Мульти-сегментный замер
При мульти-сегментном методе система экспозамера делит кадр на несколько областей, после чего измеряются данные каждой области, а затем посредством специального алгоритма все данные объединяются и комбинируются для вычисления оптимальных параметров экспозиции всей площади кадра. Окончательный результат является в некоторой степени усредненным и во многом зависит от метода деления кадра на сегменты, от формы каждого сегмента и их числа. Этот метод замера универсален, и с полной отдачей работает в фотокамерах, которые имеют широкие диапазоны выдержек и диафрагм, так как, комбинируя множество разных значений, позволяет точнее настроить экспозицию. Он считается наиболее совершенным и в большинстве компактных фотоаппаратов Optio устанавливается по умолчанию.
Функцией экспокоррекции стоит воспользоваться и в случае, если сюжет высококонтрастный (то есть существует большая разница между ярко освещенными и теневыми областями), а главный объект съемки полностью находится в одной из этих областей. Такой кадр тоже будет сложным для экспонометра камеры, и, скорее всего, ему понадобится помощь фотографа.
Кстати, коррекция экспозиции может использоваться и в творческих целях: скажем, фотографируя штормовое море, попробуйте ввести небольшую отрицательную экспокоррекцию – и сцена приобретет пессимистический оттенок с преобладанием мрачных тонов, а при положительной компенсации сюжет будет выглядеть более оптимистично.
Кстати, коррекция экспозиции может использоваться и в творческих целях: скажем, фотографируя штормовое море, попробуйте ввести небольшую отрицательную экспокоррекцию – и сцена приобретет пессимистический оттенок с преобладанием мрачных тонов, а при положительной компенсации сюжет будет выглядеть более оптимистично.
Центро-взвешенный замер
При центро-взвешенном методе система замера отдает предпочтение показаниям, снятым в центральной части кадра. Фактически замеряются две области: одна небольшая область в центре, а другая – вся оставшаяся часть кадра. Затем эти два показания «взвешиваются» и комбинируются, но приоритет имеет первое показание (соотношение в его пользу составляет примерно 5:1). Этот принцип основан на том, что главная точка фокусировки чаще всего располагается где-то в центральной части кадра. Этот метод подходит для съемки в более-менее ровных условиях освещения, или когда вас больше всего интересуют объекты, расположенные в центральной области. В сложных же условиях освещения центро-взвешенный замер часто неэффективен – например, ориентируясь на затененный объект в центре композиции, можно легко получить переэкспонированные участки в остальных, ярко освещенных областях кадра.
Точечный замер
Точечный метод экспозамера позволяет осуществить замер по одной выбранной точке кадра. В этом случае показания снимаются по небольшой области, расположенной в центре кадра, а другие области не измеряются совсем. Точечный замер пригодится, когда фотограф хочет привлечь внимание к небольшой специфической части сюжета, игнорируя остальные детали – они будут недоэкспонированы или переэкспонированы. Этот метод очень эффективен при контровом освещении, когда объект освещен сзади (классический пример – человек, стоящий на фоне ярко освещенного окна: используя в этом случае другие методы замера, вы получите просто темный силуэт).
Экспозамер и экспокоррекция
В нестандартных ситуациях можно использовать функцию блокировки экспозамера (AEL) – она встречается, как правило, в зеркальных камерах (Pentax K100D). В сложных условиях освещения она позволит экспонировать снимок по одной точке сюжета. Поместив выбранную точку в центр видоискателя, нужно лишь «притопить» наполовину спусковую кнопку (в этот момент камера определит и «запомнит» экспозицию для этой точки), а затем, удерживая кнопку в том же положении, скомпоновать кадр окончательно, захватив в кадр все нужные вам объекты. Далее остается дожать кнопку спуска до конца – и кадр снят.
Однако не стоит всецело доверять автоматике, думая что «камера все равно умнее». Хотя система экспозамера автоматически настроена на вычисление оптимальных параметров экспозиции, иногда небольшое участие фотографа может в той или иной степени улучшить результат. Например, ситуации, когда передний план кадра ярче, чем задний, и наоборот; или когда светлый объект расположен на светлом фоне, а темный – на темном, довольно сложны для экспонометра. Конечно, цифровые технологии позволяют без особого труда подправить слишком темный или слишком светлый кадр на компьютере. Однако это далеко не всегда способно спасти неправильно экспонированное изображение – ведь при его записи детали в ярко освещенных и теневых участках были неизбежно потеряны.
Итак, в некоторых случаях стоит прибегнуть к помощи функции экспокоррекции. Все цифровые фотокамеры Pentax оснащены этой функцией, пользоваться ей совсем несложно, а результат можно сразу же увидеть на мониторе, еще до того, как кадр будет снят. Чаще всего коррекцию экспозиции можно осуществить в диапазоне от –2EV до +2EV (аббревиатура EV (Exposure Value) обозначает условную единицу, определяющую количество яркости). Положительная экспокоррекция увеличивает яркость изображения и делает его светлее, а отрицательная – яркость уменьшает и делает изображение темнее. Как правило, экспокоррекцию можно регулировать пошагово, меняя значения постепенно, – например, с шагом 1\3 EV, что позволяет точнее настроить экспозицию.
Однако не стоит всецело доверять автоматике, думая что «камера все равно умнее». Хотя система экспозамера автоматически настроена на вычисление оптимальных параметров экспозиции, иногда небольшое участие фотографа может в той или иной степени улучшить результат. Например, ситуации, когда передний план кадра ярче, чем задний, и наоборот; или когда светлый объект расположен на светлом фоне, а темный – на темном, довольно сложны для экспонометра. Конечно, цифровые технологии позволяют без особого труда подправить слишком темный или слишком светлый кадр на компьютере. Однако это далеко не всегда способно спасти неправильно экспонированное изображение – ведь при его записи детали в ярко освещенных и теневых участках были неизбежно потеряны.
Итак, в некоторых случаях стоит прибегнуть к помощи функции экспокоррекции. Все цифровые фотокамеры Pentax оснащены этой функцией, пользоваться ей совсем несложно, а результат можно сразу же увидеть на мониторе, еще до того, как кадр будет снят. Чаще всего коррекцию экспозиции можно осуществить в диапазоне от –2EV до +2EV (аббревиатура EV (Exposure Value) обозначает условную единицу, определяющую количество яркости). Положительная экспокоррекция увеличивает яркость изображения и делает его светлее, а отрицательная – яркость уменьшает и делает изображение темнее. Как правило, экспокоррекцию можно регулировать пошагово, меняя значения постепенно, – например, с шагом 1\3 EV, что позволяет точнее настроить экспозицию.
Экспокоррекция 1/2 EV |
В принципе эта функция работает аналогично ручному режиму выбора экспозиции, который позволяет самостоятельно увеличивать или уменьшать яркость изображения, комбинируя значения выдержки и диафрагмы. Однако далеко не все цифрокомпакты оснащаются ручным режимом (есть он лишь в моделях линейки Optio A). В моделях типа «наведи-и-снимай» он отсутствует, но в любом фотоаппарате есть функция экспокоррекции, и с ней, несомненно, стоит поэкспериментировать. Определить, когда же экспозиция требует коррекции, на самом деле не так уж сложно, как может показаться на первый взгляд. Классические примеры таких сюжетов: закат и восход солнца; водная поверхность (река, море); прибрежный песок, освещенный ярким солнцем; неоновые уличные огни; сцена, освещенная лунным светом; снег.
Съемка без коррекции | Съемка с коррекцией 1/2 EV |
|
Например, при съемке снежных сцен зачастую необходимо ввести положительную экспокоррекцию. Это заставит камеру установить более длинную выдержку, чтобы сделать изображение ярче, и в результате снег получится белым, а не сероватым, как может произойти, если определение экспозиции оставить на усмотрение автоматики.
Эксповилка
Очень полезная и удобная функция, помогающая быстро манипулировать экспозицией - это автоматическая эксповилка, называемая еще брэкетингом (она есть во всех зеркальных камерах Pentax). Суть ее состоит в том, что камера при однократном нажатии спусковой кнопки автоматически снимает несколько последовательных кадров (чаще всего – три) одной и той же сцены, при этом в считанные доли секунды вводя экспокоррецию. Таким образом, первый кадр будет экспонирован в соответствии с параметрами, определенными системой экспозамера, второй – слегка недоэкспонирован, а третий – слегка переэкспонирован. Величину экспокорреции вы вводите самостоятельно, предварительно выбирая пошаговые значения в меню камеры (например, 1/3, 2/3 или 1EV). В итоге вам останется лишь выбрать, какой кадр из трех вам больше по вкусу, а остальные можно просто удалить.