
Опуская детальное описание новинки, которое можно отыскать в предыдущих статьях, остановлюсь на важнейших моментах работы нового цифрового фотоаппарата, кое-где сравнивая его с предыдущими моделями.
Настенька.
Pentax K10D Tokina 28-70. 1/180+f/2.8 (Здесь и далее, если не указано иное, то чувствительность составляет 100 ISO)
|
Как уже говорилось в предыдущей статье, все функции, которые необходимы для частого обращения, можно переключать прямо с корпуса, даже не отрываясь от видоискателя. Более не нужно лезть в меню, чтобы, например, сменить точку фокусировки, изменить режим экспозамера или настроить брекетинг! Благодаря использованию в системе управления 2-х колёсиков (под большой и указательный палец), настройка любой сложности делается на К10D в одно-два касания, что значительно повышает оперативность работы. Что и говорить об удобстве съемки, для которого предназначены следующие режимы:
- автоматический с диапазоном 1/4000 – 30 сек
- приоритет выдержки/диафрагмы
- приоритет чувствительности
- приоритет выдержки
- приоритет диафрагмы
- гипер-программные режимы
- ручной
- режим синхронизации со вспышкой (X-sync)
- ручная выдержка (Bulb)
- автоматический с диапазоном 1/4000 – 30 сек
- приоритет выдержки/диафрагмы
- приоритет чувствительности
- приоритет выдержки
- приоритет диафрагмы
- гипер-программные режимы
- ручной
- режим синхронизации со вспышкой (X-sync)
- ручная выдержка (Bulb)
Кроп 100% предыдущего снимка.
Pentax K10D Tokina 28-70. 1/180+f/2.8
|
Каждый фотограф – от начинающего свой путь в большой фотографии, до профессионала-репортажника найдёт для себя удобный режим управления и сможет делать при помощи K10D замечательные снимки.
Примечание. Прошу не делать далеко идущих выводов по детализации изображения по представленным снимкам, ибо съемка велась зумом на открытых диафрагмах, для получения мягкого портретного рисунка. Тестом на разрешающую способность они не являются.
Примечание. Прошу не делать далеко идущих выводов по детализации изображения по представленным снимкам, ибо съемка велась зумом на открытых диафрагмах, для получения мягкого портретного рисунка. Тестом на разрешающую способность они не являются.
Любознательность.
Pentax K10D Tokina 28-70. 1/180+f/3.5
|
Питание камеры осуществляется от собственного литий-ионного аккумулятора большой ёмкости. Питание от “народных” элементов АА, увы, не поддерживается. Отдельно поставляется вертикальная рукоятка с ещё одним аккумулятором, а также кнопкой спуска затвора, двумя управляющими дисками, дополнительными кнопками, т.е. всем, что требуется для серьезной съемки. Грустить по поводу отсутствия питания от АА не стоит, ибо это – логичная плата за быстрый процессор, стабилизатор изображения и реактивный автофокус. Некоторым утешением является тот факт, что ёмкости нового аккумулятора хватает примерно на 1000-1100 снимков без использования встроенной вспышки и просмотром 50% снимков, либо на приблизительно 730 снимков с 50% использованием вспышки. А при подсоединении батарейного блока, вы получаете 2 аккумулятора в одной камере (которые будут работать один за другим) и сможете смело удвоить приведенные цифры.
Кстати, затвор имеет гарантированный ресурс в 100000 срабатываний. По опыту предыдущих камер от Pentax, это означает, что 150000 срабатываний – вовсе не предел для профессиональной новинки.
В общем, в плане эргономики, управления и надёжности по питанию K10D получает твёрдую пятёрку!
Кстати, затвор имеет гарантированный ресурс в 100000 срабатываний. По опыту предыдущих камер от Pentax, это означает, что 150000 срабатываний – вовсе не предел для профессиональной новинки.
В общем, в плане эргономики, управления и надёжности по питанию K10D получает твёрдую пятёрку!
Уморилась.
Pentax K10D Tokina 28-70. 1/180+f/3.5
|
Автофокус
Про систему автофокусировки можно рассказывать долго и с удовольствием. Хотя понятие “долго” более не применимо к автофокусу от Pentax. Доложу Вам, всё работает ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО быстро и точно. Я пробовал форусироваться с самыми разными объективами от штатного Pentax SMC DA 18-55/3,5-5,6, до специализированного профессионального Pentax SMC FA* 200/4 MACRO и ни в одной из фокусировок (в самых разных ословиях освещенности), объектив не начал “рыскать” и не отказался от фокусировки. В большинстве случаев, K10D наводилась на резкость в один проход, причём, как в однократном режиме, так и в следящем, тоже очень хорошо проявившем себя.
Скорость съемки
Порадовала и серийная съемка – при скорости съемки 3.3 кадра в секунду, в RAW можно сделать 9 кадров (причем после полного заполнения буфера не нужно ждать записи всех файлов и можно снимать параллельно с записью), а в JPEG с той же скоростью – снимать до заполнения карты памяти – можно можно говорить про бесконечный буфер.
В плане фокусировки и съемки, как я ни старался придраться – оценка тоже ОТЛИЧНО.
Баланс белого
Помимо автоматического, ручного режима и ряда предустановок теперь можно задать и сохранить 3 фиксированные цветовые температуры, выбрав их прямо в градусах Кельвина с точностью 100 градусов, что очень удобно при съемке, например, на свадьбе, когда приходится снимать то на улице, то при лампах накаливания, то при люминесцентных лампах. Весьма полезно и удобно.
Автомат ББ работает очень неплохо. В автоматическом режиме заставить его ошибиться мне удалось только однажды, когда объект съемки освещался смешанным светом (“холодная” люминисцентная лампа 20W + лампа накаливания 100W + естественный свет с улицы), при таком сочетании кадр стал немного “зеленить”, что немудрено. Естественно, что установка ББ по белому листу мгновенно решила эту проблему.
Строго говоря, при съемке в RAW баланс белого не является такой уж проблемой, но качественную автоматику и удобные ручные режимы нельзя не отметить. Во всем чувствуется забота производителя. Оценка пять с минусом (буду строг - всё таки один раз автоматика ошиблась)
Про систему автофокусировки можно рассказывать долго и с удовольствием. Хотя понятие “долго” более не применимо к автофокусу от Pentax. Доложу Вам, всё работает ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО быстро и точно. Я пробовал форусироваться с самыми разными объективами от штатного Pentax SMC DA 18-55/3,5-5,6, до специализированного профессионального Pentax SMC FA* 200/4 MACRO и ни в одной из фокусировок (в самых разных ословиях освещенности), объектив не начал “рыскать” и не отказался от фокусировки. В большинстве случаев, K10D наводилась на резкость в один проход, причём, как в однократном режиме, так и в следящем, тоже очень хорошо проявившем себя.
Скорость съемки
Порадовала и серийная съемка – при скорости съемки 3.3 кадра в секунду, в RAW можно сделать 9 кадров (причем после полного заполнения буфера не нужно ждать записи всех файлов и можно снимать параллельно с записью), а в JPEG с той же скоростью – снимать до заполнения карты памяти – можно можно говорить про бесконечный буфер.
В плане фокусировки и съемки, как я ни старался придраться – оценка тоже ОТЛИЧНО.
Баланс белого
Помимо автоматического, ручного режима и ряда предустановок теперь можно задать и сохранить 3 фиксированные цветовые температуры, выбрав их прямо в градусах Кельвина с точностью 100 градусов, что очень удобно при съемке, например, на свадьбе, когда приходится снимать то на улице, то при лампах накаливания, то при люминесцентных лампах. Весьма полезно и удобно.
Автомат ББ работает очень неплохо. В автоматическом режиме заставить его ошибиться мне удалось только однажды, когда объект съемки освещался смешанным светом (“холодная” люминисцентная лампа 20W + лампа накаливания 100W + естественный свет с улицы), при таком сочетании кадр стал немного “зеленить”, что немудрено. Естественно, что установка ББ по белому листу мгновенно решила эту проблему.
Строго говоря, при съемке в RAW баланс белого не является такой уж проблемой, но качественную автоматику и удобные ручные режимы нельзя не отметить. Во всем чувствуется забота производителя. Оценка пять с минусом (буду строг - всё таки один раз автоматика ошиблась)
Шпионы как мы.
Pentax K10D Tokina 28-70. 1/180+f/3.5
|
Эспоавтоматика
Pentax K10D с честью решает проблему замера света. С одной стороны, вы можете использовать многочисленные автоматические и полуавтоматические функции экспозиции. С другой стороны, применяя ручные режимы, вы сами можете установить необходимые параметры экспозиции для конкретного кадра.
Камера оснащена 3-мя режимами замера: матричным, центровзвешенным, и (наиболее, на мой взгляд, мощным и востребованным) точечным.
У K10D вполне стандартный ряд чувствительностей 100-1600 ISO. Все, в общем-то, логично. 100 ISO – это очень и очень хорошо для съемке при хорошем освещении и, например, в студии, а из RAW’а снятого на 1600 ISO вполне можно “вытянуть” и более высокие значения чувствительности. Никаких нареканий работа экспозамера не вызвала, всё ожидаемо качественно, как и подобает фотокамере высшего уровня. Отлично.
Стабилизация изображения и защита от пыли
Эти нововведения традиционно вызывают большой интерес.
В Pentax K10D предусмотрена система Shake Reduction, благодаря которой исключается эффект смазывания изображения на Ваших фотоснимках. Встроенные сенсоры этого уникального механизма контролируют смещение фотокамеры в вертикальной и горизонтальной плоскостях. С помощью магнитного поля они корректируют положение матрицы относительно оптической оси пропорционально дрожанию камеры. В результате Pentax K10D в отличии от камер некоторых других производителей не нуждается в специальных дорогих объективах со встроенной стабилизацией. Pentax предлагает превосходную стабилизацию практически со всеми объективами с байонетом K, среднеформатными объективами Pentax, а также и с гигантским количеством оптики под резьбу М42, в том числе отечественного производства. В последнем случае (для объективов не обладающих информационными контактами на байонете) необходимо вручную перед съемкой ввести фокусное расстояние используемого объектива.
На практике, система стабилизации отработала очень неплохо позволяя при съемке с рук стабильно получать выдержку на две, иногда три ступени длиннее, чем наиболее длинная для данного фокусного расстояния по известной формуле (1/F).
Подвижный сенсор, использующийся в системе «Shake Reduction», предоставляет еще одну полезную возможность – защиту от пыли “Dust Reduction”. Нанесенное на поверхность ПЗС-матрицы методом вакуумного напыления, оригинальное покрытие Pentax Special Protect (SP) на основе соединений фтора эффективно защищает матрицу от пыли, а изображение – от пятен. Остатки пыли при необходимости на большой скорости стряхивает система Shake Reduction – фунция запускается автоматически при загрузке камеры либо вручную во время работы. Устраненные частицы попадают на клейкую ленту на дне механизма SR, что навсегда предотвращает их попадание обратно на матрицу. Заявление фирмы производителя выглядело сомнительным, однако система работает. Несколько пылинок, специально посаженные на матрицу во время смены объектива не смогли удержаться на ней после включения и обнаружить их при следующей смене объектива не представлялось возможным.
Таким образом и тут всё очень и очень достойно. Твёрдая ПЯТЁРКА.
Pentax K10D с честью решает проблему замера света. С одной стороны, вы можете использовать многочисленные автоматические и полуавтоматические функции экспозиции. С другой стороны, применяя ручные режимы, вы сами можете установить необходимые параметры экспозиции для конкретного кадра.
Камера оснащена 3-мя режимами замера: матричным, центровзвешенным, и (наиболее, на мой взгляд, мощным и востребованным) точечным.
У K10D вполне стандартный ряд чувствительностей 100-1600 ISO. Все, в общем-то, логично. 100 ISO – это очень и очень хорошо для съемке при хорошем освещении и, например, в студии, а из RAW’а снятого на 1600 ISO вполне можно “вытянуть” и более высокие значения чувствительности. Никаких нареканий работа экспозамера не вызвала, всё ожидаемо качественно, как и подобает фотокамере высшего уровня. Отлично.
Стабилизация изображения и защита от пыли
Эти нововведения традиционно вызывают большой интерес.
В Pentax K10D предусмотрена система Shake Reduction, благодаря которой исключается эффект смазывания изображения на Ваших фотоснимках. Встроенные сенсоры этого уникального механизма контролируют смещение фотокамеры в вертикальной и горизонтальной плоскостях. С помощью магнитного поля они корректируют положение матрицы относительно оптической оси пропорционально дрожанию камеры. В результате Pentax K10D в отличии от камер некоторых других производителей не нуждается в специальных дорогих объективах со встроенной стабилизацией. Pentax предлагает превосходную стабилизацию практически со всеми объективами с байонетом K, среднеформатными объективами Pentax, а также и с гигантским количеством оптики под резьбу М42, в том числе отечественного производства. В последнем случае (для объективов не обладающих информационными контактами на байонете) необходимо вручную перед съемкой ввести фокусное расстояние используемого объектива.
На практике, система стабилизации отработала очень неплохо позволяя при съемке с рук стабильно получать выдержку на две, иногда три ступени длиннее, чем наиболее длинная для данного фокусного расстояния по известной формуле (1/F).
Подвижный сенсор, использующийся в системе «Shake Reduction», предоставляет еще одну полезную возможность – защиту от пыли “Dust Reduction”. Нанесенное на поверхность ПЗС-матрицы методом вакуумного напыления, оригинальное покрытие Pentax Special Protect (SP) на основе соединений фтора эффективно защищает матрицу от пыли, а изображение – от пятен. Остатки пыли при необходимости на большой скорости стряхивает система Shake Reduction – фунция запускается автоматически при загрузке камеры либо вручную во время работы. Устраненные частицы попадают на клейкую ленту на дне механизма SR, что навсегда предотвращает их попадание обратно на матрицу. Заявление фирмы производителя выглядело сомнительным, однако система работает. Несколько пылинок, специально посаженные на матрицу во время смены объектива не смогли удержаться на ней после включения и обнаружить их при следующей смене объектива не представлялось возможным.
Таким образом и тут всё очень и очень достойно. Твёрдая ПЯТЁРКА.
Примеры разных чувствительностей.
K10D 100 ISO
|
Матрица и АЦП
Пожалуй ни одна функция новой фотокамеры не вызвала столько споров, сколько новая 10,2-мегапиксельная матрица и впервые использованный в зеркальной камере 22-х разрядный аналого-цифровой преобразователь. Столько копий было сломано на форумах в сети и личных встречах на тему уровня цифровых шумов новой матрицы, динамического диапазона, точности цветопередачи и прочая и прочая.
Не претендуя на истину в последней инстанции (ибо некоторое количество несогласных будет всегда) скажу, что лично я увидел по результатам тестовых съемок и рабочих моментов студийной съемки.
Шум матрицы.
При сравнительной съемке на одной и той же чувствительности (сравнение проводилось с камерой Pentax *istDS) картина следующая:
На чувствительности 100 ISO (фото 1) шум визуально практически незаметен, даже на участках с низким уровнем освещенности, а также на плавных тональных переходах.
DS – нет данной чувствительности.
Пожалуй ни одна функция новой фотокамеры не вызвала столько споров, сколько новая 10,2-мегапиксельная матрица и впервые использованный в зеркальной камере 22-х разрядный аналого-цифровой преобразователь. Столько копий было сломано на форумах в сети и личных встречах на тему уровня цифровых шумов новой матрицы, динамического диапазона, точности цветопередачи и прочая и прочая.
Не претендуя на истину в последней инстанции (ибо некоторое количество несогласных будет всегда) скажу, что лично я увидел по результатам тестовых съемок и рабочих моментов студийной съемки.
Шум матрицы.
При сравнительной съемке на одной и той же чувствительности (сравнение проводилось с камерой Pentax *istDS) картина следующая:
На чувствительности 100 ISO (фото 1) шум визуально практически незаметен, даже на участках с низким уровнем освещенности, а также на плавных тональных переходах.
DS – нет данной чувствительности.
Примеры разных чувствительностей.
200 ISO: Слева K10D, справа - DS
|
На чувствительности 200 ISO (фото 2-3) шум можно заметить (при желании) на тёмных участках, его уровень идентичен у обеих камер. Детализация снимка с K10D чуть выше, чем снимка с DS.
Примеры разных чувствительностей.
400 ISO: Слева K10D, справа - DS
|
На чувствительности 400 ISO (фото 4-5) у K10D уровень шума ощутимо ниже, чем у DS.
Детализация снимка с K10D заметно выше, чем снимка с DS.
Детализация снимка с K10D заметно выше, чем снимка с DS.
Примеры разных чувствительностей.
800 ISO: Слева K10D, справа - DS
|
На чувствительности 800 ISO (фото 6-7) у K10D уровень шума совсем немного ниже, чем у DS. Можно даже говорить об идентичности, однако на снимке, сделанном DS, наблюдается значительно меньшее количество мелких деталей, нежели на снимке K10D.
Примеры разных чувствительностей.
1600 ISO: Слева K10D, справа - DS
|
На чувствительности 1600 ISO (фото 8-9) у K10D уровень шума ощутимо ниже, чем у DS. Детализация снимка с K10D осталась на уровне 800 ISO, мелких деталей на снимке DS стало ощутимо меньше, вследствие сильного нарастания шума.
Итого по шумам.
Уже начиная с чувствительности 200 ISO матрица Pentax K10D проявляет при прочих равных бОльшую деталлизацию, при незначительном уровне шума. При дальнейшем повышении чувствительности шум матрицы K10D нарастает значительно медленнее чем шум матрицы *IstDS, что позволяет на одних значениях светочувствительности (принимая во внимание, безусловно, большее разрешение матрицы) давать значительно более высокую детализацию и, как следствие, более высокое качество.
От себя замечу, субъективно, шум Pentax K10D несколько более приятен для глаза, нежели шум *IstDS. Он визуально напоминает зерно черно-белой плёнки и даже на высоких значениях светочувствительности довольно приятен для глаза.
На вкус и цвет, как известно, товарищей не найти, но мне показалось, что моё восприятие не будет лишним в даном случае.
Что касается тоно- и цветопередачи, то и тут Pentax K10D не подкачал. Все цвета переданы очень натурально и естественно. Полагаю не зря инженеры Pentax разрабатывали столь точный АЦП – действительно результат на лицо. Плавные тоновые переходы – весьма и весьма достойно. Собственно, чтобы не быть голословным прошу обратить внимание на кадры из студии.
Уже начиная с чувствительности 200 ISO матрица Pentax K10D проявляет при прочих равных бОльшую деталлизацию, при незначительном уровне шума. При дальнейшем повышении чувствительности шум матрицы K10D нарастает значительно медленнее чем шум матрицы *IstDS, что позволяет на одних значениях светочувствительности (принимая во внимание, безусловно, большее разрешение матрицы) давать значительно более высокую детализацию и, как следствие, более высокое качество.
От себя замечу, субъективно, шум Pentax K10D несколько более приятен для глаза, нежели шум *IstDS. Он визуально напоминает зерно черно-белой плёнки и даже на высоких значениях светочувствительности довольно приятен для глаза.
На вкус и цвет, как известно, товарищей не найти, но мне показалось, что моё восприятие не будет лишним в даном случае.
Что касается тоно- и цветопередачи, то и тут Pentax K10D не подкачал. Все цвета переданы очень натурально и естественно. Полагаю не зря инженеры Pentax разрабатывали столь точный АЦП – действительно результат на лицо. Плавные тоновые переходы – весьма и весьма достойно. Собственно, чтобы не быть голословным прошу обратить внимание на кадры из студии.
Заключение
Протестировав камеру, полноценный серийный экземпляр, Ваш покорный слуга находится в довольно-таки смешанных чувствах. Есть в этом какая-то приятная обреченность. Да, наверное, есть камеры более совершенные, нежели Pentax K10D. И люди, ими снимающие, скорее всего не побросают свои фотосистемы ради перехода на Pentax, однако я не могу назвать навскидку ни одну камеру столь же богатую функционально, удобную в управлении, защищенную от внешних воздействий, собравшую в своём корпусе сотни самых современных цифровых технологий, дающую столь же качественное изображение и, что немаловажно, обладающую вовсе не заоблачной стоимостью, как Pentax K10D.
Для меня, как для фотографа снимавшего до этого разными камерами от Pentax, Canon, Nikon альтернативы на данный момент просто нет. Хочу!
Для меня, как для фотографа снимавшего до этого разными камерами от Pentax, Canon, Nikon альтернативы на данный момент просто нет. Хочу!
ВНИМАНИЕ!
Уже после публикации статьи выяснилось, что все иллюстрации, добавляемые на сайт сжимаются интерфейсом сайта. Поэтому всё, что Вы видите - это результат грубого сжатия. В связи с этим весь иллюстрационный материал может быть выслан по запросу на e-mail.
С уважением,
Автор.
С уважением,
Автор.