Архив конкурсов
Стереосъемка сдвоенным фотоаппаратом
Автор:

Стереосъемка сдвоенным фотоаппаратом

5 Марта 2011 Версия для печати
В избранное
Поместить ссылку в:   
Стереосъемка сдвоенным фотоаппаратом
Современная стереофотография в основном «заточена» на съемку более-менее статичных объектов. Но это, наверное, не правильно. Тем более, что можно снимать стерео самодельным профессиональным фотоаппаратом.
В рамках Санкт-Петербургского фотографического общества был создан такой фотоаппарат. В принципе были объединены две зеркальные камеры в вертикальной ориентации на специально разработанном устройстве, позволяющем быстро и надежно крепить эти камеры, учитывая их вес, а также менять базис и угол схождения оптических осей.

Синхронизированы камеры были пультом дистанционного управления, специально переделанного под стереосъемки. Причем спуск работает как от спусковой кнопки ПДУ, так и от спусковой кнопки на любом из двух фотоаппаратах. Это очень удобно при лимите времени во время репортажной съемки. Использовались два одинаковых 50 мм объектива. Прошивка камер также подверглась модернизации и унификации. Основная проблема была в том, чтобы максимально синхронизировать одновременность срабатывания затвора. Так как затворы фотоаппарата не электронные, а механические, максимум, что удалось получить, это стопроцентную синхронизацию при использовании стереосистемы со студийным светом – это выдержка 1/60 секунды. Для более коротких выдержек, когда не надо обеспечивать полного открытия затвора для «улавливания» импульса вспышек, такой «рассинхрон» практически не виден на снимках и на него можно не обращать внимания.

В результате получилась профессиональная стереосистема, позволяющая снимать стереорепортажи в реальном времени (свадьбы, мероприятия, события…). Но для этой цели вполне могут подойти и выпускаемые стереомыльницы. А вот использовать весь арсенал современных методов и способов съемки они уже не в состоянии.

Созданным же устройством в стерео можно снимать и с синхронизированным студийным освещением, и делать мультиэкспозицию, снимать с автономными источниками света… В общем, делать практически все, на что способна современная зеркальная камера. И делать это все в стереовиде .

Самое главное, что появилась возможность снимать любые динамичные сюжеты в обычном режиме репортажной съемки. И при этом сам процесс сведения стереоснимков, так как обе камеры четко выставлены друг по отношению к другу, гораздо легче, точнее и быстрее, чем при съемке одним фотоаппаратом.
Пейзаж, снятый таким устройством, приобретает совсем другое восприятие за счет съемки быстро движущихся объектов, будь то падающая вода или летящая птица. Поэтому уже не надо задумываться о том, что в сюжете находятся движущиеся объекты, которые получатся на снимке либо «размазанными», либо полупрозрачными фантомами.
Обычная репортажная съемка не вызывает никаких трудностей, не смотря на ветер и движение объектов съемки в кадре. Выставленный базис 12-15 сантиметров позволяет эффективно снимать любые сюжеты на расстоянии от 2 до 20 метров от камеры.
Вариант репортажной съемки. Модель поскользнулась и чуть не упала. Но так как фотографирование велось в режиме серийной съемки, ни один сюжет из этой быстротекущей сценки не был упущен.
Любые скоротечные эмоции то же легко фиксируются стереокамерой, поэтому их можно вызывать искусственно, как это обычно делается в студийной съемке, не боясь их упустить. А это - один из главных смысловых центров снимка (см. статью о смысловых центрах в Фотошколе).
Особую прелесть такой стереосъемки придает независимость в съемке любых «случайных» и скоротечных сюжетов. При этом можно самому провоцировать любые движения в кадре.
Как известно из теории восприятия движения в фотографии, за передачу «эффекта движения» отвечает нерезкость либо объекта съемки, либо фона, либо "последствий " движения. То есть либо размыт объект съемки, либо фон, либо нерезки и те, и другие. В стереофотографии такие варианты проходят далеко не всегдас в связи с осбенностями этого вида съемки. Поэтому применяется основной классический способ «замораживания» объекта съемки за счет короткой выдержки.
Можно «повыкидывать» из экрана различные предметы. Обычно такие кадры снимаются с запасом по границам кадра по понятным причинам. Эффект нахождения объекта перед плоскостью изображения можно усилить за счет кадрирования. Достаточно границу кадра сделать как можно ближе к «летящему» объекту. Также "выкидываемые" объекты съемки по возможности не должны быть связаны с другими объектами на изображении.
При фотосъемке «игр с водой» применялись такие нюансы, как серийная съемка, достаточно короткая выдержка и размещение объекта съемки не в плоскости, перпендикулярной оптической оси объектива, как это требовалось бы по канонам традиционной фотографии.
Съемка водопада потребовала увеличения значения светочувствительности, чтобы соблюсти и глубину резкости, и обеспечить достаточно короткую выдержку для «замораживания» воды на снимке.

В следующей статье мы поговорим о разных редких способах фотосъемки, которые и в обычной фотосъемке применяются достаточно редко.
Новости
Почему PENTAX?
Фотошкола
Зеркальные фотоаппараты
Компактные фотоаппараты
Средний формат
Объективы
Фотопринадлежности
Обо всем
PENTAX путешествие
Фотоистории
Персона
Турецкий дневник 2010

Комментарии

MiK13 Mihail Kiranow
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-01-16
Откуда: Minsk
Добавлено: 09:35, 06 Марта 2011Цитировать
Да, пойманные моменты объектов в движении смотрятся на стереоснимках весьма эффектно. Но вот сколько это будет стоить...
У меня даже возникла мысль вместо K-5 за 1600 купить пару K-r по 800. Правда, и объективов надо будет по паре... Нет, всё-таки куплю пятёрку. А для стереоснимков, скорее всего для начала как-нибудь куплю пару дешёвых компактов. Например, E-90.
Кстати, на сколько я помню, Pentax выпускал какую-то стереонасадку на объектив. Только я что-то сейчас не могу найти по ней никакой конкретной информации :(
Фото автора (8)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (558)
nsibfoto Oleg Dobrov
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2010-02-11
Откуда: Novosibirsk
Добавлено: 06:56, 06 Марта 2011Цитировать
А как со стереонасадками? Когда-то выпускались ЛОМО такие для зенитовского Гелиоса.
Фото автора (41)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (67)
kovis kovis kovis
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-05-16
Откуда: Kyiv, Ukraine
Добавлено: 08:35, 06 Марта 2011Цитировать
MiK13 писал(а):
Только я что-то сейчас не могу найти по ней никакой конкретной информации :(

http://www.flickr.com/photos/pinboke/2184632375/
http://www.ok1000pentax.com/2006/05/pentax-stereo-adapter-d-set-for-ist.html
http://club.foto.ru/forum/11/324908
http://www.pentar.ru/catalog/product/qm-productId-eq-1254607191802009-am-sin

Похоже, что купить можно только б/у на аукционах типа ибея...

Как вариант вот это: http://www.lhup.edu/~dsimanek/3d/stereo/3dgallery5b.htm
Фото автора (29)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (2837)
MiK13 Mihail Kiranow
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-01-16
Откуда: Minsk
Добавлено: 10:42, 06 Марта 2011Цитировать
kovis писал(а):
Похоже, что купить можно только б/у на аукционах типа ибея...
В том-то и проблема :(
По ссылке на фото.ру Сергей написал, что за сумму в пределаъ 3 тыр можно было бы купить, на что Юлия ответила, что её цена около 22 тыр. Правда, было это почти три года назад. Такое впечатление, что Pentax специально на порядок завысил цену, чтобы её не брали и таким образом были основания для прекращения выпуска.
В связи с этим подумалось об одном моменте. В последние годы появились так называемые 3D-фильмы. Я пока ещё не видел ни одного, но пока не представляю, чем они могут отличаться от советских с поляроидными очками (кроме размера экрана, а звук и в советских был со всех сторон). Так может быть создатели 3D-фильмов испугались конкуренции и запретили производство стереонасадок? Особенно, если учесть, что на современные аппараты можно снимать любительские клипы почти кинокачества.
Фото автора (8)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (558)
Дмитрий Кораблев Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 05:02, 14 Марта 2011Цитировать
Интересно, а как вы одной камерой при помощи стереонасадки будете снимать кино одновременно на ДВЕ кассеты?
Это в фотографии можно кадр разделить пополам или снять на два соседних.
Кино - это ТОЛЬКО две синхронизированные камеры. И там совсем другие принципы съемки, чем в фотографии.
Что касается любительской съемки, есть очень сильная студия в Днепропетровске. Но они снимают в основном свадьбы (бизнес идет великолепно!!!) на две HD.
Фото автора (1)      Cтатьи автора (100)      Комментарии (296)
MiK13 Mihail Kiranow
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-01-16
Откуда: Minsk
Добавлено: 04:45, 14 Марта 2011Цитировать
Photik писал(а):
Кино - это ТОЛЬКО две синхронизированные камеры
Ничего подобного. Кино -- это последовательность кадров, сделанных (а также воспроизведённых) через определённый интервал времени. А одна или две камеры, кассета, дисковый накопитель или флешка -- это технические детали к собственно кино отношения не имеющие.
Фото автора (8)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (558)
Дмитрий Кораблев Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 06:59, 14 Марта 2011Цитировать
То есть как не имеющие отношение? У вас в результате должно быть две синхронизированные между собой последовательности кадров, включая звуковую дорожку. И одной камерой вы этого не сделаете.
Конструкция самих камер - да, вопрос обсуждаемый. Но не количество.
Фото автора (1)      Cтатьи автора (100)      Комментарии (296)
MiK13 Mihail Kiranow
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-01-16
Откуда: Minsk
Добавлено: 12:15, 15 Марта 2011Цитировать
Photik писал(а):
И одной камерой вы этого не сделаете.
А какие проблемы?
Photik писал(а):
Конструкция самих камер - да, вопрос обсуждаемый
Естественно, что она может быть разной. И совсем не обязательно их должно быть две.
А что касается конструкции -- то тут может быть и одна камера с двумя объективами и двумя матрицами. Кстати, в СССР выпускался "Спутник".
Главное -- получить изображение с двух точек. А уж что потом с ним делать -- это дело техники.
Фото автора (8)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (558)
Дмитрий Кораблев Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 03:54, 18 Марта 2011Цитировать
MiK13 писал(а):
тут может быть и одна камера с двумя объективами и двумя матрицами.


Уже есть http://pc.km.ru/386FB15B302C4308B6678204A7AFEF8F

Но судя по стоимости там не все так просто ))))))))))))
Фото автора (1)      Cтатьи автора (100)      Комментарии (296)
Чтобы оставить свой комментарий необходимо:   [ войти ]   [ зарегистрироваться ]
Стереосъемка сдвоенным фотоаппаратом
© 2007-2011 PentaxNews. При перепечатке материалов ссылка на www.pentaxnews.ru обязательна
Сайт PentaxNews — цифровых фотоаппаратов Pentax много не бывает!