
Если взять немного теории из механизмов нашего зрения, то выяснится интересная вещь: мы видим окружающий мир двумя способами одновременно. И это для нас абсолютно нормально и органично.
Нерезкие, расплывчатые объекты на изображении глаз человека воспринимает сразу целиком и практически мгновенно. Впрочем, как и любые пятна. Этот механизм зрения помогает нам выживать, так как при близкой угрозе нам некогда рассматривать подробности, а надо действовать. Поэтому размытые пятна, в отличие от линий, мы воспринимаем практически мгновенно. Снимки в традиционной фотографии, построенные по такому принципу, называются снимки-настроение. Утренний туман, дождь, просто нерезкое изображение, монокль… Они воспринимаются мгновенно и апеллируют к чувствам.
Если изображение в традиционной фотографии очень резкое и состоящее из множества мелких деталей, то человек очень долго рассматривает его, так как глаз анализирует мельчайшие детали и складывает из них единое целое. Именно так мы воспринимаем мир. Именно для этого носим очки.
Но на практике гораздо интереснее взаимодействие резкого и размытого изображения, которые применяются много и часто, начиная с портретной фотосъемки и кончая пейзажем. Это связано с тем, что резкие или размытые объекты в любых комбинациях гораздо лучше воспринимаются зрителем и позволяют не только сразу концентрировать внимание на главном объекте съемки, но и создавать конкретное настроение, как ему, так и всему снимку…
Как уже много говорилось, восприятие стереофотографии кардинально отличается от восприятия традиционного фото. Поэтому нерезкость в том смысле, как мы ее понимаем, здесь может быть только на заднем плане при разделенных планах.
Но если мы вводим в кадр разного рода полупрозрачные объекты. С одной стороны – они резкие сами по себе, что и требуется. С другой – они создают эффект размытости, недоговоренности, что в традиционной фотографии достигается использованием не резких частей изображения.
Нерезкие, расплывчатые объекты на изображении глаз человека воспринимает сразу целиком и практически мгновенно. Впрочем, как и любые пятна. Этот механизм зрения помогает нам выживать, так как при близкой угрозе нам некогда рассматривать подробности, а надо действовать. Поэтому размытые пятна, в отличие от линий, мы воспринимаем практически мгновенно. Снимки в традиционной фотографии, построенные по такому принципу, называются снимки-настроение. Утренний туман, дождь, просто нерезкое изображение, монокль… Они воспринимаются мгновенно и апеллируют к чувствам.
Если изображение в традиционной фотографии очень резкое и состоящее из множества мелких деталей, то человек очень долго рассматривает его, так как глаз анализирует мельчайшие детали и складывает из них единое целое. Именно так мы воспринимаем мир. Именно для этого носим очки.
Но на практике гораздо интереснее взаимодействие резкого и размытого изображения, которые применяются много и часто, начиная с портретной фотосъемки и кончая пейзажем. Это связано с тем, что резкие или размытые объекты в любых комбинациях гораздо лучше воспринимаются зрителем и позволяют не только сразу концентрировать внимание на главном объекте съемки, но и создавать конкретное настроение, как ему, так и всему снимку…
Как уже много говорилось, восприятие стереофотографии кардинально отличается от восприятия традиционного фото. Поэтому нерезкость в том смысле, как мы ее понимаем, здесь может быть только на заднем плане при разделенных планах.
Но если мы вводим в кадр разного рода полупрозрачные объекты. С одной стороны – они резкие сами по себе, что и требуется. С другой – они создают эффект размытости, недоговоренности, что в традиционной фотографии достигается использованием не резких частей изображения.
Полупрозрачные ткани можно использовать для того, чтобы на стереоснимке создать дополнительный объем изображения. Это один из простейших способов и очень эффективен, особенно при студийной съемке.
На этом снимке для этой цели служат сетка и черная прозрачная ткань.
На этом снимке для этой цели служат сетка и черная прозрачная ткань.
Малопрозрачные ткани, работающие «на просвет», то же позволяют создать интересные изображения. В данном случае игра тенями на белом зонтике при свадебной съемке. Вообще – съемка теней в стерео всегда очень интересна, так как обычно и само изображение, и его тень находятся в разных плоскостях или параллельны, в зависимости от положения источника света.
Фата невесты, накинутая на голову, так же создает дополнительный план, а за счет незначительной «размытости» - и более романтическое настроение снимка.
Полупрозрачные объекты на стереоизображениях вполне реально выполнят функцию размытых частей изображения в традиционной фотографии. Они воспринимаются на снимках гораздо быстрее, чем остальные резкие части фотографии.
Прозрачные объекты на стереофотографии не только хорошо воспринимаются, создают дополнительные планы на снимках, но и выглядят гораздо интереснее и романтичнее. Поэтому их применение более чем оправдано в эротической фотографии, если учесть, что «эротика – это искусство намека».
Полупрозрачные объекты с грубым и крупным рисунком практически не воспринимаются в традиционной фотографии. Но на стерео такие вещи смотрятся очень оригинально, что открывает перед фотографами новые творческие возможности.
Про силуэт уже было написано, что относиться к нему надо с особой осторожностью. Но если знать закономерности восприятия, то и тут можно делать интересные фотографии.
Если силуэтные объекты съемки сами по себе имеют ярко выраженный объем, то тут проблем с созданием стереоизображения нет. Скорее даже наоборот.
При съемке на пленэре надо использовать те принципы, которые используются в пейзажной фотографии. То есть если уйти от несвязанных между собой планов, а крупный план будет переходить на средний, а средний в общий, то в этом случае силуэтное изображение на стерео вполне имеет право на жизнь.
При съемке в студии, когда невозможно использовать плавный переход из одного плана в другой, применяется многоплановость, так же применяемая в пейзажной стереосъемке. И тут то же надо помнить о главном в стереосъемке: объект не должен быть «плоским», как в традиционной фотографии, а объемным. Тогда и любой силуэт на стереофотографии становится четко читаем.