Конструкция
Камера Pentax K-5 с объективом Pentax SMC DA 18-135/3.5-5.6 |
Объектив Pentax SMC DA 18-135mm/3.5-5.6 обладает самыми компактными размерами, в сравнении с аналогичными объективами других производителей – 73 мм в диаметре и 76 мм в длину (в сложенном состоянии). В конструкции объектива предусмотрены прорезиненные прокладки, а на байонете находится уплотнительное кольцо из резины, что, в совокупности с камерой Pentax K-5, обеспечивает надежную защиту системы от попадания внутрь влаги и грязи. На поверхность передней линзы нанесено специальное покрытие Super Protect (SP), предохраняющее оптику от воздействия капель воды, пыли и грязи.
Корпус объектива сделан из прочного, но достаточно легкого материала. Вес объектива – 405 г. Кольцо зуммирования приятно на ощупь, занимает практически всю площадь поверхности объектива. Ход механизма зуммирования немного тугой, что обеспечивает плавное изменение фокусного расстояния и предохраняет от самовыдвижения передних элементов объектива. Однако, при активной ходьбе, они все же могут постепенно выдвигаться. Защелки для закрепления механизма зуммирования, к сожалению, не предусмотрено. Присутствует незначительный люфт передних элементов объектива при максимальном выдвижении их из корпуса, но на качество получаемых снимков заметного влияния это не оказывает.
Кольцо фокусировки располагается очень близко к камере и имеет довольно тугой ход, из-за чего ручная фокусировка осложнена и немного неудобна. Шкала расстояний фокусировки отсутствует, но на практике ей редко кто пользуется – поэтому вряд ли это можно считать недостатком. Стоит отметить, что при зуммировании смещается точка фокусировки, что может быть не удобно для съемки активных действий или видео.
Корпус объектива сделан из прочного, но достаточно легкого материала. Вес объектива – 405 г. Кольцо зуммирования приятно на ощупь, занимает практически всю площадь поверхности объектива. Ход механизма зуммирования немного тугой, что обеспечивает плавное изменение фокусного расстояния и предохраняет от самовыдвижения передних элементов объектива. Однако, при активной ходьбе, они все же могут постепенно выдвигаться. Защелки для закрепления механизма зуммирования, к сожалению, не предусмотрено. Присутствует незначительный люфт передних элементов объектива при максимальном выдвижении их из корпуса, но на качество получаемых снимков заметного влияния это не оказывает.
Кольцо фокусировки располагается очень близко к камере и имеет довольно тугой ход, из-за чего ручная фокусировка осложнена и немного неудобна. Шкала расстояний фокусировки отсутствует, но на практике ей редко кто пользуется – поэтому вряд ли это можно считать недостатком. Стоит отметить, что при зуммировании смещается точка фокусировки, что может быть не удобно для съемки активных действий или видео.
Качество изображения
Объектив обеспечивает контрастное, детализированное изображение с хорошей цветопередачей и проработкой полутонов. Контрастное изображение обеспечивается и в контровом свете. Бликов на фотографиях практически не возникает. Они становятся заметными только при попадании в кадр яркого источника света, но, по сравнению с другими аналогичными объективами – слабо выражены.
В центральной части изображения на всех фокусных расстояниях наблюдается достаточно хорошая резкость. К краям изображения резкость на открытых диафрагмах снижается. На фокусных расстояниях 18–70 мм заметное падение резкости наблюдается только на дальних краях и углах изображения – на бОльшей части изображения микроконтраст высокий. На фокусных расстояниях от 70 мм резкость по полю начинает снижаться быстрее. Диафрагмированием на одну-две ступени можно добиться равномерно резкого изображения практически по всему полю.
На 18 мм наблюдается заметная бочкообразная дисторсия, которая практически полностью пропадает к 30 мм. На фокусных расстояниях от 70 мм наблюдается незначительная подушкообразная дисторсия. При открытых диафрагмах в углах изображения можно заметить виньетирование, которое пропадает при диафрагмировании на одну-две ступени. Также на изображениях проявляются и хроматические аберрации. Со всеми перечисленными аберрациями успешно справляется внутрикамерное программное обеспечение (в фотоаппарате Pentax K-5) и фирменное компьютерное программное обеспечение Pentax Digital Camera Utility. Примеры исходных снимков и их обработки вы можете увидеть ниже. Остальные снимки обработаны с помощью Pentax Digital Camera Utility.
Размытие объектива в зоне нерезкости («бокэ») мягкое и приятное. В некоторых случаях могут наблюдаться «двоения» (например, при попадании веток на задний план), но для объектива такого класса ситуация вполне обычная.
В центральной части изображения на всех фокусных расстояниях наблюдается достаточно хорошая резкость. К краям изображения резкость на открытых диафрагмах снижается. На фокусных расстояниях 18–70 мм заметное падение резкости наблюдается только на дальних краях и углах изображения – на бОльшей части изображения микроконтраст высокий. На фокусных расстояниях от 70 мм резкость по полю начинает снижаться быстрее. Диафрагмированием на одну-две ступени можно добиться равномерно резкого изображения практически по всему полю.
На 18 мм наблюдается заметная бочкообразная дисторсия, которая практически полностью пропадает к 30 мм. На фокусных расстояниях от 70 мм наблюдается незначительная подушкообразная дисторсия. При открытых диафрагмах в углах изображения можно заметить виньетирование, которое пропадает при диафрагмировании на одну-две ступени. Также на изображениях проявляются и хроматические аберрации. Со всеми перечисленными аберрациями успешно справляется внутрикамерное программное обеспечение (в фотоаппарате Pentax K-5) и фирменное компьютерное программное обеспечение Pentax Digital Camera Utility. Примеры исходных снимков и их обработки вы можете увидеть ниже. Остальные снимки обработаны с помощью Pentax Digital Camera Utility.
Размытие объектива в зоне нерезкости («бокэ») мягкое и приятное. В некоторых случаях могут наблюдаться «двоения» (например, при попадании веток на задний план), но для объектива такого класса ситуация вполне обычная.
Исходный снимок
f = 18mm; Av = f/8; Tv = 1/200 s; ISO 80
|
Снимок с коррекцией искажений
f = 18mm; Av = f/8; Tv = 1/200 s; ISO 80
|
Исходный снимок
f = 115mm; Av = f/5.6; Tv = 1/200 s; ISO 80
|
Снимок с коррекцией искажений
f = 115mm; Av = f/5.6; Tv = 1/200 s; ISO 80
|
Автофокусировка
В объективе Pentax SMC DA 18-135mm/3.5-5.6 сделан новый автофокусный привод с маркировкой DC. Данный привод обеспечивает быструю и практически бесшумную фокусировку. В отличие от ультразвукового привода SDM, блок фокусировочных линз в новом приводе не вращается, а перемещается с помощью микромеханический двигателей. По всей видимости, из-за этого и пришлось отказаться от шкалы расстояний.
Стоит отметить, что калибровка объектива не потребовалась. Объектив во время тестирования фокусировался надежно. Вместе с камерой Pentax K-5 в режиме следящей фокусировки хорошо себя показал при съемке быстро движущихся объектов. Практически на всех снимках объекты находятся в зоне резкости.
Стоит отметить, что калибровка объектива не потребовалась. Объектив во время тестирования фокусировался надежно. Вместе с камерой Pentax K-5 в режиме следящей фокусировки хорошо себя показал при съемке быстро движущихся объектов. Практически на всех снимках объекты находятся в зоне резкости.
Спортивная съемка
f = 135mm; Av = f/6.3; Tv = 1/1600 s; ISO 640
|
Спортивная съемка
f = 135mm; Av = f/5.6; Tv = 1/500 s; ISO 160
|
Спортивная съемка
f = 135mm; Av = f/6.3; Tv = 1/1600 s; ISO 640
|
Стабилизация изображения
Пример стабилизации изображения |
В объективах Pentax (в отличие от таких производителей, как Canon и Nikon) отсутствует система стабилизации изображения. Стабилизация изображения осуществляется самой камерой (за счет сдвига матрицы) и совместима с любым объективом. Кроме стабилизации изображения, возможно и выравнивание горизонта. На приведенных снимках показаны примеры работы стабилизатора с выравниванием горизонта.
Снимок без стабилизации изображения
Заметен смаз и завал горизонта
|
Снимок со стабилизацией изображения
Смаз отсутствует, горизонт выровнен путем наклона матрицы
|
Примеры снимков
Порт г. Выборга
f = 115mm; Av = f/8; Tv = 1/200 s; ISO 400
|
Набережная
f = 60mm; Av = f/5.6; Tv = 1/250 s; ISO 80
|
Башня ратуши
f = 100mm; Av = f/8; Tv = 1/200 s; ISO 80
|
Березы
f = 135mm; Av = f/5.6; Tv = 1/250 s; ISO 80
|
Дерево
f = 18mm; Av = f/5.6; Tv = 1/320 s; ISO 80
|
Пример стабилизации
f = 68mm; Av = f/5.6; Tv = 1/25 s; ISO 200
|
Утро
f = 21mm; Av = f/5.6; Tv = 1/80 s; ISO 80
|
Пример "бокэ"
f = 115mm; Av = f/5.6; Tv = 1/400 s; ISO 160
|
Портрет
f = 24mm; Av = f/4; Tv = 1/20 s; ISO 1250
|
Портрет
f = 68mm; Av = f/4.5; Tv = 1/30 s; ISO 400
|
Портрет
f = 78mm; Av = f/5.6; Tv = 1/125 s; ISO 800
|
Портрет
f = 60mm; Av = f/4.5; Tv = 1/100 s; ISO 160
|
Сравнение с объективом Pentax SMC DA 17-70mm/4
В современной линейке объективов Pentax наиболее близок к рассматриваемому объектив Pentax SMC DA 17-70mm/4. По размерам объектив DA 17-70mm/4 больше DA 18-135mm/3.5-5.6, а конструктив немного похуже: больше люфт передних элементов объектива, нет пылевлагозащиты корпуса. Еще одно различие – поверхность колец зуммирования. У объектива DA 17-70mm/4 поверхность ребристая (в линеечку), а у DA 18-135mm/3.5-5.6 составлена из «пупырышек», что обеспечивает более надежное сцепление с пальцами и, соответственно, более удобное зуммирование.
По светосиле разница между объективами составляет всего лишь половину ступени экспозиции (до 70 мм относительное отверстие объектива DA 18-135mm/3.5-5.6 составляет от f/3.5 до f/4.5). На краях изображения объектив DA 17-70mm/4 более резкий, но в контровом свете проявляет себя хуже – блики от источников света в кадре заметно ярче. Дисторсия, виньетирование и хроматизм у обоих объективов примерно одинаковы. По скорости автофокусировки заметных различий нет.
По светосиле разница между объективами составляет всего лишь половину ступени экспозиции (до 70 мм относительное отверстие объектива DA 18-135mm/3.5-5.6 составляет от f/3.5 до f/4.5). На краях изображения объектив DA 17-70mm/4 более резкий, но в контровом свете проявляет себя хуже – блики от источников света в кадре заметно ярче. Дисторсия, виньетирование и хроматизм у обоих объективов примерно одинаковы. По скорости автофокусировки заметных различий нет.
Pentax SMC DA 18-135mm/3.5-5.6
f = 135mm; Av = f/5.6
|
Pentax SMC DA 18-135mm/3.5-5.6
f = 135mm; Av = f/8.0
|
Pentax SMC DA 18-135mm/3.5-5.6
f = 135mm; Av = f/11
|
Pentax SMC DA 18-135mm/3.5-5.6
f = 36mm; Av = f/5.6; Tv = 1/125 s; ISO 250
|
Pentax SMC DA 17-70mm/4
f = 36mm; Av = f/5.6; Tv = 1/125 s; ISO 160
|
Заключение
В первую очередь, данный объектив будет интересен путешественникам и туристам, так как он перекрывает наиболее востребованные фокусные расстояния – от широкоугольного до телескопического, конструкция предусматривает защиту от неблагоприятных погодных условий, а размеры объектива довольно малы. Комплект объектива и компактной камеры Pentax K-5 с легкостью поместится в любую походную сумку и не займет много места. Не смотря на свои малые размеры, данный набор позволит получать качественные снимки даже в сложных световых условиях (камера обеспечивает повышение ISO до 51200, а с помощью системы стабилизации изображения позволяет снизить смазывание снимков на длинных выдержках).
Также данный объектив может заинтересовать своей универсальностью и достаточно высокой скоростью автофокусировки фотографов, работающих в репортажном жанре.
В заключение хочется поблагодарить компанию Pentax за предоставленные для тестирования объективы Pentax SMC DA 18-135mm/3.5-5.6 и Pentax SMC DA 17-70mm/4, а также Выборгский Конно-реконструкторский клуб «Аквилон» за возможность съемки лошадей.
Также данный объектив может заинтересовать своей универсальностью и достаточно высокой скоростью автофокусировки фотографов, работающих в репортажном жанре.
В заключение хочется поблагодарить компанию Pentax за предоставленные для тестирования объективы Pentax SMC DA 18-135mm/3.5-5.6 и Pentax SMC DA 17-70mm/4, а также Выборгский Конно-реконструкторский клуб «Аквилон» за возможность съемки лошадей.