Архив конкурсов
Фотопутешествие в Суздаль. Полевой тест цифрового фотоаппарата K10D и объективов PENTAX
Автор:

Фотопутешествие в Суздаль. Полевой тест цифрового фотоаппарата K10D и объективов PENTAX

14 Марта 2008 Версия для печати
В избранное
Фотопутешествие в Суздаль. Полевой тест цифрового фотоаппарата K10D и объективов PENTAX
Еще в ноябре прошлого года журнал Digital Photo и компания PENTAX представили читателям популярного фотоиздания специальный проект - полевой тест цифрового фотоаппарата K10D и десяти объективов PENTAX. Для тех, у кого пока не было возможности взять в руки бумажную версию этого объемного труда, мы публикуем on-line версию.

Предисловие

Предисловие
Что можно назвать особым отношением к оптике? В самом начале XX века полировать линзы асфальтовой смолой (в то время как все использовали для этого шерстяную ткань) было совершенно особым подходом. Производство высококлассных линз продолжалось и после Второй мировой войны, а это было, безусловно, особым достижением.

Чуть позднее, когда производство оптических приборов ставилось на поток, только при особо трепетном отношении к линзам просветляющее покрытие на них наносилось не где-либо, а в квартире самого президента компании. А шутка ли — потратить все сбережения на единственный в своем роде аппарат для точной обработки оптических материалов? Это не шутка, это и есть особое отношение к оптике, которое PENTAX демонстрирует на протяжении своей почти вековой истории. Каждый шаг в развитии оптических схем и технологий производства воплощается в очередном уникальном объективе или фотокамере PENTAX. Надеемся, что этот проект с журналом Digital Photo наглядно продемонстрирует вам особые возможности зеркальной системы PENTAX.

Михаил Есаков, президент корпорации „ПЕНТАР“, эксклюзивного дистрибьютора PENTAX в России и СНГ
<...>После длительных переговоров и бесконечных японо-европейско-российских пересылок мы сумели-таки заполучить целых 10 самых современных объективов Pentax. До этого для тестирования пентаксовских зеркалок нам доставались лишь „штатники“. Более того, буквально за две недели до сдачи этой брошюры в редакцию попали два новейших зума „ультразвуковой“ серии. Мы принципиально отказались от инструментального тестирования, предоставив вам самим возможность оценить работу этой замечательной оптики, просмотрев почти полтора гигабайта тестовых снимков.
Читайте, смотрите, наслаждайтесь и не забудьте запланировать поездку в изумительный город Суздаль, который стал съемочной площадкой для данного проекта.

Евгений Уваров,
главный редактор журнала Digital Photo

Город-музей

Город-музей
Этим летом многие мои друзья, вдруг устав от шарм-эль-шейхов и анталий, ринулись покорять среднюю полосу России, а также ее юг и север. Даже наш издатель, вернувшийся с двухнедельного палаточного отдыха на юге Украины, выглядел ничуть не менее счастливым, чем после дайвинга в Египте. Я думаю, что это не столько очередной виток туристической моды, сколько отображение реального положения дел. Трудно назвать настоящим отдыхом для души и тела кипящий людьми курортный муравейник…Создавая эту брошюру, редакция Digital Photo была озадачена целью не только рассказать вам о великолепной технике Pentax, но и дать своеобразный фототуристический совет — съездите хотя бы раз в этот замечательный город-музей. Удовольствие от созерцания архитектурных красот (в Суздале, городе с населением 11 тысяч человек, сохранилось более 30 храмов) и их фотосъемки мы вам гарантируем! Ну а этот небольшой исторический разворот поможет вам сориентироваться в географии и истории тысячелетнего города.

Профессионал в легком весе: PENTAX K10D

Профессионал в легком весе: PENTAX K10D
Можно сколько угодно тестировать оптику в лабораториях и сравнивать полученные результаты, но любой профессионал все равно будет доверять лишь собственным глазам. То есть результатам, которые получены на практике в процессе съемки. Именно по этой причине наш журнал решил представить вам современную линейку знаменитой оптики Pentax, протестировав ее совместно с флагманом серии цифровых камер этой марки — K10D. В качестве места действия был выбран красивейший русский город Суздаль, который для любого фотографа означает интересную фотосъемку в любое время года. Дабы „заразить“ вас, уважаемые читатели, страстью к путешествиям не только в жаркие страны, но и в более близкую и столь милую сердцу среднюю полосу России, мы составили этот буклет в виде небольшого фотопутеводителя. В подписях к тестовым снимкам вы найдете техническую информацию, описания мест съемки, а также обозначения этих мест на карте Суздаля. Но для начала — несколько слов о замечательной камере, которая в съемках участвовала.

Субъективно про камеру

<…> На мой взгляд, по удобству работы камера не только опережает многих конкурентов в любительском и „продвинутом“ классах, но и задает ряд новых функциональных стандартов для цифровых зеркалок в целом. Ряд находок в области управления парамет рами съемки заставляет снять перед Pentax шляпу. В первую очередь это касается новых программных режимов Sv (Sensitivi ty priority) и TAv (Shutter/Aperture priority), а также кнопки RAW, позволяющей моментально переключиться в режим съемки RAW+JPEG на один кадр или до ручного отключения функции. Как нетрудно догадаться по названию первого режима, приоритет здесь отдается чувствительности, которая выбирается поворотом управляющего колесика. А в режиме TAv автоматика сама устанавливает чувствительность для данных условий и параметров выдержки/диафрагмы. На практике оба режима оказались намного удобнее привычных типовых программ, особенно в условиях плохой освещенности. Гениально и просто. И совершенно непонятно, почему, для того чтобы до этого додуматься, потребовалось столько лет.

<…> Качество всех использованных в этом полевом тесте объективов могу характеризовать лишь эпитетами с кучей восклицательных знаков! Не только дорогие профессиональные представители из числа „великолепной десятки“ заслуживают уважения, но и доступные DA 16–45 f/4 ED AL и DA 50–200 f/4-5.6 ED показали себя с самой лучшей стороны в любых условиях! …

При работе с оптикой такого качества исполнения испытываешь огромное удовольствие, даже чисто эстетически! Я уж не говорю об ощущениях от общения с тройкой фикс-фокусных линз серии Limited. Например, когда показывал их своим студентам, реакция была одна — „Хочу!“. Зайдите в любой магазин, где их продают, и убедитесь сами.

Но эстетика эстетикой, и качество отделки — тоже неплохо, однако главное все-таки качество съемки. Можете обвинить меня в чрезмерном субъективизме, но практически у всей оптики из этого теста, с которой я прожил больше месяца, есть свойственный „Пентаксу“ характер пластики и рисунка.

<…> Впрочем, и тут есть свои нюансы: по сравнению с другими десятимегапиксельными зеркальными камерами при съемке в JPEG со стандартными настройками K10 несколько „мылит“ картинку. Решить проблему можно, усилив контурную резкость в настройках камеры. Если же снимать в RAW, а затем усиливать резкость при конвертации файла, детализация изображения у К10 оказывается на уровне лидеров десятимегапиксельного класса. Уровень шумов в камере — ниже среднего (для 10 МП). Работа баланса белого при дневном свете очень хороша. Даже в пасмурный день изображение получается ярким и живым. Особенно если вспышкой подсвечивать близлежащие объекты, оказавшиеся в тени. Ее деликатный импульс почти незаметен, но отлично помогает проработать фактуры и цвета. Впрочем, некоторые „пасмурные“ и сумеречные снимки по непонятной причине оказываются чересчур „холодными“. Самый, на мой взгляд, существенный минус в работе камеры (помимо уровня детализации на высоких значениях ISO) — работа баланса белого при недостаточной освещенности и искусственных источниках света. Изображение получается чрезмерно „теплым“. Но переход в один из многочисленных вариантов пресетов, как правило, позволяет быстро подобрать нужную цветовую гамму без ручной балансировки. С учетом ориентированности камеры на экстремальные условия важным параметром становится время „жизни“ аккумуляторной батареи.

Примечательно, что за недельную поездку при плотной ежедневной съемке мне пришлось заряжать аккумулятор всего два раза. На одной зарядке при умеренном использовании вспышки удавалось отснять до 1000 кадров JPEG с минимальным сжатием. Pentax K10 можно смело назвать значительной удачей производителя. По параметрам камера получилась не просто сбалансированной, но кое в чем на сегодня уникальной для своей ценовой ниши. Ряд оригинальных функций, удобное управление и возможность использовать не только современные объективы, но и всю линейку неавтофокусной оптики Pentax с байонетом К (включая объективы отечественного производства и объективы с резьбой М42), сделают эту модель особенно популярной среди фотографов, которым нужна камера с профессиональными возможностями по приемлемой цене. Что касается качества изображения — среди своих 10-мегапиксельных одноклассников К10 стоит в верхней трети рейтинга. А качеством и удобством конструкции покорит не одно фотографическое сердце. Путешественники и экстремалы полюбят ее за сравнительно небольшие габариты, отличную китовую оптику, влагозащищенность, длительную автономность и хорошую работу автофокуса ".

Pentax Fish Eye DA 10-17мм f/3.5-4.5 ED (IF)

Pentax Fish Eye DA 10-17мм f/3.5-4.5 ED (IF)
Что такое фишай? Этим английским словосочетанием (Fish-eye — „рыбий глаз“) называется очень необычный объектив с углом зрения 180°. Причем его поле зрения как бы спроецировано на поверхность полусферы (отсюда такой угол охвата). Считается, что именно так видят окружающий мир рыбы. Но мы с вами не рыбы, а земные фотографы, и получить изображение в виде полусферы, вписанной в прямоугольник, для нас — уникальная творческая возможность.

Впрочем, есть у фишаев один существенный изобразительный нюанс. Когда вы в первый раз подносите к глазу камеру с таким объективом, необычность искаженной перспективы в кадре и широчайшее поле зрения (буквально видны ваши же локти) погружают в некоторую творческую эйфорию. Начинает казаться, что фишай — как волшебное стекло: на что ни наведешь, все эффектно и необычно!

Однако при рассмотрении таких кадров на экране оказывается, что многие из них напоминают композиционную кашу. Поэтому при съемке „рыбьим глазом“ нужно очень вдумчиво и тщательно выстраивать композицию. Тогда вы получите весьма необычные кадры, которые снять любой другой оптикой было бы невозможно. Особенно эффектен „рыбий глаз“ при съемке архитектуры. Впрочем, при желании им можно снимать и жанр, и даже… портреты! Верхнее значение зума — 17 мм — дает заметно меньшее поле зрения, но сохраняет специфические искажения.

Конкретный объектив особенно интересен тем, что при фокусном расстоянии 10 мм дает вожделенные 180 градусов обзора. Кроющее поле кадра объектива точно соответствует размеру матрицы цифровых зеркальных фотокамер. Такое решение позволяет добиться меньшей стоимости, более компактных размеров и веса объектива. Кроме того, оптика изготавливается в соответствии с некоторыми особыми требованиями, предъявляемыми к цифровой фотографии.

На переднюю поверхность линзы нанесено защитное покрытие SP (Super Protetive) из специального состава на основе фторидов. Оно обладает повышенными водо- и жироотталкивающими свойствами, что значительно облегчает очистку стекла объектива даже от отпечатков пальцев.
Суздальский кремль. Собор Рождества Богородицы и Архиерейские палаты. 17 мм, 1/350 с, F8, 100 ISO
А зачем вообще нужен зум-фишай, скажете вы? На верхнем значении 17 мм искажения, как видите, заметны меньше. Но их все равно можно с умом использовать для эффектного искривления линий на краях кадра. Кстати, почти так выглядел бы снимок, сделанный классическим пленочным фишаем при съемке на камеру с "кропнутой" матрицей
Сувенирные лавочки близ торговых рядов. 11 мм, 1/1000 с, F4.5, 100 ISO
Очень забавными могут быть сделанные „рыбьим глазом“ жанровые снимки. Только будьте аккуратны и деликатны — с таким объективом ничего не стоит сделать из портрета карикатуру! А если поиграть диафрагмой — окажется, что даже у фишая глубина резкости может быть весьма умеренной. Кадр демонстрирует просто великолепную бликозащищенность этого зума!
Суздальский кремль. 10 мм, 1/20 с, F3.5, 400 ISO
„Рыбий глаз“ обладает уникальным свойством значительно расширять видимые объемы помещений. Этот учебный класс воскресной школы в действительности имеет весьма скромные размеры
Снято с холма близ Успенской церкви. 10 мм, 1/125 с, F8, 100 ISO
Этот кадр также сделан „рыбьим глазом“, просто обрезан сверху и снизу. Если аккуратно выровнять горизонт по центру при съемке на полном угле, можно получить отличные откадрированные панорамы без мучительной склейки из нескольких снимков. Но, само собой, вы несколько потеряете в разрешении по вертикали кадра.

Pentax DA 12-24мм f/4 ED AL

Pentax DA 12-24мм f/4 ED AL
Этот двукратный сверхширокоугольный зум-объектив при съемке с цифровыми зеркалками Pentax имеет угол поля зрения от 99 до 61 градуса (эквивалентное фокусное расстояние 18.5–37 мм для 35-мм формата). Причем геометрические искажения в этом объективе исправлены настолько, что ни при интерьерной, ни при архитектурной съемке не возникает эффекта „бочки“, то есть искажения прямых линий по краям кадра. При этом, естественно, перспективные искажения никуда исчезнуть не могут, но именно они и придают особый характер и эффектность изображениям, сделанным с помощью сверхширокоугольной оптики. Кроме того, такая оптика обладает очень большой глубиной резкости. Важные характеристики DA 12–24 — отличная бликозащищенность, равномерность резкости по всему полю кадра и профессиональное качество исполнения.

Оптическая схема объектива состоит из 13 элементов в 11 группах и включает, в том числе, ED-элемент со сверхнизкой дисперсией и два асферических элемента. SMC-DA 12–24mm f/4.0 имеет металлическое байонетное крепление и неизменное значение диафрагмы на всем диапазоне зумирования.
12 мм, 1/90 с, F8, 800 ISO
Особенно эффективен этот объектив при репортажной съемке. С его помощью можно получить динамичную композицию статичных объектов буквально „из ничего“!
Кремль. Собор и Архиерейские палаты. 12 мм, 1/250 с, F5.6, 400 ISO
Исключительные возможности качественного сверхширокоугольника хорошо проявляются при съемке интерьеров и архитектуры. Обратите внимание на равномерную резкость по всему полю кадра даже при максимально открытой диафрагме
Туристический комплекс „Горячие ключи“. 12 мм, 1/3000 с, F8, 800 ISO
Кадр демонстрирует отличную бликозащищенность объектива. Это вообще отличительная черта оптики Pentax
Туристический комплекс „Горячие ключи“. 12 мм, 1/180 с, F22, 800 ISO
Хороший контрастный рисунок, равномерная резкость по полю кадра и большая глубина резкости — это сверхширокоугольный зум Pentax 12–24
12 мм, 1/30 с, F4, 800 ISO

Pentax DA 14мм f/2.8 ED (IF)

Pentax DA 14мм f/2.8 ED (IF)
Отличительные особенности этого сверхширокоугольного объектива, разработанного специально для цифровых камер, — компактность, высокая светосила и внутренняя фокусировка. Фокусное расстояние 14 мм соответствует 21 мм для 35-мм формата и дает угол зрения 90 градусов. В конструкции используются элементы из низкодисперсного стекла и система внутренней фокусировки линз. Объектив покоряет отличной картинкой и хорошо исправленными искажениями при минимальном (для данного класса) виньетировании углов. С учетом широкого угла и светосилы F2.8 можно получать при съемке с рук резкие кадры даже на 1/8 c без включения стабилизатора!
Кремль. 1/60 с, F3.5, 400 ISO
Можно ли снимать сверхширокоугольником портреты? При желании — без проблем! Как видите на этом снимке, характерные для такого угла искажения вообще незаметны, а кадр сделан с рук на выдержке 1/10 секунды с отключенной стабилизацией! Лицо освещено огоньком зажигалки1/10 с, F2.8, 800 ISOЕсли даже более-менее тщательно выровнять горизонт, то даже при угле зрения объектива в 90 градусов перспективные искажения не бросаются в глаза. А вот глубина пространства выявляется очень хорошо!
1/10 с, F2.8, 800 ISO
Можно ли снимать сверхширокоугольником портреты? При желании — без проблем! Как видите на этом снимке, характерные для такого угла искажения вообще незаметны, а кадр сделан с рук на выдержке 1/10 секунды с отключенной стабилизацией! Лицо освещено огоньком зажигалки
Торговые ряды. Праздник города. 1/30 с, F2.8, 800 ISO
Еще один пример передачи пространства при угле зрения 90 градусов и преимущества высокой светосилы

Pentax SMC-DA 16–45mm f/4.0 ED (AL)

Pentax SMC-DA 16–45mm f/4.0 ED (AL)
Могу смело утверждать: это лучший любительский штатный зум из всех, которыми до сегодняшнего дня доводилось снимать. Возможно, его цена (500 у.е.) может считаться „бюджетной“ лишь условно, но за потраченные деньги вы получаете бескомпромиссное качество картинки и очень компактные для постоянной светосилы F4 габариты. Причем на нижней границе диапазона оказываются идеальные для репортажа и жанра 24.5 мм вместо типичных для штатных зумов 28 „эквивалентных“ миллиметров.

Отсутствие ультразвукового мотора не влияет на скорость объектива даже при съемке самых динамичных сюжетов — если помните, в феврале этого года я навскидку снимал им прыгающих сноубордистов, и результат был прекрасным. Верхнее значение „эквивалентного“ фокуса 69 мм, конечно, недотягивает до классического портретника, но вполне позволяет делать прекрасные портреты и значительно экономит габариты оптического блока. Вообще, суммируя впечатления от „великолепной десятки“, участвовавшей в данном тесте, хочется отдать должное разработчикам оптики Pentax — они действительно умеют находить удачные компромиссы между удобным диапазоном фокусов, габаритами и светосилой.
16 мм, 1/250 с, F5.6, 100 ISO
Несмотря на отсутствие „ультразвука“ в конструкции, объектив фокусируется очень шустро. Работа с ним в тандеме с K10D при жанровой съемке вызывает массу положительных эмоций
24 мм, 1/60 с, F4, 200 ISO
Дело не в том, что я люблю кошек (хотя люблю — не отрицаю), а в том, что кадр снят навскидку с многозонным автофокусом в однокадровом режиме. Несмотря на низкую освещенность и подвижность объекта, все получилось как надо. Кстати, этот кот там часто сидит. Передавайте ему привет, если встретите…
45 мм, 1/180 с, F5.6, 100 ISO
На 45 мм виньетирование практически отсутствует
45 мм, 1/180 с, F11, 200 ISO
Уже традиционные для этого полевого теста слова о прекрасной бликозащищенности данного объектива вас не удивят. В тенях — масса информации, которую можно легко „поднять“ в фоторедакторе
16 мм, 1/250 с, F5.6, 100 ISO
Отличная по контрасту и детализации картинка профессионального качества

Pentax DA 50-200мм f/4-5.6 ED

Pentax DA 50-200мм f/4-5.6 ED
Казалось бы — простенький штатный „длинный“ зум за три с небольшим сотни долларов с диапазоном фокусных расстояний, эквивалентным 76.5–306 мм. Он не привлекает внимания и очень компактен (всего 260 г). Но результат его работы поражает. Очень редко у бюджетного объектива можно встретить такую равномерность оптических характеристик на всем диапазоне. А если к этому добавить шуструю работу автофокуса, то можно смело говорить, что DA 50–200 — один из лучших зумов в своем классе. Кадры, сделанные с его помощью, говорят сами за себя (смотрите наш DVD). Отличное качество изображения обеспечивается использованием в конструкции оптического элемента со сверхнизкой дисперсией и качественным просветлением и чернением линз.

Объектив очень хорошо зарекомендовал себя и при съемке против света в жестком „контровике“, и при фотографировании подвижных объектов. Порадовало, что на верхнем значении диапазона качество изображения практически идентично картинке, сделанной на 50 мм.
Праздник города. 138 мм, 1/90 с, F4, 100 ISO
Кадр сделан навскидку при сравнительно длинной для жанровой съемки выдержке. Как видите, с резкостью, все более чем в порядке
Закат. 200 мм, 1/3000 с, F11, 400 ISO
Далеко не каждый бюджетный (да и не только!) объектив „вытянет“ такой сюжет. Именно с помощью DA 50–200 сняты обложка этой брошюры и обложка ноябрьского номера DP
125 мм, 1/250 с, F4.5, 100 ISO
С этим объективом автофокус работает очень уверенно и очень редко промахивается. Снова подчеркну приятный характер рисунка на всем диапазоне фокусных расстояний
50 мм, 1/1000 с, F4, 100 ISO
Кадр демонстрирует хорошую цветопередачу, контраст и детализацию при полностью открытой диафрагме.

Pentax DA* 16-50мм f/2.8 ED AL [IF] SDM

Pentax DA* 16-50мм f/2.8 ED AL [IF] SDM
Данный объектив — еще один представитель новой серии DA* (из двух в настоящем тесте), в которой применяется ультразвуковой SDM-мотор, позволяющий при фокусировке перемещать оптический блок плавно и бесшумно. В случае установки объектива с SDM-мотором на PENTAX K10D автоматически подключается SDM-фокусировка. Когда же объектив установлен на другую цифровую зеркальную камеру, фокусировку обеспечивает встроенный в нее мотор. Объективы „звездной“ серии традиционно являются влаго- и пылезащищенными. Корпус имеет специальную конструкцию, рассчитанную на съемку в неблагоприятных погодных условиях, а защитное SP-покрытие поверхности передней линзы обеспечивает высокие отталкивающие свойства для борьбы с водой и грязью. На данный момент такое техническое решение является уникальным. И это не громкие слова — посмотрите снятый в процессе тестирования видеоролик, где автор этих строк „лапает“ пальцами переднюю линзу, а потом одним движением обычного полотенца стирает все следы.

Качество исполнения, технические параметры и качество изображения объектива позволяют говорить о его профессиональной направленности. Особенно удобно сочетание широкого угла 16 мм (на камере превращается в 24 мм!) вместо традиционных 18 мм и высокой светосилы. Можно было бы слегка поворчать, что 50 мм „сверху“ (75 мм в 35-миллиметровом эквиваленте) маловато для классического портретного значения, — тем не менее этого фокусного расстояния достаточно для комфортной и качественной съемки лиц сколь угодно крупным планом. Тем более что во многом именно благодаря разумному ограничению диапазоном 16–50 мм при такой светосиле удалось сделать легкий и компактный „штатник“ со сверхширокоугольным нижним значением.
Центр города. Казанская и Воскресенская церкви. 16 мм, 1/1500 с, F4, 100 ISO
По этому кадру вы сможете оценить качество съемки в условиях контрового освещения на различных диафрагмах. А также работу матричного экспозамера камеры K10D
16 мм, 1/250 с, F5.6, 100 ISO
В последний день съемок в Суздале в центре города внезапно объявилась едущая со скоростью 40 км/ч (ограничение скорости по всему городу) процессия французских машин 1960-х годов. Неужели в Суздале решили снять очередную серию „Фантомаса“ с Луи де Фюнесом? Но оказалось, это „всего-навсего“ автопробег ретромашин Париж — Пекин. По-моему, они настоящие герои…
16 мм, 1/180 с, F5.6, 200 ISO
Этот кадр, как нетрудно догадаться, к теме Суздаля отношения не имеет. А его присутствие в проекте (как и наличие нескольких других кадров „не в тему“) объясняется просто: четыре объектива из „великолепной десятки“ поступили в редакцию из Европы буквально за пару недель до сдачи этого номера. Так что в Суздале удалось поснимать ими буквально один день. А вот идея проверить автофокус на проходившей в то время „Веломании“ в Крылатском показалась вполне удачной. Результат ищите на нашем диске.
21 мм, 1/180 с, F8, 100 ISO
Еще один кадр „не в тему“ прекрасно демонстрирует оптические качества нового зума — контрастность, резкость, малое виньетирование углов, а также хорошую работу автофокуса по центральной зоне.

Pentax DA* 50-135мм f/2.8 ED AL [IF] SDM

Pentax DA* 50-135мм f/2.8 ED AL [IF] SDM
В объективах серии DA* применяется ультразвуковой SDM-мотор, позволяющий перемещать оптический блок при фокусировке плавно и бесшумно. В случае установки объективов с SDM-мотором на PENTAX K10D автоматически подключается SDM-фокусировка. Когда объектив установлен на другую цифровую зеркальную камеру, фокусировку обеспечит встроенный в камеру фокусировочный мотор. Оптика „звездной“ серии рассчитана на работу в сложных погодных условиях, и объективы DA* — не исключение. Корпус объектива имеет специальную влаго- и пылезащищенную конструкцию, а SP-покрытие поверхности передней линзы, обработанной специальным составом фторидов, обеспечивает высокие отталкивающие свойства для борьбы с водой и грязью. Диапазон фокусных расстояний эквивалентен 75–200 мм, что при светосиле F2.8 позволяет успешно применять объектив в портретной и спортивной съемке, а также в условиях недостаточной освещенности. Удобной особенностью объектива можно назвать его компактные для такой светосилы и диапазона фокусных расстояний габариты.

Можно с уверенностью сказать, что возрождение выпуска DA-серии объективов стало заявкой компании Pentax на возвращение в профессиональную лигу фотоигроков.
70 мм, 1/60 с, F2.8, 200 ISO
Японцам, коих в Суздале всегда много, ранним утром не спится — видимо, действует смена часовых поясов. Вот они и занимаются в 6 утра гимнастикой около гостиницы
135 мм, 1/90 с, F2.8, 200 ISO
Закаты и восходы — лучшее время для эффектных снимков и… для проверки качества оптики. Новый светосильный телевик обладает мягким характером изображения, хотя и немного „теплит“ картинку
135 мм, 1/30 с, F2.8, 200 ISO
70 мм, 1/60 с, F2.8, 200 ISO
Объектив отлично подходит для съемки портретов на полностью открытой диафрагме.

Pentax DA 21mm f/3.2 AL Limited

Pentax DA 21mm f/3.2 AL Limited
„Pentax SMC-DA 21mm f/3.2 AL разработан специально для цифровых зеркальных фотокамер PENTAX. Его эквивалентное фокусное расстояние составляет 32 мм. Он отлично подходит для пейзажей и других видов съемки, где необходимо подчеркнуть перспективу и требуется широкий угол. Как и другие объективы семейства Limited, SMC-DA 21mm при высоком качестве и доступной цене обладает очень компактной конструкцией, обеспечивающей исключительную маневренность во время съемки“. Это фрагмент из официального пресс-релиза. А вот что скажу вам я. У всех, кто его видел, объектив вызывает иррациональное желание обладать им, даже не протестировав. Качество исполнения действительно limited! Кроме „Лейки“, сейчас такую оптику для „цифры“, пожалуй, никто и не делает.

Что касается качества съемки — признаюсь честно: купил бы пентаксовскую камеру просто ради того, чтобы постоянно носить ее в паре с этим объективом. Минимально возможное для такого угла виньетирование! Отличная пластика изображения при хорошей резкости! Исключительная компактность, благодаря которой на вашу камеру при съемке просто не обращают внимания! Что еще нужно?

Еще один нюанс: DA 21 подойдет и для пленочной камеры, хотя при этом по углам кадра будет проявляться заметное виньетирование. Других ограничений при использовании объектива с любыми камерами Pentax нет.
В электричке по пути в Суздаль. 1/30 с, F3.2, 800 ISO
Небольшие габариты и кажущаяся „несерьезность“ объектива позволяют снимать им чуть ли не в упор. А реактивный „пентаксовский“ автофокус в тандеме с DA 21 сводит к минимуму количество брака по резкости при съемке навскидку
Кресто-Никольская церковь. 1/500 с, F8, 100 ISO
Снимок хорошо иллюстрирует все оптические преимущества данного объектива. Незначительное виньетирование (при съемке на „цифру“), равномерная резкость и хорошая пластика картинки.
1/125 с, F8, 100 ISO
Светосила в этом объективе ограничена значением 3.2 неспроста. Это оптимальное значение, при котором оптический блок получается компактным. Добиться высокого качества линз при такой компактности проще, а искажения минимальны. Это идеальный объектив для жанровой съемки. Сначала может смутить то, что эквивалентное фокусное расстояние объектива составляет 28–35 мм (в зависимости от камеры, на которой он стоит). Но в процессе работы понимаешь, что и угол уже достаточно широк, и даже жанровые портреты можно снимать без заметных искажений
1/180 с, F6.7, 200 ISO
Объектив великолепно показал себя в спортивной съемке — благодаря малым размерам, а также тому, что подвижные элементы в (предельно компактном) объективе при автофокусировке выдвигаются крайне незначительно.

Pentax DA 40mm f/2.8 AL Limited

Pentax DA 40mm f/2.8 AL Limited
Трудно поверить, что этот „блинчик“ на самом деле объектив с профессиональным качеством изображения. Странно, что в угоду зумам про фикс-фокалы производители стали потихоньку забывать. Фикс-фокусный объектив очень дисциплинирует при съемке. Иногда достаточно сделать пару лишних шагов, чтобы скомпоновать то, что хочется, нежели, теряя драгоценные секунды, гонять зум туда-сюда, а потом, в результате, все равно снимать на трех его положениях — минимуме, максимуме и середине.

Рискну утверждать, что если фотограф, выбираясь „на этюды“ или даже в какую-то дальнюю поездку, ограничит себя тремя объективами „Лимитед“-серии (21 мм, 40 мм и не вошедшим в этот тест 70 мм), то, облегчив свой кофр (вернее, уже кофрик) до „картье-брессоновского“ комплекта, он сможет снять практически все что угодно.

40 мм этого объектива на пленке станут почти классическим 43-мм штатником. На цифровой зеркалке это будет уже 60 мм — середина между штатником и портретником. В этой „серединности“ и заложена суть универсальности „Лимитедов“ для цифровых зеркалок: 21 мм — это 32 мм (между 28 и 35), 40 мм — это 60 мм (между 45 и 80), а 70 — это 105 мм (между портретными 85 мм и телевиком 135 мм).

„Сороковка“, как показала практика, прекрасно подходит для любых сюжетов, будь то портрет, пейзаж или жанр. Причем ее „промежуточный“ фокус позволяет получать как кадры с хорошо размытым фоном, так и снимки с большой глубиной резкости. Причем 9 лепестков диафрагмы формируют отверстие, близкое к идеальному кругу, благодаря которому мы видим отличную передачу расфокусированной области изображения.
1/90 с, F5.6, 100 ISO
Очень равномерная резкость по полю кадра. Виньетирования практически незаметно! Никаких искажений прямых линий
1/90 с, F5.6, 100 ISO
Еще одна творческая странность этого „блинчика“: когда начинаешь смотреть сквозь него, почему-то тянет на съемку эффектных абстрактно-этюдных сюжетов
1/60 с, F2.8, 200 ISO
Объектив очень хорош для портретов и жанровой съемки!

Pentax D FA Macro 50мм f/2.8

Pentax D FA Macro 50мм f/2.8
Светосильный автофокусный макрообъектив, специально созданный для работы с цифровыми зеркальными фотокамерами, обеспечивает масштаб изображения 1:1. Что это значит? Посмотрите на фотографию рубля (она не кадрирована!). А потом возьмите настоящий рубль, измерьте его диаметр и сравните с тем, что изображено на снимке. Это и есть масштаб 1:1 — на таких кадрах физический размер поля съемки равен размеру кадра (ПЗС-матрицы или пленки).

Еще одна черта, которую в наше „цифровое“ время можно назвать уникальной для макрообъективов — наличие механического кольца регулировки диафрагмы. Объектив с таким кольцом можно использовать с любыми пленочными зеркальными фотокамерами PENTAX с байонетом К. Кроме этого, объектив оснащен системой Quick-Shift (быстрое переключение), которая позволяет легким поворотом фокусировочного кольца без дополнительного переключения режима фокусировки на камере перейти в режим ручной наводки на резкость из автоматического. Для удобства работы при макросъемке имеется фиксатор фокуса.
1/15 с, F32, 400 ISO
Почему рубль? Потому что это самый часто встречающийся мелкий объект, размер которого вы без труда можете себе представить. Вот так он выглядит при съемке в масштабе 1:1 на диафрагме
1/750 с, F2.8, 400 ISO
...А вот так выглядит тот же рубль, снятый на f/2.8
1/60 с, F16, 800 ISO
Это далеко не самый впечатляющий кадр, который можно получить с помощью макрообъектива. Но масштаб съемки вполне понятен
1/1000 с, F4, 100 ISO
Макроснимки — не единственный „конек“ этого объектива. С ним вы можете снять что угодно — хорошая детализация и отличный контраст вам обеспечены!

Цифровая жизнь старой оптики

Цифровая жизнь старой оптики
Систему цифровых зеркалок Pentax в целом и камеру K10D в частности отличает от большинства конкурентов одна очень важная черта. Это возможность работать практически с любой старой доавтофокусной оптикой с байонетом K или с резьбой и переходником на этот байонет. Причем уникальность ситуации в том, что с объективами будут работать экспозиционная автоматика (доступны приоритет диафрагмы, ручной режим, точечный и центровзвешенный экспозамеры), стабилизатор изображения и система АФ, которая станет выдавать звуковой сигнал при точном наведении на резкость.

Проиллюстрировать работу K10D с несколькими советскими объективами взялся питерский фотограф Сергей Козиенко (www.kozienko.com). Его можно смело назвать убежденным „пентаксистом“ — начав в 2000 году учиться азам фотографии с пленочной камерой Pentax MZ-7, Сергей позднее сменил ее на первую цифровую зеркалку Pentax *istD. А в 2007 году стал снимать на K10D. За семь лет увлечения фотографией Сергей не сделал практически ни одного снимка камерами других марок, при этом нашел свой собственный творческий стиль и накопил приличный парк оптики. Для совместного проекта с Digital Phot o он с удовольствием согласился протестировать со своей „десяткой“ старые отечественные объективы, а также редкие экземпляры старого Pentax.
"Гелиос-44М" (резьбовой)
МС "Оберон-11К" 200mm f/2.8
Super-Takumar Asahi Opt. 55mm f/1.8 (резьбовой)
Самодельный монокль и современная цифровая зеркалка? Нет ничего проще! Берем знакомый всем владельцам „Зенитов“ „Гелиос–58/2“, делаем из него монокль и ставим через стандартный переходник на Pentax K10D. Результат говорит сам за себя. Вот она, свобода творчества!
Кстати, все тестовые снимки из этой статьи можно найти здесь:
http://stepin.stormway.ru/pentax_history/Pentax%20Lens/
Новости
Почему PENTAX?
Фотошкола
Зеркальные фотоаппараты
Компактные фотоаппараты
Средний формат
Объективы
Фотопринадлежности
Обо всем
PENTAX путешествие
Фотоистории
Персона
Турецкий дневник 2010

Комментарии

Головин agol_59 Головин
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-13
Откуда: Алексеевка
Добавлено: 06:40, 14 Марта 2008Цитировать
Берем знакомый всем владельцам „Зенитов“ „Гелиос–58/2“, делаем из него - интересный прием, попробую обязательно.
Фото автора (22)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (17)
Рыба Кит ryba-kit Рыба Кит
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-28
Откуда: СПб
Добавлено: 07:01, 14 Марта 2008Цитировать
вот это настоящее ФОТОпутешествие, хочу такую кучу линз
Фото автора (1)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (5)
Сергей Бойко sboy78 Сергей Бойко
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-11-07
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 07:08, 14 Марта 2008Цитировать
Прекрасная статья, уже читал, но с удовольствием прочел еще раз ! Pentax K10D -супер ! Объективы - супер ! И отличные снимки ! Спасибо !
Фото автора (41)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (43)
Наталья Моисеенкова plasencia Наталья Моисеенкова
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-30
Откуда: Мехико
Добавлено: 07:23, 14 Марта 2008Цитировать
Спасибо,Маша, за такую подробную статью об объективах и очень наглядно оформленную, завидую тем, у кого еть Пентакс - потому что с помощью статей на этом сайте можно с камерой творить чудеса.Думаю ,со временем я обязательно приобрету и Пентакс, потому что по всем параметрам он имеет приоритеты перед камерами аналогичного уровня.
А еще, пользуясь случаем - примите мои поздравления!Это еще время нужно найти, чтобы статью опубликовать.:-))))Умничка!Так держать!Счастья вашей семье!
Фото автора (430)      Cтатьи автора (3)      Комментарии (2369)
Виктор Топорков tomogavkin Виктор Топорков
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-02-05
Откуда: Ростов на Дону
Добавлено: 07:49, 14 Марта 2008Цитировать
Спасибо автору за прекрасную рекламу, не нуждающейся в ней К10D, и достойной этого бестселера оптики.
Фото автора (92)      Cтатьи автора (2)      Комментарии (23)
eXe_Qt eXe_Qt eXe_Qt
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-17
Откуда: СПб, Иваново
Добавлено: 12:01, 15 Марта 2008Цитировать
народ, а кто-нибудь вообще встречал список совместимых с десяткой советских объективов? может поделитесь,а ?
Фото автора (66)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (57)
Александр Ефремов piligrim Александр Ефремов
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-11-28
Откуда: Казань
Добавлено: 12:23, 15 Марта 2008Цитировать
статья великолепная, спасибо
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (33)
Кудрявцев Андрей andirect Кудрявцев Андрей
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-23
Откуда: Москва
Добавлено: 02:39, 15 Марта 2008Цитировать
Слюни текут, прям не знаю, что купить в первую очередь...
Фото автора (7)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (7)
Алексей caballero59 Алексей
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-01-20
Откуда: Москва
Добавлено: 09:02, 15 Марта 2008Цитировать
Получил такой буклетик, когда в Мюстере 40 lim брал. Просмотрел с удовольствием.
Фото автора (10)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (6)
Роман Абрамов Darkamor Роман Абрамов
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-03-13
Откуда: Воронеж
Добавлено: 07:25, 15 Марта 2008Цитировать
Весьма неплохо было бы приобрести "звездочку", но цена больно зубастая.
Фото автора (28)      Cтатьи автора (5)      Комментарии (22)
Yuri SkyDZЭN Yuri
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-02-25
Откуда: Москва
Добавлено: 01:08, 16 Марта 2008Цитировать
Хорошая статья. Спасибо :)
А мне лично звёздочки не нравятся тем, что на плёнку их уже не поставишь. И куда их девать, когда пентакс, наконец то, сделает тушку с не кропнутой матрицей?
Но пыле и влаго стойкость безусловно огромный плюс.
Фото автора (5)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (284)
metz Алексей Кривогуз
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-02-10
Откуда: Москва
Добавлено: 11:22, 16 Марта 2008Цитировать
ryba-kit писал(а):
хочу такую кучу линз

я тоже хочу... сильно стльно
Фото автора (2)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (4)
VicPhoto Виктор Яценко
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-01-27
Откуда: Иерусалим, Израиль
Добавлено: 04:38, 17 Марта 2008Цитировать
Cтатья сколь интересная, столь и полезная. Очень хорошая характеристика объективов именно с точки зрения практического фотографа. Спасибо! Будем ждать новых статей такого же уровня.
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (10)
Никитин Димитрий ungrim Никитин Димитрий
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-23
Откуда: Москва
Добавлено: 07:51, 17 Марта 2008Цитировать
10-17 все же имеет хроматические абберации в фиолетовых и зеленых :(

Не нашел видео,на котором "лапают" линзу одного из объективов. :(
Фото автора (35)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (35)
Ильченко Владимир AviatoR Ильченко Владимир
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-12-16
Откуда: Украина, Сумы
Добавлено: 03:39, 17 Января 2009Цитировать
А есть среди пентаковских объективов, объектив фикс 50 мм со светосилой 1,4???
Фото автора (108)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (384)
pentaxa pentaxa pentaxa
Ранг: Супергерой
Зарегистрирован: 2007-07-05
Откуда: третья планета
Добавлено: 09:10, 19 Января 2009Цитировать
AviatoR писал(а):
А есть среди пентаковских объективов, объектив фикс 50 мм со светосилой 1,4???

Конечно есть, и много. Все версии объективов 50mm объективов Pentax, не считая Takumar-ов можно посмотреть здесь: http://www.bdimitrov.de/kmp/lenses/primes/normal/index.html
Фото автора (7)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (611)
Чтобы оставить свой комментарий необходимо:   [ войти ]   [ зарегистрироваться ]
Фотопутешествие в Суздаль. Полевой тест цифрового фотоаппарата K10D и объективов PENTAX
© 2007-2010 PentaxNews. При перепечатке материалов ссылка на www.pentaxnews.ru обязательна
Сайт PentaxNews — цифровых фотоаппаратов Pentax много не бывает!