Иногда начинающие пользователи цифровых «зеркалок» сталкиваются с особенностями работы системы экспозамера в сложных условиях. Например, при съемке фотоаппаратом PENTAX K10D с несветосильной оптикой (например, тем же китовым 18-55/3,5-5,6) ночью или в затемненном помещении без вспышки.
При этом в видоискателе и на дисплее будет возникать экспозиционное предупреждение (по выдержке, диафрагме, значению чувствительности), о чем честно говорится в Инструкции по эксплуатации на стр. 149, 151, 153.
При этом в видоискателе и на дисплее будет возникать экспозиционное предупреждение (по выдержке, диафрагме, значению чувствительности), о чем честно говорится в Инструкции по эксплуатации на стр. 149, 151, 153.
В этой ситуации при подборе камерой соответствующей экспопары с точки зрения пользователя возникает достаточно парадоксальная ситуация. Наводишь камеру на объект съемки при широкоугольном положении объектива, света мало, и камера предлагает максимально открыть диафрагму (до 3,5, что логично) и ставит при этом выдержку 1/6 секунды. После «зуммирования» в телеположение (до 55 мм в 35 мм эквиваленте), не меняя настроек, значения экспопары меняются. Причем камера советует прикрыть диафрагму до 5,6 (максимально возможную на этом фокусном расстоянии) и поставить при этом выдержку 1/8. Т.е. из-за прикрытия диафрагмы снимок и так будет более темным, так камера еще и советует и выдержку уменьшить!
Для того, чтобы понять причины происходящего, давайте немного углубимся в проблему.
Все упирается в технические характеристики экспонометра камеры. Если в рассматриваемом примере фотоаппарат в руках – это K10D, то можно смело утверждать, что эти технические характеристики у «десятки» - одни из лучших: От 0 до 21 EV при ISO 100 с объективом 50/1,4 (для сравнения, иногда даже у специализированных приборов для определения освещенности объекта – спотметров – нижний порог по чувствительности начинается от 3 EV).
Все упирается в технические характеристики экспонометра камеры. Если в рассматриваемом примере фотоаппарат в руках – это K10D, то можно смело утверждать, что эти технические характеристики у «десятки» - одни из лучших: От 0 до 21 EV при ISO 100 с объективом 50/1,4 (для сравнения, иногда даже у специализированных приборов для определения освещенности объекта – спотметров – нижний порог по чувствительности начинается от 3 EV).
Для начала давайте разберем, что же такое EV?
С английского эта аббревиатура расшифровывается просто – Exposure Value, т.е. значение экспозиции. Т.е. – стандартизованное обозначение количества света. Оно было введено в обиход в 50-е годы 20-го века для упрощения определения и удобства использования такого важнейшего параметра в фотографии как количество света, которое проходит через объектив. В физике яркость и освещенность измеряются в люксах или канделах (смотря что нам нужно), но описывать каждый раз все в цифрах было несколько неудобно. Поэтому, сопоставив определенное количество света (определенное именно выдержкой и диафрагмой, т.е. фотографическими понятиями!) определенной безразмерной величине, и назвав это EV, фотографы получили очень удобное для эксплуатации обозначение. Например, под EV=0 стали понимать количество света, которое проходит за одну секунду через объектив с диафрагмой 1 (при чувствительности ISO 100). Что составляет в традиционных величинах измерения света 2,5 Люкса или 0,125 Кандел/м2.
С английского эта аббревиатура расшифровывается просто – Exposure Value, т.е. значение экспозиции. Т.е. – стандартизованное обозначение количества света. Оно было введено в обиход в 50-е годы 20-го века для упрощения определения и удобства использования такого важнейшего параметра в фотографии как количество света, которое проходит через объектив. В физике яркость и освещенность измеряются в люксах или канделах (смотря что нам нужно), но описывать каждый раз все в цифрах было несколько неудобно. Поэтому, сопоставив определенное количество света (определенное именно выдержкой и диафрагмой, т.е. фотографическими понятиями!) определенной безразмерной величине, и назвав это EV, фотографы получили очень удобное для эксплуатации обозначение. Например, под EV=0 стали понимать количество света, которое проходит за одну секунду через объектив с диафрагмой 1 (при чувствительности ISO 100). Что составляет в традиционных величинах измерения света 2,5 Люкса или 0,125 Кандел/м2.
Таким образом, 0 EV – это практически темнота, т.е. света попадает очень мало. Но на практике, если снимать в темной комнате/углу, то найти такие условия не составит труда. При этом, в рассмотренном нами примере с «китовым зумом» 18-55/3,5-5,6 возникает обстоятельство, накладывающее ограничение на систему экспозамера, а именно – низкая переменная светосила объектива. Я не зря выделил слово «переменная», поскольку парадокс ситуации для пользователя возникает именно из-за этой характеристики объектива.
При изменении фокусного расстояния («зуммирования») от широкоугольного положения к телеположению максимально возможная открытая диафрагма падает с 3,5 до 5,6. При этом света в объектив проходит значительно меньше, а пороговое значение – 0 EV – никуда не девается. Вот и получается, что если изменился один параметр – диафрагма – камере приходится корректировать рекомендации по выдержке/чувствительности (либо и тому, и другому), потому что чем меньше света попало – тем меньше точность замера. В рассмотренном нами примере камера изменяет именно выдержку, причем в меньшую сторону, поскольку в этом значении система экспозамера «уверена», а в более длинных – нет. При этом рекомендуемые значения мигают, что сигнализирует о возможной неточности в замере.
Еще на один момент нужно обратить внимание – при съемке в рассмотренном выше примере используемая диафрагма может и не быть максимальной. Например, 5,6. Но феномен наблюдаться все равно будет – ведь замер осуществляется при открытой диафрагме, с максимально возможным для объектива количеством света, поэтому используемое значение диафрагмы влиять не будет.
На разных камерах поведение системы экспозамера в данных условиях может быть различным, в зависимости от заложенного разработчиками алгоритма. Одни будут показывать пороговые значения для датчика, т.е. экспоавтоматика будет по отношению к пользователю поступать максимально честно, дескать «в этом я еще уверена, а что дальше – решай сам» - так, например, ведет себя К10D. И это правильно, потому что K10D предназначена больше для фотографов, которые знают, каким свет должен быть. Другие – на основе полученной информации пытаться делать прогнозы, аппроксимации, расчеты света за пределами измерительных диапазонов своих датчиков. Так происходит, например, у K100D, что также обосновано более «любительской направленностью» камеры.
Таким образом, чтобы избежать неправильных результатов при съемке в таких условиях, следует:
1) обращать внимание на предупреждения системы экспозамера;
2) по возможности – использовать зум-объективы либо с постоянной светосилой (например, DA 12-24/4, DA16-45/4), либо светосильные объективы с фиксированным фокусным расстоянием (например, FA 50/1.4, FA 77/1.8 Limited, DA 40/2,8 Limited и т.д.), чтобы системе экспозамера света «хватало»;
3) для того, чтобы лишний свет не попадал на датчик через видоискатель, использовать специальную заглушку, которая идет в комплекте;
4) ) задуматься, что же такое камера должна снять в автоматическом режиме (P) в темной комнате кроме как саму темную комнату? Или кошку в ней? Ведь в этом режиме фотоаппарат старается максимально соотнести экспозицию с тем, что есть «на местности». Для того, чтобы, например, хорошо проработать тени или весь ночной кадр, лучше использовать соответствующие режимы (специальный ночной, если он есть, либо M, B).
1) обращать внимание на предупреждения системы экспозамера;
2) по возможности – использовать зум-объективы либо с постоянной светосилой (например, DA 12-24/4, DA16-45/4), либо светосильные объективы с фиксированным фокусным расстоянием (например, FA 50/1.4, FA 77/1.8 Limited, DA 40/2,8 Limited и т.д.), чтобы системе экспозамера света «хватало»;
3) для того, чтобы лишний свет не попадал на датчик через видоискатель, использовать специальную заглушку, которая идет в комплекте;
4) ) задуматься, что же такое камера должна снять в автоматическом режиме (P) в темной комнате кроме как саму темную комнату? Или кошку в ней? Ведь в этом режиме фотоаппарат старается максимально соотнести экспозицию с тем, что есть «на местности». Для того, чтобы, например, хорошо проработать тени или весь ночной кадр, лучше использовать соответствующие режимы (специальный ночной, если он есть, либо M, B).