• Место съемки - Жуковский, Макс 2009.
• Возможности выбора точки съемки – обычный посетитель, без прав доступа в особые зоны. Фактически съемка велась с границы летного поля в 2-10 метрах от милицейского ограждения.
• Используемая техника – К20D, SMC Pentax DA* 200мм f/2.8 ED [IF] SDM
• Погода - сплошная облачность без дождя.
• Цель поездки на авиашоу – общение с близкими, получение удовольствия.
• Цель съемок – получить интересный необычный кадр движения летательного аппарата в воздухе.
• Самоидентификация фотографа – продвинутый фотолюбитель.
• Возможности выбора точки съемки – обычный посетитель, без прав доступа в особые зоны. Фактически съемка велась с границы летного поля в 2-10 метрах от милицейского ограждения.
• Используемая техника – К20D, SMC Pentax DA* 200мм f/2.8 ED [IF] SDM
• Погода - сплошная облачность без дождя.
• Цель поездки на авиашоу – общение с близкими, получение удовольствия.
• Цель съемок – получить интересный необычный кадр движения летательного аппарата в воздухе.
• Самоидентификация фотографа – продвинутый фотолюбитель.
При съемке DA* 200мм f/2.8 ED летящего аппарата в реальных расстояниях и габаритах снимаемой техники практически всегда, за редким исключением, весь летательный аппарат или группа аппаратов «умещалась» в кадре. Чаще всего потом приходилось сильно обрезать в кадре «лишнее небо», чтобы в кадре был хорошо виден сам аппарат. Нужно сказать, что 20-ка имеет некоторый запас по мегапикселям для возможности обрезки, что реально пригодилось. Использование более длиннофокусной оптики, думаю, было бы неоправданно из-за рисков «смаза от рук». Кроме того, так как света было на пределе, пришлось бы повышать чувствительность, что привело бы к снижению детализации в тенях при малейшем «вытягивании» при конвертации. Нет у меня, к сожалению, 300мм объектива....
У меня, как выпускника факультета «двигатели летательных аппаратов» МАИ, появилась идея-фикс - заглянуть в «горящие сопла» двигателей улетающего самолета объективом Пентакс. И, как ни странно, такая возможность мне представилась.
Конечно уровень освещения «без запаса» по глубине резкости и по возможности использования коротких выдержек усложнил задачу получения резких и несмазанных кадров. Однако, с другой стороны, условия освещения из-за облачности стали мягче, ровнее, стабильнее в разных секторах неба. Это создало условия, при которых уровень освещения самолета сверху стал не так радикально отличаться от уровня освещения снизу. При съемке самолета в полете снизу при солнечной погоде практически всегда получается «силуэтная» съемка. На результирующих кадрах выбор – либо «убитое небо» либо детали на поверхности самолета. Кроме того, в условиях заведомо контрового освещения хроматические абберации ( цветные ореолы вокруг самолета) лезут со страшной силой. В результате кадры получаются неинтересными.
Конечно уровень освещения «без запаса» по глубине резкости и по возможности использования коротких выдержек усложнил задачу получения резких и несмазанных кадров. Однако, с другой стороны, условия освещения из-за облачности стали мягче, ровнее, стабильнее в разных секторах неба. Это создало условия, при которых уровень освещения самолета сверху стал не так радикально отличаться от уровня освещения снизу. При съемке самолета в полете снизу при солнечной погоде практически всегда получается «силуэтная» съемка. На результирующих кадрах выбор – либо «убитое небо» либо детали на поверхности самолета. Кроме того, в условиях заведомо контрового освещения хроматические абберации ( цветные ореолы вокруг самолета) лезут со страшной силой. В результате кадры получаются неинтересными.
Я выбрал следующую стратегию съемки. Режим AV в диапазоне диафрагм 4-5,6. Это, по моему замыслу, позволит иметь достаточную глубину резкости, чтобы движущийся аппарат не выскочил из зоны глубины резкости. Шоу я непрерывно наблюдал через объектив, как через подзорную трубу, все время удерживая самолет в центре кадра.
Наводку на резкость я установил автоматическую. Пробовал вручную, но не смог справиться. Точку фокусировки выбрал центральную. Периодически я поджимал кнопку спуска для осуществления фокусировки. Использовать непрерывный фокус я не решился, чтобы самому держать под контролем фокусировку. Появление красной точки на объекте в ответ на преднажатие кнопки спуска затвора давало мне уверенность, что объект в фокусе. Никакой взаимной настройки конкретного объектива и камеры я не делал, надеясь на заводские настройки. Устанавливать на бесконечность и надеяться на гиперфокальное расстояние я счел неверным. В результате в подавляющем большинстве кадров я получил хорошую фокусировку. Несколько раз я терял объект из центра, и фокусировка уходила в молоко. После этого найти объект в небе практически невозможно. Тогда приходилось быстро наводить на какой-нибудь дальний наземный объект и после фокусировки на него искать в видоискатель самолет в небе. Позже я понял, что надо было использовать установку автоматического выбора точки фокусировки. В данных условиях, когда в кадре на фоне ровного неба один объект, она была бы очень уместна. При удалении самолета система фокусировки справлялась практически всегда. В случае, когда объект «летел на меня», половина кадров получилась с неудовлетворительным фокусом. Видимо это связано с тем, что 2/3 ГРИП расположены позади точки фокусировки и 1/3 впереди.
Наводку на резкость я установил автоматическую. Пробовал вручную, но не смог справиться. Точку фокусировки выбрал центральную. Периодически я поджимал кнопку спуска для осуществления фокусировки. Использовать непрерывный фокус я не решился, чтобы самому держать под контролем фокусировку. Появление красной точки на объекте в ответ на преднажатие кнопки спуска затвора давало мне уверенность, что объект в фокусе. Никакой взаимной настройки конкретного объектива и камеры я не делал, надеясь на заводские настройки. Устанавливать на бесконечность и надеяться на гиперфокальное расстояние я счел неверным. В результате в подавляющем большинстве кадров я получил хорошую фокусировку. Несколько раз я терял объект из центра, и фокусировка уходила в молоко. После этого найти объект в небе практически невозможно. Тогда приходилось быстро наводить на какой-нибудь дальний наземный объект и после фокусировки на него искать в видоискатель самолет в небе. Позже я понял, что надо было использовать установку автоматического выбора точки фокусировки. В данных условиях, когда в кадре на фоне ровного неба один объект, она была бы очень уместна. При удалении самолета система фокусировки справлялась практически всегда. В случае, когда объект «летел на меня», половина кадров получилась с неудовлетворительным фокусом. Видимо это связано с тем, что 2/3 ГРИП расположены позади точки фокусировки и 1/3 впереди.
Чтобы минимизировать «смаз» от движения объектов и «смаз» от вибраций камеры в руках, я выбрал такую чувствительность, чтобы выдержка была не длиннее 1/300. Режим экспозамера я выбрал точечный по центру. Так как в центре кадра я старался держать летательный аппарат, то надеялся, что получу экспозицию, позволяющую получить детали на поверхности самолета. Кроме того, я старался максимально применить прием съемки «с проводкой», постоянно перемещая центр видоискателя за объектом съемки. На практике получилось, что пришлось вводить экспокоррекцию +1ev. При обработке фотоматериала выяснилось, что экспокоррекцию можно было увеличить еще на 0,5 ev. На практике, для чувствительности 200 при диафрагме 5.6 выдержки менялись от 1\500 до 1/3000. Некоторое время я поснимал на чувствительности 100, но потом решил, что лучше иметь небольшой запас. Повышать чувствительность больше 200 не решился, так как некоторое вытягивание (повышение яркости) довольно часто происходит на этапе конвертации цифрового негатива в результирующий файл. По моему опыту такое вытягивание, без ухудшения качества, возможно только для низких значений чувствительности в момент съемки.
Хорошо, что погода была пасмурной, и положительная экспорррекция не привела к гибели фактуры неба и деталей следов, оставленных самолетом в небе.
При маневрах сверхзвуковой техники на малых скоростях (на которую она не рассчитана) возникают срывы потока, и образуются области пониженного давления воздуха. В таких местах происходит конденсация влаги, и в непосредственной близости от поверхностей самолета образуются локальные облачка. При пасмурной погоде, когда влажность повышена, этот эффект проявляется интенсивно. Я попытался использовать его как художественный прием, позволяющий показать самолет не как глянцевую игрушку, висящую на солнышке, а как активно движущийся предмет, разрезающий упругий воздух.
При маневрах сверхзвуковой техники на малых скоростях (на которую она не рассчитана) возникают срывы потока, и образуются области пониженного давления воздуха. В таких местах происходит конденсация влаги, и в непосредственной близости от поверхностей самолета образуются локальные облачка. При пасмурной погоде, когда влажность повышена, этот эффект проявляется интенсивно. Я попытался использовать его как художественный прием, позволяющий показать самолет не как глянцевую игрушку, висящую на солнышке, а как активно движущийся предмет, разрезающий упругий воздух.
За соплами самолета воздух имеет турбулентную структуру. Когда сквозь этот воздух мы видим что-то, то оно становится размытым, будто кто-то прозрачной кистью, мазками, размазал изображение. Если это видно в кадре, то это может придать реалистичности.
В пасмурную погоду из-за повышенной влажности для совершения разгона и резких маневров самолета летчикам чаще приходится «подкидывать дров в печку», потому чаще можно увидеть пламя из сопел и, чаще чем обычно, можно увидеть в соплах улетающего от тебя самолета раскаленные лопатки турбины или голубое пламя догорающего в форсажной камере топлива.
Конечно, заметный минус пасмурной погоды - это дымка, которая снижает контрастность картинки и требует выдающейся оптики, чтобы передать тональные переходы.
Конечно, заметный минус пасмурной погоды - это дымка, которая снижает контрастность картинки и требует выдающейся оптики, чтобы передать тональные переходы.
Выводы.
• При съемке 200-кой на выдержках более 1/500 уверенно получаются кадры с рук без «смаза».
• Глубины резкости при диафрагме 4,5 достаточно для условий, указанных выше (кроме случая, когда самолет движется на тебя).
• Качество результата главным образом зависит от качества объектива. Объектив 200мм фокусируется быстро (SDM) и дает очень качественное изображение.
• Размер матрицы К20D позволяет, несмотря на обрезку до 80% кадра, получить качественное изображение формата A4.
• Точечный экспозамер работает эффективно.
• Технической скорости автофокуса хватает для съемки летящего на тебя самолета.
• Использование чувствительности 200 позволяет уверенно снимать без шумов.
• В условиях авиашоу, эффективнее снимать хорошим фиксом и вырезать кусок из качественной картинки, чем зумить и мылить картинку.
• При съемке 200-кой на выдержках более 1/500 уверенно получаются кадры с рук без «смаза».
• Глубины резкости при диафрагме 4,5 достаточно для условий, указанных выше (кроме случая, когда самолет движется на тебя).
• Качество результата главным образом зависит от качества объектива. Объектив 200мм фокусируется быстро (SDM) и дает очень качественное изображение.
• Размер матрицы К20D позволяет, несмотря на обрезку до 80% кадра, получить качественное изображение формата A4.
• Точечный экспозамер работает эффективно.
• Технической скорости автофокуса хватает для съемки летящего на тебя самолета.
• Использование чувствительности 200 позволяет уверенно снимать без шумов.
• В условиях авиашоу, эффективнее снимать хорошим фиксом и вырезать кусок из качественной картинки, чем зумить и мылить картинку.