Лаборатория
6. Использование контрового освещения
Автор:

6. Использование контрового освещения

25 Июля 2007 Версия для печати
В избранное
6. Использование контрового освещения
Есть расхожее мнение, что фотосъемку «против света» производить нельзя. Это не всегда так. Хорошие цифровые фотоаппараты позволяют снимать при контровом освещении, то есть когда источник света «бьет» прямо в объектив. Часто самые красивые и выразительные снимки получаются именно при съемке «против света».
Марка фотоаппарата: PENTAX К100D
Объектив: SMC PENTAX-DA 18-55 мм
ISO 200.
Выдержка: 1/500 секунды
Диафрагма: 22
Фокусное расстояние: 29 мм
Режим съемки: приоритет диафрагмы
Снимок сделан ярким солнечным днем. Так как съемка велась с движущегося объекта, была выставлена короткая выдержка при закрытой для глубины резкости диафрагме. Замер экспозиции производился по небу. Фокусировка ручная на бесконечности.
Марка фотоаппарата: PENTAX К100D
Объектив: SMC PENTAX-DA 12-24 мм
ISO 200.
Выдержка: 1/500 секунды
Диафрагма: 16
Фокусное расстояние: 16 мм
Режим съемки: приоритет диафрагмы
Снимок сделан в вечернее время. Чтобы получить тонкие и четкие лучики от бликов на воде, диафрагма была закрыта до значения 1/16 (при открытой диафрагме получаются световые пятна). Количество лучиков зависит от количества лепестков диафрагмы в объективе. Съемка велась почти от уровня воды, чтобы сделать максимально длинной солнечную дорожку. Замер экспозиции по небу, чтобы на снимке получились облака, а не были засвечены.

Марка фотоаппарата: PENTAX К100D
Объектив: SMC PENTAX-DA 12-24 мм
ISO 200.
Выдержка: 1/45 секунды
Диафрагма: 16
Фокусное расстояние: 12 мм
Режим съемки: приоритет диафрагмы
Снимок сделан в вечернее время, когда солнце уже клонилось к горизонту. Идея снимка - снять «на просвет» прибрежные камыши, которые при таком освещении очень красивы. Для получения большой глубины резкости диафрагма была прикрыта до значения 1/16. Наводка на резкость - на бесконечность.
Марка фотоаппарата: PENTAX К100D
Объектив: PENTAX 12-24 мм
ISO 200.
Выдержка: 1/2000 секунды
Диафрагма: 4
Фокусное расстояние: 19 мм
Режим съемки: ручной
Снимок сделан в вечернее время. Чтобы «остановить» движение брызг прибоя, диафрагма была открыта полностью, что позволило установить очень короткую выдержку - 1/2000 секунды.

Чтобы максимально продлить световую дорожку от солнца, фотоаппарат располагался почти у уровня воды.

Технология съемки такова: вычислив большую волну, от которой можно ожидать максимума брызг, производилось кадрирование. Нажатие на спусковую кнопку происходило не в момент удара волны о камень, а за полсекунды раньше (это время движения указательного пальца. У каждого фотографа оно разное, и его нужно знать).

Брызги, освещенные солнцем в контровом свете, на темном фоне берега очень хорошо видны.
Марка фотоаппарата: PENTAX К10D
Объектив: SMC PENTAX-DA 12-24 мм
ISO 200.
Выдержка: 1/90 секунды
Диафрагма: 4,5
Фокусное расстояние: 20 мм
Режим съемки: ручной
Снимок сделан поздним вечеров после захода солнца. Наводка на резкость автоматическая на бесконечность. Экспозиция нормальная для такого вида освещения. Теплые тона при установленном «солнечном» балансе белого дали очень теплые красные тона.
Марка фотоаппарата: PENTAX К100D
Объектив: SMC PENTAX-DA 18-55 мм
ISO 200.
Выдержка: 1/2000 секунды
Диафрагма: 22
Фокусное расстояние: 31 мм
Режим съемки: ручной
Снимок сделан ярким солнечным днем. Чтобы получить освещение цветного паруса «на просвет», съемка велась против солнца. Экспозиция замерялась по небу. Резкость выставлялась в ручном режиме на бесконечность, чтобы экономить заряд батарей. Так как света было очень много, фотоаппарат сработал практически на границе своих возможностей, и по выдержке и по диафрагме.
Марка фотоаппарата: PENTAX К100D
Объектив: SMC PENTAX-DA 18-55 мм
ISO 200.
Выдержка: 1/500 секунды
Диафрагма: 22
Фокусное расстояние: 20 мм
Режим съемки: ручной
Снимок сделан ярким солнечным днем. Чтобы получить освещение паруса «на просвет» и яркие блики на воде, съемка велась против солнца. Экспозиция замерялась по небу. Резкость выставлялась в ручном режиме на бесконечность.
Марка фотоаппарата: PENTAX К100D
Объектив: SMC PENTAX-DA 18-55 мм
ISO 200.
Выдержка: 1/1000 секунды
Диафрагма: 8
Фокусное расстояние: 50 мм
Режим съемки: ручной
Снимок сделан на закате. Чтобы получить силуэт от прыгающей модели, съемка велась против солнца. Экспозиция замерялась по небу. Чтобы «остановить мгновение» была использована очень короткая выдержка - 1/1000 секунды.

Лабораторную работу на тему использования контрового освещения можно выполнить здесь.

Что такое лабораторная работа?
Почему PENTAX?
Фотошкола
Зеркальные фотоаппараты
Компактные фотоаппараты
Средний формат
Объективы
Фотопринадлежности
Обо всем
PENTAX путешествие
Персона

Комментарии

wilce Юрий Пятков
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-08-06
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 05:06, 06 Августа 2007Цитировать
Есть расхожее мнение, что фотосъемку «против света» производить нельзя. Это не всегда так. Хорошие цифровые фотоаппараты позволяют снимать при контровом освещении
1. К теме хорошего фотоаппарата контровой снимок не имеет особого отношения. Контровой снимок может делать почти любой фотоаппарт с возможностю коррекции экспозиции.
2. Технически если против света нужно что либо снять - используется вспышка. Очень древний и безумно красивый и совешенно грамотный прием. А если поиграться мощностью вспышки то вообще можно получить что угодно.
3. Если вспышку или внешний источник света (фары машины например) использовать неудастся вот тут то нужен хороший фотоаппарат:
Вот для чего нужен хороший фотоаппарат и хорошая полноформатныая или CMOS матрица. Потом снимок можно вытянуть - для чего редактировать кривую полутонов - таким образом поднимая детали в тени или же работать по области (кстати тут в другой ветке вроде что то подобное писали), а потом поиграться с цветопередачей/яркостью/контрастом. Ситуация в том, что на плохих матрицах появятся шумы, либо так называемый динамический диапазон не позволит ничего сделать (в тени ничего не будет :((.
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (3)
Зубачек Сергей HECTEPOB Зубачек Сергей
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-08-20
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 07:30, 23 Августа 2007Цитировать
Вопрос - снимая солнце нельзя случайно запороть аппарат... типа уф лучи и все такое, а там кремниевые элементы внутри :)
Фото автора (25)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (33)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 02:13, 24 Августа 2007Цитировать
HECTEPOB писал(а):
Вопрос - снимая солнце нельзя случайно запороть аппарат...


Теоретически можно. Если снимать полуденное солнце, то надо максимально закрывать диафрагму и использовать сверхкороткие выдержки (иначе делать такую съемку нет смысла, так как оно получится просто белым пятном, "размывающим" любой контур). На закате особых проблем не возникает.
Фото автора (13)      Cтатьи автора (57)      Комментарии (187)
Badboy Владимир Николайчик
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-08-31
Откуда: Минск
Добавлено: 12:07, 03 Сентября 2007Цитировать
Вопрос - снимая солнце нельзя случайно запороть аппарат...В продолжение темы,снимая против солнца надо ли использовать светофильтры?
Фото автора (6)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (5)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 12:45, 03 Сентября 2007Цитировать
Badboy писал(а):
снимая против солнца надо ли использовать светофильтры?


В принципе можно, но нет особого смысла, так все можно сделать в фотошопе. Единственно оправданно это применение нейтрального понижающего светофильтра.

А так - на ваше усмотрение...
Фото автора (13)      Cтатьи автора (57)      Комментарии (187)
Badboy Владимир Николайчик
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-08-31
Откуда: Минск
Добавлено: 02:07, 04 Сентября 2007Цитировать
Спасибо за совет и за сэкономленые деньги)))).
Фото автора (6)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (5)
Андрей Коваль DETOHATOP Андрей Коваль
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-08-08
Откуда: Украина, Николаев
Добавлено: 03:56, 07 Сентября 2007Цитировать
HECTEPOB писал(а):
Вопрос - снимая солнце нельзя случайно запороть аппарат...


главное не запорите свои глаза.

объектив - линзы. Вы знаете как выжигают линзами по дереву?
просто надо быть осторожнее. Вечернее солнце уже по сути своей безопасное.
С "зеркалками" проще в том плане, что матрица отработает короткую выдержку и с матрицей не успеет ничего случиться (конечно если экспозиция будет не явно пересвеченная), но глядя в видоискатель можно повредить зрение. С "мыльницами" наоборот - работает всегда матрица и для зрения нет опасности, но матрицу можно пожечь.
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (7)
ольга матвеева олька!!!! ольга матвеева
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-11-07
Откуда: Россия.Москва
Добавлено: 03:55, 08 Ноября 2007Цитировать
я считаю что производить съёмку против света можно а иногда что бы получить красивый силует модели или чего другого это просто нужно
Фото автора (13)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (48)
Чтобы оставить свой комментарий необходимо:   [ войти ]   [ зарегистрироваться ]
6. Использование контрового освещения
© 2007 PentaxNews. При перепечатке материалов ссылка на www.pentaxnews.ru обязательна
Сайт PentaxNews — цифровых фотоаппаратов Pentax много не бывает!

Web-дизайн и разработка сайта - SASTAsoft