Напомню, что такое фотопленка.
Для упрощения под фотопленкой будем понимать светочувствительный материал в любой форме, предназначенный для использования в фотокамерах.
Фотографическая пленка представляет собой светочувствительный слой , нанесенный на подложку.
Светочувствительным элементом слоя является галоидное серебро, которое находится в желатиновой среде в виде микрокристаллов. Светочувствительный слой наносится на подложку в виде тончайшей желатиновой пленки, имеющей толщину всего несколько микронов. Водный раствор желатины, в котором распределены микрокристаллы галоидного серебра, называется фотографической эмульсией.
Подложки фотопленки изготавливаются из различных материалов. Из целлулоида, триацетата или другого прозрачного и эластичного материала. Фотоэмульсию также можно нанести и на пластмассу, фарфор, шелк и т.д.
Микрокристаллы галлоидного серебра чувствительны к световым лучам и изменяются под их воздействием. В процессе обработки подвергшегося воздействию света фотоматериала специальным проявляющим раствором галоидное серебро превращается в металлическое, что и приводит к образованию почернений на фотоматериале.
Степень почернения светочувствительного слоя зависит от количества света, освещающего фотослой, и от времени, в течение которого происходило это освещение. Произведение освещенности фотослоя на время освещения называется экспозицией.
Любой объект съемки состоит из множества различных деталей, каждая из которых отражает по направлению к объективу фотокамеры различное количество света и, следовательно, обладает определенной яркостью. Яркость детали зависит от ее освещенности и отражательной способности. Чем выше яркость фотографируемой детали, тем больше света она отразит, тем выше будет освещенность соответствующего участка фотослоя, на котором рисуется изображение объекта при съемке, тем большим будет почернение.
Фотопленкой, на которую нанесен всего один светочувствительный слой, пользуются для получения чернобелых изображений. Для получения же цветных снимков одного слоя фотоэмульсии недостаточно. Как известно, все цвета, видимые человеческим глазом, можно разделить на три составляющие - красную, зеленую и синюю. Поэтому для получения цветных изображений пользуются специальными фотоматериалами, у которых одна подложка несет три светочувствительных слоя, последовательно нанесенных на прозрачную основу.
Эти светочувствительные слои, содержащие галоидное серебро, различаются между собой по цветочувствительности. Верхний слой чувствителен лишь к синим лучам, поэтому он называется синечувствительным. Средний слой помимо естественной чувствительности галоидного серебра к синей зоне спектра дополнительно "чувствует" зеленые лучи. Между верхним и средним слоями расположен тончайший желтый фильтрующий слой, который не пропускает к нижним слоям синие лучи. Этот фильтрующий слой состоит из металлического серебра, имеющего желтую окраску. Вследствие этого на средний слой оказывают действие лишь зеленые лучи, поэтому он называется зеленочувствительным.
Нижний слой, прилегающий к подложке, чувствителен к синим и красным лучам. Однако впоследствии поглощения желтым светофильтром синих лучей, на нижний слой оказывают действие лишь красные, поэтому он называется красночувствительным.
Для упрощения под фотопленкой будем понимать светочувствительный материал в любой форме, предназначенный для использования в фотокамерах.
Фотографическая пленка представляет собой светочувствительный слой , нанесенный на подложку.
Светочувствительным элементом слоя является галоидное серебро, которое находится в желатиновой среде в виде микрокристаллов. Светочувствительный слой наносится на подложку в виде тончайшей желатиновой пленки, имеющей толщину всего несколько микронов. Водный раствор желатины, в котором распределены микрокристаллы галоидного серебра, называется фотографической эмульсией.
Подложки фотопленки изготавливаются из различных материалов. Из целлулоида, триацетата или другого прозрачного и эластичного материала. Фотоэмульсию также можно нанести и на пластмассу, фарфор, шелк и т.д.
Микрокристаллы галлоидного серебра чувствительны к световым лучам и изменяются под их воздействием. В процессе обработки подвергшегося воздействию света фотоматериала специальным проявляющим раствором галоидное серебро превращается в металлическое, что и приводит к образованию почернений на фотоматериале.
Степень почернения светочувствительного слоя зависит от количества света, освещающего фотослой, и от времени, в течение которого происходило это освещение. Произведение освещенности фотослоя на время освещения называется экспозицией.
Любой объект съемки состоит из множества различных деталей, каждая из которых отражает по направлению к объективу фотокамеры различное количество света и, следовательно, обладает определенной яркостью. Яркость детали зависит от ее освещенности и отражательной способности. Чем выше яркость фотографируемой детали, тем больше света она отразит, тем выше будет освещенность соответствующего участка фотослоя, на котором рисуется изображение объекта при съемке, тем большим будет почернение.
Фотопленкой, на которую нанесен всего один светочувствительный слой, пользуются для получения чернобелых изображений. Для получения же цветных снимков одного слоя фотоэмульсии недостаточно. Как известно, все цвета, видимые человеческим глазом, можно разделить на три составляющие - красную, зеленую и синюю. Поэтому для получения цветных изображений пользуются специальными фотоматериалами, у которых одна подложка несет три светочувствительных слоя, последовательно нанесенных на прозрачную основу.
Эти светочувствительные слои, содержащие галоидное серебро, различаются между собой по цветочувствительности. Верхний слой чувствителен лишь к синим лучам, поэтому он называется синечувствительным. Средний слой помимо естественной чувствительности галоидного серебра к синей зоне спектра дополнительно "чувствует" зеленые лучи. Между верхним и средним слоями расположен тончайший желтый фильтрующий слой, который не пропускает к нижним слоям синие лучи. Этот фильтрующий слой состоит из металлического серебра, имеющего желтую окраску. Вследствие этого на средний слой оказывают действие лишь зеленые лучи, поэтому он называется зеленочувствительным.
Нижний слой, прилегающий к подложке, чувствителен к синим и красным лучам. Однако впоследствии поглощения желтым светофильтром синих лучей, на нижний слой оказывают действие лишь красные, поэтому он называется красночувствительным.
Обработка фотопленки.
Итак, светочувствительным элементом слоя является галоидное серебро, которое находится в желатиновой среде в виде микрокристаллов. От количества и размера микрокристаллов серебра зависит чувствительность пленки. Для выявления зафиксированного пленкой изображения используется специальный химический процесс, называемый проявлением. Для обработки чернобелой пленки необходимо искупать ее в 3-х растворах (проявитель, стопраствор и фиксаж), цветную негативную пленку нужно искупать уже в 5-ти растворах (проявитель, стопраствор, отбеливатель, фиксаж), цветные слайды требуют еще более сложной обработки. Излишне упоминать, что цветные пленки требуют особого температурного режима. Можно, конечно, как предлагают на форумах, отдать пленку в специализированную лабораторию и получить готовый результат, но это означает, что вы получите некий усредненный результат. Ведь в процессе проявления вполне можно изменять некоторые характеристики конечного изображения, такие как зернистость, контрастность, проработку деталей и даже повышать чувствительность. Существует возможность вовсе лишиться пленки из-за чужой недобросовестности.
Следовательно, вывод первый: для качественной работы с пленкой необходимо самостоятельная обработка пленки. После получения проявленной пленки в некоторых случаях возможна корректировка полученного изображения, например, для классической чернобелой пленки возможна корректировка оптической плотности и контрастности. Никакое сканирование и цифровая обработка не заменят химическую обработку, если необходимо, например, снизить плотность изображения.
Вывод второй: при работе с пленкой, даже проявляя ее в специализированном ателье, зачастую не избежать дополнительной химической обработки.
Полученное на пленке изображение является полуфабрикатом. Для получения конечного результата зафиксированное на пленке изображение необходимо напечатать. Классическая фотография предполагает ручную оптическую печать на светочувствительную фотобумагу, заставляющую использовать химическую обработку. Количество растворов для обработки фотобумаги такое же, как и для пленки. Необходимо отметить, что все растворы имеют ограниченный срок хранения.
Вывод третий: заниматься фотографией на пленку, есливВы хотите получать достойный результат, от случая к случаю нельзя, так как все используемые материалы имеют ограниченный срок годности. Использованные хотя бы один раз растворы долго хранить нельзя.
Вывод четвертый: для хранения и использования такого количества химии и оборудования нужно отдельное довольно большое помещение.
И, наконец, фотографирование на пленку удовольствие недешевое.
На форумах предлагают проявлять пленку в ателье, сканировать ее и затем обрабатывать традиционными цифровыми методами. Но при сканировании недорогими сканерами теряется значительная часть информации, и в чем тогда смысл фотографирования на пленку? Сканировать на дорогом сканере – удовольствие недешевое, а далеко не все отснятые пленки достойны дорогого сканера.
Из краткого описания обработки пленки очевидно, что далеко не всякий способен работать с пленкой в силу высокой трудоемкости процесса. Только цифровая фотография смогла стать по-настоящему массовой и оперативной. Вот для этого и нужна цифровая фотография! Ведь из-за отсутствия доступных способов фиксации реальности мы не знаем, как выглядел, например, Леонардо да Винчи, Ньютон и многие другие. Сегодня же без преувеличения можно сказать, что бесчисленным множеством цифровых камер фиксируется каждый миг нашей жизни, и будущим историкам не придется гадать, как выглядел, например, пленочный фотоаппарат.
Итак, светочувствительным элементом слоя является галоидное серебро, которое находится в желатиновой среде в виде микрокристаллов. От количества и размера микрокристаллов серебра зависит чувствительность пленки. Для выявления зафиксированного пленкой изображения используется специальный химический процесс, называемый проявлением. Для обработки чернобелой пленки необходимо искупать ее в 3-х растворах (проявитель, стопраствор и фиксаж), цветную негативную пленку нужно искупать уже в 5-ти растворах (проявитель, стопраствор, отбеливатель, фиксаж), цветные слайды требуют еще более сложной обработки. Излишне упоминать, что цветные пленки требуют особого температурного режима. Можно, конечно, как предлагают на форумах, отдать пленку в специализированную лабораторию и получить готовый результат, но это означает, что вы получите некий усредненный результат. Ведь в процессе проявления вполне можно изменять некоторые характеристики конечного изображения, такие как зернистость, контрастность, проработку деталей и даже повышать чувствительность. Существует возможность вовсе лишиться пленки из-за чужой недобросовестности.
Следовательно, вывод первый: для качественной работы с пленкой необходимо самостоятельная обработка пленки. После получения проявленной пленки в некоторых случаях возможна корректировка полученного изображения, например, для классической чернобелой пленки возможна корректировка оптической плотности и контрастности. Никакое сканирование и цифровая обработка не заменят химическую обработку, если необходимо, например, снизить плотность изображения.
Вывод второй: при работе с пленкой, даже проявляя ее в специализированном ателье, зачастую не избежать дополнительной химической обработки.
Полученное на пленке изображение является полуфабрикатом. Для получения конечного результата зафиксированное на пленке изображение необходимо напечатать. Классическая фотография предполагает ручную оптическую печать на светочувствительную фотобумагу, заставляющую использовать химическую обработку. Количество растворов для обработки фотобумаги такое же, как и для пленки. Необходимо отметить, что все растворы имеют ограниченный срок хранения.
Вывод третий: заниматься фотографией на пленку, есливВы хотите получать достойный результат, от случая к случаю нельзя, так как все используемые материалы имеют ограниченный срок годности. Использованные хотя бы один раз растворы долго хранить нельзя.
Вывод четвертый: для хранения и использования такого количества химии и оборудования нужно отдельное довольно большое помещение.
И, наконец, фотографирование на пленку удовольствие недешевое.
На форумах предлагают проявлять пленку в ателье, сканировать ее и затем обрабатывать традиционными цифровыми методами. Но при сканировании недорогими сканерами теряется значительная часть информации, и в чем тогда смысл фотографирования на пленку? Сканировать на дорогом сканере – удовольствие недешевое, а далеко не все отснятые пленки достойны дорогого сканера.
Из краткого описания обработки пленки очевидно, что далеко не всякий способен работать с пленкой в силу высокой трудоемкости процесса. Только цифровая фотография смогла стать по-настоящему массовой и оперативной. Вот для этого и нужна цифровая фотография! Ведь из-за отсутствия доступных способов фиксации реальности мы не знаем, как выглядел, например, Леонардо да Винчи, Ньютон и многие другие. Сегодня же без преувеличения можно сказать, что бесчисленным множеством цифровых камер фиксируется каждый миг нашей жизни, и будущим историкам не придется гадать, как выглядел, например, пленочный фотоаппарат.