44, 25 Января 2008Цитировать
Опять что-то в кадре асфальта много. Что снималось то? Рекламка К10Д? :)
Фото автора (117)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (89)
Мария, Каляжнова Девушка из Будущего Мария, Каляжнова
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-11-27
Откуда: Москва
Добавлено: 01:21, 25 Января 2008Цитировать
Простите, а так можно снимать всеми камерами? Или только зеркалками?
Фото автора (11)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (19)
Влад vlsd Влад
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-23
Откуда: Minsk / Zaslavl
Добавлено: 09:01, 28 Января 2008Цитировать
Девушка из Будущего писал(а):
Простите, а так можно снимать всеми камерами? Или только зеркалками?

описаным выше способом - только "к10д" или "гх10" :(
Фото автора (39)      Cтатьи автора (1)      Комментарии (443)
Чтобы оставить свой комментарий необходимо:   [ войти ]   [ зарегистрироваться ]
Как убрать помехи с фотографии
© 2007 PentaxNews. При перепечатке материалов ссылка на www.pentaxnews.ru обязательна
Сайт PentaxNews — цифровых фотоаппаратов Pentax много не бывает!

Web-дизайн и разработка сайта - SASTAsoft