Лаборатория
Третье правило фотографа: оцените освещенность
Автор:

Третье правило фотографа: оцените освещенность

2 Июля 2007 Версия для печати
Третье правило фотографа: оцените освещенность
Итак, мы определились с фоном и с границами кадра. Указательный палец уже дрожит от нетерпения, лежа на спусковой кнопке PENTAX, а у вас «сперло в зобу» дыхание от потрясающей красоты, наблюдаемой в видоискатель…
Но стоп! Еще рано!
Объект съемки должен быть освещен красиво. Не сильно, не равномерно, а именно красиво. Поэтому он достоин того, чтобы на него посмотреть внимательно.
На нем не должно лежать никаких лишних теней, никаких паразитных засветок в виде бликов, отражений источников света и самих осветителей, «бьющих» прямо в объектив…
Самый распространенный случай, когда нижняя часть объекта съемки находится на фоне земли, а верхняя – на фоне неба. В этом случае верхняя часть всегда засвечивается и получается как бы в дымке.
Или вариант когда солнце светит прямо в объектив (осторожно! Можно прожечь внутренности фотоаппарата).
Конечно, паразитные засветки можно использовать в качестве художественного приема, но снимать в этом случае нужно осознанно.
На что надо обратить внимание в первую очередь?

Равномерность освещения объекта.

Если вы будете снимать портрет человека, освещенного солнцем сквозь листву, то ничего хорошего не получится. Череда светлых и темных пятен не будут красить вашу фотомодель. Но почему-то половина фотографий из отпуска сняты именно так.
Разумеется, если вы фотографируете «солдата удачи» в маскхалате, то такой прием только приветствуется. Но в других случаях его надо избегать.

Объект должен быть освещен равномерно.
Если образуются резкие тени, например, от вспышки или солнечного света, тут уже надо анализировать освещение объекта съемки и в зависимости от ситуации принимать меры. Самое простое – это попросить модель повертеть головой и найти положение, когда тень от носа не будет закрывать пол-лица, а вы сможете разглядеть, наконец, глаза в тени надбровных дуг.

А еще лучше не снимать при жестком освещении, когда образуются резкие, контрастные тени. Такой вид освещения должен быть полностью оправдан.
Если вы снимаете при сильном контрастном освещении, то рискуете получить вместо вожделенного объекта съемки только его силуэт или наоборот, объект или его часть будут на снимке нормальным, а вот фон уйдет в светлое марево.
Но силуэтные снимки всегда были очень выразительны, и если применять первое правило, то получаются интересные фотографии.
Так и при съемке архитектуры или пейзажа в солнечную погоду надо помнить, что у вас может быть всего два варианта: либо все находящееся в тени окажется в полной темноте...
... либо все освещенное солнцем будет в светлой размытой дымке.

Тут уж как сработает непредсказуемая автоматика вашего фотоаппарата. Чтобы снимать в таких условиях, необходимо в совершенстве владеть экспозицией, особенно принципами ее преднамеренного нарушения.

Может возникнуть ситуация, когда оказывается освещенной только какая-либо часть объекта съемки.
При съемке в помещении лучше использовать равномерное рассеянное освещение, желательно, идущее сверху. Очень распространенный вариант – свет от окна. То есть любой рассеянный свет через любой проем, при этом модель должна находиться на темном фоне (первое правило фотографа).

Итак, подведем маленький итог.

Вы правильно держите фотоаппарат, посмотрели в видоискатель, оценили фон, оценили границы кадра, оценили освещенность объекта съемки. Для хорошей любительской съемки этого вполне достаточно. Есть еще такое понятие как резкость изображения. Точнее, его глубина. Но ВСЕ компактные цифровые фотоаппараты PENTAX имеют очень «резкие» объективы, поэтому вести разговор об этом здесь нет смысла. Все равно все будет резко, надо это или нет.

Чтобы применить эти правила на практике, вам первое время придется концентрироваться и напрягаться, каждый раз поднося видоискатель к глазу. Но зато потом все станет получаться практически мгновенно и автоматически, на уровне условных рефлексов. Удачных снимков!
Здесь надо исходить из местных условий. Но ни в коем случае не пренебрегать этим обстоятельством. Например, частичное равномерное освещение закатным солнцем сквозь деревья. Особенно это касается съемки портрета. За тенями и ненужными бликами надо следить очень тщательно.

Иногда в самых тяжелых случаях есть смысл просто отказаться от съемки, потому как ничего хорошего получиться не может. Но это уже признак мастерства фотографа, который смог оценить последствия нажатия на затвор, при этом не нажимая на него.
Множество кадров также идет в брак из-за игнорирования реальной освещенности объекта. Причем если выполнение первых двух правил фотографа можно отнести лишь к вашей повышенной внимательности и сосредоточенности, то третье правило фотографа зачастую уже требует специальных знаний и навыков, которые и отличают простого человека с фотоаппаратом в руках от Фотографа.

Процесс освещения объекта съемки очень неоднозначный. Дело в том, что если съемка происходит не в студии или дома, где фотограф может хоть как-то влиять на освещенность процесса съемки. Но вот двигать по небу солнце или перемещать уличные фонари не всегда получается. Почему-то…

Поэтому тут уже начинается именно тот процесс, который мы называем творчеством. Вообще, профессия фотографа творческая, и последнее состоит именно в выборе компромисса во время съемки между светом и тенью, резкостью и размытостью, различными оптическими эффектами, техническими возможностями и невозможностями аппаратуры.

Изменить освещенность можно, переместив объект съемки в другое место, если это возможно.

Либо изменить расположение источников света.

Либо изменять освещенность на снимке за счет изменения выдержки и диафрагмы, что уже требует специальных знаний и умений. Либо подсветить модель любыми подручными средствами. Попросить пробегающего мимо пенсионера бросить авоську с кефиром и подержать рядом с моделью развернутую газету в качестве отражателя. Заодно он ее и почитает, если пресса свежая.

Есть вариант остановить проезжающую мимо машину и попросить подсветить вам фарами, причем у вас будет довольно богатый выбор: ближний, дальний свет или противотуманки.

Можно отвести модель в ближайший ресторан и целый день ее откармливать, пока солнце не займет нужное место на небосклоне.

И так далее, исходя из местных условий.
При съемке на природе, не забывая первое правило, можно подчеркнуть линии силуэта.

Но в солнечный день лучше взять модель под ручку и увести ее в равномерную тень кустов, домов или деревьев. Можно подождать вечера, когда солнце уйдет с зенита или просто переместится и изменит рисунок теней.

Еще вариант - распластать модель на только что побеленной стене. Вариантов – море. Только надо знать, что необходимо получить в конечном итоге.

В принципе, для фотографа при съемке на улице есть всего два периода, когда желательно производить съемку. Это восход и закат. Разумеется, в ясную погоду. В остальное время фотоаппарат можно "задвинуть" куда подальше в смысле художественной съемки.

А в середине дня лучшая для фотографа погода – пасмурная.

Если идет дождь, то, с одной стороны, конечно, сыро и капает (тут стоит вспомнить о водозащищенных камерах PENTAX с индексом W), а с другой появляется множество художественных эффектов и сюжетов, которые можно использовать при съемке. Начиная от бликов и кончая поведением людей.

Всегда при серьезной подготовке сеанса съемки на природе учитывают стороны света, чтобы знать, где будет солнце на восходе и закате.
Почему PENTAX?
Фотошкола
Зеркальные фотоаппараты
Компактные фотоаппараты
Средний формат
Объективы
Фотопринадлежности
Обо всем
PENTAX путешествие
Персона

Комментарии

Андрей Коваль DETOHATOP Андрей Коваль
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-08-08
Откуда: Украина, Николаев
Добавлено: 04:45, 10 Августа 2007Цитировать
> "А в середине дня лучшая для фотографа погода – пасмурная."
Ну я бы уточнил - облачность эдак на 80%, тогда хоть освещение не "плоское" как при полностью затянутом небе да и фон в виде кучевых облаков куда приятней, чем серая пелена :)

Вот Вы про газетку вспомнили для подсветки теней, а также можно воспользоваться различными средствами, чтобы смягчить свет - подержать что-то достаточно прозрачное над объектом сьемки. Например, кальку :)

А в целом статья хорошая.
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (7)
Yanis Kibalnik boyanis Yanis Kibalnik
Ранг: Амиго
Зарегистрирован: 2007-09-04
Откуда: Kiev
Добавлено: 01:17, 04 Сентября 2007Цитировать
RE:(осторожно! Можно прожечь внутренности фотоаппарата).
Автор, а как же можно внутренности прожечь?
Фото автора (2)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (4)
Photik Дмитрий Кораблев
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-06-13
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 12:26, 05 Сентября 2007Цитировать
boyanis писал(а):
Автор, а как же можно внутренности прожечь?


Объектив фотоаппарата представляет собой, грубо говоря, лупу, которая концентрирует свет от солнца в виде точки на зеркале или матрице фотоаппарата. И если время воздействия будет довольно большим, то можно серьезно его повредить.

Именно поэтому не рекомендуется в солнечный день класть фотоаппарат с открытым объективом в сторону солнца...
Фото автора (13)      Cтатьи автора (51)      Комментарии (154)
Чтобы оставить свой комментарий необходимо:   [ войти ]   [ зарегистрироваться ]
Третье правило фотографа: оцените освещенность
© 2007 PentaxNews. При перепечатке материалов ссылка на www.pentaxnews.ru обязательна
Сайт PentaxNews — цифровых фотоаппаратов Pentax много не бывает!

Web-дизайн и разработка сайта - SASTAsoft