Лаборатория
Второе правило фотографа: определите границы кадра
Автор:

Второе правило фотографа: определите границы кадра

27 Июня 2007 Версия для печати
Второе правило фотографа: определите границы кадра
Указательный палец уже дрожит от вожделения, слегка касаясь кнопки затвора фотоаппарата. Но стоп! Еще не все. Не отрываясь от видоискателя, вспомните второе правило:

В кадре не должно быть ничего лишнего. Только снимаемый объект или какое-либо действо.
Откройте свой домашний альбомчик. С огромной долей вероятности там будут сфотографированы ваши друзья и родственники в полный рост при горизонтальном расположении фотографии. То есть, если говорить математическим языком, занимать около десяти процентов площади кадра. А что же остальные девяносто процентов? А в большинстве случаев ничего! Либо просто пустое место, либо не несущий никакой информации фон типа зеленых кустов, индустриального пейзажа или объедков на праздничном столе…
Если фон, на котором вы фотографируете объект съемки, не несет в себе никакой информации, например, памятник архитектуры или какое-либо значимое место для фотографирующегося, то на снимке должен быть только снимаемый объект.
И тут главное - не бояться повернуть фотоаппарат PENTAX на девяносто градусов, чтобы сделать вертикальный кадр.
А теперь самое главное – не отрезайте границами кадра небольших деталей снимаемого объекта.
При съемке людей поверьте, что им просто жизненно необходимы уши, ступни ног и кисти рук. Не делайте из них калек! Любая обрезка частей тела должна быть обоснована!!!
Например, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на глазах модели, ей сверху делают «трепанацию черепа» границей кадра.
Если человек «не влезает» в кадр, обрежьте ему границей снимка ноги выше или чуть ниже колена, но не режьте ступни! Не обрезайте кисти рук!
Снимая поясной портрет, можно попросить модель держать руки выше уровня живота. Пусть делает с ними что угодно, но на снимке будет полноценный человек, а не убогий калека. Снимки с руками всегда получаются гораздо интереснее. Руки должны быть в кадре должны быть видны полностью или «обрублены» у самого основания. Этот прием часто используют в художественной фотографии.
С обрезанными частями тела надо обращаться очень осторожно и только тогда, когда это оправдано.

Руки в карманах – это очень скользкий вариант, который проходит лишь в том случае, если модель одета в одежду с длинными рукавами. Иначе из рук получаются культяпки… Попросите модель достать персты из этих привычныхполотняных мешочков. Пусть уже лучше сексуально заткнет большие пальцы рук за пояс, или, в крайнем случае, встанет в позу «футболиста в стенке», прикрывая руками жизненно необходимые органы (любимая поза наших начальников и «головная боль» их имиджмейкеров).

Следите, чтобы кисти рук не находились под столом или не были скрыты другими предметами, и всегда пальцы были видны полностью.

Все это в полной мере касается и съемки неодушевленных предметов и пейзажа. Объекты съемки по возможности должны попадать в кадр полностью, либо какой-либо значимой частью. И никак иначе.
То же самое касается и съемки архитектуры, когда обрезается них или верх здания, но при этом сама архитектурная деталь не становится главной на снимке.
Самое интересное, что он отлично работает даже в этом положении! А как показывает практика, две трети снимков мастеров фотографии и просто хороших фотографов – именно вертикальной ориентации.

Ну а при съемке портрета горизонтальный формат в большинстве случаев оправдан в двух случаях: когда модель лежит или сидит, вытянув ноги в сторону, и при съемке рыбака, который показывает размер «пойманной» им рыбы, разводя руки широко в стороны.

Объект съемки мало расположить в кадре так, чтобы не было лишних деталей. Его надо расположить правильно. Есть одна общая рекомендация, если хотите стать хорошим фотографом с автоматическим компактным фотоаппаратом PENTAX.

Старайтесь не располагать объект съемки по центру кадра, хотя очень хочется да и получается как-то само по себе… Напрягитесь! Сломайте этот стереотип и привыкайте снимать по-новому.

Лучше всего объект съемки, линию горизонта или край ломящегося от яств стола расположить не по центру кадра.

НИКОГДА не обрезайте мелких деталей снимаемых объектов границей кадра. Если есть возможность, ВСЕГДА помещайте снимаемый объект в кадр полностью.
Почему PENTAX?
Фотошкола
Зеркальные фотоаппараты
Компактные фотоаппараты
Средний формат
Объективы
Фотопринадлежности
Обо всем
PENTAX путешествие
Персона

Комментарии

vellbas Александр Великанов
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-06-26
Откуда: Краснодар
Добавлено: 02:46, 28 Июня 2007Цитировать
Спасибо за науку
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (1)
ViktorN Норватов Виктор Александрович
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-01-25
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 05:13, 28 Июня 2007Цитировать
Последний снимок очень наглядно демонстрирует, ту ошибку, о которой я писал по первой публикации: не надо из Петропавловки делать Пизанскую башню, - колокольня собора падает из-за наклона камеры от соблазна уместить объект в кадре.
Бывает, такой наклон задуман специально, но, как правило, это исключение для создания определённого эффекта. В остальных случаях это демонстрирует только отсутствие опыта (знания) или отсутствие соответствующей техники при невозможности отойти дальше.
А в целом идея цикла статей весьма полезная.
Фото автора (8)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (40)
Max Khokhlov realmax Max Khokhlov
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2006-11-18
Откуда: Moscow, Russia
Добавлено: 05:03, 29 Июня 2007Цитировать
Имхо (!) очень безапелляционное поучение, из разряда "делайте так, по другому неправильно!!!" А фото - это ж все-таки творчество, где безусловных аксиом нету.
Про "руки в карманах" и "кисти под столом" - как это звучит на модном албанском языке - "читаль и плакаль"..... - если есть осмысленная граница (стол, карман, камень, стена), обрезающая детали (руки, ноги, etc...), то это нормально.
P. S. С вертикальным кадрирванием справляются не только фотоаппараты Pentax :))))))
Фото автора (52)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (40)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 08:44, 29 Июня 2007Цитировать
realmax писал(а):
Имхо (!) очень безапелляционное поучение, из разряда "делайте так, по другому неправильно!!!" А фото - это ж все-таки творчество, где безусловных аксиом нету.


Наверное Вы не прочитали введение. Эти правила для тех, кто снимает бытовыми фотоаппаратами не задумываясь. Для творчества нужны и знания, и опыт, и навыки. Безусловных аксиом естественно нет, как однозначного восприятия снимков. Но эти правила позволяют избежать ГРУБЫХ ошибок.

realmax писал(а):
если есть осмысленная граница (стол, карман, камень, стена), обрезающая детали (руки, ноги, etc...), то это нормально.


Наши исследования по фотокомпозиции показали, что такие снимки нормально воспримет лишь пятая часть зрителей. Остальных это покоробит. И если есть альтернатива с целой ногой или рукой - безусловно выберут такой снимок.
Фото автора (13)      Cтатьи автора (51)      Комментарии (154)
Марго margo Марго
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-07-07
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 02:07, 06 Августа 2007Цитировать
А мне нравится. Информативно и с чувством юмора :)) Особенно обоснованная "трепанация черепа" :)
Фото автора (48)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (46)
ilasica Ihar Lasica
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-08-08
Откуда: Minsk
Добавлено: 07:35, 10 Августа 2007Цитировать
realmax писал(а):
Имхо (!) очень безапелляционное поучение, из разряда "делайте так, по другому неправильно!!!" А фото - это ж все-таки творчество, где безусловных аксиом нету.

Абсолютно не согласен с Вами. Нарушать правила можно и нужно. Но их для этого надо знать и понимать. А иначе имеем, что на 1000 фотографий "самородка" приходится одна удачная и то, с таким сюжетом, что испортить просто невозможно. Причем приход цифры привел к ухудшению этой пропорции. Щелкать стали больше , а думать и читать- меньше.

Весьма полезный курс уроков. Фотографирую уже лет 20, но с удовольствием нашел полезные для себя моменты.
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (1)
Endy3 endy3 Endy3
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-08-14
Откуда: Москва
Добавлено: 07:39, 14 Августа 2007Цитировать
Да, согласен, кое что было неизвестно. Опять же согласен с тем, что что бы нарушить надо знать что нарушаешь и как.
Фото автора (2)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (11)
RJones Контсантин Асташев
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-08-21
Откуда: Москва
Добавлено: 01:56, 21 Августа 2007Цитировать
К этим правилам можно было бы добавить еще правило третей и золотое сечение.
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (1)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 07:59, 21 Августа 2007Цитировать
RJones писал(а):
К этим правилам можно было бы добавить еще правило третей и золотое сечение.


Добавлять этого не надо по одной простой причине - эти закономерности НЕ РАБОТАЮТ в принципе. Я уже писал, что ни один тест по исследованию восприятия золотого сечения не дал положительного результата. С потолка все это взято. И художники нарушают, а фотографы - тем более ))))))
Фото автора (13)      Cтатьи автора (51)      Комментарии (154)
Чтобы оставить свой комментарий необходимо:   [ войти ]   [ зарегистрироваться ]
Второе правило фотографа: определите границы кадра
© 2007 PentaxNews. При перепечатке материалов ссылка на www.pentaxnews.ru обязательна
Сайт PentaxNews — цифровых фотоаппаратов Pentax много не бывает!

Web-дизайн и разработка сайта - SASTAsoft