Конкурсы
Архив конкурсов
«Фотокомпозиция и визуальное восприятие»
Автор:

«Фотокомпозиция и визуальное восприятие»

19 Февраля 2009 Версия для печати
В избранное
«Фотокомпозиция и визуальное восприятие»
Вышла новая книга Дмитрия Кораблева «Фотокомпозиция и визуальное восприятие». Результатом ее появления стали проведенные автором полномасштабные исследования всех известных законов композиции.
Как-то усомнившись в состоятельности «закономерностей размещения объектов в кадре», автор книги (и, если вы подружились с нами позже, гуру проекта "Лаборатория на PentaxNews" - прим. smetana) не успокоился на этом, а проверил их действенность.

В результате получил шокирующий результат: большинство «писаных» законов композиции не работают, так как либо взяты «с потолка» или пришли из других видов искусства, никакого отношения к фотографии не имеющих. А при восприятии изображений работают совсем другие механизмы, которые ранее не были нигде описаны, так как лежали не в сфере «анализа фотографий», а скорее в сфере медицинской: механизмах физиологии нашего зрения и психологии восприятия.
В результате было сделано около двухсот фотографических тестов, на которых менялся только один параметр, которые были исследованы социологическими методами, специальными программами, имитирующими механизмы зрения в Лаборатории физиологии зрения, а также с применением интернет-технологий на сайте vneformat.ru

Как выяснилось, большинство «придуманных» законов композиции, которые фигурируют в литературе, не воспринимаются большинством зрителей так, как это в ней описано. Все обстоит, с одной стороны, гораздо проще, а с другой стороны - сложнее, так как создание снимка, понятного для восприятия большинством зрителей - это совсем другая «система ценностей» по сравнению с общепринятой.
Именно она легла в основу эффективного обучения фотографов автором книги в рамках Санкт-Петербургского фотографического общества при ЦГПБ им. В. В. Маяковского, председателем которого он является.

Получившаяся в результате простая и доступная пониманию система создания и восприятия фотоснимков позволяет современным фотографам работать намного эффективнее.

Как выясняется, на снимке далеко не всегда важно то, КАК изображено, а то, ЧТО изображено. Поскольку разные объекты съемки в одних и тех же условиях делают снимок настолько разным, что применять одинаковые «законы композиции» просто нет никакого смысла, как и подгонять фотографии под них.

Книга объясняет, почему, не смотря на всеобщую доступность фотографии, как искусства, хороших фотографов, как и в прежние «пленочные» времена, больше не станет. На первое место в процессе фотосъемки выходит именно личность фотографа, его творческая интуиция, его мировоззрение, внутренний мир, способность увидеть в окружающем мире нечто, что ограниченное рамками кадра приобретает силу эмоционального воздействия. Хороший фотограф, как, наверное, и в любой другой сфере человеческой деятельности, по-прежнему «товар штучный», несмотря на кажущуюся вседоступность этого вида искусства.

Удачный кадр - это зачастую дело случая. Фотограф практически не может влиять на окружающую действительность. И порой надо отснять сотни кадров, благо современная техника позволяет, чтобы получился тот «единственный», который будет снимком с большой буквы. И тут возникает парадокс: сама случайность создания снимка полностью входит в противоречие с «закономерностью» его построения. При чем здесь «законы композиции», когда зачастую у фотографа есть только время на то, чтобы вскинуть фотоаппарат и нажать на спусковую кнопку, чтобы «сюжет не ушел». А уж о том, чтобы у него было время «композиционно построить кадр» - даже и говорить не приходится… Но при этом - вот парадокс - любая случайная фотография, если вообще не каждая (!?), отвечает тем или иным «законам композиции», впрочем, как и противоречит им. Которые и начинают анализировать аналитики-«искусствоведы».

Особенность книги в том, что в ней полностью приведены около девяноста тестов с указанием их результатов. Еще одна особенность: все фотографии в книге сделаны автором, а не использованы лучшие работы десятков других фотографов, как это практикуется в аналогичной литературе. В этом особая ценность книги, так как ее автор знает, как был создан тот или иной снимок.

Приобрести книгу можно в книжных магазинах города или в интернет-магазине издательства www.ulit.ru.

Рецензии на книгу

«За последние 10-15 лет фотографическая среда стремительно изменилась. В основном это произошло благодаря появлению и развитию цифрового изображения. Каждый месяц ведущими фотофирмами на рынок выбрасывается всё более совершенная аппаратура. Задачи, которая она решает в первую очередь, это совершенствование цветового изображения, упрощение съёмочного процесса, ускорение коммуникационного взаимодействия.
Сегодня простым цифрокомпактом начинающий фотограф за пять минут сделает фотографию, о которой 20 лет назад, затратив несколько суток, мечтал бы сделать профессиональный фотограф, вооружённый самой «крутой» по тому времени техникой. Громадное количество разнообразной фотографической аппаратуры сегодня позволяет иметь несколько фотокамер в каждой семье.
Технические возможности даже самых простых фотоаппаратов фирмы стараются подтянуть до уровня профессиональных. В недалеком будущем основные фотографические понятия, такие как диафрагма, выдержка, фокусное расстояние, светосила уйдут в прошлое. Почти все режимы съёмки будут обозначены простыми символами.
Человечество уже сейчас превращается в фотографов. Появление Photoshop позволяет каждому заниматься изобразительным творчеством. Благодаря интернету, не вылезая из собственного кресла, можно мгновенно связаться с коллегой в любой точке мира.
Книга Дмитрия Кораблева положила начало процессу реформирования искусства фотографии. Она раскрывает новые понятия в фотографическом искусстве и заставляет взглянуть по-новому на старые каноны фотографии, вскрывает и проводит ревизию сложившихся основ фотографического изображения. Многие основные понятия языка фотографии потеряли важность своего значения, и новому поколению фотографов уже будут также нужны, как простому человеку латинский язык в общем процессе обучения фотографии.
Эта книга подготавливает фотографов к новому восприятию окружающего нас мира через объектив современной камеры.

Владимир ТЕСЕЛКИН (Витов),
почетный художник
Международной Федерации фотоискусства «Exelence EFIAP»


Книга Дмитрия Кораблева посвящена интересной и увлекательной проблеме композиции фотографических изображений. Особенность книги в удачном сочетании ясного изложения и строгого научного психофизиологического и эстетического обоснования основных законов композиции. Работа прошла апробацию на различных научных и художественных конференциях и выставках, включая представительный форум «29-ой Европейской конференции по зрительному восприятию» (Санкт-Петербург, 2006).
В книге приведен большой фактический материал обоснования законов композиции. Проведено оригинальное психологическое обследование эстетического значения использования тех или иных приемов композиции. Применение методов психологического шкалирования для оценки эстетической ценности изображения выгодно отличает эту книгу от других по данной теме.
Книга может быть рекомендована специалистам и учащимся в области художественной фотографии, рекламы, дизайна, средств массовой коммуникации.

Юрий ШЕЛЕПИН
доктор медицинских наук, профессор,
заведующий Лабораторией физиологии зрения
Института физиологии им. И. П. Павлова РАН
Новости
Почему PENTAX?
Фотошкола
Зеркальные фотоаппараты
Компактные фотоаппараты
Средний формат
Объективы
Фотопринадлежности
Обо всем
PENTAX путешествие
Фотоистории
Персона

Комментарии

Валерий Антипин valery Валерий Антипин
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-28
Откуда: Первоуральск
Добавлено: 10:09, 20 Февраля 2009Цитировать
Очень интересно!
Фото автора (8)      Cтатьи автора (5)      Комментарии (104)
Евгений Владимирович Кубасов KUBASOVE Евгений Владимирович Кубасов
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-27
Откуда: Набережные Челны
Добавлено: 02:30, 20 Февраля 2009Цитировать
Посмотрел личные данные Краблёва Д.
Член союза....Член союза...
Фото автора (15)      Cтатьи автора (15)      Комментарии (527)
Алексеев Владимир AlekseevV Алексеев Владимир
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-16
Откуда: Сочи
Добавлено: 03:01, 20 Февраля 2009Цитировать
Во многом согласен!!!!!
Фото автора (29)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (20)
Юрий Жёлтышев atosaramis Юрий Жёлтышев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-12-13
Откуда: Украина, Полтава
Добавлено: 05:36, 20 Февраля 2009Цитировать
Интересно, какие отзывы о книге пришлет Александр Лапин! Он ведь - апологет другого "вероучения"?
Фото автора (104)      Cтатьи автора (4)      Комментарии (875)
Николай Николай Казачек
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-09-29
Откуда: АР Крым
Добавлено: 06:12, 20 Февраля 2009Цитировать
а какая разница?
пусть авторы дискутируют, мне, как пользователю, важно вынести что-либо полезное у обоих.
Владельцем истины никто не является
Фото автора (26)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (96)
Андрей Иванцов Axll Андрей Иванцов
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-31
Откуда: Москва
Добавлено: 08:08, 20 Февраля 2009Цитировать
...книга вышла не совсем уж так и "вчера". Книга явно интересная и отдельные небольшие заманчивые части публиковались уже на этом сайте и на других лично автором. Но вот купить ее не так просто. Вот лучше бы подсказали где ее купить (лично меня интересуют магазины в Москве (не интернет-магазины) ).
А еще лучше чтобы подобные книги выставлялись в качестве призов на конкурсы. ;)
Фото автора (27)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (37)
Sergi Носов Сергей
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2009-01-11
Откуда: Алма-Ата
Добавлено: 09:12, 20 Февраля 2009Цитировать
Ну что можно сказать окниге?кое с чем трудно не согласиться

Хороший фотограф, как, наверное, и в любой другой сфере человеческой деятельности, по-прежнему «товар штучный»,


Кое с чем согласиться трудно

Удачный кадр - это зачастую дело случая. Фотограф практически не может влиять на окружающую действительность

-Это может касатьсяФоторепортажа или пейзажа а студийный портрет постановочная съёмка натюрморт и тд и тп?
Насколько я понял автор представляет принципиально новый взгляд на композицию но.....но как бы тут поудачнее выразиться?
Книга предсталена слишком однобоко
-Я вижу только лицевую сторону - композиционно она оформлена неплохо хотя не очень оригинально-Глаз- я уже где то видел на каком то раннем фотошопе и ещё на каких то сайтах в интернете
Хотелось бы посмотреть на книгу сбоку дабы узнать её объём а так же оборотную сторону там где приклеивается ценник
И вообще что бы вы сказали о книге по её обложке ?
Трудно судить о книге не прочитав её
Поэтому полную оценку я смогу дать только после прочтения сего труда
а пока ничего добавить не могу
Всего доброго
Фото автора (26)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (116)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 09:56, 20 Февраля 2009Цитировать
Axll писал(а):
книга вышла не совсем уж так и "вчера".


21 января 2009 года

Николай писал(а):
а какая разница?
пусть авторы дискутируют, мне, как пользователю, важно вынести что-либо полезное у обоих.
Владельцем истины никто не является


Уже проходят семинары на тему "Проблемы
фотокомпозиции. Сравнение взглядов на фотокомпозицию Джона
Хеджкоу, Александра Лапина и Дмитрия Кораблева"

Цитата:
Хотелось бы посмотреть на книгу сбоку дабы узнать её объём а так же оборотную сторону там где приклеивается ценник
И вообще что бы вы сказали о книге по её обложке ?


www.ulit.ru
Фото автора (1)      Cтатьи автора (89)      Комментарии (259)
Александр Багров avb-fotik Александр Багров
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-18
Откуда: Москва
Добавлено: 11:19, 20 Февраля 2009Цитировать
Цитата: «Как выяснилось, большинство «придуманных» законов композиции, которые фигурируют в литературе, не воспринимаются большинством зрителей так, как это в ней описано»
А чему тут удивляться, а тем более шокироваться?
Поскольку «законы композиции» не есть законы природы, а всего навсего установленные правила и некоторые каноны. Естественно, что они придуманы, а не упали на нас с небес.

Цитата: «Получившаяся в результате простая и доступная пониманию система создания и восприятия фотоснимков позволяет современным фотографам работать намного эффективнее.»
Хорошо бы, если еще и жюри проводимых на сайте конкурсов взяло их на вооружение.

Цитата: «Как выясняется, на снимке далеко не всегда важно то, КАК изображено, а то, ЧТО изображено.»
КАК – воздействует больше на эмоциональном уровне.
ЧТО – воздействует больше на логическом уровне.
Одни люди ориентируются в своем поведении на эмоциональное начало, другие на логическое. Даже один и тот же человек в одних ситуациях может исходить из одного, а в другой ситуации из другого. Как правило, если люди не компетентны в какой-либо области, то они предпочитают исходить из эмоционального начала.
Приведенное вами утверждение справедливо. Точно так же, как справедливо утверждение: : «Как выясняется, на снимке далеко не всегда важно то, ЧТО изображено, а то, КАК изображено.»

Цитата: «Книга объясняет, почему, не смотря на всеобщую доступность фотографии, как искусства, хороших фотографов, как и в прежние «пленочные» времена, больше не станет.»
Полага.ю, что фотография, как и все остальное в природе, подпадает под действие закона перехода количественных изменений в качественные, сформулированного еще Гегелем.
Просто, раньше фотографов было мало. Тут уместно привести следующую аналогию:
Ранее в чистом поле и одинокий кустик деревом казался.
Теперь в подросшем лесу среди массы деревьев ни сразу найдешь высочайшие.
Можно сказать и более грубо:
Раньше были «шишки на ровном месте», и они были сразу видны
А теперь стало очень много «бугров», среди которых из-за ограниченности поля зрения ни сразу выявишь высочайшие. Многие из современных «бугоров» часто превосходит «шишки» прошлого.
Однако без «шишек» прошлого не было бы «бугров» настоящего.
Поэтому нужно отдавать даньуважения авторитетам прошлого, и уделять часть времени для изучения их работ, которые отражают исторический опыт развития фотографии.

Цитата: «товар штучный»,
А что? Значит, куча фотографических курсов, масса изданной литературы и интернет-источников по фотографии – все зря? На мой взгляд, уже сформировалась армия фотографов-любителей, делающих весьма приличные снимки. И знакомясь с их работами, и работами авторитетов прошлого, ловлю себя на том, что меня очень часто цепляют работы этих фотографов-любителей, но не трогают работы авторитетов. Вот, такой «изввращенный» вкус.
Думаю, все дело в том, что возрасли требования к техническому качеству и сюжетной составляющей фотографий, в том числе из-за пресыщения сенсорного голода на фотоизображения. Ранее этот голод большинства зрителей не удовлетворялся.

Цитата: «Удачный кадр - это зачастую дело случая. Фотограф практически не может влиять на окружающую действительность.»
Это зависит от жанра, в котором делается съемка. Для непостановочных фото сказанное справедливо, а для постановочного фото – нет. Ограничением могут быть только финансовые, организационные и временные факторы.

Цитата» «При чем здесь «законы композиции», когда зачастую у фотографа есть только время на то, чтобы вскинуть фотоаппарат и нажать на спусковую кнопку, чтобы «сюжет не ушел»»
При определенном опыте фотограф, смотря на определенные сюжетные сценки, еще не доставая фотоаппарата, уже может представлять, каким должен получиться будущий снимок. Поэтому построение кадра часто происходит у фотографа сначала в голове. Но желаемый мемент, увы, часто уходит до того, как он, вообще, успевавет достать фотоаппарат (разумеется, не при постановочной съемке).

Цитата: «Особенность книги в том, что в ней полностью приведены около девяноста тестов с указанием их результатов.».
Любопытно посмотреть.

Цитата: «Еще одна особенность: все фотографии в книге сделаны автором, а не использованы лучшие работы десятков других фотографов, как это практикуется в аналогичной литературе.»
Это радует. А тот как то наткнулся в интернете на одну книгу Д.Кораблева. Так, в ней, вообще, иллюстрации были представлены не фотографиями, а рисунками.

Лецензию Владимира ТЕСЕЛКИНа, откровенно говоря, комментировать совсем не хочется. Единственно, на циатату:
«В недалеком будущем основные фотографические понятия, такие как диафрагма, выдержка, фокусное расстояние, светосила уйдут в прошлое. Почти все режимы съёмки будут обозначены простыми символами.»
замечу:
Надеюсь, что это случится не раньше, чем появятся некие простые символы и цифры с датами прихода и ухода из жизни, посвященные нам. :-))
Axll писал(а):
А еще лучше чтобы подобные книги выставлялись в качестве призов на конкурсы. ;)

Мысль интересная!
Photik писал(а):
Уже проходят семинары

Очные, заочные (интернет-обсуждения) и где?
Фото автора (186)      Cтатьи автора (5)      Комментарии (2061)
Sergi Носов Сергей
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2009-01-11
Откуда: Алма-Ата
Добавлено: 08:40, 21 Февраля 2009Цитировать
Александр Вам бы самому книгу написать -коментарий болшой просто видно задевает за живое
«товар штучный», эт очевидно про гениев
Ну а если учесть хотя бы всех фотожурналистов...то это уже целая армия а любителе и того больше
А так в целом Вы достаточно ясно выражетесво мысли

Фото автора (26)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (116)
Евгений Николаевич Пермяков ENP Евгений Николаевич Пермяков
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-12-01
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 10:21, 21 Февраля 2009Цитировать
Владимир ТЕСЕЛКИН (Витов) писал(а):
В недалеком будущем основные фотографические понятия, такие как диафрагма, выдержка, фокусное расстояние, светосила уйдут в прошлое. Почти все режимы съёмки будут обозначены простыми символами.

Не хотелось бы дожить до такого "будущего". Это бы означало торжественные похороны творческого процесса в фотографии.
Фото автора (102)      Cтатьи автора (29)      Комментарии (500)
Николай Николай Казачек
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-09-29
Откуда: АР Крым
Добавлено: 11:09, 21 Февраля 2009Цитировать
У меня вопрос к дмитрию Кораблёву. насколько ваша книга отличается от "Нового универсального самоучителя" (под Вашим авторством)?
Фото автора (26)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (96)
Евгений Владимирович Кубасов KUBASOVE Евгений Владимирович Кубасов
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-27
Откуда: Набережные Челны
Добавлено: 11:32, 21 Февраля 2009Цитировать
KUBASOVE писал(а):
Член союза....Член союза...

Интересно всё же, кто в этих союзах...
Фото автора (15)      Cтатьи автора (15)      Комментарии (527)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 12:34, 21 Февраля 2009Цитировать
Николай писал(а):
У меня вопрос к дмитрию Кораблёву. насколько ваша книга отличается от "Нового универсального самоучителя" (под Вашим авторством)?


Это совершенно другая книга, посвященная совершенно другой теме.
Фото автора (1)      Cтатьи автора (89)      Комментарии (259)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 12:41, 21 Февраля 2009Цитировать
Цитата:

Интересно всё же, кто в этих союзах...


В СПб Союзе журналистов - практически все журналисты СПб со всех СМИ.
В Союзе фотографов Сибири - фотографы Сибири и Дальнего Востока.
Фото автора (1)      Cтатьи автора (89)      Комментарии (259)
 Юрий Бригинец GROSSGEORG Юрий Бригинец
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-12-01
Откуда: Украина
Добавлено: 07:53, 27 Февраля 2009Цитировать
По поводу рецензии Владимира Теселкина:
Почётный художник Международной Федерации фотоискусства " Exelence EFIAP" звучит, более того звучит гордо, чего не скажешь о самой рецензии- это ОЧЕНЬ МЯГКО говоря.
Фото автора (19)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (37)
Чтобы оставить свой комментарий необходимо:   [ войти ]   [ зарегистрироваться ]
«Фотокомпозиция и визуальное восприятие»
© 2007-2009 PentaxNews. При перепечатке материалов ссылка на www.pentaxnews.ru обязательна
Сайт PentaxNews — цифровых фотоаппаратов Pentax много не бывает!

Web-дизайн и разработка сайта - SASTAsoft