
Не секрет, что многие фотолюбители предпочитали пленку какого-то определенного типа или производителя – обычно ту, чья цветопередача им больше по вкусу. Ведь каждый тип пленки имеет свои собственные характеристики, и цвета, воспроизводимые одной пленкой, могут в той или иной степени отличаться от цветов, воспроизводимых другой (оттенки могут быть «теплее», «холоднее» и т. п.). В принципе, то же самое происходит и в цифровом фотоаппарате, с той лишь разницей, что здесь «пленка» (то есть светочувствительная матрица) встроена в фотокамеру.
Почему эта функция так называется? Как известно из школьного курса физики, белый цвет состоит из нескольких цветов, и если пропустить луч света, кажущийся белым или бесцветным через призму, мы увидим, как он расщепляется на несколько цветов. Белый свет (а точнее, свет, который кажется нам белым) состоит из различных цветов, которые смешаны в различных пропорциях. Каждому цвету соответствует определенная длина волны, и, например, красный объект отражает только те волны, которые создают визуальный эффект красного цвета. Белые объекты способны отражать наибольшее количество световых волн различной длины. Комбинация этих световых волн и создает цвет, воспринимаемый человеческим глазом как белый.
Собственно, поэтому функция контроля цветов изображения в цифровом фотоаппарате и получила название «баланс белого»: белый цвет – это своеобразная база, от которой начинается отсчет для всех остальных цветов. В основе работы системы баланса белого лежит следующий принцип: если в определенных условиях освещения какой-либо белый объект (например, лист бумаги) будет выглядеть белым, значит, и все остальные цвета будут переданы точно. То есть система баланса белого должна корректировать цвета изображения, основываясь на том «убеждении», что белый цвет действительно белый. Проще говоря, мы можем повлиять на восприятие цвета цифровой фотокамерой посредством функции баланса белого.
Почему эта функция так называется? Как известно из школьного курса физики, белый цвет состоит из нескольких цветов, и если пропустить луч света, кажущийся белым или бесцветным через призму, мы увидим, как он расщепляется на несколько цветов. Белый свет (а точнее, свет, который кажется нам белым) состоит из различных цветов, которые смешаны в различных пропорциях. Каждому цвету соответствует определенная длина волны, и, например, красный объект отражает только те волны, которые создают визуальный эффект красного цвета. Белые объекты способны отражать наибольшее количество световых волн различной длины. Комбинация этих световых волн и создает цвет, воспринимаемый человеческим глазом как белый.
Собственно, поэтому функция контроля цветов изображения в цифровом фотоаппарате и получила название «баланс белого»: белый цвет – это своеобразная база, от которой начинается отсчет для всех остальных цветов. В основе работы системы баланса белого лежит следующий принцип: если в определенных условиях освещения какой-либо белый объект (например, лист бумаги) будет выглядеть белым, значит, и все остальные цвета будут переданы точно. То есть система баланса белого должна корректировать цвета изображения, основываясь на том «убеждении», что белый цвет действительно белый. Проще говоря, мы можем повлиять на восприятие цвета цифровой фотокамерой посредством функции баланса белого.
Важно помнить о том, что далеко не всегда белые объекты выглядят одинаково: даже самый «чистый» белый цвет приобретает легкие оттенки в зависимости от внешнего освещения сцены. Скажем, если белый объект фотографируется при солнечном свете, то он выглядит «чистым», а если его переместить в тень, появится легкий голубоватый оттенок. Всем известно, что объекты, освещаемые восходящим или заходящим солнцем, имеют красноватый оттенок (по сравнению с освещением полуденным солнцем), а при освещении лампами накаливания (то есть обычными электрическими лампочками) свет приобретает желто-оранжевый оттенок. Соответственно, приобретают нежелательные оттенки и все остальные цвета изображения.
Поэтому основная задача системы баланса белого в любом цифровом фотоаппарате – контролировать правильную цветопередачу и решать проблемы, вызванные специфическими, сложными или неблагоприятными условиями освещения. При успешной работе системы баланса белого цвета снимаемых объектов будут воспроизводиться максимально точно независимо от характера освещения. Баланс белого помогает избежать негативных эффектов при съемке на ярком солнце или в тени, при недостаточном освещении в помещении, при освещении сцены несколькими типами источников света и т. д. Регулируя баланс белого, можно настроить относительную светочувствительность матрицы фотоаппарата к различным цветам так, чтобы она оптимально соответствовала общему цветовому оттенку, который придает изображению конкретный источник света. Например, установка «дневной свет» соответствует более холодному, голубоватому цвету дневного света, а установка «лампы накаливания» – более теплому свету электрических ламп.
Поэтому основная задача системы баланса белого в любом цифровом фотоаппарате – контролировать правильную цветопередачу и решать проблемы, вызванные специфическими, сложными или неблагоприятными условиями освещения. При успешной работе системы баланса белого цвета снимаемых объектов будут воспроизводиться максимально точно независимо от характера освещения. Баланс белого помогает избежать негативных эффектов при съемке на ярком солнце или в тени, при недостаточном освещении в помещении, при освещении сцены несколькими типами источников света и т. д. Регулируя баланс белого, можно настроить относительную светочувствительность матрицы фотоаппарата к различным цветам так, чтобы она оптимально соответствовала общему цветовому оттенку, который придает изображению конкретный источник света. Например, установка «дневной свет» соответствует более холодному, голубоватому цвету дневного света, а установка «лампы накаливания» – более теплому свету электрических ламп.
Установки и режимы баланса белого
Автоматический баланс белого |
Во всех цифровых фотоаппаратах Pentax система баланса белого работает не только в автоматическом режиме - предлагается еще несколько так называемых предварительных установок (например, «солнечный свет», «тень», «облачность», «лампы накаливания», «люминесцентное» освещение» и т. п.), а также ручной режим.
Автоматический режим, как правило, устанавливается по умолчанию, и пользоваться им проще всего: фактически ничего не нужно настраивать. Здесь за настройку цвета отвечают сложные математические алгоритмы встроенных в фотокамеру микропрограмм. Посредством деления изображения на множество небольших сегментов сначала производится оценка источника света, а затем автоматически осуществляется необходимый спектральный сдвиг в соответствии с типом источника света. В большинстве случаев автоматика «цифровиков» успешно справляется с задачей.
Автоматический режим, как правило, устанавливается по умолчанию, и пользоваться им проще всего: фактически ничего не нужно настраивать. Здесь за настройку цвета отвечают сложные математические алгоритмы встроенных в фотокамеру микропрограмм. Посредством деления изображения на множество небольших сегментов сначала производится оценка источника света, а затем автоматически осуществляется необходимый спектральный сдвиг в соответствии с типом источника света. В большинстве случаев автоматика «цифровиков» успешно справляется с задачей.
Установка «лампы накаливания» |
Некоторые трудности могут возникнуть при съемке в помещении, когда сцена освещена лампами накаливания (то есть обычными электрическими лампочками, которыми мы пользуемся дома), или при люминесцентном освещении (этот тип ламп чаще используется в офисах, производственных помещениях и т. п.). В таких ситуациях иногда лучше воспользоваться соответствующими предварительными установками. Имейте в виду, что здесь оптимальный результат получится при выключенной вспышке - предварительная установка настраивает систему баланса белого только на один конкретный тип источника освещения. Если же к нему добавить дополнительный источник света другого типа, то не исключено, что при их «смешивании» результат будет прямо противоположным: изображение может приобрести, например, синий, желтый или зеленый оттенок.
Ручной режим предназначен для съемки в сложных, неординарных условиях освещения – в основном, когда сцена освещается несколькими источниками света разных типов. Здесь зачастую бывает сложно определить, что же является «истинным» белым цветом. Поэтому в ручном режиме какой-либо белый объект (чаще всего лист бумаги) используется в качестве эталона белого цвета. Нужно просто поместить его на небольшом расстоянии от объектива фотокамеры и, выбрав в меню ручной баланс белого, произвести замер (нажать спусковую кнопку). Тем самым вы как будто «говорите» фотоаппарату: вот это и есть истинный белый цвет. Приняв его как эталон в данных условиях освещения и отталкиваясь от этой исходной точки, электроника фотокамеры определит и все остальные цвета.
Различия в цветопередаче при разных установках хорошо видны на снимках ниже, а какой вариант вам больше по вкусу – решайте сами:-)
Съемка в помещении: вспышка отключена, освещение - лампы накаливания:
Ручной режим предназначен для съемки в сложных, неординарных условиях освещения – в основном, когда сцена освещается несколькими источниками света разных типов. Здесь зачастую бывает сложно определить, что же является «истинным» белым цветом. Поэтому в ручном режиме какой-либо белый объект (чаще всего лист бумаги) используется в качестве эталона белого цвета. Нужно просто поместить его на небольшом расстоянии от объектива фотокамеры и, выбрав в меню ручной баланс белого, произвести замер (нажать спусковую кнопку). Тем самым вы как будто «говорите» фотоаппарату: вот это и есть истинный белый цвет. Приняв его как эталон в данных условиях освещения и отталкиваясь от этой исходной точки, электроника фотокамеры определит и все остальные цвета.
Различия в цветопередаче при разных установках хорошо видны на снимках ниже, а какой вариант вам больше по вкусу – решайте сами:-)
Съемка в помещении: вспышка отключена, освещение - лампы накаливания:
Автоматический баланс белого | Установка «лампы накаливания» | Ручной баланс белого |
Не стоит отчаиваться, если на первых порах все сказанное покажется вам слишком сложным. У вас всегда под рукой универсальный инструмент – автоматический баланс белого, на который в подавляющем большинстве случаев можно уверенно положиться. Ну, а приобретя некоторый опыт, вы сами почувствуете, нужна ли вам более тонкая настройка цвета и в каких ситуациях. Кроме того, не забывайте, что цифровой фотоаппарат – отличный инструмент для экспериментирования: ведь на мониторе можно увидеть общий цветовой баланс картинки еще до того, как кадр будет снят. Даже просто прокручивая в меню все опции баланса белого, вы увидите, как меняется цветовой оттенок сюжета в зависимости от выбранной установки