Архив конкурсов
Жанровый портрет
Автор:

Жанровый портрет

23 Мая 2008 Версия для печати
В избранное
Поместить ссылку в:   
Жанровый портрет
Жанровый портрет – один из «подвидов» жанровой съёмки, то есть съёмки репортажным методом в нестудийных условиях. Этот жанр одинаково популярен и у профессионалов – без портрета не обходится ни один журнальный или газетный репортаж, и у любителей - даже пресловутое «фото на фоне» по всем формальным признакам соответствует категории жанрового портрета.
Никогда не знаешь наверняка, от кого ждать непредсказуемой реакции на камеру
В данном случае, правда, дело ограничилось только словами и жестами
Репортажный стиль работы подразумевает необходимость оказаться в нужный момент и в нужном месте для того, чтобы получить фотографию живую и интересную. Эмоции, поведение и одежда героев, ситуация, в которой они находятся – те составляющие, которые работают на конечный результат, и которые фотограф сознательно использует в своей работе. Обычно при жанровой съёмке фотографируемый знает, что его снимают (работа папарацци – это всё-таки другой жанр), поэтому фотограф должен быть в некоторой степени и психологом, чтобы суметь спрогнозировать возможную реакцию на факт своего присутствия.
Модные дефиле устраиваются во многом именно для фотографов
Так что там вы всегда будете желанным гостем
Есть ситуации, когда присутствие снимающего никак не влияет на развитие событий. На концерте, футбольном матче или модном показе фотограф – такой же естественный персонаж, как сами футболисты или манекенщицы, поэтому никакой реакции на ваши действия скорее всего не последует.
На празднике масленницы
в этом небольшём городке я снимал целый день
и к концу события стал "своим"
для большинства участников веселья
На демонстрации или массовом народном гулянии ситуация уже иная – здесь можно столкнуться и с агрессией, но многое зависит от поведения самого фотографа – тактичность и вежливость обычно помогают избежать неприятностей. Если же понять, как будут реагировать на съёмку, сложно, то можно для начала просто продемонстрировать свои намерения. Обычно агрессивно настроенные персоны дают понять о своём отношении к фотографированию, просто заметив камеру. В обыденных ситуациях люди чаще всего реагируют на фотоаппарат доброжелательно, либо вообще не обращают внимания на фотографа, что, на мой взгляд, является оптимальной реакцией. Добиться такого отношения можно, пробыв на месте съёмки достаточно долго – тогда на светописца просто перестают обращать внимание.
Было сделано 5 кадров подряд
но только один оказался по настоящему "живым"
Некоторое значение имеет здесь и техника, которая используется. Обычно «большой чёрный фотоаппарат», да ещё с длинным белым объективом вызывает значительно больше опасений, чем менее приметные камеры. Это обстоятельство – одна из причин любви многих «творческих» фотографов, снимающих репортажным методом, к «Лейкам», «Контаксам» и другим дальномерным камерам. Но всё-таки решающее значение имеет не техника, а отношение снимающего к своим моделям. При любом отношении, кроме равнодушного, возникает некий обмен эмоциями, который обязательно оставит след в будущей фотографии. Здесь важно осознать, что такой момент уже наступает и успеть вовремя нажать на кнопку спуска (то самое «решающее мгновение» Картье Брессона), желательно даже не один раз.
Напряжённо-сосредоточенные лица родственников на фоне достопримечательностей, взирающие на нас со страниц семейных альбомов – результат длительной подготовки к съёмке. Ведь мимо никто не должен идти, модель не должна моргнуть, а памятник должен находиться точно в центре кадра. В результате такой тщательной подготовки выхолащивается сама суть жанра под названием «жанр» - непосредственное ощущение жизни, которое фотография в состоянии передать как никакой другой вид искусства в силу своей документальной природы.
Вот пример того, как «окружение делает короля», т.е. главного героя фотографии
Жизненности жанровому портрету добавляет и всё то, что окружает портретируемого. Место, в котором находится модель, может и должно вносить в общий образ свою лепту. Один и тот же персонаж, помещённый в интерьер дворца и, скажем, заводского общежития, будет восприниматься совершенно по-разному. То же самое касается одежды и аксессуаров – они работают на образ не меньше, чем сам портретируемый. Можно, наверное, даже утверждать, что в жанровом портрете именно окружение «лепит» модель и в максимальной степени участвует в создании образа.
Дети обычно фотографу всегда рады
Бывают ситуации, когда вашему объекту съёмки не до вас
Такими случаями нужно пользоваться.
Немного особняком стоит фотографирование детей. С одной стороны, детская непосредственность и открытость – подарок для любого фотографа. С другой стороны, если ребёнок испугается «бородатого дядю» или тот ему просто не понравится – съёмка скорее всего закончится, так и не начавшись. Здесь может помочь опыт и искренность, но в самом выигрышном положении всегда находятся родители, ведь их ребёнок им всегда рад. И дальше уже задача родителей – сделать фотографию, которую не стыдно будет показать не только близким родственникам. К сожалению, чаще всего любовь к объекту съёмки заслоняет объективные достоинства и недостатки фотографии (см. многочисленные «женские» сайты, раздел «Дети»).
Хотя в жанровой, и шире – репортажной - съёмке присутствует своя специфика, но фотографией она при этом быть не перестаёт, поэтому обращать внимание на свет и освещение нужно не в меньшей степени, чем при работе в других жанрах. Имеется в виду и техническая сторона вопроса и творческое отношение к работе с освещением, пусть мы и не можем им активно управлять, как в случае съёмки в студии. В вопросе определения экспозиции наиболее часто встречающаяся проблема – радикально тёмная или светлая одежда. Например, все официальные лица «при исполнении» обычно одеты в тёмно-синие, тёмно-серые или чёрные костюмы. В таких случаях автоматика камеры выдаёт соответственно передержанную или недодержанную картинку.
Если съёмочные условия остаются неизменными продолжительное время (разного рода события и мероприятия, проходящие в помещении), то можно измерить экспозицию на нейтральном (в смысле распределения светов и теней) сюжете и перейти в ручной экспозиционный режим. Если же условия освещения быстро меняются, как, например, при съёмке на концерте, то самый эффективный метод – использование точечного замера. В качестве «точки», по которой осуществляется замер, обычно используют лицо.
Без лампы в кадре
эта фотография была бы не так выразительна
В творческом плане свет остаётся одним из выразительных средств фотографа и работа с освещением (хотя бы и в такой пассивной форме, как сделать шаг в одну или другую сторону) позволяет расставить акценты в соответствии с авторским замыслом.
Константин Руссков, обозреватель журнала "Цифровик"
Новости
Почему PENTAX?
Фотошкола
Зеркальные фотоаппараты
Компактные фотоаппараты
Средний формат
Объективы
Фотопринадлежности
Обо всем
PENTAX путешествие
Фотоистории
Персона
Турецкий дневник 2010

Комментарии

Pafoz Сергей
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-09-30
Откуда: Москва
Добавлено: 02:09, 24 Мая 2008Цитировать
Anatol Starkou, Вообще Штаты, это страна абсурда,в которой только денежные отношения, не может рождать произведения искусства. Им с их менталитетом им это просто не надо.

А сам жанровый портрет с точки зрения фотографии и искусства весьма сложен, у него очень тонкая грань, которую требуется чувствовать, дабы фотографии не стали "обычными с пьянки" или просто " не удачными фотками".
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (3)
Олег Руденко Олег Руденко Олег Руденко
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-14
Откуда: Курган
Добавлено: 05:27, 24 Мая 2008Цитировать
A.S. писал(а):
И, ежели ктой-то узнает о том, что его сфотографировали и на нем получили таньгу - конечно сразу же начнутся разборки и/или суд.

В России жанровое фото практически не является коммерческим, за исключением постановочных кадров на заказ. Это больше творческое направление - показать жизнь какой ее видит автор.
Фото автора (79)      Cтатьи автора (1)      Комментарии (110)
Oleg Muravov Oleg Mur Oleg Muravov
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-10
Откуда: Краснодар
Добавлено: 10:13, 27 Мая 2008Цитировать
Статья понравилась. Я подумываю заняться этой фотографией.
Фото автора (97)      Cтатьи автора (1)      Комментарии (2557)
Чтобы оставить свой комментарий необходимо:   [ войти ]   [ зарегистрироваться ]
Жанровый портрет
© 2007-2011 PentaxNews. При перепечатке материалов ссылка на www.pentaxnews.ru обязательна
Сайт PentaxNews — цифровых фотоаппаратов Pentax много не бывает!