Первая из них – вспышка начального уровня, самый простой вариант для тех, кому нужен дополнительный источник света. Она имеет ведущее число 20, и работает только в автоматических режимах TTL и P-TTL, и, разумеется, только с камерами, поддерживающими эти режимы. Друг от друга TTL и P-TTL отличаются тем, что в первом случае система экспозамера камеры измеряет попадающий через объектив свет, и когда экспозиция становится нормальной, импульс вспышки прерывается. Во втором случае основному импульсу предшествует оценочная вспышка небольшой мощности, что позволяет камере точнее рассчитать необходимую мощность основной вспышки. В режиме P-TTL при работе с этой вспышкой доступна также экспокоррекция в диапазоне от +0,5 до -1,5 EV, которая вводится путем вращения простого механического диска.
PENTAX AF-360FGZ и PENTAX AF-540FGZ – это приборы, функционально практически не отличающиеся. Разница только в мощности (ведущее число для AF-360FGZ – 36, для AF-540FGZ – 54) и в том, что осветительная головка у AF-360FGZ вращается только в вертикальной плоскости, а у AF-540FGZ – и в вертикальной, и в горизонтальной. В остальном, в том числе и в «пользовательском интерфейсе», т.е. расположении кнопок управления, они одинаковы.
Итак, вот список возможностей, которыми располагает фотограф, использующий эти приборы:
Режимы работы экспоавтоматики:
- Автоматический режим TTL или P-TTL (в зависимости от камеры). Мощность импульса дозируется автоматикой фотоаппарата
- Автоматический режим «А». Мощность импульса регулируется автоматикой вспышки, поэтому в этом режиме прибор может использоваться с любой камерой, имеющей «горячий башмак»
- Неавтоматический, «ручной» режим
Режимы синхронизации:
- Возможность синхронизации по первой или второй шторке
- Режим высокоскоростной синхронизации (т.е. работа на выдержках короче, чем время полного открытия кадра. Для большинства цифровых камер Pentax это 1/180 с)
- Режим беспроводной синхронизации, позволяющий использовать одновременно до 4 вспышек AF-360FGZ или AF-540FGZ в любой комбинации
- Режим управления контрастом
- Возможность синхронизации по первой или второй шторке
- Режим высокоскоростной синхронизации (т.е. работа на выдержках короче, чем время полного открытия кадра. Для большинства цифровых камер Pentax это 1/180 с)
- Режим беспроводной синхронизации, позволяющий использовать одновременно до 4 вспышек AF-360FGZ или AF-540FGZ в любой комбинации
- Режим управления контрастом
А теперь обо всём этом подробней
Режим P-TTL является фирменной разработкой Pentax, хотя по качеству и технологии работы очень напоминает фирменные же режимы работы с согласованными вспышками ближайших конкурентов. Но поскольку алгоритма работы этих технологий ни один из игроков рынка не раскрывает, то нам, обычным пользователям, остаётся только сравнивать результаты и по косвенным данным пытаться разобраться, что и как здесь устроено. Итак, известно, что режим этот работает с предвспышкой, т.е. камера имеет возможность вычислить, насколько изменяется освещённость сцены, или вернее, её фрагментов после предварительной вспышки (ведь P-TTL работает только тогда, когда на камере установлен матричный замер), и в результате устанавливает мощность основной вспышки таким образом, чтобы, с одной стороны, в построении изображения максимальное участие принимало имеющееся постоянное освещение, с другой стороны, кадр в результате был бы нормально экспонирован. По всей видимости, учитываются также данные автофокуса о расстоянии до объекта, на который наведена резкость и о положении осветительной головки (т.е. сцена освещается прямым светом или отраженным)
Но как в любой «продвинутой» технологии, здесь важны нюансы. Во-первых, характер изображения, которое в результате получит фотограф, зависит не только от уровня «интеллекта» связки вспышка-камера, но и от того, какие «вводные» даст сам фотограф для работы этой системы. При съемке в «зеленом» программном режиме камера постарается, чтобы изображение получилось максимально качественным. Под качеством в данном случае подразумеваются исключительно технические характеристики – величина шума, глубина резкости, значение выдержки, при котором картинка не смажется, и.т.п. При этом камера не знает, и знать не может, что нужно вам именно в данном случае. При вводе каких либо параметров вручную вы уже самостоятельно задаёте некие условия, под которые система подстроится. Так, чем выше будет установленная чувствительность, тем больше в изображении будет доля постоянного света, и меньше доля вспышки. Соответственно, изображение будет выглядеть естественней.
Съёмка со вспышкой и выдержка 1/20 с
позволили получить такой эффект
|
Зуммирование во время экспозиции
при тех же условиях съёмки позволяет получить вот такую картину
|
Величина выдержки так же влияет на изображение – чем она длиннее, тем больше доля постоянного света. При этом следует иметь ввиду, что длительность самой вспышки не может быть более 1/1000 с, поэтому объекты, попавшие в зону её действия, наверняка окажутся «замороженными», а отдалённые и самосветящиеся могут и смазаться. Кстати, этим свойством можно пользоваться как художественным приемом.
Величина диафрагмы при съёмке со вспышкой влияет не только на глубину резкости, но и на соотношение освещённости между ближним и дальним планами. Поэтому если хочется иметь максимально проработанный «задник», то надо использовать максимальное относительное отверстие. Если, наоборот, хочется увести его в темноту, то имеет смысл прикрыть диафрагму до минимального значения, которое возможно при данной чувствительности и мощности вспышки.
Использование "зелёного" режима
позволило получить пормально экспонированное изображение, но жёсткий свет от вспышки в нём доминирует
ISO 200, 1/100 c, f4 |
В ручном режиме
была выставлена чувствительность
ISO 800, 1/30 c, f4 Картинка также нормально экспонирована, но выглядит естественней, тень на стене прозрачна |
Исходя из всего этого, необходимо выбирать режим съёмки – это может быть и программный автомат, и приоритет выдержки или диафрагмы, и ручной режим. Последний, на мой взгляд, даёт наиболее полный контроль над процессом съёмки, особенно в его «пентаксовском» гиперпрограммном варианте. Здесь в видоискателе по индикатору экспонометра вы постоянно видите, сколько вспышке придётся «добивать» до нормальной экспозиции, и в любой момент можете ввести необходимые поправки в каждый из экспозиционных параметров. А с помощью зелёной кнопки можно моментально установить нормальные значения выдержки и диафрагмы, и тогда вспышка только подсветит тени в изображении, и оно будет выглядеть максимально близко к оригиналу.
Меня немного удивило то, что в «зелёном» режиме вспышка ведёт себя по разному с разными камерами. Так, с *istDs при слабом постоянном освещении всегда применялась минимальная чувствительность и максимально открытая диафрагма, в то время как K10D при тех же условиях выставлял максимальную чувствительность из разрешённого диапазона, и, соответственно, максимально закрывал диафрагму. Надо признать, что при этом изображения имели совершенно одинаковую плотность. Но, на мой взгляд, это всё-таки ещё один аргумент в пользу осмысленного выбора выдержки, диафрагмы и чувствительности при съёмке со вспышкой. Во всяком случае, результат вашей работы будет более предсказуем.
Сюжет с преобладающим светлым тоном
снят в прямом и отражённом свете. Налицо недодержка примерно на 1,5 ступени
|
Сюжет с преобладающим тёмным тоном
экспонируется нормально
|
Так как в режиме TTL или P-TTL оценкой и регулировкой экспозиции занимается камера, то все достоинства и недостатки её экспосистемы (в той части, которая относится к матричному замеру)переносятся и на работу со вспышкой. В большинстве случаев изображение получается нормально экспонированным, но вот в случае преобладания в сюжете светлых тонов наблюдается явная недодержка, которую приходится компенсировать с помощью экспокоррекции вспышки или камеры. Хотя в век цифры недодержка всегда предпочтительнее, чем передержка. При этом сюжеты с преобладанием тёмных тонов передаются почти идеально. Лично для меня это важно – в 99% случаев в протокольной съёмке преобладают персонажи в черных или тёмно-синих костюмах, и всегда приходится беспокоиться о том, чтобы лица не ушли в «передёр». Хотя пиджаки в этом случае обычно выглядят прекрасно, и из чёрных превращаются в светло-серые. Так вот, этой проблемы при эксплуатации AF-540FGZ не возникало.
Автоматический режим «А». Его основное преимущество состоит в том, что он работает с любой камерой, имеющей стандартный «горячий башмак». Сделано это, видимо, для того, чтобы обеспечить совместимость даже с механическими «Пентаксами», но практически можно использовать всё что угодно, от «Зенита» до «Хассельблада». Чувствительность и величина диафрагмы вводятся во вспышку вручную. Встроенный датчик измеряет количество отражённого от объекта света, и когда оно становится «нормальным», гасит вспышку. Раньше вспышки, имеющие такой режим, назывались «тиристорными» и имели для каждой чувствительности возможность выбора одной из двух диафрагм (так называемые «сильный» и «слабый» автомат). AF-360FGZ и AF-540FGZ позволяют ввести любую диафрагму (в том диапазоне, при котором может быть обеспечена нормальная экспозиция при съёмке «в лоб») для чувствительностей ISO 25-1600.
Основной недостаток состоит в том, что если сюжет по яркости значительно отличается от стандартного, ошибка в экспозиции неизбежна. Правда, сохраняется возможность пользоваться косвенной «экспокоррекцией» - всегда можно ввести чувствительность или диафрагму больше или меньше практической.
Ручной режим. Позволяет снимать с постоянной мощностью импульса вне зависимости от внешних обстоятельств. Есть возможность регулировать интенсивность вспышки от 1/64 до 1/1 от максимальной мощности. Обычно используется для запуска студийных вспышек, и во всех случаях, когда автоматика не в силах справиться с ситуацией. Ну, например при мультиэкспозиции. Должен быть в любой профессиональной вещи, и есть.
Синхронизация по второй шторке. Вспышка срабатывает перед тем, как начинает закрываться вторая шторка затвора. Обычно применяется при относительно длинных выдержках для того, чтобы получить смазанный шлейф позади движущегося объекта. Этот эффект широко известен и много раз обсуждался, так что подробно на нём останавливаться не будем.
Фото сделаны с выдержкой 1/500 с.
На первой - со вспышкой, на второй - без.
|
На какой дистанции будет эффективна вспышка
показано на ЖК-дисплее вполне наглядно
|
Режим синхронизации на коротких выдержках (он же HSS) – позволяет снимать со вспышкой на выдержках короче, чем время полного открытия кадра (минимальная выдержка Х-синхронизации). Нюансов здесь два. Во-первых, этот режим должна поддерживать не только вспышка, но и камера, так что читайте инструкцию к своему фотоаппарату. Во-вторых, при использовании этого режима выходная мощность вспышки существенно падает, так как фактически она работает в режиме стробоскопа и мерцает в течение того самого времени полного открытия кадра. Причём, чем короче выдержка, тем сильнее падает мощность. Правда, дистанция, на которой вспышка будет эффективна в текущих условиях, очень наглядно отображается на ЖК-дисплее вспышки, так что обращайте на него внимание
Встроенная вспышка в режиме контроллера
на К10D и две ведомые в руках героев снимка. Вот так всё это работает.
|
Режим беспроводной синхронизации. «Изюминка» системы FGZ. У этого режима два варианта. В первом случае PENTAX AF-360FGZ и PENTAX AF-540FGZ срабатывают от любой другой вспышки, так же, как студийные приборы. В этом случае доступен ручной режим и автоматический «А».
Второй вариант позволяет работать в режиме TTL или P-TTL (в зависимости от модели камеры) так же, как и при обычной съёмке со вспышкой. Срабатывают «оторванные» от камеры приборы только от «своей» запускающей вспышки. К тому же на всех приборах сохраняется возможность экспокоррекции, так что освещением можно управлять довольно гибко. В этом режиме можно использовать до 4-х вспышек, но можно и только одну вместе со встроенной в камеру (только в моделях K100D, K110D, K10D, K20D, K200D).
Второй вариант позволяет работать в режиме TTL или P-TTL (в зависимости от модели камеры) так же, как и при обычной съёмке со вспышкой. Срабатывают «оторванные» от камеры приборы только от «своей» запускающей вспышки. К тому же на всех приборах сохраняется возможность экспокоррекции, так что освещением можно управлять довольно гибко. В этом режиме можно использовать до 4-х вспышек, но можно и только одну вместе со встроенной в камеру (только в моделях K100D, K110D, K10D, K20D, K200D).
Настройка работы этого режима включает в себя несколько этапов, но когда логика этих действий становится ясна, то они никаких трудностей не вызывают. Сначала нужно поставить вспышку на камеру, перевести её в режим беспроводной синхронизации и назначить её статус в будущей беспроводной системе. Статусов этих три: контроллер, ведущая вспышка (master) и ведомая (slave). Контроллер может быть установлен только на камере. Он посылает управляющие импульсы на все остальные вспышки, но в момент экспонирования не срабатывает. Ведущая вспышка отличается от контроллера только тем, что и сама срабатывает во время спуска затвора
Ведомые вспышки являются приёмниками управляющего сигнала и срабатывают в момент его получения. Находится они должны вне камеры, в радиусе 4 м от неё. После того, как статус прибора определён, необходимо выбрать один из 4-х каналов, на котором будет работать система. Фактически наличие 4-х каналов позволяет сохранить 4 различных варианта настройки для одних и тех же вспышек. К тому же работа на одном канале позволит снимать двумя различными камерами, используя одни и те же ведомые вспышки, одновременно.
Съёмка со встроенной вспышкой |
Снято в режиме беспроводной синхронизации
Ведомая вспышка распологалась внизу справа от солдатика, а встроенная выступала в качестве контроллера
|
Снято в режиме беспроводной синхронизации
Здесь встроенная вспышка работала как ведущая, а ведомая освещала фон
|
После того, как рабочий канал определён, нужно установить долю, которую данная вспышка будет вносить в общую экспозицию. Вариантов несколько: 1/1, 2/3, 1/2 или 1/3. Затем требуется до половины поджать кнопку спуска – происходит регистрация данной вспышки в камере, после чего её можно снимать с фотоаппарата и устанавливать в предназначенное ей место. Если используется несколько вспышек, то с каждой из них необходимо провести вышеописанную процедуру.
Вот и всё, можно снимать.
Вот и всё, можно снимать.
Режим управления контрастом. Насколько я понял, эта функция работает тогда, когда камера соединена со вспышкой кабелем. Так как ни кабеля, ни потребности в нём у меня нет, то воспользоваться «управлением контрастом» не пришлось. Скорее всего, это вариант «беспроводной синхронизации» с проводом.
Режим пилотного света. Вспышка светится около трёх секунд, что позволяет оценить расположение теней на будущем изображении. Наверное, не слишком необходимая, но тем не менее полезная возможность. Не знаю, что ещё о ней сказать.
Режим подсветки автофокуса. Вот это действительно полезная функция! В ситуации, когда света для уверенной (или хоть какой-нибудь) работы автофокуса недостаточно, и по той же причине проблематично навести на резкость вручную, а со вспышкой снимать не хочется (по мне – таких ситуаций большинство), этот режим – просто находка. Вспышка выступает в качестве фонарика для автофокуса, и на дистанции метров до 10 он обретает такую же бодрость, как среди бела дня. Собственно вспышка же во время спуска затвора не срабатывает.
Заключение
Ну и под конец хочется поделиться общими ощущениями от работы со вспышкой PENTAX AF-540FGZ. Очень продуманной оказалась система управления. Наличие колёсика избавляет от необходимости многократного нажимания кнопок и позволяет в разы уменьшить время на выполнение большинства часто применяемых процедур, таких, как ввод коррекции, диафрагмы, и т.п.
Выведенные на отдельный переключатель режимы синхронизации позволяют мгновенно понять, в каком состоянии находится вспышка, и при необходимости тут же переключить её. Причём, если работа в выбранном режиме невозможна (например, выбран HSS, а выдержка на камере установлена длиннее 1/180 с), то прибор самостоятельно переключается в другой режим и сохраняет работоспособность. Автоматика также продолжает работать корректно.
Имеется возможность выставить значение фокусного расстояния зуммируемой головки вручную, что важно при съёмке в отражённом свете. Также можно назначить, для какой из пентаксовских систем будут отображаться фокусные расстояния зума рефлектора – digital, 35 мм, 645 или 67. Конечно, мелочь, но приятная.
Вспышка снабжена рассеивающей насадкой для съёмки с широкоугольной оптикой и небольшим отражающим козырьком, что тоже весьма практично.
Вспышка снабжена рассеивающей насадкой для съёмки с широкоугольной оптикой и небольшим отражающим козырьком, что тоже весьма практично.
Из отрицательных моментов: при срабатывании на полную мощность время перезарядки составляет 4-5 с. Это не даёт возможности снимать серией, а такая возможность часто необходима. В случае, если конденсаторы не полностью разряжаются, можно снимать сериями до 5 кадров. В идеале тоже хотелось бы больше.
Второе замечание, которое, пожалуй, относится ко всем системам, работающим с предвспышкой: при таком алгоритме работы при съёмке людей намного увеличиваются шансы получить на снимке закрытые или полузакрытые глаза. Обычно человек моргает уже после вспышки, а когда их две подряд, вторая, видимо, как раз «ловит» моргание от первой. Хотя это зависит так же и от расстояния до модели – если не лезть к ней со вспышкой слишком близко, то всё становится на свои места.
Второе замечание, которое, пожалуй, относится ко всем системам, работающим с предвспышкой: при таком алгоритме работы при съёмке людей намного увеличиваются шансы получить на снимке закрытые или полузакрытые глаза. Обычно человек моргает уже после вспышки, а когда их две подряд, вторая, видимо, как раз «ловит» моргание от первой. Хотя это зависит так же и от расстояния до модели – если не лезть к ней со вспышкой слишком близко, то всё становится на свои места.
В целом же прибор оставляет вполне благоприятное впечатление, и результаты работы с ним позволяют надеяться, что окупится он довольно скоро.