Тут многое зависит от восприятия снимков. Очень часто стереофотографы начинают испытывать восторг перед превращением снимка в объёмный кусочек пространства. Но при этом: стереоэффект есть, а интереса к снимку - нет. При этом простой перенос канонов традиционной фотографии в стерео не работает в принципе. Это абсолютно разные варианты съемки, о чем и пойдет речь в этой статье.
Дело в том, что то, что хорошо для монофотографии – «смерть» для стерео и наоборот. Наверное единственное, что работает однозначно и в моно, и в стерео – боковое линейно-фактурное освещение и четкое разделение объекта съемка и фона по световому тону.
Низкорасположенное солнце всегда дает выигрышное линейно-фактурное освещение, как при обычной фотосъемке, так и в стерео.
Очень часто простой перенос законов традиционной фотографии на стерео просто «убивает» стереоэффект и в результате фотография что в стереоварианте, что в моно смотрится одинаково. Особенно это касается общих далеко расположенных между собой планов, когда базис между оптическими осями объективов во время съемки был неоправданно мал.
Особенно это касается съемки восходов и закатов, когда объекты съемки на Земле находятся очень далеко, не говоря уже о небесных светилах Солнце и Луне, которые находятся на таком расстоянии, что сделать их объемными становится в принципе невозможным. Поэтому такие виды съемки, наверное, навсегда останутся достоянием традиционной фотографии.
В этой ситуации даже не выручают объекты, находящиеся достаточно близко, в десятках метрах от фотографа и при базисе съемки в несколько метров.
Только объекты первого и достаточно крупного плана могут спасти ситуацию при съемке восходов-закатов и Луны во всех их проявлениях.
При этом надо с особой осторожностью подходить к силуэтным изображениям, которые великолепно смотрятся на традиционных фотографиях, но совсем «никакие» на стерео. Это касается съемки и в фотостудии, и на пленэре. Исключение - объемные силуэты, но о них разговор пойдет в следующих статьях. В стерео такие сюжеты лучше не снимать из-за отсутствия объема у самих объектов съемки, а также из-за нюансов сведения параллакса, так как на слишком контрастных границах объекта образуется «двоение» при восприятии стереоизображений, а при многоплановости сюжета его полностью избежать не удастся.
К тому же такие снимки очень сильно зависят от способа воспроизведения стерео и самого носителя изображения. Например, если этот снимок более-менее смотрится на экране монитора, то в распечатанном виде на большом формате стереоэффект очень сомнительный.
Есть изображения, которые состоят из слишком разных планов, и которые свести в стерео физически невозможно из-за огромной разницы в параллаксе. Но в традиционной фотографии такие картинки смотрятся великолепно.
Традиционный прием обычной фотографии, когда объект на переднем плане смотрится отлично на фоне общего плана, а в стереофотографии не работает. Такие снимки воспринимаются очень не комфортно, и они, наверное, навсегда останутся достоянием традиционного фото.
Если задний фон достаточно контрастный, то из-за большого параллакса при изготовлении фотографии большого формата красные и синие изображения фона не только не образуют стереоэффекта, но и просто воспринимаются на снимке как отдельные красные и синие пятна, никак не связанные между собой. Но в традиционной фотографии такие снимки обычно хороши.
Когда планы сюжета съемки плавно переходят один в другой, то такие снимки наоборот – очень хорошо смотрятся в стерео, тогда как в традиционной фотографии являются самыми заурядными картинками. При этом по мере удаления стереоэффект плавно переходит в моноизображение.
«Любительские» резкие фотографии вряд ли будут котироваться как художественные в обычной фотографии. Но в стерео, при условии не очень большого разрыва планов между собой, такие снимки смотрятся очень хорошо.
И самое главное, стереофотографии не добавляют к весу модели 3-5 килограммов, как в традиционной фотографии, а наоборот - делают фигуру стройнее. Поэтому фотомодели нормального телосложения получаются более стройными, ну а общепринятые худышки, увы, становятся еще худее...
И самое главное, стереофотографии не добавляют к весу модели 3-5 килограммов, как в традиционной фотографии, а наоборот - делают фигуру стройнее. Поэтому фотомодели нормального телосложения получаются более стройными, ну а общепринятые худышки, увы, становятся еще худее...
В традиционной фотографии существует непреложная истина, что у фотографа в солнечную погоду есть только три времени суток, когда можно снимать: на рассвете, на закате и ночью. Днем, когда Солнце в зените, у нормальных фотографов обычно сиеста. В стереофотосъемке фотографирование в солнечный полдень дает отличные результаты, так как излишний контраст на изображениях только увеличивает стереоэффект. Даже "пятнистые" снимки выглядят достойно.
При ровном малоконтрастном освещении в пасмурную погоду, что очень не плохо для традиционной фотографии, небольшой контраст наоборот уменьшает стереоэффект, и тут уже приходится «вытягивать» контраст в графических пакетах, чтобы не «загубить» снимок. Но когда части объекта съемки по тону сливаются с фоном, это не очень хорошо для стереоизображений.
То же самое касается и таких, хорошо зарекомендовавших себя в традиционной фотографии, способах съемки, как фотографирование отражений и прочих нерезких объектов в воде, стекле и проч.
Получить достойное стереоизображение в таких случаях – очень большая удача при хорошем стечении обстоятельств.
Получить достойное стереоизображение в таких случаях – очень большая удача при хорошем стечении обстоятельств.
Поэтому во время стереосъемки при ровном освещении всегда надо стремиться к тому, чтобы объекты съемки были контрастны между собой по световому тону и четко читались на снимках. Это непреложное правило действует как в традиционной фотографии, так и стерео. Но у последней этот фактор имеет более сильное значение.
Очень выгодно на стерео смотрятся многоплановые сцены и сложно структурные объекты. Они позволяет визуально обособить все части объектов съемки по расположению в пространстве и передать сложную пространственную структуру. При этом в традиционной фотографии это обычно будет выглядеть как никчёмное месиво линий, и считаться однозначным браком.
То же самое касается и таких постулатов традиционной фотографии, что объект съемки нельзя «резать» линией горизонта, из-за него не должны торчать косяки дверей, провода, столбы, из головы не должны "расти" ветки и прочие объекты природного и искусственного происхождения. В стерео все наоборот: чем больше на заднем плане за объектом съемки будет разных линий – тем лучше будет отображаться стереоэффект.
Также такое правило для традиционной фотографии, когда модели не рекомендуется протягивать в сторону фотографа локти, руки и ноги, в стереофотографии действует с точностью до наоборот.
Маленькое резюме: стереофотосъемка в корне отличается от традиционной. И в голове у фотографа должен быть своеобразный "переключатель" с моносъемки на стерео. Нюансов, естественно, гораздо больше, но о них мы уже поговорим в следующих статьях по конкретным темам.