Конкурсы
Архив конкурсов
Как определить загрязненность сенсорной матрицы
Автор:

Как определить загрязненность сенсорной матрицы

10 Мая 2009 Версия для печати
В избранное
Как определить загрязненность сенсорной матрицы
Бывает так, что статья одного автора порождает каскад мыслей и действий, результатом которых становится ускоренное написание статьи по данной проблеме уже другим автором. Это как раз такой случай. Данная статья написана по прочтению статьи «Почистил матрицу - спас шедевр!», доступной по ссылке:
/articles/article_news/pochistil_matritsu_-_spas_shedevr.htm
Статья Андрея Бузина (Elder) очень короткая. Но материалы, на которые она ссылаются представились мне интересными, а тема очень важной. Захотелось внести посильную лепту в освещение затрагиваемых вопросов. Что я ниже и пытаюсь сделать.
Если на матрице имеются пылинки, ворсинки и/или какие-либо другие мелкие частицы, то они будут препятствовать прохождению света, поступающего через объектив и падающего на сенсорную матрицу. В результате чего на фиксируемом ей изображении в местах нахождения частиц будут образовываться темные пятна с формой, повторяющей форму этих частиц. При съемке в обычных случаях реальные темные предметы и другие объекты маскируют такие пятна. Другими словами, паразитные темные пятна становятся трудно различимыми. Их можно заметить только в тех местах, где изображения имеют светлые и ровные (однотонные) участки.

Исходя из этого, можно предложить способ определения загрязненности матрицы, суть которого состоит в выполнении серии пробных снимков ровного светлого фона так, чтобы на получающихся в результате светлых изображениях были хорошо видны тени от осевших на матрицу частиц.

На характер теней от частиц сильное влияние оказывает диафрагма. При открытой диафрагме световые лучи «гуляют» внутри камеры в разных направлениях, из-за чего контуры теней от частиц сильно размываются, теневые пятна расширяются и осветляются. А если снимаемая светлая поверхность сама является загрязненной и неровной, то будет трудно определить, какие пятна на изображении образованы загрязнениями снимаемой поверхности, а какие от частиц на матрице. Сужение диафрагмы делает световые лучи более однонаправленными, благодаря чему тени от частиц на матрице на результирующем изображении резко очерчиваются и темнеют. Сделать вывод о загрязненности матрицы становится гораздо легче.
Таким образом, на начальном этапе нужно:
1. Найти максимально чистую, однородную и мало рельефную поверхность, которую следует снимать.
2. Установить на фотокамеру объектив, обеспечивающий максимально возможное сужение диафрагмы по сравнению с другими объективами. Следует заметить, что минимальные отверстия диафрагмы на некоторых объективах могут приводить к чрезмерному рассеиванию (дифракции) света. Как это повлияет на характер теней от частиц, следует проверить экспериментально.
Выбрать объектив для выполнения пробных снимков для фотографа просто. А, вот, найти чистую ровную поверхность бывает проблематично.
Наиболее хорошие результаты можно получить, пожалуй, при фотографировании светлого безоблачного неба. Можно сфотографировать и глубоко синее небо, если чуть дать большую выдержку или внести экспопоправку. Однако небо не всегда бывает ровным и светлым. А как быть, например, поздним вечером или ночью?
Что предлагаю я? Как истинный компьютерщик, в первую очередь, компьютер. Он у фотографа почти всегда под рукой. По крайней мере, перед периодом интенсивных съемок, к которому нужно заранее подготовиться. Ведь подготовка, кроме проверки чистоты матрицы, как правило, включает и высвобождение флэш-карт от записанной на них информации и их профилактическое форматирование, а значит, предполагается использование компьютера.
Чтобы обеспечить проверку загрязненности матрицы с помощью компьютера, нужно отобразить на экране ровное однотонное изображение. Это легко сделать с помощью «всеми любимого» Фотошопа при наличии подходящего изображения в виде файла, например, в формате JPG, полный размер которого в пикселах будет полностью соответствовать максимальному разрешению вашего экрана. Для этого нужно открыть такой файл Фотошопом и отобразить его в полноэкранном режиме, выполнив опцию View/Screen Mode/Full Screen Mode. Выход из этого режима осуществляется по нажатию на клавишу Esc.
Рекомендую в качестве подходящего использовать светло-серое изображение, о котором говорят как о 18% серого. Его легко создать с помощью стандартного программного средства Paint, входящего в состав операционной системы Windows XP, выполнив несколько простых шагов:
1. Вызовите программу Paint и исполните команду «Изображение/Изменить размер», указав точные размеры изображения в пикселах, соответствующие разрешению режима отображения экрана, с которым вы обычно работаете. Для большинства это будет, видимо, 1280х1024. Галочку в клетке «Сохранить пропорции» лучше убрать.
2. Далее в окошке «Палитра» следует выбрать пунктик «Больше», чтобы развернуть окошко палитры шире.
3. В расширенном окне отобразятся поля RGB. Установите в поле для каждой цветовой составляющей значение 210 для получения 18% серого.
4. Инструментом «Заливка» залейте все изображение заданным светло-серым тоном.
5. Запомните итоговое изображение в подходящем месте (оно вам еще ни раз пригодится), выбрав предварительно формат JPG.
Теперь образованный файл можно открывать Фотошопом, как было указано выше.
Выполните еще некоторые предварительные действия:
• Протрите поверхность экрана, если она запылена или загрязнена. Загрязненность экрана компьютерного монитора легко обнаружить при отображении подготовленного светло-серого изображения.
• Если в помещении светло, задвиньте шторы или погасите свет.
• Ни в коем случае не готовьте к работе штатив.
Далее нужно правильно настроить камеру. Сделаем это тоже по шагам. Следовать им точно – весьма желательно. Это обеспечит правильность итогового результата. Итак:
1. Установите на фотокамеру объектив с предельно малым отверстием диафрагмы. Рекомендуемые значения порядка F/20-F/45.
2. Чтобы не отвлекаться на борьбу с правильным балансом белого, установите камеру на черно-белый режим съемки.
3. Далее следует установить основной режим экспозиции. Режим «Авто» не подходит совсем. Ручной режим подходит, но он может создать дополнительные трудности по определению экспозиции. Лучше установить режим приоритета диафрагмы (А).
4. До предела закройте диафрагму. Аппарат сам выберет необходимую выдержку. Хорошо, если она составит не менее 10 секунд.
5. Чувствительность ISO для обеспечения длительной выдержки должна быть минимальна.
6. Режим фокусировки тоже лучше установить ручной, а не автоматический.
Теперь переходим к собственно съемке.
1 Установите курсор в центр экрана.
2. Наведите резкость по этому курсору.
3. Не перемещая камеру, аккуратно сдвиньте курсор к любой границе экрана.
4. Если есть шторка, закрывающая глазок видоискателя, закройте ее.
5. Нажмите на кнопку спуска и, пока не истечет время экспонирования, водите камеру по кругу или покачивайте ее из стороны в сторону и вверх-вниз с небольшими отклонениями от перпендикуляра к поверхности экрана.
6. Подождите пока фотокамера обработает и сохранит снимок.
7. Измените значение диафрагмы деления на 2-3 и повторите действия, указанные в пп. 1-5.
Длительная выдержка и небольшие перемещения фотокамеры при съемке позволят отстраниться от загрязнений и возможных дефектов экрана, а загрязнения на матрице при таких перемещениях никуда не денутся. Кроме того, такая практика съемки позволит избежать проявления на изображении пиксельной структуры экранов, а она может быть очень заметна, если фиксировать аппарат на штативе и использовать длиннофокусные объективы на близком расстоянии от экрана (фактически макро).
Проанализировав снимки на экране с помощью какого-либо видео-браузера или того же Фотошопа, не падайте в обморок. И не кидайтесь сразу производить сухую или мокрую чистку сенсорной матрицы. Ограничьтесь продувкой матрицы резиновой грушей.
Повторите проверочную съемку еще раз, установив значение диафрагмы, давшей изображение, на котором загрязненность матрицы была различима наилучшим образом.
Если картина теней на новых снимках сохранилась, то можно сделать вывод, что частицы прилипли к матрице основательно. Нужны и более кардинальные меры по ее чистке.
Прочтите (еще раз) материалы по ссылкам, где описываются процедуры чистки матриц в целях выявления «подводных камней» на этом пути.
В заключении хотелось бы дать еще один полезный совет: Не следует уничтожать полученные таким образом тестовые снимки. Для них лучше завести специальную папку. И помещать в нее все проверочные снимки, которые вы получите в будущем. Это позволит вам лучше отслеживать состояние сенсорной матрицы вашей фотокамеры.
Новости
Почему PENTAX?
Фотошкола
Зеркальные фотоаппараты
Компактные фотоаппараты
Средний формат
Объективы
Фотопринадлежности
Обо всем
PENTAX путешествие
Фотоистории
Персона

Комментарии

Федор Гороховский f_gor Федор Гороховский
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-11-30
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 09:43, 10 Мая 2009Цитировать
Вообще-то для поиска пятен на матрице вполне достаточно освещенного белого листа бумаги при расфокусированном объективе.
Фото автора (22)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (134)
Александр Багров avb-fotik Александр Багров
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-18
Откуда: Москва
Добавлено: 10:47, 10 Мая 2009Цитировать
f_gor писал(а):
достаточно освещенного белого листа бумаги при расфокусированном объективе.

Полагаю, что при расфокусировке объектива получаемые изображения загрязнения матрицы будут хуже. Для случаев, когда частицы объемны, но прилегают к матрице слабо, теневые пятна будут менее выраженными из-за размытия контуров и более слабой интенсивности окраски пятен. Их будет трудно отличить от поверхностных дефектов самой бумаги. Поэтому требование фокусировки или слабого отклонения от нее (что неизбежно на практике) представляется мне важным.
Кроме того, не всегда у фотографа может быть под рукой чистый белый лист бумаги подходящего размера. В большинстве случаев им окажется лист бумаги формата А4 с неидеальной микроструктурой, неровностями и посторонними включениями.
К тому же экраны мониторов по размеру, как правило, больше формата А4. Например, у 19-дюймовых мониторов размеры экранов приблизительно соответствуют формату А3. А размеры снимаемой поверхности важны для тех случаях, когда у фотографа в наличии находятся объективы, у которых минимальная дистанция фокусировки достаточно велика. В этих случаях можно захватить в кадр области за пределами листа, что недопустимо.
С небольшими погрешностями лист белой бумаги может использоваться для установки пользовательского баланса белого. Определение загрязненности матрицы с помощью листа бумаги, на мой взгляд, менее эффективно. Насколько велико снижение эффективности определения загрязненности матрицы с помощью листа бумаги нужно будет проверить экспериментально.
Фото автора (207)      Cтатьи автора (5)      Комментарии (2090)
AndreyTTL AndreyTTL AndreyTTL
Ранг: Супергерой
Зарегистрирован: 2007-01-16
Откуда: Кольский п-ов
Добавлено: 11:56, 10 Мая 2009Цитировать
У камер K20D/K200D и новее у Пентакс есть встроенная система поиска пыли на матрице. Досточно навестись на равномерно окрашенный объект (небо, потолок, стена и т.п.) и сделать в специальном режиме кадр, камера сама составит карту пыли. Очень полезная функция.
Фото автора (11)      Cтатьи автора (19)      Комментарии (368)
Александр Багров avb-fotik Александр Багров
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-18
Откуда: Москва
Добавлено: 12:49, 10 Мая 2009Цитировать
AndreyTTL писал(а):
У камер K20D/K200D и новее у Пентакс есть встроенная система поиска пыли на матрице.

Спасибо, за информацию. Не знал о такой возможности.
Нужно будет ознакомиться с руководством по камерам, где это описывается. А потом проверить эффективность этой системы на практике. Включу соответствующий пунктик в план посещения Фотофорума 2010, если не удастся сделать такую проверку раньше.
Фото автора (207)      Cтатьи автора (5)      Комментарии (2090)
Сергей Grey Сергей
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-09-03
Откуда: Краснодар
Добавлено: 03:38, 10 Мая 2009Цитировать
Пардон, тихий ужас. Какая фокусировка? Какой баланс белого и 18% серого???
Настолько искусственно притянуть за уши всё, ято ни попадя... это надо суметь!;)
Фото автора (16)      Cтатьи автора (1)      Комментарии (47)
Александр Багров avb-fotik Александр Багров
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-18
Откуда: Москва
Добавлено: 11:03, 10 Мая 2009Цитировать
Grey писал(а):
Пардон, тихий ужас. Какая фокусировка? Какой баланс белого и 18% серого???

Уважаемый, Сергей. Поменьше непонятных эмоций, а побольше конкретных замечаний и предложений.
Заметьте для начала, что 18% серого не я придумал. Это один из тестовых стандартов для фотографии. Рекомендуется использовать при установлении пользовательского баланса белого. См. предпоследний снимок в статье «Фотофорум 2009. Часть 4: Эпилог», которая доступна по ссылке:
/articles/photohistories/fotoforum_2009_chast_4_yepilog.htm
Для эксперимента нужно было избрать какое-либо значение для «окраски» экрана. Так почему бы не взять именно такое. Пригодится в ряде случаев и для настройки баланса белого с учетом того, что монитор будет откалиброван. При такой окраске хорошо различимо, насколько чист сам экран у монитора. Может имеется смысл почистить не только матрицу, но и экран монитора.
Конечно, можно взять и другое значение. Например, темнее, если выдержка получается слишком короткой. В моем случае при значении диафрагмы F/45 выдержка у меня составила более полуминуты. Это позволило хорошо оторваться от некоторых дефектов на поверхности экрана монитора и пиксельной структуры его экрана. Единственным фото к статье (это небольшой фрагмент) я проиллюстрировал, как выглядят реальные результаты проверки в моем случае. Можно было бы проиллюстрировать описываемый метод большим количеством фотографий для доказательства его состоятельности. Но это бы затянуло подготовку статьи, тогда как акция бесплатной чистки матриц ограничена лишь месяцем.
Прочтите статью Андрея Бузина и ознакомьтесь с материалами, на которые даны ссылки в ней и ролике.
Я не ставил задачу убеждать вас в эффективности предложенного метода. Желающие это могут проверить сами на основании сравнения результатов, полученных тем способом, которым они обычно пользуются.
Тем более, что предложенный мной метод определения загрязненности сенсорной матрицы практически не связан с материальными затратами для тех, кто прочитал статью здесь; компьютер есть у каждого. К тому же, метод дает гарантированные результаты независимо от типов мониторов (ЭЛТ. ЖК или др.).
Что касается фокусировки, я уже упоминал о ней выше, поэтому не буду повторяться. Читайте материал и замечания к нему внимательней.
Все рекомендации проверены экспериментами.
Фото автора (207)      Cтатьи автора (5)      Комментарии (2090)
Юрий Киселев QV Юрий Киселев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-06-24
Откуда: Украина, Павлоград
Добавлено: 12:01, 11 Мая 2009Цитировать
Считаю, что "ужасы" от пылинок во многом надуманы. Меняю линзы часто по несколько раз за одну сессию. Да, ловлю пыль, не заморачиваясь пшикаю "грушей" при каждой замене. Вижу "улов" уже при обработке. Прибиваю в ФШ и - ни каких проблем! "Шедевр" спасен. К слову, система удаления пыли встряхиванием матрицы весьма эффективна. У меня срабатывает при каждом включении камеры. Могу привести несколько примеров с указанием последовательных номеров снимков, когда пыль появляется и, через пару - тройку кадров, "отваливается".
Фото автора (56)      Cтатьи автора (4)      Комментарии (831)
Александр Багров avb-fotik Александр Багров
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-18
Откуда: Москва
Добавлено: 10:35, 11 Мая 2009Цитировать
QV писал(а):
Считаю, что "ужасы" от пылинок во многом надуманы. Меняю линзы часто по несколько раз за одну сессию. Да, ловлю пыль, не заморачиваясь пшикаю "грушей" при каждой замене.

Во многом согласен с таким мнением. За исключением «пшикания грушей». Применение груши будет эффективно только при открытии затвора в режиме чистки матрицы. А для входа в этот режим инструкция рекомендует использовать полностью заряженные аккумуляторы или питание от сетевого адаптера; что при съемке на практике не всегда возможно. Кроме того, оно всегда связано с потерей оперативности. Хорошие кадры часто «уходят» даже при простой смене объективов.
QV писал(а):
Вижу "улов" уже при обработке.

Естественно на 99,9%..
QV писал(а):
Прибиваю в ФШ и - ни каких проблем!

Хотелось бы подробностей, коль уж заговорили об этом.
Проблему вижу, если след от пылинок приходится на зоны изображения, где они заметны (как правило, небо). Удаление их на большом количестве снимков приводит к существенной потере времени.
QV писал(а):
К слову, система удаления пыли встряхиванием матрицы весьма эффективна. У меня срабатывает при каждом включении камеры.

У меня пылетряс привел практически к выходу китового объектива из строя. Объектив работает, но стал издавать чрезмерный шум во время работы пылетряса, пугающий окружающих. Часть пылинок же не удалялась таким способом независимо от количество сотрясейний.
QV писал(а):
Могу привести несколько примеров с указанием последовательных номеров снимков, когда пыль появляется и, через пару - тройку кадров, "отваливается".

Каким образом можете привести? В этом плане нужно выразить сожаление по поводу невозможности движка сайта обеспечивать размещение фотографий в комментариях к статьям. И заключительный вопрос: «Ведете историю запыленности матрицы в картинках?»
Фото автора (207)      Cтатьи автора (5)      Комментарии (2090)
Юрий Киселев QV Юрий Киселев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-06-24
Откуда: Украина, Павлоград
Добавлено: 02:43, 12 Мая 2009Цитировать
avb-fotik писал(а):
У меня пылетряс привел практически к выходу китового объектива из строя. Объектив работает, но стал издавать чрезмерный шум во время работы пылетряса, пугающий окружающих.
Принципиально невозможно убить дубовый кит бултыхающейся матрицей!!!??? Тут что-то не так....
Подробно отвечу на все вопросы через3-4 дня. Уехал в командировку в Первопрестольную.
Фото автора (56)      Cтатьи автора (4)      Комментарии (831)
Vitaly Avakyan avak Vitaly Avakyan
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-08-08
Откуда: Moscow
Добавлено: 11:03, 12 Мая 2009Цитировать
Цитата:
Считаю, что "ужасы" от пылинок во многом надуманы.


Вот, уж точно. И ФШ удаляет их весьма эффективно. Кстати, на последнем Фотофоруме видел специальную лупу с фотодиодной подсветкой для удаления пыли с матриц. В этом случае в отличие от простого "дутия" грушей вслепую видно, что надо удалять (и надо ли вообще). Попытка найти лупу в московских фотомагазинах пока не увенчалась успехом: говорят еще не завезли.
И еще хотел отметить, что есть МОЛВА, а есть практика. Так вот первая по уровню паникерства всегда сильно обгоняет вторую. И это все настоящие практики отлично знают. А за способ увидеть пылинки - большое спасибо, т.к. сам не сообразил, что важную роль играет резкость.
Фото автора (171)      Cтатьи автора (3)      Комментарии (145)
Александр Багров avb-fotik Александр Багров
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-18
Откуда: Москва
Добавлено: 06:40, 14 Мая 2009Цитировать
avak писал(а):
Вот, уж точно. И ФШ удаляет их весьма эффективно.

Не всегда так. Если дефект приходится на область, которую можно отрезать при кадрировании, то оно конечно. Но в случаях, когда сероватое пятно приходится на гладкое синее небо, как правило, имеющее градиентные изменения яркости и тонов, то борьба с пятнами представляет трудность. Как бы ни старался, но место ретуши остается заметным.
avak писал(а):
на последнем Фотофоруме видел специальную лупу с фотодиодной подсветкой для удаления пыли с матриц.

Полагаю, имеется в виду светодиодная подсветка (LED – Light Emitted Diodes). Фотодиоды – это приборы регистрирующие (воспринимающие) свет.
К сожалению, на выставке такая система мне на глаза не попалась. В магазине на днях видел очки с увеличительными стеклами, которые цепляются прижимкой за козырек кепки. Но без светодиодной подсветки. Идея со светодиодами хорошая. Можно самому реализовать некую конструкцию. На практике наиболее удобным для себя освещением нашел закатные солнечные лучи.
avak писал(а):
сам не сообразил, что важную роль играет резкость

Важную роль играет не резкость сама по себе, как она обычно понимается фотографами, а максимально возможная единонаправленность световых лучей, которая достигается за счет сильного диафрагмирования и весьма желательной наводки на резкость, при которой лучи подают на пылинки почти под прямыми углами по отношению к поверхности матрицы. Значение сильного диафрагмирования намного важней, тем более, что оно дает возможность существенно увеличить выдержку, благодаря чему удается «размазать» неоднородность снимаемого фона за счет слабых колебательных движений камеры.
Эти движения дают некоторый уход от «идеально» наведенной начальной резкости, особенно из-за малой ГРИП при съемке длиннофокусными объективами на малых расстояниях. Такой уход не столь страшен для конечного результата. Но следует помнить, что при сильной расфокусировке лучи будут падать на пылинки под более косыми углами, и пятна получатся более размытыми.
Фото автора (207)      Cтатьи автора (5)      Комментарии (2090)
Трубин Валерий vtrubin Трубин Валерий
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-20
Откуда: Малаховка - Дедовск
Добавлено: 06:56, 14 Мая 2009Цитировать
avb-fotik писал(а):
Но в случаях, когда сероватое пятно приходится на гладкое синее небо, как правило, имеющее градиентные изменения яркости и тонов, то борьба с пятнами представляет трудность. Как бы ни старался, но место ретуши остается заметным

Инструмент Patch Tools справляется без труда и в таких условиях.
Фото автора (86)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (119)
Vitaly Avakyan avak Vitaly Avakyan
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-08-08
Откуда: Moscow
Добавлено: 09:20, 14 Мая 2009Цитировать
vtrubin писал(а):
Инструмент Patch Tools справляется без труда и в таких условиях.


Именно Patch Tools или (по-русски) Восстанавливающую кисть я и использую. Возможно, если разогнать увеличение до 2-3-х миллиметровых пикселей, эти градиенты, о которых говорит vtrubin, и можно будет увидеть, но на отпечатках 30х40 удаления пылевых пятен не видны. Еще способ увидеть пятна - сравнить несколько кадров, например, в ACDSee, не меняя масштаба. Пятно будет видно на одном месте.
Фото автора (171)      Cтатьи автора (3)      Комментарии (145)
Евгений Николаевич Пермяков ENP Евгений Николаевич Пермяков
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-12-01
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 07:13, 15 Мая 2009Цитировать
QV писал(а):
Считаю, что "ужасы" от пылинок во многом надуманы.
QV писал(а):
система удаления пыли встряхиванием матрицы весьма эффективна. У меня срабатывает при каждом включении камеры.

Согласен на все 100%. А когда пылинки всё же появляются, их достаточно легко убрать в ФШ. Борьба с пятнами при имеющихся градиентных изменениях яркости и тонов заметно облегчается после предварительного увеличения исходного изображения.
Фото автора (94)      Cтатьи автора (33)      Комментарии (667)
Александр Багров avb-fotik Александр Багров
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-18
Откуда: Москва
Добавлено: 10:54, 18 Мая 2009Цитировать
avak писал(а):
Еще способ увидеть пятна - сравнить несколько кадров, например, в ACDSee, не меняя масштаба. Пятно будет видно на одном месте.

Это если загрязнение обусловлено крупными частицами. Микро частицы как пятна не видны, они порождают шумы.
Фото автора (207)      Cтатьи автора (5)      Комментарии (2090)
Александр Багров avb-fotik Александр Багров
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-18
Откуда: Москва
Добавлено: 10:58, 18 Мая 2009Цитировать
ENP писал(а):
Борьба с пятнами при имеющихся градиентных изменениях яркости и тонов заметно облегчается после предварительного увеличения исходного изображения.

Так, я при любом ретушировании увеличиваю изображение в 2-4 раза, поскольку точность позиционирования мышкой возрастает.
Но если, я знаю, что исправлял что-то на снимке (имею в виду пятна от загрязнения или удаление проводов), то место исправления я замечаю. Видят ли другие, зависит от их наблюдательности.
Фото автора (207)      Cтатьи автора (5)      Комментарии (2090)
Юрий Киселев QV Юрий Киселев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-06-24
Откуда: Украина, Павлоград
Добавлено: 09:11, 27 Мая 2009Цитировать
avb-fotik писал(а):
Применение груши будет эффективно только при открытии затвора в режиме чистки матрицы.

Я имел ввиду: отстегнул линзу, наклонив камеру вниз - попшикал на то что доступно (куда и попадает пыль в первую очередь, а лишь затем перемещается куда нужно, чтоб нагадить посущественнее), затем попшикал на заднюю линзу стекла, что приготовил, далее клац и все!
avb-fotik писал(а):
Каким образом можете привести?
Да повешу на своей странице склейку из нескольких кадров с указанеем уникальных номеров и времени в раздел Тестовые снимки.

avb-fotik писал(а):
И заключительный вопрос: «Ведете историю запыленности матрицы в картинках?»
Нет, всегда храню исходники в РАВе.

Про методы ретуши все уже написали коллеги.
Фото автора (56)      Cтатьи автора (4)      Комментарии (831)
Юрий Киселев QV Юрий Киселев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-06-24
Откуда: Украина, Павлоград
Добавлено: 01:34, 27 Мая 2009Цитировать
avb-fotik писал(а):
Но если, я знаю, что исправлял что-то на снимке (имею в виду пятна от загрязнения или удаление проводов), то место исправления я замечаю. Видят ли другие, зависит от их наблюдательности.
Патч тул работает мягко и границ не видно - все перходы плавные. Просто необходимо правильно выставлять параметры "заплатки" и смещать выделенную область в аналогичную по яркости, фактуре и цвету. В результате получится нечто мягкосредневзвешенное. Потом сами не найдете.
Фото автора (56)      Cтатьи автора (4)      Комментарии (831)
Сергей Grey Сергей
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-09-03
Откуда: Краснодар
Добавлено: 06:14, 22 Июня 2009Цитировать
avb-fotik писал(а):
Уважаемый, Сергей. Поменьше непонятных эмоций, а побольше конкретных замечаний и предложений.

Ваша статья действительно вызывает эмоции:)
Собственно, самый первый коммент уже ставит все на места. Ибо столь иезуитский подход к достаточно тривиальному вопросу вызывает недоумение и улыбку;)

avb-fotik писал(а):
Для случаев, когда частицы объемны, но прилегают к матрице слабо, теневые пятна будут менее выраженными из-за размытия контуров и более слабой интенсивности окраски пятен. Их будет трудно отличить от поверхностных дефектов самой бумаги. Поэтому требование фокусировки или слабого отклонения от нее (что неизбежно на практике) представляется мне важным.

А Вы уверены? Постарайтесь получше продумать физику процесса, и какую долю в наглядности результата вносит "фокусировка":) Думаю, Вам станет ясно, что расфокусирование для равномерного фона полезнее в такой задаче.
avb-fotik писал(а):
Заметьте для начала, что 18% серого не я придумал. Это один из тестовых стандартов для фотографии. Рекомендуется использовать при установлении пользовательского баланса белого

Вот Вы сами и ответили на один из своих опусов - за уши притянутое использование калиброванной серой мишени, которая вообще нужна совершенно для иных целей.
avb-fotik писал(а):
Это если загрязнение обусловлено крупными частицами. Микро частицы как пятна не видны, они порождают шумы.

"Шумы"??? От загрязнения матрицы? - это перл! Рекомендую ознакомиться с данным вопросом реально:)
avb-fotik писал(а):
2. Установить на фотокамеру объектив, обеспечивающий максимально возможное сужение диафрагмы по сравнению с другими объективами

Зачем такой фанатизм?:) ЛЮБОЙ объектив при диафрагмировании его уже 16 уже даст вполне адекватную картинку распределения пыли.
avb-fotik писал(а):
Что предлагаю я? Как истинный компьютерщик, в первую очередь, компьютер. Он у фотографа почти всегда под рукой

Этот источник ровного светлого поля придуман давно. Неужели Вы претендуете на роль автора?:) А уж предложения готовить при этом файл для фотошопа с определенным разрешением "пиксел в пиксел", да еще и эти пресловутые 18%... занятие, извините, для мазохиста.
avb-fotik писал(а):
2. Чтобы не отвлекаться на борьбу с правильным балансом белого, установите камеру на черно-белый режим съемки.

А ББ, извиняюсь, уж каким боком вообще в данном процессе?
На мой взгляд, статья изобилует описанием насильно притянутых, совершенно ненужных манипуляций. Причем весьма забавно и неуместно мотивированных:)
----------------------
Попытаюсь довести до сведения автора вполне достаточные шаги:
- диафрагму - зажать.
- светлый фон, более-менее однородный (небо, окно без контрастных элементов, экран монитора (что придумано давно:) и т.п.
- расфокусировка. Лучше - в сторону бесконечности.
- съемка в любом цветовом режиме с любой выдержкой для получения яркой, но не пересвеченной(!) картинки
Этого будет более чем достаточно для вполне адекватного результата по поиску пыли на матрице. Но вовсе недостаточно, чтобы раздувать из элементарной операции статью;)
Фото автора (16)      Cтатьи автора (1)      Комментарии (47)
Александр Багров avb-fotik Александр Багров
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-18
Откуда: Москва
Добавлено: 05:52, 28 Июня 2009Цитировать
Grey писал(а):
чтобы раздувать из элементарной операции статью;)

Сергей. Судя по вашим сведениям, которые сообщили о себе, вы фотографируете очень давно. При таком длительном сроке большая часть опыта пришлась на пленочные технологии. Видимо, это наложило отпечаток на ваше неуважительное отношение к проблеме пыли.
Действительно, пыль в пленочной технологии при СЪЕМКЕ могла особо не досаждать. Достаточно было сдувать ее грушей с линз объектива, а с каждым переводом пленки для последующего кадра осевшая на пленку пыль уносилась вместе с переведенным кадром.
В цифровых же камерах пыль с матрицы таким образом не уносится. И, если уже она попала на матрицу и не смогла быть удалена с нее встроенными пылестрясами, то будет систематически портить все последующие кадры, принуждая фотографа к непроизводительныму труду при пост-обработке отснятого материала.
Пыль и прочие загрязнения могут существенно попортить непосредственно как изображения, так и косвенно нервы фотографам. А ее удаление не такая элементарная операция, какой кажется. И связано с нанесением «неприличного» экономического ущерба, если исходить из тех цен, по которым продаются малоэффективные средства по чистке матриц.
Мне как старому компьютерщику приходилось сталкиваться с теми уронами от загрязнений и затратными мерами борьбы с пылью, которые были характерны как при производстве компьютерной техники, так и при ее эксплуатации ранее, когда, например, для размещения накопителей строились даже специальные герметические зоны на ВЦ. Поэтому у меня отношение к проблеме борьбы с пылью более серьезное по сравнению с вашим упрощенческим подходом. Поэтому предполагаю не ограничиваться публикацией только данной статьи, но и рассмотреть еще другие вопросы в последующих. Тем более, как по вам вижу, нужно не только словесное описание, но и приведение соответствующих иллюстративных материалов.
Grey писал(а):
Думаю, Вам станет ясно, что расфокусирование для равномерного фона полезнее в такой задаче.

Полагаю, прояснение может наступить только на основании сравнения снимков, полученных при следовании разным методикам. Однако я данной статьей не собирался доказывать кому-либо эффективность предлагаемой мной методики. Убедиться, что лучше, может каждый на личных экспериментах. Сейчас меня в большей мере волнует, что же делать с увиденным. Как обеспечить эффективную чистку? Насколько чисты бывают матрицы при покупке фотоаппаратов? (Не думаю, что тут найдется кто-либо из фотографов, который сразу сделал соответствующий снимок загрязненности матрицы при покупке фотоаппарата. А такая съемка должна быть нормой.) Можно ли очистить матрицу до исходного уровня или даже сделать ее чище, чем она была при покупке фотоаппарата?
Пока же эти вопросы остается открытыми, а результаты чистки удручают.
«Физику процесса» здесь на словах я пояснять не буду. А на ряд ваших реплик отвечу
Grey писал(а):
А ББ, извиняюсь, уж каким боком вообще в данном процессе?

Наглядно об этом нужно судить по экспериментальным снимкам. Возможно, только они вас убедят. Но примите во внимание хотя бы то, что цвет теневых пятен от пыли практически никакого значения не имеет, а черно-белые снимки занимают пространства памяти приблизительно раза в полтора меньше. Что существенно при хранении истории периодических проверок чистоты матрицы.
Grey писал(а):
"Шумы"??? От загрязнения матрицы?

Давайте сначала дадим определение шумам в цифровой фотографии.
Шумы – это множественное проявление на снимке отклонений в пропорциональности между интенсивностью света, падающего на сенсорную матрицу в виде проекционной картины формируемой объективом, от попиксельно регистрируемых ею уровней сигналов, зафиксированных в цифровом виде в файле изображения, независимо от физической природы причин, обусловливающих отклонения в пропорциональности.
При значениях диафрагмы, которые обычно устанавливаются самим фотографом или автоматически аппаратом, теневые пятна от крупных частиц пыли могут быть заметны невооруженным глазом. Но в большинстве случаев они единичны. Тогда как теневые пятна от большого числа микрочастиц размываются и становятся малозаметными на сознательном уровне. Однако, как и шумы, образуемые за счет других причин, такие теневые пятна вносят свой «вклад» в общую шумовую картину, оказывающую отрицательное влияние на формирование мнения о качестве изображения у зрителей на подсознательном уровне.
Такие светлые теневые пятна от пылинок можно было бы назвать зональными шумами, в отличие от пиксельных шумов, образуемых за счет неоднородности свойств микроэлектронной начинки фотоаппарата.
С большими темными теневыми пятнами можно пытаться бороться вручную при пост-обработке. С малыми светлыми теневыми пятнами вручную бороться практически нереально, нужны такие же методы обработки, как и при борьбе с другими шумами.
Grey писал(а):
за уши притянутое использование калиброванной серой мишени, которая вообще нужна совершенно для иных целей.

Я вам уже отвечал на этот вопрос ранее. Такое впечатление, что вы не читаете мои ответы на задаваемые вами вопросы. Зачем мне повторяться в ответах опять? Это напоминает мне сказку про попа и собаку. Начинается она так: «У попа была собака. Он ее любил. Она съела кусок мяса. Он ее убил. А на камне написал «У попа была собака …»».
Если не 18% серого (что соответствует битовому значению 210 из 256 возможных значений цветовых составляющих), тогда каким оно должно быть по вашему мнению? Дайте конкретные предложения.
Дополню свой более ранний ответ только тем, что на некоторых объективах возможности закрытия диафрагмы ограничиваются значениями порядка f/22. При таком значении выдержки на 18% серого могут быть недопустимо короткими, чтобы уйти от пиксельной структуры и возможных поверхностных дефектов экрана. Чтобы сделать их длинней, нужно уходить в сторону уменьшения битовых значений цветовых составляющих, либо установить на объектив нейтральный светофильтр, снижающий световой поток, попадающий в фотоаппарат. Наличие светофильтра уже сопряжено с материальными затратами. Уменьшение битовых значений с такими затратами не связано, поэтому экономически предпочтительней. Для ЛИЧНОГО пользования конкретное битовое значение особой роли не играет. Главное, чтобы при каждой последующей проверке избранное фотографом значение было одинаковым, как и другие световые условия проверки.
Фото автора (207)      Cтатьи автора (5)      Комментарии (2090)
martin Martin Tachenko
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-01-17
Откуда: Vorkuta
Добавлено: 12:44, 30 Июня 2009Цитировать
hi all!

на 100% согласен с уважаемым Grey: данная проблема только кажется архисложной, а для решения вполне достаточно окна в дневное время, чистого белого листа формата А4, любого объектива с ФР от 35 до 50 мм (можно и китовый zoom использовать), режим съёмки AV с дырой f16 и снимая лист, прислонённый к окну, расфокусировать объектив в сторону "бесконечности".
2 кадров будет вполне достаточно для определения, где на матричном фильтре пыль.
а далее -- чистая резиновая груша, узкий LensPen и на всякий случай (когда грязь многолетняя) немного ИПСа (ИзоПропиловый Спирт), безворсовая салфетка + максимум 15 минут времени на процедуру очистки.

никаких танцев с бубном не надо :) и особо бояться проделывать данную процедуру тоже не стОит (если аккуратно содержать чистящий инструмент).
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (1)
Александр Багров avb-fotik Александр Багров
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-18
Откуда: Москва
Добавлено: 06:18, 01 Июля 2009Цитировать
martin писал(а):
данная проблема только кажется архисложной

Полагаю, что вы просто не видели реальную загрязненность своей матрицы. Если так, то тогда о чем разговор? Нужны иллюстративные снимки, Без них разговор будет пустым.
Фото автора (207)      Cтатьи автора (5)      Комментарии (2090)
Александр Багров avb-fotik Александр Багров
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-18
Откуда: Москва
Добавлено: 07:10, 01 Июля 2009Цитировать
martin писал(а):
никаких танцев с бубном не надо

Кстати, вы более двух лет, как зарегистрировались на сайте. Что же вас подвигло на такое единственное ценное замечание?
А может следует затанцевать более активно?
Пришлите на почту парочку снимков загрязненности матрицы вашего фотоаппарата.
Желательно самый ранний и самый поздний из имеющихся.
Фото автора (207)      Cтатьи автора (5)      Комментарии (2090)
Чтобы оставить свой комментарий необходимо:   [ войти ]   [ зарегистрироваться ]
Как определить загрязненность сенсорной матрицы
© 2007-2009 PentaxNews. При перепечатке материалов ссылка на www.pentaxnews.ru обязательна
Сайт PentaxNews — цифровых фотоаппаратов Pentax много не бывает!