Архив конкурсов
"Любитель" - "Pentax".
Автор:

"Любитель" - "Pentax".

27 Ноября 2007 Версия для печати
В избранное
Предполагаю, что эта статья не вызовет никакой полемики. Я просто вспоминаю "вехи" своего "фотолюбительства".
Помню, ещё в школе не учился, значит это было году в 1947, сидели вдвоём с таким же босоногим и сопливым товарищем на крутом обрыве и созерцали расстилающуюся перед и под нами панораму с речкой, полями и перелесками, с качающимся на еле видимом горизонте жарким маревом и болтали о всякой всячине (ну о чем могут говорить двое полуголодных оборвыша?). Одна из фраз, сказанная мной тогда, звучала примерно так: "Я бы снял всё это на карточку...". На вопрос: "А зачем?", я ничего вразумительного не ответил. Скорее всего: "Так просто...". Это было проснувшееся, но неосознанное ещё желание "остановить мгновение".

Разумеется, в то время ни о каких фотоаппаратах даже речи не могло быть. Тем более для такого мальца. Это сегодня, карапуз в люльке лежит, ещё ходить не может, а пузыри в сотовый уже пускает!

В 1953 году "Пионерская правда" (была такая газета и для меня выписывалась) начала печатать обстоятельные статьи о теории и практике фотографирования и процессах, происходящих при этом. Все статьи сопровождались неплохими наглядными иллюстрациями. В качестве примера и рекомендаций к применению рассматривалась камера "Любитель", которую с 1949 года выпускал Ленинградский оптико-механический завод. Из номера в номер газета помещала отличный познавательный материал, после усвоения которого можно было брать в руки камеру и начинать входить в мир фото.Я с упоением прочитывал по нескольку раз каждую статью и с нетерпением ждал следующего номера газеты с продолжением.

Так фотоаппарат "Любитель" был досконально изучен (к великому моему сожалению - только по статьям и картинкам). Самого фотоаппарата у меня пока не было. Было получено "добро" от матери (после долгих уговоров и обещаний учиться только на "отлично"), была выделена примерная необходимая сумма для приобретения. Но в городке, рядом с которым мы жили в то время, в магазине под названием "Раймаг" (это не от слов "Райский магазин", а "Районный магазин") вожделённого для меня товара - фотоаппарата "Любитель" - всё не было и не было! Я, практически ежедневно, забегал в этот магазин и надоедал продавцу, молодому мужчине, который заведовал этим магазином. Подозреваю, что у него выработалась аллергия на моё появление.

Тем временем продолжал изучение (теоретически) всех статей, относящихся к теме "фотография". Для меня стали "своими" такие, ранее неизвестные, слова и термины, как "диафрагма", "экспозиция", "глубина резко изображаемого пространства (ГРИП)". Разделы о светочувствительных материалах содержали сведения о типах фотоплёнок и бумаг, их свойствах. Понятие процесса сенсибилизации позволило знать, что скрывается под таинственными терминами "изохром", "панхром", "ортохром", "изопанхром". Определение выдержек и установку диафрагменных чисел в зависимости от сюжетов, времени года, дня, атмосферных условий и заряженного в фотокамеру материала предлагалось выполнять по приводимой таблице.

Далее шли разделы об обработке экспонированных плёнок - проявлении, фиксировании и сушке. Рассматривались приёмы фотопечати, приводились рецептуры проявителей и фиксажей. Кто сегодня из современных фотолюбителей знает, что фотобумаги выпускались под названиями "Бромпортрет", "Фотобром", "Унибром", "Иодоконт", имели семь, от №1 до №7, степеней контрастности, что были они "глянцевые", "особоглянцевые", "матовые", "тиснёные", что имели тонкую, полукартонную и картонную подложки, что способы их проявления также могли различаться. Можно сказать, что всё это "архаизм", что всё в прошлом, наука и техника на месте не стоит. Всё это так. Я и сам сегодня что-то сниму "цифрозеркалкой", солью быстренько в комп, подредактирую в "Фотошопе" и, если надо, тут же распечатаю на принтере. Быстрота и оперативность! И пальцы не надо "желтить", макая их в проявитель. Но было в тех тёмнокрасных бдениях что-то романтическое и таинственное!

Прочитал и изучил весь предлагаемый материал, изложенный на высоком профессиональном уровне, без скидок на малолетних читателей, без снисходительного "сюсюкания", чем грешат многие современные издания, предназначенные для детей школьного возраста. (Не в этом ли одна из причин инфантильности многих молодых людей?). Автор обращался в своих статьях к пионерам и школьникам, как к равным себе. Это в немалой степени повышало авторитет самого автора и вызывало безоговорочно-доверительное отношение к прочитанному.

Закончив этот "ликбез", я стал фотолюбителем, достаточно "подкованным" практически во всех вопросах фотографического процесса. Недоставало "самой малости" - я никогда не держал в руках ни одной камеры, не говоря уже о кончном результате - фотоизображении на бумаге, которого я так же не сделал ни одного!
Наконец однажды, где-то в марте 1954 года, после почти годовых беганий и надоеданий, продавец встретил меня с радостной улыбкой и достал коробку с этим чудом - фотоаппаратом "Любитель"! Судя по его благожелательности, он был искренне рад, что всё-таки выполнил мою настоятельную просьбу! И заявка на этот товар была подана им давным-давно, но, видимо, какие-то промежуточные инстанции считали эту заявку чем-то вроде причуды, не стоящей внимания.
В дополнение к фотоаппарату мне был выложен фотобачок для проявки, лента "коррекс" и копировальная рамка 6х6см. (У этой рамки квадратное окно было прорезано почему-то наискосок!). Но на эту "мелочь" я даже внимания не обратил. Подумаешь, рамка кривая! Может так оно и задумано.

Ещё ко всей этой "роскоши" продавец добавил несколько картонных пеналов с проявителями и фиксажами, пару катушек негативной плёнки и пачку фотобумаги 6х9 см. Всё это "удовольствие" обошлось в сто с чем-то рублей. (Тех ещё, какие были до реформы 1961 года).

Фотобачок представлял собой просто круглую черную пластмассовую банку с крышкой. Никакой спирали-улитки не было. Поэтому мне и вручили "коррекс". Многие сегодняшние фотолюбители даже не слышали о таком приспособлении для проявки плёнки. Это прозрачная лента из такого же материала, как и основа фотоплёнки, с выдавленными по краям "выпуклостями". Её надо было скручивать вместе с фотоплёнкой перед загрузкой в бачок. Выпуклости не давали плёнке слипнуться во время проявочного процесса. И всё же такие казусы - слипание некоторых участков - случались, доставляя немало огорчений.

Открыв впервые шахту видоискателя и заглянув туда сверху, я был поражён и восхищён яркой, какой-то нереальной картинкой, в которой левая сторона была справа и наоборот, а при горзонтальном повороте камеры картинка передвигалась в ту же сторону, к чему надо было привыкнуть. Нагруженный всем этим "фотобогатством", побежал домой, чтобы скорее приступить к новому для меня виду творчества. Я ещё не представлял, сколько "камней преткновения" ожидает меня впереди на поприще фотоискусства.

На приведенной заставке - это не тот самый "Любитель". Точно такой, но не тот. Тот был впоследствии "благополучно" разобран до последнего винтика (в азарте неистребимого любопытства) и растерян. Объектив видоискателя ещё долго служил лупой для разглядывания мелких предметов. Осмотрев, повертев в руках и опробовав работу затвора, быстренько зарядил СВОЙ! "Любитель" негативной плёнкой и вышел на улицу для поисков объектов съёмки. Несмотря на много десятков лет, помню самый первый, попавший в кадр. Это был петух. (Петух - это предводитель куриного семейства!)

Побегав и "отщёлкав" все двенадцать кадров, вернулся, чтобы впервые заняться проявкой плёнки. Тут меня ожидала проблема №1 - где найти абсолютно тёмное место днём в условиях сельского дома, чтобы засовать в бачок плёнку с коррексом. Все тёмные чуланы и закутки не годились. Свет благополучно проникал в щели. Нормальные люди эту процедуру выполняют в зарядном мешке. Такового в моём распоряжении не имелось, да я, откровенно говоря, и не знал о таком простом устройстве. Решил задачу, накрывшись плотным одеялом. Приготовить растворы проявителя и фиксажа труда не составило. Проблема №2 поджидала меня с определением температуры проявителя. Термометра не имелось и взять его было негде. Пришлось руководствоваться советом "проявлять при комнатной температуре" и "определять" её собственным пальцем.

Как и следовало ожидать (с сегодняшней точки зрения), тщательно промытая после фиксажа плёнка оказалась явно перепроявленной. (На бессознательном уровне всё делалось по принципу "кашу маслом не испортить"). Только этот принцип применительно к процессам проявки не подходит. Как бы то ни было, петух на первом кадре просматривался, на остальных тоже что-то имелось. Можно было приступать к третьему этапу получения фотографий - к их непосредственной печати.

Всем известно, что для успешного и плодотворного выполнения печати фотографий необходим хотя бы минимальный набор условий и приспособлений. Это полностью затемнённое помещение, неактиничный (для применяемой фотобумаги) свет, обычно красный при ч/б печати, минимум три ванночки для растворов и промежуточного ополаскивания отпечатков, ёмкость для окончательной промывки, желательна проточная вода, фотоувеличитель, таймер или реле времени, глянцеватель. Ничего из перечисленного не имелось! Имелось жгучее желание увидеть на бумаге снятое.

Мало того, многие могут не поверить, но в то время у нас даже электрического освещения не было!!! Вечерами я уроки учил при керосиновой лампе. Несколько забегая вперёд, скажу, что где-то через год всё же восстановили электрическую проводку и стали включать ток до 22-00 от небольшой собственной электростанции.
В качестве "лаборатории" пришлось выбрать подполье. Это не то "подполье", в условиях которого приходилось работать революционерам, а просто квадратная яма под полом сельской избы, вырытая для хранения сырой картошки, морковки, свёклы, квашеной капусты, солёных в кадке огурцов. Помещение было выбрано потому, что там темно, никто не мешает, и сам никому не мешаешь, в отличие от городского фотолюбителя, занимающего на долгие часы ванную комнату. Единственное неудобство - отсутствие всяких удобств, кроме темноты.
Фотоувеличителя, совершенно необходимого прибора для получения полноценных фотографий, тоже не имелось. Да и включать его было бы некуда. Разве что аккумулятор приспособить. Имелись тоько весьма смутные догадки, как он должен выглядеть. Забегая несколько вперёд, скажу, что вскоре та же "Пионерская правда" напечатала статью, как на базе "Любителя" собственными силами изготовить фотоувеличитель, чем я и не преминул воспользоваться, когда у нас появилось электрическое освещение. Но об этом несколько ниже.
А пока оставалось довольствоваться копировальной рамкой, которой предусмотрительно снабдил меня продавец "Раймага", и печатать контактным способом фотографии-квадратики размером 6х6 см.

Следующий "камень преткновения" - источники света. Их нужно два - один для засветки рамки с фотобумагой через негатив, второй - с красным светом, чтобы наблюдать процесс проявления.

В сельских подпольях источников света никто не предусматривал. За капустой спускались обычно с керосиновой лампой или со свечкой. Не предвидели почему-то строители, что это подполье понадобится под устройство "фотолаборатории", а на только для зимнего хранения редьки!

Засветку рамки решил выполнять естественным дневным светом, приоткрывая творило и высовывая рамку на свет. ("Творило" - это не от слова "творить", а от "затворять". Так на селе называлась деревянная горизонтальная дверка, закрывающая люк в подпол).

Сложнее оказалась задача с получением красного света. Первое, что было нужно - это наличие красного стекла, которое бы выполняло роль фильтра. В "Раймаге" специальных фильтров не продавали и в обозримом будущем не предвиделось. Светофоров на сельских улицах и сегодня нет. Сначала попробовал обмотать красной тряпкой стекло керосиновой лампы. Что из этого получилось, долго рассказывать не надо. Очень быстро запахло гарью и пошёл вонючий дым! Попробовал покрасить стекло красной краской. Это дало некоторый результат. Но краска быстро выгорала, осыпалась и прекращала выполнять желаемую функцию. Этот вариант тоже никуда не годился.

Наконец моё внимание привлёк задний красный фонарь "стоп-сигнала" грузовика. Долго я "прицеливался и мылился" чтобы стащить этот фонарь с какой - нибудь, оставленной без присмотра, машины, пока на свалке металлолома не удалось найти подходящий. Его я и приделал к стеклу керосиновой лампы. Лучше бы, конечно, запитать этот фонарь от автомобильного аккумулятора, но в те времена даже в автохозяйствах аккумуляторы были большим дефицитом и водители маялись, заводя двигатели "кривым стартером". Позже, когда появилось электричество, я соорудил себе почти настоящий красный фонарь. Фотованночками на первых порах служили тарелки из бабкиного посудника.

Итак, почти всё "утряслось", растворы приготовлены, ведро с водой спущено, можно приступать к печати. Испортив с десяток листиков фотобумаги, получил первую фотографию "предводителя" куриного стада. Когда надоело всякий раз приоткрывать люк для экспонирования, придумал выполнять эту операцию при помощи зажженой спички. Где-то до сих пор хранится одна из фотографий, напечатанная в те далёкие времена открытий и познавания всех премудростей фотоискусства.

Думаю, каждому фотолюбителю, проведшему немалое время в темноте своей лаборатории, навсегда запомнился специфический запах, исходящий от растворов и мокрых отпечатков. Этот запах для фотолюбителя был гораздо приятнее запаха любых французских духов.

Печать квадратиков 6х6 см. скоро перестала удовлетворять. Хотелось больших, "полноценных" фотографий. Любимая газета как будто услышала меня и пришла на помощь, напечатав статью о самодельном увеличителе. Не откладывая дело в "долгий ящик", принялся сооружать по приводимым чертежам этот, так необходимый прибор из фанеры и реек. Сооружение получилось неказистым, но вполне справлялось со своей задачей. Был один изъян - фотографии получались виньетированными, т.е. по центру темнее. Это оттого, что добиться равномерного освещения по всей площади негатива из-за отсутствия конденсора не удавалось, несмотря на все ухищрения с применением матовых стекол и лампочек с "молочной" колбой. Потом догадался вводить на некоторое время круглую маску в луч света из объектива во время экспонирования.
Малоформатной "Сменой" обзавёлся позднее. Всем хорош "Любитель", но слишком неудобен для того, чтобы камера всегда была при мне. Малогабаритная "Смена", легко помещавшаяся в карман, стала меня сопровождать каждый, практически, день. Поначалу мне не очень понравился этот фотоаппарат. Маленький кадр, подслеповатый видоискатель... Но в обращении "Смена", конечно оперативней, да и запас кадров - 36 против 12 значение имеют. Но психологически переход со среднего формата на малый неудобен. Ощущается какая-то ущербность. Тем не менее "Сменой" я "извёл" достаточно большое количество плёнок. Простой, безотказный, с весьма неплохим, даже по сегодняшним меркам, объективом, позволяющим избегать промашек с фокусировкой, несмотря на "шкальность".
Примерно в это же время мне дали "на прокат" среднеформатную "Москву 2". Что можно сказать? Весьма неудобный и неоперативный в обращении аппарат. Кроме этого для печати нужен специальный хороший увеличитель. А печать картинок 6х9, чуть побольше, чем от "Любителя" уже не прельщала. Поэтому, отсняв пару плёнок, вернул владельцу. Единственное удовольствие - подержать эту камеру, представляющую собой классику первой половины 20 века, в руках. Я и сегодня, в наступившую эру сверхудобных цифровых аппаратов, достаю иногда такую камеру, раскрываю, поверчу в руках и... снова в футляр на вечное хранение. Может быть, когда-нибудь и заряжу её цветной негативной плёнкой, какую она вряд ли принимала в своё "нутро"... Пусть порадуется старушка!
Снимая "Сменой", я всё больше укреплялся в мысли, что мне нужна "зеркалка". Как-то попался на глаза каталог "Союзпосылторга", перелистав который, обнаружил, что можно выписать по почте "Зенит С". В то время я уже закончил школу и работал, следовательно мог позволить себе эту достаточно дорогую "игрушку".
И вот в 1959 году получаю на почте посылочный ящичек с желаемой зеркальной камерой "Зенит С". По сегодняшним меркам - это достаточно простая, можно сказать примитивная камера с ограниченными возможностями. Но в то время этот фотоаппарат казался мне верхом технического прогресса! Собственно, так это и было. Недаром эта модель была награждена на международной выставке (в Брюсселе, кажется) дипломом первой степени. В то время наша фотопромышленность ещё не отставала от мирового уровня, а кое-где даже опережала.
Позднее к "Зениту С" удалось добавить телевик "Юпитер 11", значительно расширивший возможности камеры. Служил мне этот аппарат "верой и правдой" вплоть до семидесятых годов. Им были сделаны многие сотни снимков, в том числе и слайдовых цветных. Сопровождал и в годы студенчества, и в период службы на Байконуре.
В студенческом общежитии у меня был товарищ, который увлекался коллекционированием фотокамер. Это было своеобразное "хобби". Приметив в комиссионке очередной, не бывавший у него в руках аппарат, он приобретал его и давал мне "на испытания". Сам почти никогда не снимал. После появления другой "новинки" эта камера продавалась и приобреталась другая. Причина такого странного "коллекционирования" заключалась в отсутствии денежных средств. Настоящее собирание фотокамер доступно далеко не всем, а только достаточно состоятельным людям. Нищий студент под эту категорию никак не вписывался. Тем не менее таким образом я испытал достаточно много разных камер, как отечественного производства, так и "забугорных". Испытывал и "дальномерки", но предпочтение всегда отдавал "зеркалкам",
Наибольшее восхищение из камер того периода вызвал "Старт". Выпускавшаяся с 1958 года, камера коренным образом выделялась среди всех своих собратьев. Она на самом деле была впереди всех, в том числе и на мировом уровне. Её яркий видоискатель с фокусировочными клиньями и сегодня даст "фору" многим современнейшим камерам. Объектив "Гелиос - 44", которым комплектовался этот фотоаппарат - это далеко не тот "ширпотребовский" Гелиос, каким снабжались практически все "Зениты" и дающие, в большей части, "замыленные" картинки. Стартовский "Гелиос - 44" собирался и юстировался каждый отдельно и весьма тщательно, у него даже линзы пронумерованы перед сборкой!
Но, в то время, этот аппарат приобрести было практически нереально. Во первых из-за заоблачной цены, а во вторых - Стартов было выпущено всего несколько десятков тысяч штук (76 503 штуки), что для такой страны, как СССР, да ещё учитывая экспорт...
Приобретенный в начале семидесятых годов "Зенит Е", причем с большими тудностями, можно сказать "по великому блату", ничего, кроме огорчений, мне не принёс. Камера оказалась совершенно не отъюстированной и выдавала сплошной брак, всё было "не в фокусе". Пришлось самому осваивать секреты юстировки и устранять заводской брак.
К великому сожалению, наша отрасль фотоаппаратостроения начала ускоренными (если можно так выразиться) темпами отставать от мирового уровня, всё более скатываясь на самые задворки, пока совсем не "загнулась" к новому веку и тысячелетию.
Побеждённая и разбитая "в пух и прах" Япония сумела стать мировым лидером в большинстве отраслей науки и техники, а победитель, то есть СССР, оказался, благодаря "чуткому и мудрому" руководству в самой глубокой заднице! Вот и вынуждены все мы сегодня пользоваться и восхищаться плодами труда японского происхождения. (Это так, примечание "про между прочим").
Собравшись в круиз по Средиземному морю, срочно купил новый "Зенит 11". Быстренько испытав его, убедился, что этот экземпляр не подведёт. Шли восьмидесятые годы.
Ещё в 60 - 70 годы, экспериментируя с разными, порой случайными, объективами, я всё больше задумывался о необходимости замера экспозиции непосредственно на плоскости плёнки, за объективом. Сегодня это называется TTL- замер по пучку света, прошедшего через объектив. При этом автоматически учитывается и светосила объектива, и любые фильтры, надетые на него. Не знал в то время, что такая система уже разрабатывается и применяется в ряде новых систем, только не наших, а заграничных. В режиме "железного занавеса" практически единственный у нас журнал "Советское ФОТО" совершенно не предоставлял никакой информации о состоянии прогресса на мировом уровне, уверяя нас, рядовых фотолюбителей, что мы попрежнему "впереди планеты всей" и наши камеры - "самые-самые"! Довольно быстро оказалось впоследствии, что действительно, впереди. Только не с того конца!
В 1977 году Красногорским заводом была выпущена, наконец, камера "Зенит TTL", потом пошли другие модификации - "12 СД", "12 хр", "122", "212", "312", "412". Все они - практически одно и тоже. Изменят форму корпуса, введут какую-то малость и преподносят, как "новое слово техники". В семидесятых годах приобретение TTL камеры мне было "не по кошельку". Стоили они более 200 рублей. Так что пришлось только издали посмотреть на эти новинки Красногорского завода.
Особняком стоят автоматические камеры - "Зенит-автомат", "Зенит АМ2", "Зенит АПк", "Зенит км". Из этой серии "Зенит-автомат", приобретенный в 1993 году, работоспособен и сегодня. С "Зенитом АПк" повезло меньше. Через десяток плёнок у него "благополучно" заклинило затвор. Хорошо, что торговая организация без проволочек заменила его на другой. Этот другой полностью исправен до сих пор. Очень неплохие камеры. Ими и сегодня можно работать тем, кто предпочитает плёнку.
Не обошёл я вниманием и среднеформатные камеры. Ещё в студенческие годы мечтал о "Салюте С". Но его тогдашняя цена - более 600 рублей - сразу ставила крест на подобных мечтаниях. Сегодня я иногда достаю из футляра "Киев 88" или "Киев 60". Мощные, солидные агрегаты! Но не для оперативных съёмок. Это камеры для неспешной, вдумчивой работы.
Последнее моё зеркально-плёночное приобретение - "Pentax MZ - 6". С приобретением камер именно этой фирмы у меня не было никаких колебаний и раздумий. Скопившиеся за долгие годы объективы, в том числе и с байонетом "К", однозначно продиктовали выбор.
На "цифру" не переходил долго из некоторых идейно-технических соображений. Ждал, когда Pentax выдаст "на гора" такую камеру, от которой отказаться не смогу. И когда в конце 2006 года была представлена K10D, то сразу предпринял меры к тому, чтобы экземпляр этой камеры оказался у меня в руках.
Решил добавить - лежит у меня первенец отечественной фотопромышленности, с чего начинался выпуск фотоаппаратов в СССР в начале 30 годов. Это "Фотокор №1" в полной исправности. Есть такая задумка - снять пару кадров этим патриархом. Только вот где взять стеклянных фотопластин 9х12...
Новости
Почему PENTAX?
Фотошкола
Зеркальные фотоаппараты
Компактные фотоаппараты
Средний формат
Объективы
Фотопринадлежности
Обо всем
PENTAX путешествие
Фотоистории
Персона
Турецкий дневник 2010

Комментарии

Lev Abramov levchik Lev Abramov
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-11-26
Откуда: Санкт Петербург
Добавлено: 11:03, 27 Ноября 2007Цитировать
Все эти фотики отличные! Ими пользуются и по сей день, хотя и не все..далеко не все. Сам буквально месяц назад снимал на Pentax MZ - 6, мне он довольно сильно понравился, планирую даже при случае приобрести такой...) ..т.к. пленочная зеркалка мне нужна для поступлиния и учебы в университете кино и телевидения.
Фото автора (2)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (44)
Василий Мазный vmazny Василий Мазный
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-04-16
Откуда: Прага
Добавлено: 11:13, 27 Ноября 2007Цитировать
Спасибо! С удовольствием прочитал статью..
Фото автора (36)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (66)
OAOLEG Олег Отверченко
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-09-04
Откуда: Украина г.Николаев
Добавлено: 11:27, 27 Ноября 2007Цитировать
Прекрасная статья.
Р.S. А я тоже служил на Байконуре.
Фото автора (2)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (2)
Александр Багров avb-fotik Александр Багров
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-18
Откуда: Москва
Добавлено: 11:31, 27 Ноября 2007Цитировать
А я отложил ее прочтение на неопределенное время, поскольку такой техники у меня не было, и практически мне помочь в деле освооения фотомастерства вряд ли чем то сможет.
Фото автора (218)      Cтатьи автора (5)      Комментарии (2078)
Александр Озернов OzAld Александр Озернов
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-11-07
Откуда: Живущий у глубокой воды
Добавлено: 11:42, 27 Ноября 2007Цитировать
Спасибо за историю, отличная статья...Хотелось бы увидеть больше ваших рпбот...
Фото автора (18)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (11)
Дмитрий Бурдюков zanoza-18-01 Дмитрий Бурдюков
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-11-21
Откуда: Москва
Добавлено: 12:24, 28 Ноября 2007Цитировать
Да, я такой техники не застал, почти. У брата была Смена, у родителей Зенит, я любил поиграть и пощёлкать ими, плёнка мне была не нужна.
Спасибо, вспомнил детство!
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (2)
ruz1 Erpu
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-08
Откуда: Arkhangelsk
Добавлено: 01:30, 28 Ноября 2007Цитировать
avb-fotik писал(а):
практически мне помочь в деле освоения фотомастерства вряд ли чем то сможет.
согласен, кому какое дело кто чем и когда снимал, что получалось вот что важно, а как это получено... это вторично.
Я тоже снимал некоторыми из этих фотоаппаратов, ну и что?
Фото автора (17)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (1831)
Илья Плешаков jz Илья Плешаков
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-11-25
Откуда: Екатеринбург
Добавлено: 02:48, 28 Ноября 2007Цитировать
Да ладно вам. Не все же быть статьям познавательными да техническими...

Очень добрая и простая статья. И в чем-то для меня, как человека, не работавшего с пленочной техникой, очень даже интересная. Спасибо автору.

P.S. "И всё же такие казусы - слипание некоторых участков - случались, доставляя немало огорчний." - видимо, опечатка слова "огорчений". Просто так, пусть будет замечена.
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (2)
A_Pol A_Pol
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-09-18
Откуда: СПБ
Добавлено: 06:58, 28 Ноября 2007Цитировать
Прекрасная статья! Вспоминаю свой пленочный путь с проявителями и фиксажами, с бачками и долгими сидениями в ванной. С "Любителем" и "Сменами", с "Зоркими " и "Зенитами". Эх....
Фото автора (5)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (12)
Денис Чепиль chepil Денис Чепиль
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-26
Откуда: Сургут-Выборг
Добавлено: 07:52, 28 Ноября 2007Цитировать
А мне статья понравилась своей открытостью, дружелюбием. Своего рода, это мини мемуары, но, очень душевные. После прочтения статьи, сразу проникаешься уважением к автору, и возникают очень добрые чувства ко всем людям, которые раньше увлекались фотографией. Я тоже вспоминаю свое детство, простенькие фотоаппараты, проявку в русской бане товарища, где мы занимались проявкой и где нас постоянно било током... Также мне понравилась и первая статья автора на тему любителей и профессионалов. Благодарю господина Кубасова за отличные статьи, мне они принесли кучу удовольствия во время чтения. Первую статью постоянно вспоминаю и показываю всем, кто начинает спорить о словах любитель и профессионал, или обсуждает выбор камеры.
Спасибо!
Фото автора (42)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (332)
В гробу видал я этот пентакс Язычник В гробу видал я этот пентакс
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-12
Откуда: Гондурасея
Добавлено: 08:59, 28 Ноября 2007Цитировать
унибром, бромпортрет, фиксаж, гипосульфит, метол, фенидон-гидрохиноновый проявитель.... Эх, как приятно звучит! Какие воспоминания! Романтика! Где моя молодость!
Спасибо!!!
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (147)
Валерий Евдокимов valev Валерий Евдокимов
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-11-14
Откуда: москва
Добавлено: 09:16, 28 Ноября 2007Цитировать
Привет Евгений!
Отличная статья. Краткое изложение развития советской фототехники. А где ФЭД и Зоркий, наверняка с ними тоже работал. Вообще-то всегда немножко грустно расставаться с прошлым. Твоя статья позволяет в нём немного побыть. и в этом её особая прелесть
Валерий
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (8)
Евгения Беляева vihasha Евгения Беляева
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-22
Откуда: Петербург
Добавлено: 09:17, 28 Ноября 2007Цитировать
Очень интересный экскурс в историю. Я свою "Смену" до сих пор вспоминаю с благодарностью, это был мой первый детский фотоаппарат. И все эти ванночки и лампы красного цвета напомнили детство: мама работала тогда в фотолаборатории, я обожала смотреть на процесс проявки и распечатки. Особенно интересным был момент, когда на белой бумаге, лежащей в ванночке, начинала проступать фотография, постепенно появлялись новые детали, она становилась четче, и наконец все изображение появлялось полностью.
Спасибо Вам, очень было интересно прочитать воспоминания фотографа с таким стажем.
Фото автора (14)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (26)
Евгений Владимирович Кубасов KUBASOVE Евгений Владимирович Кубасов
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-27
Откуда: Набережные Челны
Добавлено: 09:46, 28 Ноября 2007Цитировать
jz писал(а):
P.S. "И всё же такие казусы - слипание некоторых участков - случались, доставляя немало огорчний." - видимо, опечатка слова "огорчений". Просто так, пусть будет замечена.

Благодарю, исправил... Опечатки и пропуски букв происходят оттого, что пальцы не успевают бегать по клавиатуре, пытаясь не отстать от мыслей. Неважная из меня секретарь-машиниска!
Фото автора (14)      Cтатьи автора (16)      Комментарии (956)
Евгений Владимирович Кубасов KUBASOVE Евгений Владимирович Кубасов
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-27
Откуда: Набережные Челны
Добавлено: 10:40, 28 Ноября 2007Цитировать
valev писал(а):
А где ФЭД и Зоркий, наверняка с ними тоже работал

Приходилось и дальномерки в руках держать, но здесь я преднамеренно не упоминал эту группу камер. Дальномерные аппараты хороши прежде всего тем, что работают почти бесшумно, особенно "Киев 4", в них нет громкого "Хлопания" зеркала и сотрясения камеры во время работы затвора.
Фото автора (14)      Cтатьи автора (16)      Комментарии (956)
VLsd vlsd VLsd
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-23
Откуда: ___
Добавлено: 11:11, 28 Ноября 2007Цитировать
да уж - весело было, ток я начинал позже
поэтому "этюд", "смена", "фэд", "зоркий", ну и "зенит" соответственно,
электричество уже было :-)
увеличители, бачки, проявители, бумага тоже - у старших товарищей
а вот толковых статей в "пионерке" уже к сожаленю нет - поэтому печатали как получится, проявляли чем было, промывали если не лень, ...
но ножницы вместо фотошопы - эт как щас помню :-)

спасибо за статью!
Фото автора (14)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (1448)
В гробу видал я этот пентакс Язычник В гробу видал я этот пентакс
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-12
Откуда: Гондурасея
Добавлено: 11:22, 28 Ноября 2007Цитировать
самый завораживающий момент это когда пленку из бачка достаешь. непередаваемые ощущения!
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (147)
Oleg Muravov Oleg Mur Oleg Muravov
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-10
Откуда: Краснодар
Добавлено: 11:27, 28 Ноября 2007Цитировать
ruz1 писал(а):
Я тоже снимал некоторыми из этих фотоаппаратов, ну и что?
Коллега ну ведь это история ее интересно вспомнить! Евгений, статья отличная, мне было очень интересно читать и вспоминать. У меня дядя занимался фотографией и я знаю запах химикатов и пленки при проявке. Было приятно вспомнить как он занимал ванную на весь день.;-) Ностальгия....... Спасибо за статью, душевная и познавательная для меня.
Фото автора (97)      Cтатьи автора (1)      Комментарии (2522)
Бритый Йож Йож Бритый Йож
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-01-18
Откуда: Москва
Добавлено: 11:28, 28 Ноября 2007Цитировать
Спасибо! Удовольствие получил, читая и рассматривая иллюстрации.
Жаль, что про мою первую - "Зоркий" - ничего нет.
Фото автора (73)      Cтатьи автора (2)      Комментарии (75)
Dusya Ptychkina Dusya Dusya Ptychkina
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-11-22
Откуда: Planeta Zemlya
Добавлено: 12:17, 28 Ноября 2007Цитировать
Очень художественно, теплои познавательно написана Ваша статья ! Нахлынуло масса воспоминаний из детства - когда отец очень любивший фотографию допускал и нас глянуть как в темноте рождаются снимки - при чем это были снимки из его путешествий по отдаленным местам Союза.

Фото автора (14)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (44)
pentaxa pentaxa pentaxa
Ранг: Супергерой
Зарегистрирован: 2007-07-05
Откуда: третья планета
Добавлено: 12:46, 28 Ноября 2007Цитировать
Язычник писал(а):
самый завораживающий момент это когда пленку из бачка достаешь. непередаваемые ощущения!

Ага!
Фото автора (7)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (612)
pentaxa pentaxa pentaxa
Ранг: Супергерой
Зарегистрирован: 2007-07-05
Откуда: третья планета
Добавлено: 01:27, 28 Ноября 2007Цитировать
Аромат проявителя и фиксажа сложно забыть, как и магические слова заклинаний Унибром, Фотобром, Бромпортрет... Оторвавшаяся лента шторки затвора в ФЭД-5, и аккуратно разложенные по спичечным коробкам детали где-то лежат до сих пор... Эта романтика красного фонаря, и это удовольствие от возвращения в реальность истекших моментов бытия. Эти моменты никогда более не повторятся. Их воскресение из прошлого и фиксация в настоящем. Первобытная машина времени.
Фото автора (7)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (612)
ViktorN Норватов Виктор Александрович
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-01-25
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 04:01, 28 Ноября 2007Цитировать
Ностальгия....
Ваша статья (написанная как и предыдущий материал) очень приятным языком вызвала всплеск воспоминаний о своей фотографической истории, начавшийся очень давно, так давно, что говорить почти неприлично.
Было это году в 54 или 55, аппарат тот самый легендарный пластиночный "Фотокор".
Этим аппаратом я относительно недавно пользовался - снимал негатив для самодельной печатной платы. Снимал на плёнку, котрую всталял в кассету на стекло.
Собственно об этом и речь - сегодня ещё можно достать импортную форматную плёнку 9 на 12. Результат , даже с тем плохоньким "Ортагозом" , будет превосходным, а если взять слайд, то глаз не оторвать. Правда, с последним сложнее: и достать и проявка проблематична (даже у нас в Питере).
Успехов!
Фото автора (13)      Cтатьи автора (3)      Комментарии (125)
Евгений Клецов HengeHoG Евгений Клецов
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-08
Откуда: г. Волжский
Добавлено: 06:37, 28 Ноября 2007Цитировать
Прочёл статью - как в музей сходил. Столько интересного, чего я никогда в реале не увижу. Когда началось моё увлечение фотографией, уже в моём городе было проще найти флеш-карту, чем катушку плёнки. Уже и в точках быстрой проявки и печати крайне сложно найти плёночные мыльницы - чуть легче с плёнкой. Так что мой путь начинается с ПЗС-матрицы и несъёмной 12х оптики. Иногда хочется взять где-нибудь плёночную камеру и немного поснимать, про проявку и печать молчу. Спасибо за статью!
Фото автора (25)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (22)
Андрей Илюхин Lyu Андрей Илюхин
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-01-18
Откуда: Тула
Добавлено: 07:14, 28 Ноября 2007Цитировать
Спасибо за статью! Очень интересно. В моей жизни первым печатным изданием, наверное, было приложение к "Юному технику" - "ЮТ для умелых рук" - тоже зачитывал фотономера до дыр :) Ну а дальше путь похож: Смена - Зенит-ЕТ - Сокол-автомат - Зенит-122 - Yashica FX-3 - Киев-6С - Киев-4 - Contax-139 - Pentax istDs - Pentax K10D... Ух! Тоже не мало :)
Смену и Сокол храню - даже недавно делал профилак и по пленочке отбил. Качество, конечно, не фонтан (навыки утрачиваются), но как приятно просто снимать старыми камерами, даже не очень важен результат - главное ощущение...
Фото автора (121)      Cтатьи автора (5)      Комментарии (90)
Виталий Немченко Виталий Виталий Немченко
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-16
Откуда: Краснодар
Добавлено: 09:48, 28 Ноября 2007Цитировать
Спасибо ОГРОМНОЕ!!! Вспомнил свои первые шаги на ниве фото...
а кто не нюхал проявитель тот не поймёт...
Фото автора (68)      Cтатьи автора (1)      Комментарии (182)
марианна кузнецова баумштейн марианна кузнецова
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-25
Откуда: с-петербург
Добавлено: 09:52, 28 Ноября 2007Цитировать
дорогой мой ЧЕЛОВЕК ! в данное время писать об этой технике-просто диву даешься-неужели кто- то кроме меня-как здорово ( я коллекцион и снимаю иногда этими фотоаппаратами ) и очень люблю широкоформ пленку ! неповторимые ощущения -когда смотришь в шахту старенького 1940 года Файхтлэндера или такого же Любителя- а печатать -это же творческий процесс. СПАСИБО ЕЩЕ РАЗ !
Фото автора (416)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (892)
Владимир Фомин MENrus Владимир Фомин
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-15
Откуда: Петропавловск, Казахстан
Добавлено: 08:52, 29 Ноября 2007Цитировать
Кроме того, что статья познавательная, она ещё и нравственная. Старшего сына уже заинтересовал содержанием сайта PentaxNews (недавно зарегистрировался), а Ваша статья, уважаемый Евгений Владимирович, послужила поводом для вечера воспоминаий. Хочется, чтобы наши дети смотрели на камеру как на инструмент творчества, а не бездумно нажимали на спуск. Спасибо большое за статью!
Фото автора (151)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (1131)
Вадим Анохин awadim Вадим Анохин
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-31
Откуда: Ростов-на-Дону
Добавлено: 08:55, 30 Ноября 2007Цитировать
Тоже когда-то баловался на плёнке. Имел пару мыльниц (Minolta с автоматической заправкой и перемоткой жива и сейчас), Зенит-12сд, Зенит-Автомат... Заряжал плёнку, сидя в шифонере, под одеждой, откуда, понятное дело, сыпались пылинки... Бачок был с одной спиралью и бывало, что плёнка внизу слипалась и местами не проявлялась... То раствор проявителя долго хранишь, а его качества упадут - тоже брак... То плохо бумагу с полимерным покрытием прополощешь и пойдут потом рыжие пятна... Воды то дома проточной не было - жили без удобств. То цветную негативную плёнку ДС4 проявлял в слишком тёплом растворе (целая куча компонентов была для смешивания и при разных температурах должны были быть использованы) и на плёнке на фотослое, как сетка на старых картинах появилась... То нормально получалось... Термометра для измерения температуры растворов тоже не было. :) То всякий мусор и пыль на негативах при печати... То царапины...
Эх, сколько трудностей было для фотолюбителя...
Полегче стало, когда появились минилабы. Но и там можно было заработать царапину на негативе. И цена печати снимков до сих пор не дешёвая.
Только и смог развернуться по части фотографирования, купив цифромыльницу Фуджи. Ну и Pentax недавно приобрёл. Очень всё же удобно исключить из процесса проявку плёнки, сразу видеть результат. Компьютер тоже здорово помогает.
Спасибо техническому прогрессу.
Фото автора (278)      Cтатьи автора (2)      Комментарии (444)
koks koks koks
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-11-23
Откуда: Эхо
Добавлено: 09:21, 06 Декабря 2007Цитировать
я лет на 20 младше, но все слова до боли знакомы,спасибо, автор!!!
Бережно храню все камеры, может, тоже на рассказ сподвигнусь, посмотрим...
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (6)
yokodzuna Анатолий Тарарак
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-11-20
Откуда: Одесса
Добавлено: 05:41, 10 Декабря 2007Цитировать
посоветуйте пожалуйста.

Есть возможность приобрести Зенит в отличном состоянии.
Какой предпочтительнее 11 или ЕТ.
или иное что?
что из зенитов оптимально по качеству и удобству тушки*
Фото автора (7)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (19)
Леша3к Алексей Гацук
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-11-24
Откуда: Минск
Добавлено: 07:34, 10 Декабря 2007Цитировать
Очень хорошая и душевная статья...!!!
Я тоже достал свой Любитель, правда у меня Любитель 2, купил к нему пленку Fuji Provia 100 и думаю что-нибудь пощелкать....
кстати на Pentax MZ6 я фотографирую до сих пор...
Фото автора (3)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (1)
Виктор Совин - Виктор Совин
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-12-17
Откуда: Москва
Добавлено: 03:49, 17 Декабря 2007Цитировать
С удовольствием прочитал статью. Юнкор, Любитель, Смена, Зениит, Москва, Пентаксы (серия К - 1000, Х, М), затем цифры (не только Пентаксы), но остались в конечном итоге они одни - вот все этапы моей фотобиографии. Запахи все - от гидрохинона до тиосульфата помню до сих пор. Кстати, продолжаю снимать и на пленку (с последующей оцифровкой). На мой взгляд, пока еще цифровые технологии пленку (особенно в среднем формате!) не превзошли.
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (21)
Tutatis TUTATIS Tutatis
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-01-09
Откуда: Saint-Petersburg
Добавлено: 01:57, 10 Января 2008Цитировать
Очень хорошая ностальгическая статья.....Думаю тут комментарии и не уместны....
Фото автора (33)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (24)
bot Сергей Коротин
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-01-24
Откуда: Москва
Добавлено: 07:47, 28 Января 2008Цитировать
Была у меня такая "Смена"... Ее постигла судьба Вашего первого "Любителя":)) С тех времен остался только "Зоркий-2С" с "Юпитером-8". Правильный такой объективчик..
Фото автора (1)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (3)
Ольга Г. FireAgent Ольга Г.
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-20
Откуда: Kazakhstan, Pavlodar
Добавлено: 10:13, 25 Февраля 2008Цитировать
хехе а я "зенит с" и "соколом" баловалась))))
Фото автора (51)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (81)
Андрей Мерщий andrem Андрей Мерщий
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2009-02-10
Откуда: Киев
Добавлено: 10:10, 19 Февраля 2009Цитировать
Очень проникся Вашей статьей!
Сам совсем до недавнего времени снимал на пленку Киевом-19! Хранится у меня в рабочем состоянии и продавать никому не собираюсь.:)
Фото автора (100)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (297)
Евгений Владимирович Кубасов KUBASOVE Евгений Владимирович Кубасов
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-27
Откуда: Набережные Челны
Добавлено: 09:58, 12 Ноября 2010Цитировать
Всем большое спасибо за тёплые отзывы!
Фото автора (14)      Cтатьи автора (16)      Комментарии (956)
Чтобы оставить свой комментарий необходимо:   [ войти ]   [ зарегистрироваться ]
"Любитель" - "Pentax".
© 2007-2010 PentaxNews. При перепечатке материалов ссылка на www.pentaxnews.ru обязательна
Сайт PentaxNews — цифровых фотоаппаратов Pentax много не бывает!