Лаборатория
4. Использование смысловых центров
Автор:

4. Использование смысловых центров

23 Июля 2007 Версия для печати
4. Использование смысловых центров
Вот перечень смысловых центров по значимости для человека:

- любая фигура человека или животного

- глаза и (или) открытый рот

- части фигуры человека, особенно связанные с основными инстинктами

- любое действие в кадре

- ярко выраженная эмоция

Чтобы их «поймать» на снимках, надо по максимуму использовать все возможности фотоаппарата.

Марка фотоаппарата: PENTAX К10D
Объектив: SMC PENTAX-DA 18-55 мм
ISO 100.
Выдержка: 1/180 секунды
Диафрагма: 9,5
Фокусное расстояние: 45 мм
Режим съемки: приоритет диафрагмы
Снимок сделан ярким солнечным днем. Экспозиция - обычная для такого вида освещения.

На снимке хотя и изображено много людей, но мы обращаем внимание только на смысловой центр - девушку, окунающую ногу в воду Невы. Так как действие мимолетное, фотограф должен успеть запечатлеть подобные сценки из реальной жизни.
Марка фотоаппарата: PENTAX К10D
Объектив: SMC PENTAX-DA 18-55 мм
ISO 100.
Выдержка: 1/2000 секунды
Диафрагма: 4
Фокусное расстояние: 45 мм
Режим съемки: приоритет диафрагмы
Снимок сделан ярким солнечным днем. Очень короткая выдержка в данном случае объясняется тем, что производилась съемка другого динамичного сюжета. Но как только ноги девушки пришли в движение, была произведена фотосъемка с теми параметрами, которые были установлены на фотоаппарате.

В данном случае смысловым центром является действие на снимке.
Марка фотоаппарата: PENTAX К10D
Объектив: SMC PENTAX-DA 18-55 мм
ISO 100.
Выдержка: 1/350 секунды
Диафрагма: 4
Фокусное расстояние: 45 мм
Режим съемки: приоритет диафрагмы
Снимок сделан ярким солнечным днем. Чтобы уменьшить глубину резкости и сконцентрировать внимание на объекте съемки, диафрагма была полностью открыта на значении 4 и установлен режим съемки приоритета диафрагмы.

Смысловым центром на этом снимке является действия скульптора по созданию песчаной скульптуры.
Марка фотоаппарата: PENTAX К10D
Объектив: SMC PENTAX-DA 18-55 мм
ISO 100.
Выдержка: 1/180 секунды
Диафрагма: 4
Фокусное расстояние: 45 мм
Режим съемки: ручной, встроенная вспышка
Снимок сделан в домашних условиях. Так как объекты съемки - котята - очень подвижны, была установлена самая короткая выдержка, которую поддерживает фотовспышка - 1/180 секунды. Диафрагма подбиралась в зависимости от расстояния до объектов съемки.

Смысловой центр на снимке - «эмоция» котенка.
Марка фотоаппарата: PENTAX К10D
Объектив: SMC PENTAX-DA 12-24 мм
ISO 100.
Выдержка: 1/350 секунды
Диафрагма: 4
Фокусное расстояние: 45 мм
Режим съемки: приоритет диафрагмы
Снимок сделан солнечным днем. Так как на снимке есть движущееся объекты, то диафрагма была открыта полностью, что не сказалось на глубине резкости, так как все объекты съемки находятся в бесконечности. Соответственно был выбран режим приоритета диафрагмы.

Смысловой центр - дым от выстрела корабельной пушки.
Марка фотоаппарата: PENTAX К100D
Объектив: SMC PENTAX-DA 18-55 мм
ISO 200.
Выдержка: 1/1500 секунды
Диафрагма: 9,5
Фокусное расстояние: 34 мм
Режим съемки: ручной

Снимок сделан ярким солнечным днем. Экспозиция обычная для такого избытка освещения.

Смысловые центры на снимке - необычное положение яхты и действия экипажа на судейском катере.
Марка фотоаппарата: PENTAX К100D
Объектив: SMC PENTAX-DA 50-200 мм
ISO 200.
Выдержка: 1/60 секунды
Диафрагма: 32
Фокусное расстояние: 200 мм
Режим съемки: ручной
Фотосъемка «с проводкой». Чтобы ярким солнечным днем использовать этот способ, пришлось полностью закрыть диафрагму объектива, чтобы получить более-менее длинную выдержку в 1/60 секунды.

Смысловой центр - байдарочник, борющийся с порогами. Хотя его фигура и находится почти на краю снимка, мы сразу обращаем на него внимание.
Марка фотоаппарата: PENTAX К100D
Объектив: SMC PENTAX-DA 50-200 мм
ISO 200.
Выдержка: 1/60 секунды
Диафрагма: 5,6
Фокусное расстояние: 200 мм
Режим съемки: ручной
Снимок сделан в пасмурную погоду в тени деревьев. Экспозиция - нормальная для этого вида освещения.

Смысловой центр - эмоция девушки.
Марка фотоаппарата: PENTAX К100D
Объектив: SMC PENTAX-DA 18-55 мм
ISO 200.
Выдержка: 1/750 секунды
Диафрагма: 6,7
Фокусное расстояние: 18 мм
Режим съемки: приоритет диафрагмы

Снимок сделан в пасмурную погоду. Экспозиция - нормальная для этого вида освещения. Выдержка выбрана более короткая, учитывая динамичность сюжета.

Смысловой центр - платье невесты.
Марка фотоаппарата: PENTAX К100D
Объектив: SMC PENTAX-DA 18-55 мм
ISO 200.
Выдержка: 1/180 секунды
Диафрагма: 16
Фокусное расстояние: 18 мм
Режим съемки: приоритет диафрагмы

Снимок сделан в пасмурную погоду. Экспозиция - нормальная для этого вида освещения. Так как от сюжета съемки отодвинуться дальше было невозможно, съемка проводилась на фокусном расстоянии 18 мм, что привело к небольшим искажениям по краям кадра.

Смысловой центр - необычное поведение девушки.

Лабораторную работу на тему использования смысловых центров можно выполнить здесь.

Что такое лабораторная работа?

Почему PENTAX?
Фотошкола
Зеркальные фотоаппараты
Компактные фотоаппараты
Средний формат
Объективы
Фотопринадлежности
Обо всем
PENTAX путешествие
Персона

Комментарии

ViktorN Норватов Виктор Александрович
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-01-25
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 09:59, 23 Июля 2007Цитировать
Что на самом деле объединяет все снимки, представленные как пример использования смысловых центров?
Объединяет - рсположение смысловых центров в точках "золотого сечения".
Этот закон в изобразительном искусстве известен со времён великих мастеров прошлого.
Используя его, можно превратить даже относительно обыденный сюжет в интересную композицию.
Психология восприятия человека при знании и имении дает превосходные результаты. А усиливая этот приём цветовыми, тональными элементами делает фотографию интересной не только для семейного альбома.
Ждём продолжения очень полезного цикла статей.
Фото автора (8)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (48)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 09:03, 31 Июля 2007Цитировать
ViktorN писал(а):
Что на самом деле объединяет все снимки, представленные как пример использования смысловых центров?Объединяет - рсположение смысловых центров в точках "золотого сечения".Этот закон в изобразительном искусстве известен со времён великих мастеров прошлого.Используя его, можно превратить даже относительно обыденный сюжет в интересную композицию.


Не согласен в принципе. Проведенные нами исселдования показали, что золотое сечение не воспринимается зрителями однозначно. НИ ОДИН из тестов не дал положительного результата.

Подробнее здесь: http://vneformat.ru/school/index.php/topic,5296.0.html

А вот смысловые центры воспринимаются однозначно и четко.
Фото автора (13)      Cтатьи автора (54)      Комментарии (163)
monin_guga Александр Монин
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-07-29
Откуда: Восточный Казахстан
Добавлено: 02:21, 05 Августа 2007Цитировать
Сорри, господа, все-таки где они находятся эти смысловые центры. Если можно отметьте их точками на прямоугольнике, или еще каким-либо доступным способом
Фото автора (14)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (21)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 01:53, 06 Августа 2007Цитировать
Смысловые ценры в фотографии по мере усиления:
- Фигура человека или животного
- Глаза
- Лицо или морда
- Любое действие или его последствие
- Ярко выраженная эмоция
Фото автора (13)      Cтатьи автора (54)      Комментарии (163)
Марго margo Марго
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-07-07
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 07:38, 08 Августа 2007Цитировать
Вот как это называется? Так это ж мой любимый фасончик! Я только и делаю что смысловые центры снимаю :) жаль что фотографии только по одной можно загружать :(
Фото автора (48)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (46)
Наталия Баранова Estel Наталия Баранова
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-08-10
Откуда: Питер
Добавлено: 06:47, 10 Августа 2007Цитировать
Это просто репортажка получается?
Фото автора (44)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (388)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 06:58, 10 Августа 2007Цитировать
Estel писал(а):
Это просто репортажка получается?


Да нет. Фоторепортаж - это разноплановая история в фотогнрафиях. Речь идет о художественном фото.
Фото автора (13)      Cтатьи автора (54)      Комментарии (163)
Корнеев, Антон deny_spb Корнеев, Антон
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-08-10
Откуда: Санкт - Петербург
Добавлено: 04:41, 13 Августа 2007Цитировать
Мне тоже жаль, что одна фотка на тему смыслового центра. Тем более, что вы уже сами классифицировали смысловые центры ... было бы пять фотографий
Фото автора (5)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (21)
ruz1 Erpu
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-08-08
Откуда: Arkhangelsk
Добавлено: 10:41, 14 Августа 2007Цитировать
monin_guga писал(а):
Если можно отметьте их точками на прямоугольнике, или еще каким-либо доступным способом

Я не могу однозначно утверждать, издевается ли зритель над автором снимков или он действительно не видит, но автор сам над собой по доброй воле поиздевался всласть, а заодно и над нами простыми НОРМАЛЬНЫМИ зрителями. Это ж надо в ПРИМЕРАХ фотографий представленных в УЧЕБНОМ МАТЕРИАЛЕ по смысловым центрам под каждой фотографией писать где этот центр находится!!!
Я воспринимаю это как намёк на мой (знителя) полный дубилизм, когда (фото с байдаркой) на почти однородной текстуре водной поверхности есть отличающийся, от этой текстуры, предмет и мне объясняют, что это и есть Центр.
Я думаю, что описывая эти "глубоко засекреченные смысловые центры" :) , автор попался на крючок шутника (не хочется называть зрителя правильным словом) и выставил себя идио.... как бы это сказать... со смешной стороны.
Я начал читать, естественно, со статьи, а не с комментариев, и, на протяжении всей статьи, не мог отделаться от вопроса, кто идиот - я или автор? Если после каждого снимка автор ещё и рассказывает мне на что нужно смотреть. Это полный аут. Грубо говоря даже в однородной текстуре есть смысловой центр (это сама текстура), не говоря уж об абстракции а тем более о художественной фотографии.
Короче, я ошарашен...
Фото автора (14)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (1601)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 05:33, 15 Августа 2007Цитировать
ruz1 писал(а):
Если после каждого снимка автор ещё и рассказывает мне на что нужно смотреть. Это полный аут.


Учебный материал - он и называется учебным, потому что в нем все подробно расписано. Иначе научиться нельзя. Кому-то, в данном случае Ruz1, понятно все. И я рад этому обстоятнельству. Но кому-то не поянтно ничего. Для них текст.

Сделать универсальный комментарий, рассчитанный одновременно на новичка и профи, вряд ли возможно. Поэтому если вам все понятно, возьмите в руки камеру и покажите это. Комментарии можно не читать... )))))
Фото автора (13)      Cтатьи автора (54)      Комментарии (163)
Hasanova Nelly dostali Hasanova Nelly
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-08-16
Откуда: Moscow
Добавлено: 05:35, 16 Августа 2007Цитировать
Нет такого понятия - смысловой центр.
Есть понятия "сечение" и "золотое сечение".
В первом случае кадр мысленно делится по горизонтали и вертикали на три части, и значимые линии кадра совпадают с этими мысленными линиями, во втором - делится по принципу 8 частей: 3/8, 2/8, 3/8.
На практике это примерно одинаково, однако "золотое сечение" воспринимается глазом, все-таки, лучше.
Фотографии для примера подобраны плохие. Потому что для человека, который в принципе в первый раз слышит о "смысловом центре", или там о "золотом сечение", в жизни этих самых центров и сечений на данных фото просто не найти.
Опять же, только свое мнение. Без предубеждения, и всякого такого.
Фото автора (17)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (22)
foxy_z Max Zilberman
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-08-13
Откуда: Пермь
Добавлено: 03:06, 17 Августа 2007Цитировать
Господа ViktorN и dostali, ну что вы так докопались до этого самого золотого сечения — и само по себе оно представляет из себя довольно спорную вещь, а к данной теме касательства и вовсе не имеет: смотрите сами — на первом, третьем и шестом кадрах сюжетно значимый элемент расположен по центру, а на седьмом и десятом — практически на краю кадра, какое тут, к дъяволу, «золотое сечение»?
Понятие «смысловой центр», может быть, и в самом деле не очень удачное, и неплохо было бы автору в самом начале статьи объяснить, что под «смысловым центром» имеются ввиду события, объекты или явления, которые побудили фотографа нажать кнопку, ради которых и делалась фотография, а уж геометрическое расположение этих самых центров — тема совсем другого разговора.
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (1)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 06:56, 18 Августа 2007Цитировать
dostali писал(а):
Нет такого понятия - смысловой центр.
Есть понятия "сечение" и "золотое сечение".


foxy_z писал(а):
Понятие «смысловой центр», может быть, и в самом деле не очень удачное, и неплохо было бы автору в самом начале статьи объяснить, что под «смысловым центром» имеются ввиду события, объекты или явления, которые побудили фотографа нажать кнопку, ради которых и делалась фотография, а уж геометрическое расположение этих самых центров — тема совсем другого разговора.


Мы все дети природы и у каждого из нас есть за плечами ноша в виде разнообразных инстинктов и условностей.

Смысловой центр, говоря простом языком, это та часть кадра, на которую человек ВСЕГДА обращает внимание в первую очередь, так как изображенные на них объекты для него важны. Перечень их, который получен на основании десятков тестов, приведен выше. Поэтому при съемке надо всегда обращать внимание на них и помнить, что они будут главными на снимке. Любая сильная эмоция в углу кадра затмит собой любые геометрические построения.

Что касается золотога сечения, то наши исследования показали, что оно не работает в принципе, ни в одном тесте. То есть на каждого человека, которому понравится снимок с "золотым сечением", найдется другой, которому он не понравится. И наоборот. Поэтому это нельзя считать закономерностью. Закономерность, действующая более-менее однозначно, тут другая, но об этом в других статьях...
Фото автора (13)      Cтатьи автора (54)      Комментарии (163)
Александр Богатов Belk1n Александр Богатов
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-08-25
Откуда: Симферополь
Добавлено: 04:45, 25 Августа 2007Цитировать
А вы сделаете раздел композиционный центр?
Фото автора (5)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (1)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 08:18, 26 Августа 2007Цитировать
Belk1n писал(а):
А вы сделаете раздел композиционный центр?


Центр размещения объектов в кадре? Это как????
Фото автора (13)      Cтатьи автора (54)      Комментарии (163)
Александр Шеховцов Tundruk Александр Шеховцов
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-08-16
Откуда: Мирный Саха
Добавлено: 05:49, 28 Августа 2007Цитировать
Я так понимаю, что "смысловой центр" - есть понятие сугубо личное для каждого "фотозрителя". На первом снимке, например, сначала обозреваешь весь снимок и уже после катера видишь девушку. А когда обращаешь внимание на волну, то остаётся только нога девушки "продавливающая" поверхность воды.
На фото с яхтой сразу привлекает внимание "мужик" в красном и название катера, а уже потом положение яхты и действия людей.
А от выражения лица девушки с арбузом отвлекает её задранная юбка (прошу понимать меня правильно, без ироничных фривольнстей).
Что действительно сразу обращает на себя внимание, так это реакция котёнка и платье невесты.
Возмжно Богатов и прав, предлагая создать раздел "Композиционный центр", куда можно будет поместить "невесту", "босоногую девушку" и т.д., а в этом разделе оставить фотографии, в которых смысловой центр ещё необходимо найти рассматривая изображение некотророе время.
Спасибо, что дочитали до конца!
Фото автора (9)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (13)
Александр Шеховцов Tundruk Александр Шеховцов
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-08-16
Откуда: Мирный Саха
Добавлено: 06:28, 28 Августа 2007Цитировать
Кстати, у "девушки, продавливающей воду", очень интересная поза. Обычно, если подают для поддержки левую руку, то и опираются на левую ногу, а правой дотягиваются до чего-либо. Здесь же - наоборот.
Фото автора (9)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (13)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 10:17, 28 Августа 2007Цитировать
Tundruk писал(а):
Я так понимаю, что "смысловой центр" - есть понятие сугубо личное для каждого "фотозрителя".


Перечень смысловых центров есть в начале комментариев, и добавлю их в статью.
Это такие объекты на снимке, на которые все люди обращают внимание в первую очередь. Такова наша психология восприятия изображений.
Фото автора (13)      Cтатьи автора (54)      Комментарии (163)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 10:18, 28 Августа 2007Цитировать
Tundruk писал(а):
А от выражения лица девушки с арбузом отвлекает её задранная юбка


Это тоже смысловой центр. Про инстринкт продолжения рода слышали? ))))
Фото автора (13)      Cтатьи автора (54)      Комментарии (163)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 10:20, 28 Августа 2007Цитировать
Tundruk писал(а):
На первом снимке, например, сначала обозреваешь весь снимок и уже после катера видишь девушку. А когда обращаешь внимание на волну, то остаётся только нога девушки "продавливающая" поверхность воды.


Ну да. Она остается и ни на что больше вы не смотрите... )))))))
Фото автора (13)      Cтатьи автора (54)      Комментарии (163)
Александр Шеховцов Tundruk Александр Шеховцов
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-08-16
Откуда: Мирный Саха
Добавлено: 10:27, 28 Августа 2007Цитировать
И ещё такой момент - позволю себе не согласится с автором статьи по поводу определения "смыслового центра" "Босоногой". Смысловым центром, по-моему, являются босые ноги девушки на брущатке в купе со стоящими перед ней туфлями. А "поведение девушки" уже является "смысловой нагрузкой", которую несет данная фотография.
Возможно, это всё мысли фотопрофана, но таково моё мнение.
Фото автора (9)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (13)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 10:33, 28 Августа 2007Цитировать
Tundruk писал(а):
Смысловым центром, по-моему, являются босые ноги девушки на брущатке в купе со стоящими перед ней туфлями. А "поведение девушки" уже является "смысловой нагрузкой", которую несет данная фотография.


Так "смысловой центр" и является результатом "смысловой нагрузки"... )))))
Фото автора (13)      Cтатьи автора (54)      Комментарии (163)
Александр Шеховцов Tundruk Александр Шеховцов
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-08-16
Откуда: Мирный Саха
Добавлено: 10:51, 28 Августа 2007Цитировать
Опять же позволю себе не согласиться - сначала мы видим изибражение, а уже потом начинаем осмысливать его и делать какие-либо выводы. Поэтому "нагрузка" является "результатом".
Фото автора (9)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (13)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 10:55, 28 Августа 2007Цитировать
Тут все зависит еще и от формата изображения, и от времени его просмотра. При быстом просмотре вы увидите одно, при очень джлительном - то, чего не видел и фотограф... )))
Фото автора (13)      Cтатьи автора (54)      Комментарии (163)
Ирина Любимова frauborman Ирина Любимова
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-08-30
Откуда: Латвия
Добавлено: 05:29, 30 Августа 2007Цитировать
Очень спорная вещь получается с этим "смысловым центром", так как каждый ловит свое. На мой взгляд "смысловой центр" должен рождать ассоциацию с действием, эмоцией и так далее. Не случайно там должен быть обьект съемки - человек или животное. Или может я не поняла?..
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (5)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 03:43, 31 Августа 2007Цитировать
frauborman писал(а):
На мой взгляд "смысловой центр" должен рождать ассоциацию с действием, эмоцией и так далее.


В данной статье смысловые центры описаны с позиций физиологии зрения и психологии восприятия, что у всех людей практически одинаково. Ассоциации на снимках рождаются в голове самого фотографа и все зависит от его мастерства, сумеет ли он донести их до окружающих. Это уже творчество!

Удачи!!!
Фото автора (13)      Cтатьи автора (54)      Комментарии (163)
Чтобы оставить свой комментарий необходимо:   [ войти ]   [ зарегистрироваться ]
4. Использование смысловых центров
© 2007 PentaxNews. При перепечатке материалов ссылка на www.pentaxnews.ru обязательна
Сайт PentaxNews — цифровых фотоаппаратов Pentax много не бывает!

Web-дизайн и разработка сайта - SASTAsoft