Архив конкурсов
68. Как выделить смысловые центры?
Автор:

68. Как выделить смысловые центры?

9 Сентября 2008 Версия для печати
В избранное
68. Как выделить смысловые центры?
Смысловые центры – новое понятие в фотографии, появившееся в результате проведенных исследований по фотокомпозиции. Как сделать их более выразительными на снимках?
Смысловые центры – это детали изображения, которые очень значимы для человека и на которые он всегда обращает повышенное внимание. Классификация их изложена в ранее опубликованной в статье. Здесь пойдет речь о том, как различными изобразительными средствами или средствами Фотошопа вделать смысловые центры еще более «осмысленными».
Фото 1
Pentax K10D
Объектив SMC PENTAX-FA 18-55
Фокусное расстояние 28
Диафрагма 4
Выдержка 1/8
ISO 200
Фото 2
Pentax K10D
Объектив SMC PENTAX-FA 18-55
Фокусное расстояние 38
Диафрагма 4,5
Выдержка 1/30
ISO 400
Фото 3
Pentax K10D
Объектив SMC PENTAX-FA 18-55
Фокусное расстояние 55
Диафрагма 5,6
Выдержка 1/30
ISO 200
В принципе для концентрации внимания зрителя на чем-то, что хочет показать фотограф, делается простым окаймлением. При этом можно использовать абсолютно любые объекты, и тут фантазия фотографа может быть просто безграничной…
Фото 4
Pentax K10D
Объектив SMC PENTAX-FA 18-55
Фокусное расстояние 18
Диафрагма 4
Выдержка 1/30
ISO 100
Фото 5
Pentax K10D
Объектив SMC PENTAX-FA 18-55
Фокусное расстояние 48
Диафрагма 4
Выдержка 1/40
ISO 200
Фото 6
Pentax K10D
Объектив SMC PENTAX-FA 18-55
Фокусное расстояние 18
Диафрагма 4,5
Выдержка 1/45
ISO 100
При этом лучше использовать контрастное обрамление, которое темнее чем сам объект съемки. Или использовать для этого яркий цвет.
Фото 7
Pentax K10D
Объектив SMC PENTAX-FA 28-70
Фокусное расстояние 70
Диафрагма 7,1
Выдержка 1/320
ISO 100
Фото 8
Pentax K10D
Объектив SMC PENTAX-FA 18-55
Фокусное расстояние 55
Диафрагма 8
Выдержка 1/125
ISO 200
Фото 9
Pentax K10D
Объектив SMC PENTAX-FA 18-55
Фокусное расстояние 55
Диафрагма 6,7
Выдержка 1/125
ISO 200
Если вспомнить пленочные времена, то фотографы обычно при печати применяли так называемый метод маскирования, когда при помощи движений рук или специальных приспособлений в луче увеличителя на тонких проволочках осветляли или делали темнее те или иные части фотографий. С приходом цифровых технологий этот процесс стал неизмеримо проще и быстрее. Но его суть осталась: за счет более темной области на снимках сконцентрировать внимание на смысловом центре снимка.

На представленных фотографиях чтобы сделать снимки более выразительными применен инструмент Затемнение (на панели инструментов значок в виде руки).
Его применение на снимках сделало небо более выразительным, а динамика движения солдата только усилилась.
Фото 10
Pentax K10D
Объектив SMC PENTAX-FA 28-70
Фокусное расстояние 31
Диафрагма 4
Выдержка 1/125
ISO 200
Фото 11
Pentax K20D
Объектив SMC PENTAX-FA 18-55
Фокусное расстояние 21
Диафрагма 5,6
Выдержка 1/15
ISO 400
Фото 12
Pentax K20D
Объектив SMC PENTAX-FA 18-55
Фокусное расстояние 20
Диафрагма 5,6
Выдержка 1/30
ISO 200
Один из способов усилить смысловые центры – использование механизма зрения под названием иррадиация. То есть когда человек концентрирует внимание на более светлых объектах на снимке. Для этого в Фотошопе применяется инструмент Осветление (на панели инструментов значок в виде кружочка на палочке). Именно им подверглось обработке лицо девушки с вороном, фигура девушки на песчаном обрыве, фигуры влюбленных в парке.
Фото 13
Pentax K20D
Объектив SMC PENTAX-FA 18-55
Фокусное расстояние 26
Диафрагма 4
Выдержка 1/1000
ISO 400
Фото 14
Pentax K20D
Объектив SMC PENTAX-FA 18-55
Фокусное расстояние 18
Диафрагма 4
Выдержка 1/750
ISO 400
Фото 15
Pentax K20D
Объектив SMC PENTAX-FA 18-55
Фокусное расстояние 18
Диафрагма 4
Выдержка 1/60
ISO 100
Иногда в качестве смыслового центра используется объект, которые по своему восприятию на зрителя является главным на снимке. В этом случае особенность съемки лишь в том, чтобы найти композиционные закономерности, чтобы усилить динамику кадра за счет размещения объекта на снимке, или сконцентрировать внимание за счет ведущих к нему линий.
Фото 16
Pentax K10D
Объектив SMC PENTAX-FA 28-70
Фокусное расстояние 65
Диафрагма 4
Выдержка 1/30
ISO 200
Фото 17
Pentax K20D
Объектив SMC PENTAX-FA 18-55
Фокусное расстояние 21
Диафрагма 5,6
Выдержка 1/125
ISO 400
Эмоция – самый сильный смысловой центр. Его тоже можно усилить средствами Фотошопа. Летящий шарик был отделен от фона Затемнением. А выразительные глаза женщины сделаны более заметными при помощи Осветлителя. Эмоции могут быть и у животных, и при помощи Затемнения их тоже можно усилить.
Фото 18
Pentax K20D
Объектив SMC PENTAX-FA 18-55
Фокусное расстояние 38
Диафрагма 4,5
Выдержка 1/180
ISO 200
Смысловой центр можно сделать при помощи резкости. Точечная автофокусировка PENTAX блестяще справилась с задачей сделать резкой кончик шпаги.
Фото 19
Pentax K10D
Объектив SMC PENTAX-FA 18-55
Фокусное расстояние 24
Диафрагма 5
Выдержка 1/40
ISO 200
Фото 20
Pentax K10D
Объектив SMC PENTAX-FA 18-55
Фокусное расстояние 23
Диафрагма 5
Выдержка 1/40
ISO 200
Ну и напоследок, при съемке смысловых центров не стоит забывать о так называемом разрыве композиции, когда объекты в кадре перестают взаимодействовать друг с другом и становятся как бы сами по себе. Это расстояние должен фотограф «почувствовать» на основании своей фотоинтуиции. Поэтому он всегда должен держать в голове эту ситуацию и корректировать сюжет съемки.
Удачных смысловых центров!
Новости
Почему PENTAX?
Фотошкола
Зеркальные фотоаппараты
Компактные фотоаппараты
Средний формат
Объективы
Фотопринадлежности
Обо всем
PENTAX путешествие
Фотоистории
Персона

Комментарии

Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 02:38, 10 Сентября 2008Цитировать
По последним исследованиям по фотокомпозиции смысловой центр - это часть изображения, на которую зритель обращает в первую очередь. Подробнее здесь:
/articles/scool/ispolzovanie_smyislovyih_tsentrov.htm
Ранее этот основной постулат композиции в фотолитературе нигде не был описан.
Композиционный центр - это нечто из области абстракции, не применимой в практике фотографа. Если композиция - это порядок расположения объектов съемки в кадре, то комопзиционный центр - центр их расположения? А ведь разные объекты еще и по разному влияют на восприятие...
Лично я не забиваю голову этими вещами, тем более что зритель их не воспринимает...
Фото автора (1)      Cтатьи автора (89)      Комментарии (260)
bob8355 Борис Антыпко
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-09-11
Откуда: Егоршино
Добавлено: 03:42, 10 Сентября 2008Цитировать
Слава богу по смысловому центру на фото 14 нет вопросов ;-)
С чем всех и поздравляю.
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (17)
Дмитрий Желтиков ffee Дмитрий Желтиков
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-09-09
Откуда: Москва
Добавлено: 10:32, 10 Сентября 2008Цитировать
bob8355: +1

Фото автора (47)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (77)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 04:46, 11 Сентября 2008Цитировать
Статья уже по этому поводу была.
/articles/scool/ispolzovanie_smyislovyih_tsentrov.htm
Вкратце: зритель обращаетт внимание по порядку значимости: финура чеорвека или животного, глаза - открытый рот, любое действие в кадре, сильно выраженная эмоция. Из того, что выпадает из психологии восприятия - любой ритм, инвариантность, эффект иррадиции, эффеект тоннеля.
Если на снимке есть эти элементы, то они наиболее сильное воздействие на зрителя. Все остальные так надываемые закономерности отступают на второй план и в болоьшинстве случаев не работают.
Подробно было на этом сайте в выдержках из выходящей сейчас книги "Фотокомпозиция и визуальное восприятие".
Фото автора (1)      Cтатьи автора (89)      Комментарии (260)
Евгений Роговцов JKaruzo Евгений Роговцов
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-05-03
Откуда: Красноярск
Добавлено: 12:14, 11 Сентября 2008Цитировать
Извините Дмитрий но большей чуши я в жизни не слышал... Выходит зря нам столько часов преподавали правила композиции... Вот бы мой преподаватель это прочел... Дмитрий вы бы хоть на минутку задумывались прежде чем что либо написать!?
Фото автора (106)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (109)
Евгений Роговцов JKaruzo Евгений Роговцов
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-05-03
Откуда: Красноярск
Добавлено: 12:15, 11 Сентября 2008Цитировать
и фотографии ужасные
Фото автора (106)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (109)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 05:20, 11 Сентября 2008Цитировать
Честно говоря, я думаю, что вам зря читали композицию в том виде.
Я вот в свое время (15 лет назад) задумался: почему при съемке, используя те или иные правила композиции, снимок не получается? То есть закон есть, а его действия - нет. Какой же этот закон? Не поленился и проверил. Совместно с двумя институтами создали десятки тестов, опросили сотни людей и выяснили, что правила и законы композиции в подавляющем большинстве случаев не воспринимаются зрителем. Ему все равно, есть они на снимке, или нет.
Он смотрит на другие вещи, все воспринимает несколько по иному, о чем я и пишу... Это не просто мое личное мнение. Это результаты исследований, подтвержденных на самом высоком научном уровне.
Для меня лично было очень сильное потрясение, когда я получил результаты тестов. То, чему меня учили, о чем я читал в многочисленной литературе - не работает. В том числе «золотое сечение», которое не воспринимается никак ни в одном из девяти тестов. То есть существует само по себе. А работают несколько другие принципы, но при этом получается полная смена идеологии в композиции... Технократическому подходу к анализу снимков просто не остается места. А это хлеб большинства участников фотосайтов…
А вы никогда не задумывались, кто и как писал законы фотокомпозиции, откуда они вообще взялись? Поинтересуйтесь - очень много интересного откроете в истории вопроса...
Есть хоть одна работа по фотокомпозиции, сделанная по всем канонам научного исследования? "Бред" искусствоведов в расчет не берем. Он не применим на практике. Или просто эти законы выводили люди, которые сами ничего не создали? Подумайте, почему в той же книге Л. П. Дыко, которая считается основной по фотокомпозиции, нет НИ ОДНОЙ ее фотографии?
Посмотрите на мир критически, и вам многое откроется...))))
Что касается снимков, то им оценку можно не давать. Есть всего несколько действительно компетентных человек, к мнению которых я прислушиваюсь и ценю. А так «на вкус и цвет товарищей нет»… ))))
Фото автора (1)      Cтатьи автора (89)      Комментарии (260)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 08:47, 11 Сентября 2008Цитировать
Vourdallaque писал(а):
Если перед кликом на ссылку закрыть глаза, подождать, пока загрузится страница, а потом их открыть, то на что Вы как зритель первым обратите внимание? Вероятнее всего на чёрный силуэт бойца в пилотке на ярком белом фоне - это самый контрастный объект, к тому же выделенный резкостью. Насчёт ночи вроде бы понятно. Но причём тут бой? Не видно, чтобы боец держал в руках оружие, или шёл в атаку. И тут же мы замечаем вторую фигуру - фигуру гранатомётчика, который только что нажал на спуск. И теперь всё становится ясно. Вот и вся разница между композиционным и смысловым центрами. Композиция в действительности понятие более общее, чем геометрическое расположение предметов в кадре.


Полностью согласен! Типичный искусствоведческий разбор снимка, не применимый на практике. У фотографа было только меньше секунды, чтобы успеть нажать на спусковую кнопку. Когда он успел все это сообразить? Или все-таки работают совсем другие механизмы восприятия?

А Алексадр Лапин то же стесняется? Чего-то я начинаю чувствовать себя наглецом и белой вороной, вместе с Ли фростом, иллюстрируя книги только своими снимками...)))
Фото автора (1)      Cтатьи автора (89)      Комментарии (260)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 11:00, 11 Сентября 2008Цитировать
Вот мы и пришли к главной мысли, которая родилась на основе исследований по фотокомпозиции. Что все решает интуииция фотографа, основанная на психологии восприятия и механизмах зрения, то есть на нашщей природе, а не надуманные законы композиции. При этом можно утверждать, что это дано далеко не каждому, как музыкальный слух! Его можно развить, если он есть. Его нельзя развить, если его нет.
Поэтому я никогда не комментирую фотографии, хотя меня об этом просят постоянно. Этим можно заниматься бесконечно. При обучении фотографа мне гораздо важнее увидеть все его бросовые и проходные кадры, а не лучшие, которые могут получиться и случайно. И тогда уже можно говорить о технических ошибках во время съемки, о том, как их исправить. Но не более.
Фото автора (1)      Cтатьи автора (89)      Комментарии (260)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 11:26, 11 Сентября 2008Цитировать
Честно говоря ничего не понял. Вы изложили мой комментарий своими словами, подтверждая мою правоту...

Vourdallaque писал(а):
Касательно "бросовых и проходных кадров"...


Если обратили внимание, то речь идет не о состоявшихся фотографов, а об учениках.

Ну а насчет мнения Дмитрия Роговцева, то тут спорить не будем. Время все расставит по своим местам. Просто мы разговариваем на разных языках, а важнее - конечный результат.
Фото автора (1)      Cтатьи автора (89)      Комментарии (260)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 11:33, 11 Сентября 2008Цитировать
К сожалению мне пути назад уже нет. Уже вышли пять книг, из которых некоторые переиздавались шесть раз.
А владеть "великий и могучим" должен каждый человек... ))))
Фото автора (1)      Cтатьи автора (89)      Комментарии (260)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 11:37, 11 Сентября 2008Цитировать
Чего жаль? Что книги стали бестселлерами в фотографии и активно раскупаются?
Фото автора (1)      Cтатьи автора (89)      Комментарии (260)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 11:40, 11 Сентября 2008Цитировать
Эх, одним читателем меньше... )))))
Фото автора (1)      Cтатьи автора (89)      Комментарии (260)
pvshved Павел Шведчиков
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-12-21
Откуда: Москва
Добавлено: 03:12, 13 Сентября 2008Цитировать
Photik писал(а):
Чего-то я начинаю чувствовать себя наглецом и белой вороной, вместе с Ли фростом, иллюстрируя книги только своими снимками

У Ли Фроста, на сколько мне известно, вполне классическое представление о композиции. Я что-то не заметил в его книгах такого противопоставления композиционных и смысловых центров. А правила композиции утвердились за много-много лет до появления фотографии.
Фото автора (19)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (20)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 07:37, 13 Сентября 2008Цитировать
Мастер писал(а):
Для того, чтобы открылся мир, нужно смотреть на мир не критически, а сердцем...


Полностью согласен. В принципе, так оно и происходит, поэтому приходится критически смотреть на вещи, которые мешают "смотреть сердцем". Ведь резульатат исследований в том, что восприятие мира обусловлено только нашей природой, и ничем другим абстрактным.

pvshved писал(а):
А правила композиции утвердились за много-много лет до появления фотографии.


Посмотрите на картины великих художников. Почитайте их мемуары. Очень рекомендую историю создания "Боярыни Морозовой", когда нарисованные сани по правилам композиции "не шли" и художник методом тыка, на своей интуиции дошивая холст добился этого эффекта.
Правила, особенно если они работают, хороши в юриспруденции. Но не в творчестве....
Фото автора (1)      Cтатьи автора (89)      Комментарии (260)
Александр Николаевич Порошин anpspb Александр Николаевич Порошин
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-08-28
Откуда: C-Петербург
Добавлено: 07:41, 17 Сентября 2008Цитировать
Мне хотелось бы поддержать Photik'а и посочувствовать: прочитав комменты к обеим статьям можно увидеть, что ему приходится чуть не с боем "отбиваться" от желающих "заклевать" понятие смыслового центра. Ну что ж, это участь всех преподавателей и тем более людей, занимающихся научной работой! Держитесь, коллега!

Совсем недавно, еще не ознакомившись с этими статьями, посмотрел просто на старый поднос с картиной и поразился - с каким мастерством художник ведет зрителя "вглубь", какая динамика присутствует! И почему-то показалось, что в этой картине в известных всем "узлах решетки" золотого сечения расположены НЕ какие-либо конкретные элементы, а подчас "пустота". Но эта пустота приковывает взгляд и "расширяется" из этого узла к окружающим элементам. И тогда в душе появляется чувство гармонии, естественности, как будто первоначально нарушенный порядок оказывается восстановленным, композиция обретает действительный смысл. Для себя я назвал это "метауровнем композиции" (в противоположность довольно механистичному "нижнему уровню"), и, оказывается, уже имеется специальный термин.

Если подытожить: видимо, закон "золотого сечения" все равно работает, но, во-первых, зачастую применительно не ко всему кадру (картине), а к текущему "полю зрения" зрителя, интуитивно выделившему наиболее важную область - "куда смотреть" (отсюда и феномен "разрыва композиции" - если "поле зрения" чересчур велико), и, во-вторых, применительно к элементам, которые могут быть и объектами, и "не-объектами" (т.е. пустотой); возможно, это можно сравнить с тем, как на "техническом языке" в школе объясняют, что в полупроводниках носителем заряда может быть и электрон, и "дырка" (т.е. отсутствие электрона).
В заключение прошу Photik зачислить меня в число читателей своей книги :) И спасибо за проведенные исследования, спокойные неустанные разъяснения и интеллектуальную смелость в отстаивании нового, во многом непривычного мнения!!
Фото автора (9)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (32)
Наталия Баранова Estel Наталия Баранова
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-10
Откуда: Питер
Добавлено: 12:44, 19 Сентября 2008Цитировать
Photik писал(а):
Я вот в свое время (15 лет назад) задумался: почему при съемке, используя те или иные правила композиции, снимок не получается? То есть закон есть, а его действия - нет. Какой же этот закон? Не поленился и проверил. Совместно с двумя институтами создали десятки тестов, опросили сотни людей и выяснили, что правила и законы композиции в подавляющем большинстве случаев не воспринимаются зрителем. Ему все равно, есть они на снимке, или нет.


Мне кажется, что тупое следование правилам композиции в данном случае подобно графоманству. Кадр есть, жизни нет. Понятно, почему получились такие результаты.
О каких правилах можно говорить в творчестве???
Но это только одна сторона медали.

А вот вторая правда...
Например, вот моя фотография: /photogallery/city_scenery/photo34684.htm.
Не шыдевр, но сгодится. Смысловой центр тут совпадает с композиционным. А теперь представим, что большинство любителей фоткать поместят крест и фигуры строго по центру кадра. Какой вариант будет выигрышнее смотреться???

Так что мое имхо - смысловые центры пусть будут, но от композиционных приемов отказываться низя.
Фото автора (56)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (615)
Чтобы оставить свой комментарий необходимо:   [ войти ]   [ зарегистрироваться ]
68. Как выделить смысловые центры?
© 2007-2010 PentaxNews. При перепечатке материалов ссылка на www.pentaxnews.ru обязательна
Сайт PentaxNews — цифровых фотоаппаратов Pentax много не бывает!