Архив конкурсов
Баланс белого
Автор:

Баланс белого

20 Марта 2007 Версия для печати
В избранное
Баланс белого
Многие из нас, делая первые шаги в цифровой фотографии, испытали легкое замешательство, услышав словосочетание «баланс белого». Ведь в традиционной пленочной фотографии этот термин отсутствует. Но в принципе, снимая пленочным фотоаппаратом, мы тоже имеем дело со способностью пленки корректно воспроизводить цвета изображения.
Не секрет, что многие фотолюбители предпочитали пленку какого-то определенного типа или производителя – обычно ту, чья цветопередача им больше по вкусу. Ведь каждый тип пленки имеет свои собственные характеристики, и цвета, воспроизводимые одной пленкой, могут в той или иной степени отличаться от цветов, воспроизводимых другой (оттенки могут быть «теплее», «холоднее» и т. п.). В принципе, то же самое происходит и в цифровом фотоаппарате, с той лишь разницей, что здесь «пленка» (то есть светочувствительная матрица) встроена в фотокамеру.

Почему эта функция так называется? Как известно из школьного курса физики, белый цвет состоит из нескольких цветов, и если пропустить луч света, кажущийся белым или бесцветным через призму, мы увидим, как он расщепляется на несколько цветов. Белый свет (а точнее, свет, который кажется нам белым) состоит из различных цветов, которые смешаны в различных пропорциях. Каждому цвету соответствует определенная длина волны, и, например, красный объект отражает только те волны, которые создают визуальный эффект красного цвета. Белые объекты способны отражать наибольшее количество световых волн различной длины. Комбинация этих световых волн и создает цвет, воспринимаемый человеческим глазом как белый.

Собственно, поэтому функция контроля цветов изображения в цифровом фотоаппарате и получила название «баланс белого»: белый цвет – это своеобразная база, от которой начинается отсчет для всех остальных цветов. В основе работы системы баланса белого лежит следующий принцип: если в определенных условиях освещения какой-либо белый объект (например, лист бумаги) будет выглядеть белым, значит, и все остальные цвета будут переданы точно. То есть система баланса белого должна корректировать цвета изображения, основываясь на том «убеждении», что белый цвет действительно белый. Проще говоря, мы можем повлиять на восприятие цвета цифровой фотокамерой посредством функции баланса белого.
Важно помнить о том, что далеко не всегда белые объекты выглядят одинаково: даже самый «чистый» белый цвет приобретает легкие оттенки в зависимости от внешнего освещения сцены. Скажем, если белый объект фотографируется при солнечном свете, то он выглядит «чистым», а если его переместить в тень, появится легкий голубоватый оттенок. Всем известно, что объекты, освещаемые восходящим или заходящим солнцем, имеют красноватый оттенок (по сравнению с освещением полуденным солнцем), а при освещении лампами накаливания (то есть обычными электрическими лампочками) свет приобретает желто-оранжевый оттенок. Соответственно, приобретают нежелательные оттенки и все остальные цвета изображения.

Поэтому основная задача системы баланса белого в любом цифровом фотоаппарате – контролировать правильную цветопередачу и решать проблемы, вызванные специфическими, сложными или неблагоприятными условиями освещения. При успешной работе системы баланса белого цвета снимаемых объектов будут воспроизводиться максимально точно независимо от характера освещения. Баланс белого помогает избежать негативных эффектов при съемке на ярком солнце или в тени, при недостаточном освещении в помещении, при освещении сцены несколькими типами источников света и т. д. Регулируя баланс белого, можно настроить относительную светочувствительность матрицы фотоаппарата к различным цветам так, чтобы она оптимально соответствовала общему цветовому оттенку, который придает изображению конкретный источник света. Например, установка «дневной свет» соответствует более холодному, голубоватому цвету дневного света, а установка «лампы накаливания» – более теплому свету электрических ламп.

Установки и режимы баланса белого

Установки и режимы баланса белого
Автоматический баланс белого
Во всех цифровых фотоаппаратах Pentax система баланса белого работает не только в автоматическом режиме - предлагается еще несколько так называемых предварительных установок (например, «солнечный свет», «тень», «облачность», «лампы накаливания», «люминесцентное» освещение» и т. п.), а также ручной режим.

Автоматический режим, как правило, устанавливается по умолчанию, и пользоваться им проще всего: фактически ничего не нужно настраивать. Здесь за настройку цвета отвечают сложные математические алгоритмы встроенных в фотокамеру микропрограмм. Посредством деления изображения на множество небольших сегментов сначала производится оценка источника света, а затем автоматически осуществляется необходимый спектральный сдвиг в соответствии с типом источника света. В большинстве случаев автоматика «цифровиков» успешно справляется с задачей.
Установка «лампы накаливания»
Некоторые трудности могут возникнуть при съемке в помещении, когда сцена освещена лампами накаливания (то есть обычными электрическими лампочками, которыми мы пользуемся дома), или при люминесцентном освещении (этот тип ламп чаще используется в офисах, производственных помещениях и т. п.). В таких ситуациях иногда лучше воспользоваться соответствующими предварительными установками. Имейте в виду, что здесь оптимальный результат получится при выключенной вспышке - предварительная установка настраивает систему баланса белого только на один конкретный тип источника освещения. Если же к нему добавить дополнительный источник света другого типа, то не исключено, что при их «смешивании» результат будет прямо противоположным: изображение может приобрести, например, синий, желтый или зеленый оттенок.







Ручной режим предназначен для съемки в сложных, неординарных условиях освещения – в основном, когда сцена освещается несколькими источниками света разных типов. Здесь зачастую бывает сложно определить, что же является «истинным» белым цветом. Поэтому в ручном режиме какой-либо белый объект (чаще всего лист бумаги) используется в качестве эталона белого цвета. Нужно просто поместить его на небольшом расстоянии от объектива фотокамеры и, выбрав в меню ручной баланс белого, произвести замер (нажать спусковую кнопку). Тем самым вы как будто «говорите» фотоаппарату: вот это и есть истинный белый цвет. Приняв его как эталон в данных условиях освещения и отталкиваясь от этой исходной точки, электроника фотокамеры определит и все остальные цвета.

Различия в цветопередаче при разных установках хорошо видны на снимках ниже, а какой вариант вам больше по вкусу – решайте сами:-)

Съемка в помещении: вспышка отключена, освещение - лампы накаливания:
Автоматический баланс белого
Установка «лампы накаливания»
Ручной баланс белого
Не стоит отчаиваться, если на первых порах все сказанное покажется вам слишком сложным. У вас всегда под рукой универсальный инструмент – автоматический баланс белого, на который в подавляющем большинстве случаев можно уверенно положиться. Ну, а приобретя некоторый опыт, вы сами почувствуете, нужна ли вам более тонкая настройка цвета и в каких ситуациях. Кроме того, не забывайте, что цифровой фотоаппарат – отличный инструмент для экспериментирования: ведь на мониторе можно увидеть общий цветовой баланс картинки еще до того, как кадр будет снят. Даже просто прокручивая в меню все опции баланса белого, вы увидите, как меняется цветовой оттенок сюжета в зависимости от выбранной установки
Новости
Почему PENTAX?
Фотошкола
Зеркальные фотоаппараты
Компактные фотоаппараты
Средний формат
Объективы
Фотопринадлежности
Обо всем
PENTAX путешествие
Фотоистории
Персона

Комментарии

Fromandos Fromandosovich Fromandos Fromandos Fromandosovich
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-04-10
Откуда: Рига (Латвия)
Добавлено: 05:12, 10 Апреля 2007Цитировать
Согласен с автором статьи,
но это хорошо звучит,
когда поставлен свет
на снимаемый объект...

Теперь немного прозы:
На практике же часто приходиться сталкиваться,
когда нет времени устанавливать баланс белого цвета, мгновенья решают все, и как правило такие снимки всегда выходят победителями за их необычность. Согласитесь, далеко не каждому удается подловить нужный момент и его запечатлеть.

Лично я всегда поправляю свои снимки редактором и уповать только лишь на фотоаппарат - я не буду, да и что там можно разглядеть на дисплее, по-моему он нужен для того, что очертить границы снимаемого.

Конечно, надо иметь хотя бы понятие об этом - спору нет и я ни сколько не приуменьшаю полезность данной статьи, но в конечном счете у каждого есть свое личное цветоощущение, кому-то кажется, что не хватает того или иного оттенка, а может в данном случае и не надо делать белое белым по замыслу фотохудожника? А сколько прекрасных работ, которые вообще не имеют общего с жизнью.
Фото автора (10)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (6)
кисло-молочный продукт smetana кисло-молочный продукт
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2006-10-23
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 05:49, 10 Апреля 2007Цитировать
2 Fomandos
Спасибо за образец высоколитературной русской речи - такое не часто встретишь в интернет-пространстве)) ну, и за дельный комментарий, конечно!
Фото автора (0)      Cтатьи автора (117)      Комментарии (230)
Димча Дмитрий Лемешко
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-05-03
Откуда: Качканар
Добавлено: 07:31, 07 Мая 2007Цитировать
У плёночников отсутствует термин "баланс белого" ?! А чем отличаются пленки сенсебилизированные для дневного света и галогенок? А при печати мы что настраиваем?
Фото автора (18)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (54)
fotolubitel Osipov Viacheslav
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-05-10
Откуда: Москва
Добавлено: 06:54, 10 Мая 2007Цитировать
Нет, и у пленочников этот термин на языке и в практике. Если Вы когда -нибудь присутствовали при скоплении операторов снимающих кого-то в помещении(например, пресс-конференция), то перед началом оной кто-то из ребят выходит на авансцену с листком белой бумаги и все спешно устанавливают именно "баланс белого".
Но это так, к слову!
Хотелось бы получить разъяснения по одному из тезисов в статье:"...Поэтому в ручном режиме какой-либо белый объект (чаще всего лист бумаги) используется в качестве эталона белого цвета. Нужно просто поместить его на небольшом расстоянии от объектива фотокамеры и, выбрав в меню ручной баланс белого, произвести замер (нажать спусковую кнопку). "
Но Pentax(я снимаю, правда, недавно этой камерой К10) при ручном режиме не может сам выставить этот самый баланс по листу бумаги. Или я ошибаюсь? Я использую варианты , которые предлагает камера: солнечный свет, облачность , ну и так далее.. Вы не могли пояснить подробнее последовательность действий? Заранее благодарю!
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (2)
Digital Camera Expert (профессиональный журналист:) mak Digital Camera Expert (профессиональный журналист:)
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-02-28
Откуда: С.-Петербург
Добавлено: 04:13, 11 Мая 2007Цитировать
Не совсем понятно, в чем проблема. Если все делаете последовательно и правильно - должно работать, К10 - камера надежная.
Фото автора (34)      Cтатьи автора (9)      Комментарии (8)
grenik Николай Гресько
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-10
Откуда: Обнинск
Добавлено: 03:22, 10 Августа 2007Цитировать
А можно еще облегчить себе жизнь и снимать в RAW и потом уже отлаживать на компутере оттенки и все прочее
Фото автора (7)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (5)
кисло-молочный продукт smetana кисло-молочный продукт
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2006-10-23
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 11:41, 14 Августа 2007Цитировать
SimFox писал(а):
Стоило бы написать

А давайте! Почему бы Вам Самому не написать? Мы с удовольствием поместили бы столь ценный материал на нашем сайте.
Статья, которую вы прочитали и так негативно оценили, должна помогать (и помогает!), прежде всего, новичкам в фотографии - первые материалы фотошколы закладывают ОСНОВЫ - далее пределов совершенству нет. Есть желание перевести аудиторию PentaxNews на следующий уровень? Пожалуйста!
Фото автора (0)      Cтатьи автора (117)      Комментарии (230)
Вячеслав Курбатов Slav Вячеслав Курбатов
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-26
Откуда: Minsk
Добавлено: 02:07, 26 Августа 2007Цитировать
Хочется добавить к статье то, что существует еще ручной баланс белого. Коррекция баланса белого выполняется по шкале синий/янтарный, малиновый/зелёный.
Ну и кочно RAW решит все проблеммы.
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (8)
Machmud Пономарёв Михаил Юрьевич
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-11
Откуда: Rus
Добавлено: 07:48, 05 Ноября 2007Цитировать
Интересно бы было узнать что будет , если вместо белого листа при установке ручного баланса взять другой цвет или оттенок серого?И как это влияет на другие установки? С уваж. Мах.
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (3)
Zenitcheg Николай Гарманчук
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-11-20
Откуда: SPb
Добавлено: 01:13, 21 Ноября 2007Цитировать
2 Мах: Будет цветовой коллапс в кадре)) Цвета уедут в какую-нибудь сторону, в зависимости от того, какой цвет примешь за "эталон". Попробуй - сам увидишь, иногда получаются интересные результаты:)
Фото автора (11)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (2)
Konstantin Muravjev kozak666 Konstantin Muravjev
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-12-21
Откуда: Pervouralsk
Добавлено: 09:54, 22 Декабря 2007Цитировать
Machmud писал(а):
Интересно бы было узнать что будет , если вместо белого листа при установке ручного баланса взять другой цвет или оттенок серого?И как это влияет на другие установки? С уваж. Мах.


Ну вообще то это прямой аналог использования цветовых фильтров на камеру, есть статья описавыющая принципы того о чем вы задали вопрос...
http://photo-element.ru/ps/bb.html

У меня вопрос по применению пресета - "ВСПЫШКА", в балансе белого (фот GX-10), у меня в домашних условиях при сьемке фотографий он уводит в зеленый цвет (правда не на всех фотографиях, не могу найти закономерности)... я так понимаю смешение источников света происходит (или влияние фона - он в большинстве зеленого цвета)... а вот как поправить, ведь применение при вспышке других пресетов (кроме автомата) дает уж совсем не правильные по цвету кадры, даже ручной.
Фото автора (3)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (5)
Алексеев Анатолий KOPCAP Алексеев Анатолий
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-03-20
Откуда: Москва
Добавлено: 01:06, 20 Марта 2008Цитировать
не знаю, кому как а мне статья понравилась. очень доступно и понятно. спасибо огромное.
Фото автора (8)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (6)
Александр Козырев sanyyy Александр Козырев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-05-04
Откуда: Москва
Добавлено: 01:51, 06 Мая 2008Цитировать
толком не понял как на моем К110Д установить баланс в ручном режиме, пока использую коррекцию в RAW. В связи с чем возникает вопрос на сколько она правильна и если она работает верно, зачем тогда вообще пресеты и ручная настройка ?
Фото автора (6)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (48)
Чтобы оставить свой комментарий необходимо:   [ войти ]   [ зарегистрироваться ]
Баланс белого
© 2007-2010 PentaxNews. При перепечатке материалов ссылка на www.pentaxnews.ru обязательна
Сайт PentaxNews — цифровых фотоаппаратов Pentax много не бывает!