Всё человечество знает Александра Сергеевича Пушкина, Льва Николаевича Толстого, Ивана Константиновича Айвазовского, Константина Эдуардовича Циолковского и многих, многих других замечательных личностей, оставивших глубочайший след в душах людей, благодаря своему таланту в той или иной области. Но в мире много очень интересных людей, таланты которых известны только их ближайшему окружению. Об одном таком человеке и будет мой рассказ.
Разрешите представить Вашему вниманию моего прадеда – Сергея Павловича Доброва, инженера, архитектора, а главное, - талантливого художника. Рисовать он любил и делал это удивительно хорошо. Хорошо, на мой взгляд, не только для любителя, но и на профессиональном уровне. Картины, которые удалось сохранить, пронеся сквозь весьма беспокойный ХХ век, могут дать сто очков вперёд творениям многих живописцев. Написанные в реалистичной манере, они похожи на стилизованные фотографии!
Спектр художественного интереса Сергея Павловича был широк – здесь и натюрморт, и портрет, и пейзаж. При этом некоторые картины написаны как бы между делом, просто коротая время! Конь, вставший на дыбы, и, усмиряющий крутой нрав гордого животного, всадник выглядят как живые, настолько точно изображение! А как великолепно передана динамика! Это чудо создано за столом столовой комнаты в ожидании обеда!
Или вот другой случай: принесли только что собранные грибы – корзину белых. Увидел – понравилось. Через короткий промежуток времени, как рассказывала моя бабушка: «раз, раз, раз – и готово!», был явлен натюрморт (так и хочется поставить ещё один восклицательный знак, но, пожалуй, удержусь, чтобы не показалось чересчур много).
Благодаря согласию жены Сергея Павловича, Варвары Михайловны, позировать мужу обнажённой, появилась картина «Женщина, собирающаяся купаться». Непременным условием, оговорённым заранее, было отсутствие портретного сходства, но так и тянет воскликнуть: «какая фигура, до чего хороша!». Когда я был маленький, от меня прятали эту картину: «детям до шестнадцати смотреть не разрешается». Вот такая «домашняя цензура».
Этому фотопортрету более ста лет, хотя точную дату установить сейчас вряд ли возможно. А вот авторство, думаю, установить вполне реально – есть вензель фотографа. Просто до написания этой заметки, не решаюсь сказать - статьи, мне такая мысль в голову не приходила. Теперь пришла, за что отдельное спасибо авторам проекта. С другими студийными фото нашего домашнего архива всё ясно: «М.П. Волков. Москва. Большая Лубянка. Д. Кн. Голицыной», а тут красивое «РС» и ниже - «Художественная фотография. Для повторения заказов негативы хранятся». Мои интернет-поиски ничего не дали, по крайней мере, пока. Возможно, среди обитателей Pentaxnews найдутся знатоки истории фотографии, которые в курсе дела, кто таков этот «РС»? Возможно, этот «РС» достоин отдельного внимания как настоящий Фотохудожник?