Архив конкурсов
Пора определиться! Выбираем компактный цифровой фотоаппарат
Автор:

Пора определиться! Выбираем компактный цифровой фотоаппарат

1 Марта 2007 Версия для печати
В избранное
Пора определиться! Выбираем компактный цифровой фотоаппарат
Оценив и взвесив все достоинства компактного цифрового фотоаппарата, вы все же решили стать его счастливым обладателем. И тут перед вами возникнет довольно трудный вопрос: а какую модель выбрать? При выборе той или иной модели вообще довольно сложно найти какие-то определенные критерии, а уж потеряться в деталях и того проще. Подробное руководство к действию вы найдете ниже.

Позиционирование

Позиционирование
Пожалуй, первым разумным шагом будет определение приблизительной денежной суммы, которую вы способны и готовы потратить на покупку цифрового фотоаппарата – так будет проще начать отсчет, отсекая сразу же одну или несколько категорий фотокамер. Далее можно попытаться определить некоторые базовые требования, предъявляемые к фотокамере (проще говоря - что вы хотите от «цифровика»). Определить их будет намного проще, если вы уже достаточно четко представляете себе, с какой целью вы будете использовать фотоаппарат и отснятые им кадры. Это поможет значительно сократить круг поиска и в итоге существенно упростить ваш окончательный выбор.

Итак, к какой категории фотографов вы бы отнесли себя – простой (или начинающий) фотолюбитель, серьезный и опытный фотолюбитель, или, может быть, «профи»? Такая нехитрая классификация поможет определить, должна ли фотокамера иметь ручной контроль и «продвинутые» функции. Если вы – обычный фотолюбитель, или ленивый фотограф, который не хочет задумываться над процессом съемки, или же вовсе новичок в фотографии, то скорей всего, вам будет достаточно приобрести фотоаппарат типа «наведи-и-снимай». В таком случае оптимальным выбором будет круг тех моделей, которые предлагают автоматический режим съемки. Это простые в управлении фотокамеры начального и среднего уровня (специально для начинающих фотографов PENTAX разработал серии Optio M и Optio E). Если же вы записали себя в категорию опытных и требовательных фотолюбителей, или выше, то тогда без сомнения отдайте предпочтение более серьезным многофункциональным моделям, которые имеют ручной контроль и дают возможность подойти к процессу съемки творчески (среди компактных моделей у PENTAX для продвинутых пользователей наилучшим образом подходят камеры серии Optio A).

Объектив

Объектив
Мало кто решится поспорить с тем, что зум-объектив – вещь исключительно удобная. Зум (Zoom), зум-объектив, трансфокатор – это все названия объектива с переменным фокусным расстоянием, с помощью которого можно быстро и легко приближать или удалять объекты съемки. Такие объективы существенно расширяют творческие возможности, позволяя одновременно снимать и пейзаж, и крупный план, а также компоновать кадр на свой вкус. Самый распространенный в компактных моделях тип - трехкратный зум с диапазоном фокусных расстояний в среднем от 35 до 105 мм, который охватывает самые популярные режимы съемки – от умеренного широкоугольного до умеренного телережима. Такие объективы, вследствие несовершенства любой оптики, как правило, дают некоторые геометрические искажения изображения, особенно заметные по краям кадра (такое искажение называется дисторсией). Дисторсия в широкоугольном объективе чаще всего бывает «бочкообразной» формы и, в зависимости от качества оптики, заметна в той или иной степени, например, в виде как бы «заваленных» углов здания (особенно вертикальных элементов) и т.п. Для минимизации дисторсии в конструкции объектива используются асферические линзы. Поверхность объектива, в оптическую конструкцию которого входят асферические элементы, имеет более одного радиуса кривизны и не образует часть сферы, что эффективно помогает компенсировать явления дисторсии, особенно присущие относительно простым широкоугольным объективам. Поэтому асферическому объективу стоит отдавать предпочтение.

Очень важным параметром объектива является светосила (F-число) - чем меньше это число, тем больше света проходит через объектив. Светосильные объективы позволяют фотографировать даже при недостаточном освещении без применения вспышки, а также расширяют глубину резкости и возможности съемки движущихся объектов. Так как при этом матрица фотокамеры «видит» больше света, можно использовать более короткие выдержки, а, следовательно, избегать использования штатива, который очень часто просто необходим для получения резких снимков при съемке с длинными выдержками.

Разрешение

Разрешение
Разрешение фотокамеры – параметр фиксированный, имеющий определенный предел, который не может быть увеличен никакими способами. Поэтому, если хорошая проработка деталей изображения важна для вас, то теоретически именно максимальное разрешение светочувствительной матрицы будет основополагающим моментом при выборе цифрового фотоаппарата. Однако сегодня уже практически невозможно найти фотоаппарат с разрешением менее 5-6 мегапикселей. Такого разрешения достаточно для того, чтобы напечатать качественные фотографии формата А4, а 7 мегапикселей уже можно «растянуть» и до формата А3.
Поэтому для среднестатического фотолюбителя, печатающего в основном снимки 10х15 см, разрешение матрицы не столь важно – лучше обратить внимание на возможности и функции камеры. Однако стоит помнить о «подводном камне» - цифровом шуме, который в принципе присущ всем матрицам, но более выражен в камерах с большим разрешением (то же самой справедливо и для зеркальных камер). Физический размер матрицы в компактных фотоаппаратах достаточно стандартен – в основном, 1\2.5 или 1\1.8 дюйма, и чем более густо такая площадь «заселена» пикселями, тем выше уровень шума. Поэтому, если вам реально не нужны, скажем, 10 мегапикселей, и есть похожая модель с меньшим разрешением – взглянуть на нее повнимательней будет вполне разумно.

Дизайн и эргономика

Дизайн и эргономика
Теперь подумайте, для кого и с какой целью вы покупаете фотоаппарат, будете ли вы единственным его пользователем? Например, если вы планируете делать снимки для работы, тогда, скорее всего, фотоаппарат будет использоваться вашими коллегами, и к тому же чаще, чем обычно. Или ваш ребенок будет брать его с собой на все экскурсии и в турпоходы. В таком случае рекомендуется обратить внимание на модели с более прочным корпусом, который выполнен, например, из нержавеющей стали, металлического сплава или, как минимум, имеет металлическое покрытие. Такой корпус более надежен и прослужит дольше, чем простой пластиковый.

Обратите внимание и на гнездо для крепления штатива – желательно, чтобы оно было металлическим, так как пластиковая резьба может легко выйти из строя при частом использовании штатива. Для любителей активного отдыха и съемок в экстремальных условиях рекомендуем присмотреться к пыле- и влагозащищенным моделям – выбор их невелик, но претенденты есть очень достойные. И, наконец, проверьте, насколько надежно защищена оптика – объективы большинства фотокамер в основном снабжены раздвигающимися в сторону пластинами, но бывает и более надежная защита (прочное стекло, герметично соединенное с корпусом). Например, водо- и пылезащищенная серия камер Pentax OptioW оснащена трехкратным зум-объективом, не имеющим внешних подвижных частей и остающимся внутри камеры при съемке.

Очевидно, что управлять цифровым фотоаппаратом сложнее, чем обычным пленочным. Поэтому эргономика - очень важный момент. Удобная в работе модель не должна быть перегружена многофункциональными кнопками или иметь слишком громоздкую систему меню – навигация по меню должна осуществляться без утомительного пролистывания всей системы в поисках нужной установки. Не приветствуется и доступ к какой-либо функции путем, скажем, нажатия и удерживания одной кнопки и одновременного поворота диска или колесика – на практике это очень неудобно. Фотокамера должна быть управляема почти интуитивно: так, чтобы вам на первых порах не приходилось носить с собой инструкцию для того, чтобы вспомнить, как изменить ту или иную настройку. В эргономичной модели все основные органы управления легко доступны и хорошо ощутимы (никаких суперминиатюрных кнопок, в которые, например, нельзя попасть пальцем, а только при помощи ногтя или какого-нибудь острого предмета).
Наилучшее расположение переключателя или рычажка для управления зумом в компактной камере – непосредственно под большим или указательным пальцем правой руки. В идеале камерой нужно управлять не глядя, а если вам придется при съемке постоянно отрываться от монитора или видоискателя для того, чтобы добраться до нужной кнопки, вы имеете большой шанс упустить интересные кадры. И еще - одна и та же фотокамера совершенно по разному «лежит» в разных руках. Для одного человека она очень удобна, а другой, подержав несколько секунд, отложит в сторону. Поэтому очень важно подержать камеру в руках, понажимать кнопочки, сделать несколько снимков, посмотреть, насколько удобен монитор. Подумайте также, где вы предполагаете держать камеру, когда ей не снимаете: в кармане, в дамской сумочке, на шейном шнурке, в специальной фотосумке - внешний вид, размеры и вес имеют очень важное значение.

Вспышка

На первый взгляд кажется, что если у фотокамеры есть встроенная вспышка, то этого уже достаточно, и мало кто задумывается, что на самом деле ее возможности весьма ограничены. На практике мощности большинства встроенных вспышек хватает лишь для освещения незначительного пространства, и далеко не всегда свет вспышки достигнет снимаемого объекта. Поэтому при выборе фотоаппарата обратите внимание, какова максимальная рабочая дистанция вспышки (ведущее число). Некоторые вспышки не обладают достаточной мощностью и потому будут эффективны лишь на очень коротких расстояниях. Либо они не способны ровно осветить кадр, и углы изображения останутся темными.

Если у вас есть возможность, попробуйте снять несколько пробных кадров и посмотреть на результаты работы вспышки (благо ЖК-монитор позволяет моментально сделать это). Если же вспышка имеет функцию регулировки мощности – отнеситесь к ней с уважением, такая функция может оказаться очень полезной и поможет избежать получения неправильно экспонированных кадров (например, «засвеченных» изображений при макросъемке, когда аппарат расположен очень близко к объекту). Если вы планируете фотографировать удаленные объекты или снимать в условиях слабого освещения, то вам, скорей всего, придется использовать дополнительную, более мощную вспышку. В таком случае в конструкцию фотокамеры должен входить «горячий башмак», или, по крайней мере, коннектор для подключения внешней вспышки. Такими элементами сегодня оснащаются в основном зеркалки – остановите свое внимание на них (фотоаппараты начального уровня придется исключить полностью – в них возможность подключения внешней вспышки не предусмотрена совсем).

Монитор

Монитор
Монитор – одно из главных преимуществ цифровой фотокамеры перед пленочной. Размеры мониторов цифровиков колеблются в пределах от полутора до трех дюймов по диагонали (здесь принят тот же стандарт измерений, что и в телевизорах). И хотя изображение в них невелико, этого в большинстве случаев достаточно, чтобы в режиме съемки скомпоновать сюжет, а в режиме просмотра оценить, насколько удачны композиция и экспозиция кадра. Что касается резкости, то для ее оценки изображение при просмотре можно увеличить во много раз и к тому же «пройтись» по всей площади снимка, рассмотрев внимательней наиболее важные детали, даже если они находятся на самом краю кадра.

Большинство покупателей обычно интересуется именно размером монитора, забывая о таком немаловажном параметре, как его разрешение. Ведь четкость и детализация изображения зависит именно от разрешения – чем оно выше, тем более четкими будут выглядеть границы объектов и тем точнее удастся оценить резкость деталей. Что касается зеркальных фотокамер, то визирование по монитору в них не выполняется – монитор служит лишь для просмотра отснятых кадров. Любителям больших мониторов с массой возможностей стоит обратить внимание на «сенсорную» серию Pentax Optio T – трехдюймовый ЖК-дисплей этих миниатюрных камер является одновременно и панелью управления.

Источник питания

Источник питания
Все цифрокомпакты обладают солидным энергетическим аппетитом. В этом отношении цифровые фотоаппараты заметно уступают пленочным. Если в стандартной пленочной «мыльнице» двух стандартных алкалиновых батареек с лихвой хватит для того, чтобы отснять несколько пленок, то «цифровик» с теми же батарейками проработает не более получаса. Основной виновник - монитор (львиная доля съеденной энергии приходится именно на него). По потреблению энергии компакты проигрывают зеркалкам – ведь постоянное использование монитора в качестве видоискателя приводит к быстрому опустошению источника питания. Приобретая камеру, обратите внимание на тип источника питания. Возможны два варианта – либо это фирменный литий-ионный аккумулятор, входящий в комплект вместе с зарядным устройством, либо алкалиновые батарейки. В каждом варианте есть свои плюсы и минусы.

Литий-ионный аккумулятор более удобен, имеет бóльшую емкость, подзаряжать его можно в любой момент, однако он не столь дешев, как пальчиковый, и приобрести запасной лучше заранее, так как найти его можно не в каждом магазине (особенно если вы оказались вдалеке от дома). К фотоаппарату, работающему от стандартных элементов типа АА, придется приобрести один-два комплекта аккумуляторов (алкалиновые батарейки, входящие в комплект, как уже упоминалось, долго не протянут). Они намного дешевле и широко распространены, отправляясь на длительную «фотосессию», можно брать с собой дополнительный комплект, а в случае форс-мажорных обстоятельств использовать батарейки, найти которые можно в любом магазине любого города в любой стране.

Итак, теперь вы знаете необходимый минимум информации для грамотного выбора цифровой компактной камеры. Вопросы и предложения можно кидать в комментарии.
Новости
Почему PENTAX?
Фотошкола
Зеркальные фотоаппараты
Компактные фотоаппараты
Средний формат
Объективы
Фотопринадлежности
Обо всем
PENTAX путешествие
Фотоистории
Персона
Турецкий дневник 2010

Комментарии

кисло-молочный продукт smetana кисло-молочный продукт
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2006-10-23
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 05:51, 01 Марта 2007Цитировать
Так держать! ))
Фото автора (0)      Cтатьи автора (117)      Комментарии (230)
Владимир rva Владимир
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-02-23
Откуда: Москва
Добавлено: 06:50, 01 Марта 2007Цитировать
Желательно провести анализ,среди компакотв серий А.
Фото автора (40)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (188)
кисло-молочный продукт smetana кисло-молочный продукт
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2006-10-23
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 06:54, 01 Марта 2007Цитировать
Анализ чего, интересно?
Фото автора (0)      Cтатьи автора (117)      Комментарии (230)
Belykh Alexandre Fedorovich uralkit Belykh Alexandre Fedorovich
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-01-18
Откуда: Ekaterinburg
Добавлено: 03:53, 02 Марта 2007Цитировать
Подробным руководством статью, конечно, назвать нельзя. Тема очень акутальная, но только для начинающих фотолюбителей. Продвинутых фотолюбителей, а тем более профи к потенциальным покупателям цифрокомпактов в качестве основной камеры отнести нельзя. С критериями отбора и некоторыми положениями статьи тоже не всегда можно согласиться. К первому шагу выбора цифрокомпакта, по моему, надо отнести не выделенную сумму, а выбор конструктива. По этому критерию я бы выделил условно три группы:
1. Камеры со встроенными невыдвижными объективами.
2. Камеры с выдвижными в рабочем режиме объективами.
3. Камеры с полноценной несменной оптикой.
Внутри этих классов конструктивов уже можно ориентироваться на выделенную для приобретения камеры сумму. В классе цифрокомпактов очень широкий диапазон цен (от $100 до $700), так же, как и в классе цифрозеркалок. Естественно возникает вопрос, зачем платить больше, если конечный результат (относительно качественный снимок) не меняется, тем более, что, согласно закону Мура, мощность компьютеров (к которым вполне можно отнести и цифровые фотокамеры) удваивается каждые 1,5 года и, соответственно, любая цифровая фотокамера морально и физически устареет максимум через 3 года. Для повседневного использования больше подходят камеры первого класса, в которые, в будущем, возможно будут встроены органайзеры и коммуникаторы и которые не занимают много места в кармане рубашки. Для более требовательных фотолюбителей, конечно, подходит второй класс, но выпирающий независимо от желания владельца объектив требует особого внимания. Третий класс уже конкурирует с цифрозеркалками особо экономичного бюджетного уровня, обладает оптикой достаточного высокого уровня и вполне может служить рабочей оперативной камерой даже для профессионала, который не готов рисковать многотысячнодолларовой цифрозеркалкой в не очень ответственных ситуациях. По терминологии тоже есть некоторые замечания. Цифрового шума не существует, есть тепловой флуктуационный шум по уровню яркости и цветности. Доводы по выбору разрешения матрицы и материала корпуса камеры вполне разумны и не согласиться с ними нельзя. По вопросу выбора источника питания более разумным представляется выбор элементов АА, который уже стал стандартом для вспышек любого класса, а иметь однотипные элементы питания для камеры и вспышки очень удобно. Подобная во всех отношения дискуссия была бы полезна и по классу цифрозеркалок. На все все вопросы и критические замечания ответим в последующих комментариях.
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (9)
Владимир rva Владимир
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-02-23
Откуда: Москва
Добавлено: 06:20, 02 Марта 2007Цитировать
Спасибо за отличный комментарий.С удовольствием ппиму участие в дискуссии по цифровым зеркальным фотокамерам,если она состоится.Такая тема имеется на форуме.
Фото автора (40)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (188)
Digital Camera Expert (профессиональный журналист:) mak Digital Camera Expert (профессиональный журналист:)
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-02-28
Откуда: С.-Петербург
Добавлено: 07:59, 02 Марта 2007Цитировать
Данная статья и не является руководством. Это лишь азы - небольшая помощь, и даже скорее не начинающим фотолюбителям, а тем, кто не разбирается в цифровых фотоаппаратах, но хотел бы приобрести. Нагружать таких людей терминологией "тепловой флуктуационный шум по уровню яркости и цветности" смысла нет:-) К статье разумнее относиться как к ликбезу - рассказано лишь о том, что полезно знать и на что желательно обратить внимание при выборе камеры.
Фото автора (34)      Cтатьи автора (9)      Комментарии (8)
Таратунин Юрий Владиславович PENTAMALER Таратунин Юрий Владиславович
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-01-29
Откуда: г.Тюмень
Добавлено: 06:06, 11 Марта 2007Цитировать
Мне понравилась статья! Я конечно определился с камерой, зеркалка у меня, но для подводной бы съемки взял бы W20. Гоняя на водных горках, не знал куда девать зеркалку, а так W20 в трусы и вперед...!
Фото автора (14)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (97)
Алексей Рымонин Phoen1x Алексей Рымонин
Ранг: Китайский программист
Зарегистрирован: 2006-09-20
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 06:14, 13 Марта 2007Цитировать
PENTAMALER писал(а):
Мне понравилась статья! Я конечно определился с камерой, зеркалка у меня, но для подводной бы съемки взял бы W20. Гоняя на водных горках, не знал куда девать зеркалку, а так W20 в трусы и вперед...!

Это просто проверка..
Фото автора (1)      Cтатьи автора (1)      Комментарии (18)
виталий кухаренко кух виталий кухаренко
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-10-20
Откуда: Петербург
Добавлено: 06:36, 11 Августа 2009Цитировать
а к каким типам фотолюбителей отнести серию-т?
Фото автора (24)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (9)
Чтобы оставить свой комментарий необходимо:   [ войти ]   [ зарегистрироваться ]
Пора определиться! Выбираем компактный цифровой фотоаппарат
© 2007-2010 PentaxNews. При перепечатке материалов ссылка на www.pentaxnews.ru обязательна
Сайт PentaxNews — цифровых фотоаппаратов Pentax много не бывает!