/articles/article_news/pochistil_matritsu_-_spas_shedevr.htm
Статья Андрея Бузина (Elder) очень короткая. Но материалы, на которые она ссылаются представились мне интересными, а тема очень важной. Захотелось внести посильную лепту в освещение затрагиваемых вопросов. Что я ниже и пытаюсь сделать.
Если на матрице имеются пылинки, ворсинки и/или какие-либо другие мелкие частицы, то они будут препятствовать прохождению света, поступающего через объектив и падающего на сенсорную матрицу. В результате чего на фиксируемом ей изображении в местах нахождения частиц будут образовываться темные пятна с формой, повторяющей форму этих частиц. При съемке в обычных случаях реальные темные предметы и другие объекты маскируют такие пятна. Другими словами, паразитные темные пятна становятся трудно различимыми. Их можно заметить только в тех местах, где изображения имеют светлые и ровные (однотонные) участки.
Исходя из этого, можно предложить способ определения загрязненности матрицы, суть которого состоит в выполнении серии пробных снимков ровного светлого фона так, чтобы на получающихся в результате светлых изображениях были хорошо видны тени от осевших на матрицу частиц.
На характер теней от частиц сильное влияние оказывает диафрагма. При открытой диафрагме световые лучи «гуляют» внутри камеры в разных направлениях, из-за чего контуры теней от частиц сильно размываются, теневые пятна расширяются и осветляются. А если снимаемая светлая поверхность сама является загрязненной и неровной, то будет трудно определить, какие пятна на изображении образованы загрязнениями снимаемой поверхности, а какие от частиц на матрице. Сужение диафрагмы делает световые лучи более однонаправленными, благодаря чему тени от частиц на матрице на результирующем изображении резко очерчиваются и темнеют. Сделать вывод о загрязненности матрицы становится гораздо легче.
Исходя из этого, можно предложить способ определения загрязненности матрицы, суть которого состоит в выполнении серии пробных снимков ровного светлого фона так, чтобы на получающихся в результате светлых изображениях были хорошо видны тени от осевших на матрицу частиц.
На характер теней от частиц сильное влияние оказывает диафрагма. При открытой диафрагме световые лучи «гуляют» внутри камеры в разных направлениях, из-за чего контуры теней от частиц сильно размываются, теневые пятна расширяются и осветляются. А если снимаемая светлая поверхность сама является загрязненной и неровной, то будет трудно определить, какие пятна на изображении образованы загрязнениями снимаемой поверхности, а какие от частиц на матрице. Сужение диафрагмы делает световые лучи более однонаправленными, благодаря чему тени от частиц на матрице на результирующем изображении резко очерчиваются и темнеют. Сделать вывод о загрязненности матрицы становится гораздо легче.
Таким образом, на начальном этапе нужно:
1. Найти максимально чистую, однородную и мало рельефную поверхность, которую следует снимать.
2. Установить на фотокамеру объектив, обеспечивающий максимально возможное сужение диафрагмы по сравнению с другими объективами. Следует заметить, что минимальные отверстия диафрагмы на некоторых объективах могут приводить к чрезмерному рассеиванию (дифракции) света. Как это повлияет на характер теней от частиц, следует проверить экспериментально.
1. Найти максимально чистую, однородную и мало рельефную поверхность, которую следует снимать.
2. Установить на фотокамеру объектив, обеспечивающий максимально возможное сужение диафрагмы по сравнению с другими объективами. Следует заметить, что минимальные отверстия диафрагмы на некоторых объективах могут приводить к чрезмерному рассеиванию (дифракции) света. Как это повлияет на характер теней от частиц, следует проверить экспериментально.
Выбрать объектив для выполнения пробных снимков для фотографа просто. А, вот, найти чистую ровную поверхность бывает проблематично.
Наиболее хорошие результаты можно получить, пожалуй, при фотографировании светлого безоблачного неба. Можно сфотографировать и глубоко синее небо, если чуть дать большую выдержку или внести экспопоправку. Однако небо не всегда бывает ровным и светлым. А как быть, например, поздним вечером или ночью?
Что предлагаю я? Как истинный компьютерщик, в первую очередь, компьютер. Он у фотографа почти всегда под рукой. По крайней мере, перед периодом интенсивных съемок, к которому нужно заранее подготовиться. Ведь подготовка, кроме проверки чистоты матрицы, как правило, включает и высвобождение флэш-карт от записанной на них информации и их профилактическое форматирование, а значит, предполагается использование компьютера.
Наиболее хорошие результаты можно получить, пожалуй, при фотографировании светлого безоблачного неба. Можно сфотографировать и глубоко синее небо, если чуть дать большую выдержку или внести экспопоправку. Однако небо не всегда бывает ровным и светлым. А как быть, например, поздним вечером или ночью?
Что предлагаю я? Как истинный компьютерщик, в первую очередь, компьютер. Он у фотографа почти всегда под рукой. По крайней мере, перед периодом интенсивных съемок, к которому нужно заранее подготовиться. Ведь подготовка, кроме проверки чистоты матрицы, как правило, включает и высвобождение флэш-карт от записанной на них информации и их профилактическое форматирование, а значит, предполагается использование компьютера.
Чтобы обеспечить проверку загрязненности матрицы с помощью компьютера, нужно отобразить на экране ровное однотонное изображение. Это легко сделать с помощью «всеми любимого» Фотошопа при наличии подходящего изображения в виде файла, например, в формате JPG, полный размер которого в пикселах будет полностью соответствовать максимальному разрешению вашего экрана. Для этого нужно открыть такой файл Фотошопом и отобразить его в полноэкранном режиме, выполнив опцию View/Screen Mode/Full Screen Mode. Выход из этого режима осуществляется по нажатию на клавишу Esc.
Рекомендую в качестве подходящего использовать светло-серое изображение, о котором говорят как о 18% серого. Его легко создать с помощью стандартного программного средства Paint, входящего в состав операционной системы Windows XP, выполнив несколько простых шагов:
Рекомендую в качестве подходящего использовать светло-серое изображение, о котором говорят как о 18% серого. Его легко создать с помощью стандартного программного средства Paint, входящего в состав операционной системы Windows XP, выполнив несколько простых шагов:
1. Вызовите программу Paint и исполните команду «Изображение/Изменить размер», указав точные размеры изображения в пикселах, соответствующие разрешению режима отображения экрана, с которым вы обычно работаете. Для большинства это будет, видимо, 1280х1024. Галочку в клетке «Сохранить пропорции» лучше убрать.
2. Далее в окошке «Палитра» следует выбрать пунктик «Больше», чтобы развернуть окошко палитры шире.
3. В расширенном окне отобразятся поля RGB. Установите в поле для каждой цветовой составляющей значение 210 для получения 18% серого.
4. Инструментом «Заливка» залейте все изображение заданным светло-серым тоном.
5. Запомните итоговое изображение в подходящем месте (оно вам еще ни раз пригодится), выбрав предварительно формат JPG.
Теперь образованный файл можно открывать Фотошопом, как было указано выше.
2. Далее в окошке «Палитра» следует выбрать пунктик «Больше», чтобы развернуть окошко палитры шире.
3. В расширенном окне отобразятся поля RGB. Установите в поле для каждой цветовой составляющей значение 210 для получения 18% серого.
4. Инструментом «Заливка» залейте все изображение заданным светло-серым тоном.
5. Запомните итоговое изображение в подходящем месте (оно вам еще ни раз пригодится), выбрав предварительно формат JPG.
Теперь образованный файл можно открывать Фотошопом, как было указано выше.
Выполните еще некоторые предварительные действия:
• Протрите поверхность экрана, если она запылена или загрязнена. Загрязненность экрана компьютерного монитора легко обнаружить при отображении подготовленного светло-серого изображения.
• Если в помещении светло, задвиньте шторы или погасите свет.
• Ни в коем случае не готовьте к работе штатив.
• Протрите поверхность экрана, если она запылена или загрязнена. Загрязненность экрана компьютерного монитора легко обнаружить при отображении подготовленного светло-серого изображения.
• Если в помещении светло, задвиньте шторы или погасите свет.
• Ни в коем случае не готовьте к работе штатив.
Далее нужно правильно настроить камеру. Сделаем это тоже по шагам. Следовать им точно – весьма желательно. Это обеспечит правильность итогового результата. Итак:
1. Установите на фотокамеру объектив с предельно малым отверстием диафрагмы. Рекомендуемые значения порядка F/20-F/45.
2. Чтобы не отвлекаться на борьбу с правильным балансом белого, установите камеру на черно-белый режим съемки.
3. Далее следует установить основной режим экспозиции. Режим «Авто» не подходит совсем. Ручной режим подходит, но он может создать дополнительные трудности по определению экспозиции. Лучше установить режим приоритета диафрагмы (А).
4. До предела закройте диафрагму. Аппарат сам выберет необходимую выдержку. Хорошо, если она составит не менее 10 секунд.
5. Чувствительность ISO для обеспечения длительной выдержки должна быть минимальна.
6. Режим фокусировки тоже лучше установить ручной, а не автоматический.
1. Установите на фотокамеру объектив с предельно малым отверстием диафрагмы. Рекомендуемые значения порядка F/20-F/45.
2. Чтобы не отвлекаться на борьбу с правильным балансом белого, установите камеру на черно-белый режим съемки.
3. Далее следует установить основной режим экспозиции. Режим «Авто» не подходит совсем. Ручной режим подходит, но он может создать дополнительные трудности по определению экспозиции. Лучше установить режим приоритета диафрагмы (А).
4. До предела закройте диафрагму. Аппарат сам выберет необходимую выдержку. Хорошо, если она составит не менее 10 секунд.
5. Чувствительность ISO для обеспечения длительной выдержки должна быть минимальна.
6. Режим фокусировки тоже лучше установить ручной, а не автоматический.
Теперь переходим к собственно съемке.
1 Установите курсор в центр экрана.
2. Наведите резкость по этому курсору.
3. Не перемещая камеру, аккуратно сдвиньте курсор к любой границе экрана.
4. Если есть шторка, закрывающая глазок видоискателя, закройте ее.
5. Нажмите на кнопку спуска и, пока не истечет время экспонирования, водите камеру по кругу или покачивайте ее из стороны в сторону и вверх-вниз с небольшими отклонениями от перпендикуляра к поверхности экрана.
6. Подождите пока фотокамера обработает и сохранит снимок.
7. Измените значение диафрагмы деления на 2-3 и повторите действия, указанные в пп. 1-5.
1 Установите курсор в центр экрана.
2. Наведите резкость по этому курсору.
3. Не перемещая камеру, аккуратно сдвиньте курсор к любой границе экрана.
4. Если есть шторка, закрывающая глазок видоискателя, закройте ее.
5. Нажмите на кнопку спуска и, пока не истечет время экспонирования, водите камеру по кругу или покачивайте ее из стороны в сторону и вверх-вниз с небольшими отклонениями от перпендикуляра к поверхности экрана.
6. Подождите пока фотокамера обработает и сохранит снимок.
7. Измените значение диафрагмы деления на 2-3 и повторите действия, указанные в пп. 1-5.
Длительная выдержка и небольшие перемещения фотокамеры при съемке позволят отстраниться от загрязнений и возможных дефектов экрана, а загрязнения на матрице при таких перемещениях никуда не денутся. Кроме того, такая практика съемки позволит избежать проявления на изображении пиксельной структуры экранов, а она может быть очень заметна, если фиксировать аппарат на штативе и использовать длиннофокусные объективы на близком расстоянии от экрана (фактически макро).
Проанализировав снимки на экране с помощью какого-либо видео-браузера или того же Фотошопа, не падайте в обморок. И не кидайтесь сразу производить сухую или мокрую чистку сенсорной матрицы. Ограничьтесь продувкой матрицы резиновой грушей.
Повторите проверочную съемку еще раз, установив значение диафрагмы, давшей изображение, на котором загрязненность матрицы была различима наилучшим образом.
Если картина теней на новых снимках сохранилась, то можно сделать вывод, что частицы прилипли к матрице основательно. Нужны и более кардинальные меры по ее чистке.
Повторите проверочную съемку еще раз, установив значение диафрагмы, давшей изображение, на котором загрязненность матрицы была различима наилучшим образом.
Если картина теней на новых снимках сохранилась, то можно сделать вывод, что частицы прилипли к матрице основательно. Нужны и более кардинальные меры по ее чистке.
Прочтите (еще раз) материалы по ссылкам, где описываются процедуры чистки матриц в целях выявления «подводных камней» на этом пути.
В заключении хотелось бы дать еще один полезный совет: Не следует уничтожать полученные таким образом тестовые снимки. Для них лучше завести специальную папку. И помещать в нее все проверочные снимки, которые вы получите в будущем. Это позволит вам лучше отслеживать состояние сенсорной матрицы вашей фотокамеры.