На сегодняшний день современная цифровая зеркальная фототехника достигла высокого уровня возможностей и качества изображения.
По этой причине покупка фотолюбителем практически любой модели зеркалки в наборе с китовым объективом не приведёт к серьёзной ошибке. Но у каждой системы есть свои плюсы и минусы, которые стоит знать заранее, чтобы впоследствии не пожалеть о сделанном выборе.
По этой причине покупка фотолюбителем практически любой модели зеркалки в наборе с китовым объективом не приведёт к серьёзной ошибке. Но у каждой системы есть свои плюсы и минусы, которые стоит знать заранее, чтобы впоследствии не пожалеть о сделанном выборе.
Важные замечания
В своём сравнении я намеренно не буду касаться особенностей рисунка оптики в той или иной системе и вопроса эргономики камер (за одним исключением). И то, и другое достаточно субъективный фактор.
Что же касается лично меня, то я считаю Pentax одним из лучших как в эргономике, так и в оптикостроении. Но это на мой вкус.
Не буду сравнивать также и цветопередачу. Её точность (если говорить о съёмке в JPEG) намного больше зависит от настроек баланса белого, контраста, насыщенности в камере и правильности экспозиции, чем от марки фототехники. Если же говорить о съёмке в формате RAW, то ответственность за правильную цветопередачу переносится на RAW-конвертер и того, кто обрабатывает фото. Также на цвет влияет класс оптики — как правило, чем она качественнее, тем изображение лучше, вне зависимости от фирмы-производителя.
Что же касается лично меня, то я считаю Pentax одним из лучших как в эргономике, так и в оптикостроении. Но это на мой вкус.
Не буду сравнивать также и цветопередачу. Её точность (если говорить о съёмке в JPEG) намного больше зависит от настроек баланса белого, контраста, насыщенности в камере и правильности экспозиции, чем от марки фототехники. Если же говорить о съёмке в формате RAW, то ответственность за правильную цветопередачу переносится на RAW-конвертер и того, кто обрабатывает фото. Также на цвет влияет класс оптики — как правило, чем она качественнее, тем изображение лучше, вне зависимости от фирмы-производителя.
Canon
Фирма Canon — бесспорный лидер рынка цифровых зеркальных камер. Это как Intel в мире микропроцессоров для PC. В определённые моменты может сдать некоторые позиции, но потом быстро нагоняет конкурентов. Сама разрабатывает и производит CMOS-сенсоры для своих зеркалок.Камеры
В настоящий момент у фирмы Canon 5 линеек камер — от зеркалок начального уровня до профессиональных моделей (1000D/450D/50D/5DMk2/1DMk3&1DsMk3).
Оптика
Есть уникальные объективы, недоступные у других производителей. Делится на оптику с кроп-фактором 1.6 (EF-S) и полнокадровую (EF). В линейке полнокадровой оптики выделяется профессиональная серия, обозначаемая буквой L и красной полоской на объективе. Вся оптика имеет внутренний привод автофокуса. Скоростной ультразвуковой привод обозначается как USM.
Плюсы системы
— огромный выбор камер, оптики, вспышек и аксессуаров на любой вкус и кошелёк;
— демократичные цены в РФ;
— наличие полнокадровых зеркальных камер;
— быстрый автофокус;
— доступность марки в регионах.
Минусы системы
— невысокий ресурс и надёжность младших зеркалок;
— невысокая точность автофокуса младших зеркалок;
— спорная эргономика младших зеркалок (желательно использовать с батарейной ручкой);
— бюджетные зумы, как правило, не отличаются высоким качеством изображения, а в некоторых случаях и конструктивом;
— отсутствие стабилизации изображения в камере — только в объективах;
— отсутствие полноценной пылевлагозащиты в любительском/полупроф секторе.
Ссылки
http://www.canon.ru — официальный сайт Canon
http://www.viewfinder.ru — форум владельцев фототехники Canon
Nikon
Фирма прочно занимает второе место на рынке после Canon (как AMD). Традиционно Nikon считается профессиональной репортёрской маркой. Даже младшие камеры фирмы несут в себе черты репортёрского инструмента. Nikon производит литографическое оборудование, без которого невозможно производство сенсоров для цифровых фотоаппаратов. Компания разработала и производит полнокадровый 12Мп сенсор для своих камер D3 и D700. В остальных камерах используются сенсоры производства Sony.Камеры
В настоящий момент у фирмы Nikon тоже 5 линеек камер, закрывающих все сегменты рынка вплоть до профессиональных моделей (D60/D90/D300/D700/D3).
Оптика
Делится на оптику с кроп-фактором 1.5 (DX) и полнокадровую (FX — в маркировке объектива не обозначается). Также оптика различается по наличию внутреннего моторного привода — с мотором (AF-S) и без, с приводом в камере (AF). Профессиональная оптика никак специально не обозначается.
Плюсы системы
— огромный выбор камер, оптики, вспышек и аксессуаров;
— наличие полнокадровых зеркалок;
— быстрый и точный автофокус на всех камерах;
— относительная доступность марки в регионах;
— совместимость по байонету со старой оптикой Nikon F и советскими объективами с байонетом Н;
— хорошее качество изображения объективов начального уровня.
Минусы системы
— камеры начального уровня (D40/D40x/D60) лишились мотора в корпусе, поэтому работают только с оптикой AF-S;
— отсутствие стабилизации изображения в камере — только в объективах;
— отсутствие полноценной пылевлагозащиты в любительском секторе (D60/D90).
— высококачественная оптика дороже, чем у конкурентов.
Ссылки
http://www.nikon.ru — официальный сайт Nikon
http://www.club-nikon.ru — клуб владельцев фототехники Nikon
Sony α
Sony вошла на рынок зеркальной фототехники в 2006 году, купив фотоподразделение фирмы Koniсa Minolta. До этого Sony косвенно присутствовала на рынке цифровых зеркалок, производя 6Мп CCD-матрицы для заказу других брэндов — Nikon, Pentax и той же Koniсa Minolta.Камеры
Зеркальные камеры Sony Alpha унаследовали байонет Minolta A и горячий башмак Minolta. Первой зеркалкой Sony стала модель A100, сейчас уже снятая с производства.
Хотя Sony декларирует, что адресует технику фотолюбителям, в её ассортименте есть и вполне серьёзные камеры, способные потягаться с профессиональными моделями от других производителей — репортажная A700 и полнокадровая A900. Любительский сектор в данный момент представлен линейкой A200/A300/A350.
Оптика
Объективы производится как с кроп-фактором 1.5 (DT), так и полнокадровые. Высококачественные объективы для камер Sony производятся под маркой Carl Zeiss, или, по аналогии с оптикой Minolta, обозначаются буквой G. Наличие внутреннего мотора в оптике обозначается аббревиатурой SSM.
Плюсы системы
— распостранённость марки;
— сохранена совместимость со старой оптикой и вспышками Minolta;
— наличие полнокадровой камеры;
— быстрый автофокус;
— режим Live View с фазовой фокусировкой и поворотный экран в камерах A300/A350;
— стабилизация изображения в камере.
Минусы системы
— отсутствие полноценной пылевлагозащиты в камерах;
— качественная оптика очень дорогая, намного дороже, чем у конкурентов;
Ссылки
http://www.sony.ru — официальный сайт Sony
http://www.minolta-club.ru — клуб владельцев фототехники Konica-Minolta и Sony
Pentax/Samsung
C 31 мая 2007 года фотоподразделение Pentax вошло в составе корпорации Hoya, будучи купленным вместе с подразделением по производству медицинского оборудования. Продолжается начатое ранее сотрудничество по разработке и производству фототехники между Pentax и Samsung.Камеры
В настоящий момент у Pentax 3 камеры разного класса, закрывающих сегменты рынка от начального любительского до полупроф (K-m/K200D/K20D). Компания Samsung представлена двумя моделями — GX-10 и GX-20, являющимися клонами моделей K10D и K20D.
Оптика
Оптику марки Pentax можно разделить на несколько групп:
— объективы начального и среднего уровня (DA-L, DA);
— высококачественные объективы серии FA Limited — полнокадровые «классические лимы»;
— высококачественные объективы серии DA Limited — компактные «лимы-блинчики»;
— пылевлагозащищённая профессиональная оптика DA*;
— макро-объективы (DA с кроп-фактором 1.5 и полнокадровые D-FA).
Плюсы системы
— качественная оптика, начиная с китовой;
— линейка компактных объективов DA Limited не имеет аналогов в других системах;
— официальная совместимость со старой оптикой, начиная с M42 (c переходником), работают экспозамер и подтверждение фокусировки;
— одни из лучших видоискателей в том числе и в камерах начального уровня (реально фокусироваться вручную);
— отличное соотношение цена/качество, особенно в исполнении Samsung;
— внутрикамерная стабилизация изображения;
— пылевлагозащита камер, начиная с любительского уровня (K200D);
— есть модели камер, работающие от батареек/аккумуляторов формата AA.
Минусы системы
— нет полнокадровой зеркалки;
— медленный автофокус при плохом освещении;
— слабый следящий АФ;
— максимальная скорость серийной съёмки — только 3-3,5 кадра/с.
Ссылки
http://www.pentax.ru — официальный сайт Pentax
http:/www.samsung.ru — официальный сайт Samsung
— информационный сайт Pentax
http://www.penta-club.ru/forum — клуб владельцев фототехники Pentax
http://kmp.bdimitrov.de — справочный сайт по оптике и системе Pentax от Божидара Димитрова (на английском)
Cистема 4/3 (Four Thirds System) — Olympus/Panasonic/Leica
4/3 — это стандарт созданый фирмами Olympus и Kodak для цифровых зеркальных камер. Стандарт подразумевает соответствие камер, объективов и других принадлежностей от разных производителей. 4/3 — новая разработка и не основана ни на каком предыдущем стандарте. В настоящим момент стандарт поддержан компаниями Fujifilm, Kodak, Leica, Olympus, Panasonic, Sanyo, Sigma.Камеры
Olympus на данный момент производит 3 камеры, соответсвующие классам от начального любительского до профессионального (E-420/E-520/E-3). Panasonic предлагает только одну модель зеркалки — DMC-L10. Leica тоже представлена одной моделью — Digilux 3.
В соответствии со стандартом сенсор имеет соотношение сторон 3:4, в отличие от общепринятого в зеркалках других производителей 2:3. Кроп фактор для пересчёта фокусных расстояний в стандарт 35 мм кадра равен 2. Площадь сенсора примерно в 4 раза меньше площади 35 мм плёночного кадра.
Оптика
Объективы для системы 4/3 производится под тремя марками: Olympus Zuiko Digital, Leica и Sigma. Т.к. большая часть объективов разработана сразу под новый стандарт, учтены особенности работы на цифровых матрицах. Olympus, например, заявляет о «практической телецентричности» своих объективов (т.е. угол падения света на матрицу практически перпендикулярный).
Объективы, выпускаемые Olympus, делятся на 3 группы:
— объективы начального уровня (Standart);
— профессиональные объективы (High Grade) с легкой пылевлагозащитой;
— топовая оптика (Super High Grade) с максимальной пылевлагозащитой.
Плюсы системы
— высокое оптическое качество объективов, начиная с китовых;
— доступные цены на младшие камеры;
— легкая и компактная система;
— из-за уменьшенного размера сенсора больше ГРИП, что более удобно при пейзажной, предметной и макросъёмке;
— внутрикамерная стабилизация изображения (кроме камер начального уровня);
— рабочий отрезок короче, чем у других зеркальных систем, что позволяет ставить и использовать через переходник практически любую оптику.
Минусы системы
— нет и не будет полнокадровой зеркалки;
— высокие цены на зеркалки Panasonic и Leica;
— нестандартное соотношение сторон кадра;
— большая ГРИП затрудняет портретную съёмку;
— большие шумы из-за меньшего размера ячеек матрицы;
— сильный сглаживающий фильтр приводит к замыливанию мелких деталей даже при съёмке с качественной оптикой (эта проблема присутствует у камер производства Olympus, у Panasonic DMC-L10 её нет);
Ссылки
http://www.four-thirds.org — официальный сайт системы Four Thirds (на английском)
http://www.olympus.com.ru — официальный сайт Olympus
http://www.panasonic.ru — официальный сайт Panasonic
http://olympus.ourlife.ru — клуб владельцев фототехники Olympus
http://oly43club.ru — ещё один клуб владельцев Olympus
Цифровые зеркальные камеры Fujifilm
В настоящий момент Fujifilm представлена камерой FinePix S5 Pro, которая собрана на основе корпуса Nikon D200 с различием, что в внутри фирменная матрица Fujifilm Super CCD SR и соответствующий процессор. Ещё одно отличие от "донора" в том, что камера имеет более медленную серийную съёмку и меньший буфер кадров. Байонет у камеры — Nikon F. Соответственно, подходят объективы и аксессуары от системы Nikon (в том числе вспышки и батарейная ручка от D200).
На основе S5 Pro выпускается специализированная модель IS Pro с повышенной чувствительностью к ультрафиолетовому и инфракрасному диапазону.
Особенностью сенсора Super CCD SR является расширенный динамический диапзон в светах. Это достигается за счёт применения ячеек двух размеров — крупных для регистрации обычного диапазона, и уменьшенных — для диапазона светов. Результат этой технологии — в пересветах остаётся информация о цвете и деталях. Количество пикселей в примерно 12 млн., по 6 млн. каждого типа.
Реальная детализация снимков соответствует примерно 6 Мп камере с традиционным сенсором.
Зеркальные камеры на базе сенсоров Super CCD не получили широкого распостранения, отчасти по причине сравнительно высокой цены, отчасти из-за невысокой детализации. Тем не менее, они находят своих покупателей — камере нет равных по динамическому диапазону.
Наличие на рынке камер Fujifilm S5 Pro и IS Pro я бы причислил к списку потенциальных плюсов системы Nikon.
Описание технологии Super CCD SR на русском языке (с иллюстрациями):
http://www.fujifilm.ru/fujifilm_world/technology/super_ccd/
Цифровые зеркальные камеры Sigma
Sigma — известный производитель альтернативной оптики, вспышек и светофильтров для цифровых зеркальных камер. Кроме того, компания ещё с плёночных времён производит и поддерживает свою зеркальную систему. На сегодня Sigma представлена камерой SD14 (не так давно анонсирована замена — SD15). У камер Sigma свой байонет SA, механически похожий на Pentax K (хочу предупредить, что объективы от Pentax не встанут), электрически — на Canon EF.
Главной изюминкой камер Sigma является сенсор Foveon X3, изображение на котором формируется иначе, чем на камерах со ставшим традиционным байеровским цветовым фильтром.
В камерах с байеровскими матрицами каждый пиксел накрыт фильтром одного из трёх базовых цветов (RGB). Полный цвет и яркость каждого пиксела восстанавливается с помощью алгоритмов интерполяции. Это порождает свои проблемы — необходимость применения сглаживающих фильтров перед матрицей, чтобы избежать появления муара и итоговое низкое цветовое разрешение.
В сенсорах Foveon X3 применяется другой подход. Ячейки воспринимают цвет послойно, подобно слоям эмульсии цветной плёнки. В итоге, каждый пиксел несёт полную информацию о цвете и яркости. Выше цветовое разрешение и нет необходимости в дополнительном повышении резкости изображения.
О достоинствах, недостатках и особенностях технологии Foveon можно узнать в статье из Википедии:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Foveon_X3
Фактическое неинтерполированное разрешение камеры Sigma SD14 примерно 4.6Мп, однако за счёт достоинств трёхслойной матрицы реальная детализация соответствует традиционным сенсорам с разрешением 8-10Мп.
Плюсами цифровых зеркальных камер Sigma являются альтернативная технология Foveon и невысокая цена на камеру SD14, в числе минусов — свой байонет, не получивший широкого распостранения и подержки со стороны других производителей оптики.
Личный взгляд
О своём выборе я уже упоминал в других статьях. Продолжаю пользоваться фототехникой Pentax. Этому есть веские причины.
Во-первых. K20D весьма хороша. Про эргономику я писал в начале статьи. Камера приятно лежит в руке, ей очень удобно управлять. Всё интуитивно понятно. Реально в инструкцию я заглянул один раз — когда разбирался с подстройкой точности автофокуса. На выходе — изображение профессионального качества (при правильных параметрах съёмки, само собой). Есть ещё приятные мелочи, дополняющие общую картину (калибровка экранчика камеры, гибкие настройки элементов управления, карта пыли).
Во-вторых. Оптика Pentax для зеркальной фототехники — одна из лучших. Из родной оптики я использую китовый SMC DA 18-55/3.5-5.6 II, который весьма неплох и на K20D и отличный FA 43/1.9 Limited. Объективы разных классов, но ни тот, ни другой не разочаровывают. Cнимал и другой оптикой Pentax. В основном, ощущения такие же.
В жизни встречаются фотографы, как профессионалы, так и любители, в дополнение к основной системе имеющие камеру Pentax, — как правило, с оптикой Limited, из-за её высоких оптических свойств и отличного рисунка.
В-третьих. Недостатки системы, о которых я писал выше, лично для меня таковыми не являются. Полнокадровая зеркалка ожидается в переспективе. Скорость автофокуса меня устраивает. В реальной жизни следящий АФ не понадобился ни разу, как впрочем, и серийная съёмка.
Это — взгляд с моей личной фотолюбительской колокольни. У каждого свои критерии и требования. Всем желаю сделать свой правильный выбор и не разочароваться в нём.
Во-первых. K20D весьма хороша. Про эргономику я писал в начале статьи. Камера приятно лежит в руке, ей очень удобно управлять. Всё интуитивно понятно. Реально в инструкцию я заглянул один раз — когда разбирался с подстройкой точности автофокуса. На выходе — изображение профессионального качества (при правильных параметрах съёмки, само собой). Есть ещё приятные мелочи, дополняющие общую картину (калибровка экранчика камеры, гибкие настройки элементов управления, карта пыли).
Во-вторых. Оптика Pentax для зеркальной фототехники — одна из лучших. Из родной оптики я использую китовый SMC DA 18-55/3.5-5.6 II, который весьма неплох и на K20D и отличный FA 43/1.9 Limited. Объективы разных классов, но ни тот, ни другой не разочаровывают. Cнимал и другой оптикой Pentax. В основном, ощущения такие же.
В жизни встречаются фотографы, как профессионалы, так и любители, в дополнение к основной системе имеющие камеру Pentax, — как правило, с оптикой Limited, из-за её высоких оптических свойств и отличного рисунка.
В-третьих. Недостатки системы, о которых я писал выше, лично для меня таковыми не являются. Полнокадровая зеркалка ожидается в переспективе. Скорость автофокуса меня устраивает. В реальной жизни следящий АФ не понадобился ни разу, как впрочем, и серийная съёмка.
Это — взгляд с моей личной фотолюбительской колокольни. У каждого свои критерии и требования. Всем желаю сделать свой правильный выбор и не разочароваться в нём.