
Итак, какие ограничения накладывает компакт на процесс фотографического творчества? /Сразу хочу оговориться, что в мире существует великое множество компактов и зеркалок, которые обладают самыми различными функциями, поэтому общие слова сказанные в статье могут быть верны в целом, но некорректны по отношению к какой-то конкретной модели фотокамеры./
1. Несменная оптика. Обычно компактные камеры обладают несменным (чаще всего - ЗУМ) объективом невысокой светосилы. Кратность объектива может быть самой различной и доходить до 10-12 крат. В чем неудобство? Для объектива малой кратности – невозможность больших приближений. Неудобство малой светосилы – невозможность (либо трудность) управления ГРИП (глубиной резко изображаемого пространства) – часто в резкости оказывается и то, что не планировал увидеть автор.
2. Малый размер матрицы. Мы уже привыкли к компактом 8-ми и даже 10-ти мегапиксельным. Однако физические размеры матриц остаются крайне скромными (требование компактности). Отсюда повышенный уровень шума и, как следствие – малое количество мелких деталей на снимке, а также неудовлетворительные результаты на больших значениях светочувствительности.
3. Отсутствие (либо неудобство в использовании) ручных режимов. Некоторые компактные камеры обладают полуавтоматическими и ручными режимами и даже оснащаются системой ручной фокусировки. Правда, зачастую пользоваться этими режимами на компакте (в отличии от зеркалки) крайне неудобно из-за неприспособленности для этого панели управления. А автоматические режимы экспозиции (даже при возможности ввода экспокоррекции) сильно ограничивают творческую свободу фотолюбителя.
4. Слабая встроенная вспышка и невозможность поставить внешнюю. Справедливо не для всех компактов, однако часто это так.
5. Общая медлительность – большая задержка при включении; невысокая скорость фокусировки; задержка при срабатывании затвора; длительная запись на карту памяти; отсутствие либо малая скорость серийной съемки. Все эти свойства компактов не позволяют в общем случае использовать их для фиксации динамичных событий.
В противовес этому – на зеркальной камере мы имеем относительно большую матрицу, справляющуюся с высокими значениями ISO, парк оптики (в том числе и специальной) насчитывающей несколько десятков или даже сотен объективов самого различного свойства (справедливости ради надо сказать, что часто и немалой цены), удобство работы в ручном и полуавтоматическом режимах (при наличии, безусловно, и полного автомата, с которого обычно и начинают фотолюбители, переходящие на зеркалку). Кроме того, очень высокая скорость фокусировки (от 3-х кадров в секунду до 8-10 в некоторых моделях зеркалок), крайне незначительная задержка срабатывания затвора, возможность использования мощных системных вспышек и даже беспроводного управления ими – вот характеристики современных зеркальных камер.
Причем, стоимость “зеркалки” не всегда так сильно превосходит стоимость компакта, как сильно отличается качество снимка. Стоимость иных компактов на данный момент доходит до 15000 руб, в то время как примерно за 20000 можно приобрести полноценную зеркалку.
1. Несменная оптика. Обычно компактные камеры обладают несменным (чаще всего - ЗУМ) объективом невысокой светосилы. Кратность объектива может быть самой различной и доходить до 10-12 крат. В чем неудобство? Для объектива малой кратности – невозможность больших приближений. Неудобство малой светосилы – невозможность (либо трудность) управления ГРИП (глубиной резко изображаемого пространства) – часто в резкости оказывается и то, что не планировал увидеть автор.
2. Малый размер матрицы. Мы уже привыкли к компактом 8-ми и даже 10-ти мегапиксельным. Однако физические размеры матриц остаются крайне скромными (требование компактности). Отсюда повышенный уровень шума и, как следствие – малое количество мелких деталей на снимке, а также неудовлетворительные результаты на больших значениях светочувствительности.
3. Отсутствие (либо неудобство в использовании) ручных режимов. Некоторые компактные камеры обладают полуавтоматическими и ручными режимами и даже оснащаются системой ручной фокусировки. Правда, зачастую пользоваться этими режимами на компакте (в отличии от зеркалки) крайне неудобно из-за неприспособленности для этого панели управления. А автоматические режимы экспозиции (даже при возможности ввода экспокоррекции) сильно ограничивают творческую свободу фотолюбителя.
4. Слабая встроенная вспышка и невозможность поставить внешнюю. Справедливо не для всех компактов, однако часто это так.
5. Общая медлительность – большая задержка при включении; невысокая скорость фокусировки; задержка при срабатывании затвора; длительная запись на карту памяти; отсутствие либо малая скорость серийной съемки. Все эти свойства компактов не позволяют в общем случае использовать их для фиксации динамичных событий.
В противовес этому – на зеркальной камере мы имеем относительно большую матрицу, справляющуюся с высокими значениями ISO, парк оптики (в том числе и специальной) насчитывающей несколько десятков или даже сотен объективов самого различного свойства (справедливости ради надо сказать, что часто и немалой цены), удобство работы в ручном и полуавтоматическом режимах (при наличии, безусловно, и полного автомата, с которого обычно и начинают фотолюбители, переходящие на зеркалку). Кроме того, очень высокая скорость фокусировки (от 3-х кадров в секунду до 8-10 в некоторых моделях зеркалок), крайне незначительная задержка срабатывания затвора, возможность использования мощных системных вспышек и даже беспроводного управления ими – вот характеристики современных зеркальных камер.
Причем, стоимость “зеркалки” не всегда так сильно превосходит стоимость компакта, как сильно отличается качество снимка. Стоимость иных компактов на данный момент доходит до 15000 руб, в то время как примерно за 20000 можно приобрести полноценную зеркалку.
Широкоугольное положение зумов.
Сравнение.
|
Чтобы не быть голословным, ниже я приведу пару кадров для сравнения компактной камеры и зеркалки.
Всё снималосьс одной точки в одних условиях в автоматическом режиме P, в JPEG. Сначала на широком, а потом - на максимально длинном значении зума. Кропы 100%. Слева - 6-МП зеркальная камера Pentax K110D+объектив Pentax SMC DA 18-55 f/3,5-5,6, справа - 7-МП компактная камера Pentax Optio W20. Приведение размеров не проводилось.
Всё снималосьс одной точки в одних условиях в автоматическом режиме P, в JPEG. Сначала на широком, а потом - на максимально длинном значении зума. Кропы 100%. Слева - 6-МП зеркальная камера Pentax K110D+объектив Pentax SMC DA 18-55 f/3,5-5,6, справа - 7-МП компактная камера Pentax Optio W20. Приведение размеров не проводилось.
Заключение.
Как обычно, каждый волен решать для себя. Если Ваш фотоаппарат используется более для фиксации торжеств в домашнем альбоме, то недорогой компакт – это Ваш лучший друг. Но если Вы хотите серьезно обучаться фотографии, украсить своё жилище и дома Ваших друзей высококачественными отпечатками большого формата, участвовать в фотовыставках и т.д., то рекомендую внимательнейшим образом присмотреться к зеркальным камерам! Удачных снимков!