В этом материале я попытаюсь сравнить эти камеры и, как обычно, приглашаю к обсуждению все заинтересованные стороны.
На первый взгляд
На первый взгляд камеры друг от друга не отличаются вообще. Более того, даже аксессуары полностью совместимы. Таким образом, если вы являетесь счастливым обладателем спускового тросика, батарейного блока или специального наглазника для K10D, то можете быть уверены, что всё это добро без проблем встанет и на Pentax K20D.
При внимательном рассмотрении обнаруживаются и некоторые различия.
Первым делом обращаешь внимание на “подросший” ЖК-дисплей. В 20-ке его диагональ составляет 2,7” против 2,5” у K10D, а разрешение 230.000 пикселей против 210.000. Надпись "Pentax" под ЖК-экраном из гладкой стала фактурной.
Немного изменился дизайн диска выбора режимов и переключателя режима фокусировки, они стали более удобным за счет изменения фактуры пластика. Особенно хорошо это удобство ощущается при работе в перчатках – переключение чётко чувствуется, ни малейшего намёка на скольжение. Для лета - не очень актуально, а вот те, кто и зимой не прочь поснимать на улице - обязательно оценят.
Слева, чуть ниже того места, где крепится шейный ремень, под удобной резьбовой крышечкой, притаился Х-разъем для студийных вспышек. В этом месте хочу сказать отдельное спасибо разработчикам. Иногда мне, человеку, немало снимающему в студии, очень не хватало этой детали в К10D.
Изменения коснулись и “ключика”, отпирающего отсек для карт памяти. Он стал шире, что несомненно положительно сказалось на легкости доступа к носителю информации.
Таким образом, в 20-ке по сравнению с 10-кой немного преобразились органы управления и увеличился ЖК-монитор. Ах, да, чуть не забыл. На 10-ке кнопка спуска была серебристая, а на 20-ке стала стильно-чёрной! ;-)
В целом же идеология управления не изменилась. Все те же кнопки, тот же джойстик, те же два управляющих колёсика.
При внимательном рассмотрении обнаруживаются и некоторые различия.
Первым делом обращаешь внимание на “подросший” ЖК-дисплей. В 20-ке его диагональ составляет 2,7” против 2,5” у K10D, а разрешение 230.000 пикселей против 210.000. Надпись "Pentax" под ЖК-экраном из гладкой стала фактурной.
Немного изменился дизайн диска выбора режимов и переключателя режима фокусировки, они стали более удобным за счет изменения фактуры пластика. Особенно хорошо это удобство ощущается при работе в перчатках – переключение чётко чувствуется, ни малейшего намёка на скольжение. Для лета - не очень актуально, а вот те, кто и зимой не прочь поснимать на улице - обязательно оценят.
Слева, чуть ниже того места, где крепится шейный ремень, под удобной резьбовой крышечкой, притаился Х-разъем для студийных вспышек. В этом месте хочу сказать отдельное спасибо разработчикам. Иногда мне, человеку, немало снимающему в студии, очень не хватало этой детали в К10D.
Изменения коснулись и “ключика”, отпирающего отсек для карт памяти. Он стал шире, что несомненно положительно сказалось на легкости доступа к носителю информации.
Таким образом, в 20-ке по сравнению с 10-кой немного преобразились органы управления и увеличился ЖК-монитор. Ах, да, чуть не забыл. На 10-ке кнопка спуска была серебристая, а на 20-ке стала стильно-чёрной! ;-)
В целом же идеология управления не изменилась. Все те же кнопки, тот же джойстик, те же два управляющих колёсика.
Немного о начинке
Первое и, возможно, самое интересное нововведение - это матрица.
Напомню, что в Pentax K10D стояла 10МП ПЗС-матрица, размером 23.5мм x 15.7мм.
В Pentax K20D установлен 14МП КМОП-сенсор, размером 23.4мм х 15.6мм.
Немало копий было сломано в обсуждениях того, как отразилась смена типа матрицы, да ещё и столь существенное повышение ёмкости на качестве картинки.
Скептики ещё до выхода камеры предрекали повышение шума на изображениях по сравнению с K10D.
В общем случае опасения эти вполне оправданы. В связи с особенностью производства, КМОП-технология считается более "шумной" по сравнению с ПЗС.
Кроме того, увеличение количества элементов сенсора при тех же геометрических размерах , явно указывает на уменьшение размера пиксела и, как следствие, уменьшение светочувствительного элемента, что, как правило не лучшим образом сказывается на шумности результирующей картинки.
Только после выхода официального пресс-релиза и, что случилось чуть позже, появления камеры на рынке мы смогли удостовериться, что эти опасения ни коем образом не подтвердились.
Разработчикам нового сенсора удалось уменьшить не работающую на регистрацию света поверхность пикселя и увеличить его полезную площадь. Таким образом, за счёт уменьшения расстояния между светочувствительными элементами (неизбежно присутствующего в любой матрице) на матрицу размером 23.4 х 15.6 мм удалось поместить целых 14,6 миллионов пикселов, не уменьшая размер светочувствительной области, а, следовательно, получить бОльшую разрешающую способность без увеличения уровня цифрового шума и ухудшения четкости конечного изображения.
Изменению также подверглась и система микролинз, закрывающих матрицу, благодаря чему сенсор камеры Pentax K20D значительно лучше справляется с регистрацией света, попадающего на него под углом. Как следствие - камера K20D значительно лучше работает с широкоугольной оптикой.
Напомню, что в Pentax K10D стояла 10МП ПЗС-матрица, размером 23.5мм x 15.7мм.
В Pentax K20D установлен 14МП КМОП-сенсор, размером 23.4мм х 15.6мм.
Немало копий было сломано в обсуждениях того, как отразилась смена типа матрицы, да ещё и столь существенное повышение ёмкости на качестве картинки.
Скептики ещё до выхода камеры предрекали повышение шума на изображениях по сравнению с K10D.
В общем случае опасения эти вполне оправданы. В связи с особенностью производства, КМОП-технология считается более "шумной" по сравнению с ПЗС.
Кроме того, увеличение количества элементов сенсора при тех же геометрических размерах , явно указывает на уменьшение размера пиксела и, как следствие, уменьшение светочувствительного элемента, что, как правило не лучшим образом сказывается на шумности результирующей картинки.
Только после выхода официального пресс-релиза и, что случилось чуть позже, появления камеры на рынке мы смогли удостовериться, что эти опасения ни коем образом не подтвердились.
Разработчикам нового сенсора удалось уменьшить не работающую на регистрацию света поверхность пикселя и увеличить его полезную площадь. Таким образом, за счёт уменьшения расстояния между светочувствительными элементами (неизбежно присутствующего в любой матрице) на матрицу размером 23.4 х 15.6 мм удалось поместить целых 14,6 миллионов пикселов, не уменьшая размер светочувствительной области, а, следовательно, получить бОльшую разрешающую способность без увеличения уровня цифрового шума и ухудшения четкости конечного изображения.
Изменению также подверглась и система микролинз, закрывающих матрицу, благодаря чему сенсор камеры Pentax K20D значительно лучше справляется с регистрацией света, попадающего на него под углом. Как следствие - камера K20D значительно лучше работает с широкоугольной оптикой.
Pentax K10D
Съемка объективом SMC Pentax-A 15 мм f/3,5
|
Pentax K20D
Съемка объективом SMC Pentax-A 15 мм f/3,5
|
Для демонстрации преимущества нового сенсора я нарочно выбрал объектив, который разрабатывался для работы на плёнке.
В то время о цифровых сенсорах и их слабых местах ещё не знали.
Как видно, виньетирование и падение чёткости к краям кадра гораздо более явно проявляется на снимках с K10D.
Файлы приведены к одному размеру. Съемка на открытой диафрагме.
В то время о цифровых сенсорах и их слабых местах ещё не знали.
Как видно, виньетирование и падение чёткости к краям кадра гораздо более явно проявляется на снимках с K10D.
Файлы приведены к одному размеру. Съемка на открытой диафрагме.
Поговорим и о чувствительности. Диапазон чувствительности в K10D простирался от 100 до 1600 ISO.
Чувствительность K20D можно выбирать в диапазоне от 100 до 6400 ISO. Плюс имеется отключаемая трехступенчатая система шумоподавления.
Для сравнения позволю себе привести сводную таблицу по чувствительностям, которая была подготовлена для предыдущей статьи.
Чувствительность K20D можно выбирать в диапазоне от 100 до 6400 ISO. Плюс имеется отключаемая трехступенчатая система шумоподавления.
Для сравнения позволю себе привести сводную таблицу по чувствительностям, которая была подготовлена для предыдущей статьи.
Сводная таблица по чувствительностям
Левый столбец - K20D, правый - K10D
|
На низких чувствительностях (от 100 до 400 ед. включительно) картинки с обеих камер практически не отличаются.
Начиная с ISO 800 разница становится заметной.
На ISO 1600 картинка с K10D уже ощутимо более шумная, нежели с K20D.
По поводу чувствительностей 3200 и 6400 могу сказать, что если использование 3200 и представляется оправданным в каких-то ситуациях, то 6400 мне представляется чересчур шумной.
Начиная с ISO 800 разница становится заметной.
На ISO 1600 картинка с K10D уже ощутимо более шумная, нежели с K20D.
По поводу чувствительностей 3200 и 6400 могу сказать, что если использование 3200 и представляется оправданным в каких-то ситуациях, то 6400 мне представляется чересчур шумной.
Работа системы шумоподавления
3200 ISO
|
К вопросу о системе шумоподавления на высоких значениях ISO. Легко видеть, что, даже в положении "СИЛЬНО" шумоподавление работает весьма деликатно и не "cъедает" детали.
Напомню, что в K10D система шумоподавления имела всего два положения - ВКЛ и ВЫКЛ.
Напомню, что в K10D система шумоподавления имела всего два положения - ВКЛ и ВЫКЛ.
Что же касается шумоподавления на длинных выдержках, то этот момент, на мой взгляд, в новой камере решен неудачно.
В K10D этот режим можно было либо включить, либо отключить.
В K20D этот также есть два пункта меню, регулирующие работу этой системы. Но эти пункты не ВКЛ и ВЫКЛ, как вы, возможно подумали. Это пункты АВТО (камера сама включает режим шумоподавления на длинных выдержках) и ВКЛ (режим включен постоянно).
В этом месте кроется довольно ощутимое неудобство, влияющее на оперативность работы. Работа системы шумоподавления требует времени и после длительной например минутной экспозиции камера тратит на обработку кадра время равное, а часто даже и большее, чем время самой экспозиции. Так что любителям съемки на длинных выдержках придется запастись терпением.
Вероятно, это как-то связано с особенностями работы КМОП-сенсора на длинных выдержках. Будем надеятся, в следующих вариантах прошивки пункт полного отключения всё же появится.
В K10D этот режим можно было либо включить, либо отключить.
В K20D этот также есть два пункта меню, регулирующие работу этой системы. Но эти пункты не ВКЛ и ВЫКЛ, как вы, возможно подумали. Это пункты АВТО (камера сама включает режим шумоподавления на длинных выдержках) и ВКЛ (режим включен постоянно).
В этом месте кроется довольно ощутимое неудобство, влияющее на оперативность работы. Работа системы шумоподавления требует времени и после длительной например минутной экспозиции камера тратит на обработку кадра время равное, а часто даже и большее, чем время самой экспозиции. Так что любителям съемки на длинных выдержках придется запастись терпением.
Вероятно, это как-то связано с особенностями работы КМОП-сенсора на длинных выдержках. Будем надеятся, в следующих вариантах прошивки пункт полного отключения всё же появится.
Цветопередача.
Левый столбец - K10D, правый - K20D.
|
Несколько слов о цветопередаче.
Работая на различных чувствительностях я обратил внимание на изменение цветопередачи обеих камер с ростом чувствительности.
Для более наглядной демонстрации я сделал ещё одну серию кадров.
Менялась только чувствительность.
Свет оставался одним и тем же.
ББ был настроен вручную по серой карте перед началом испытаний на ISO100.
На малых чувствительностях (100-200) камеры показывают практически идентичную картинку, но с ростом чувствительности Pentax K20D всё более скатывается в желто-зеленую область (хорошо заметно по серым квадратам), в то время как K10D значительно более уверенно держит нейтраль.
Затрудняюсь как-то объяснить этот момент.
Вместе с тем цвета у K10D чуть более насыщены по сравнению с оригиналом и, в общем случае, K20D показывает более точную картинку.
Безусловно, подобный незначительный уход ББ несложно откорректировать в RAW-конвертере, однако для получения оптимальной цветопередачи и минимизации последующей обработки, рекомендую подстраивать ББ при переходе на другую чувствительность.
Если есть возможность и свет более-менее постоянный по спектральному составу, ББ лучше всего настраивать вручную по серой карте. Это даёт оптимальные результаты для обеих камер.
Работая на различных чувствительностях я обратил внимание на изменение цветопередачи обеих камер с ростом чувствительности.
Для более наглядной демонстрации я сделал ещё одну серию кадров.
Менялась только чувствительность.
Свет оставался одним и тем же.
ББ был настроен вручную по серой карте перед началом испытаний на ISO100.
На малых чувствительностях (100-200) камеры показывают практически идентичную картинку, но с ростом чувствительности Pentax K20D всё более скатывается в желто-зеленую область (хорошо заметно по серым квадратам), в то время как K10D значительно более уверенно держит нейтраль.
Затрудняюсь как-то объяснить этот момент.
Вместе с тем цвета у K10D чуть более насыщены по сравнению с оригиналом и, в общем случае, K20D показывает более точную картинку.
Безусловно, подобный незначительный уход ББ несложно откорректировать в RAW-конвертере, однако для получения оптимальной цветопередачи и минимизации последующей обработки, рекомендую подстраивать ББ при переходе на другую чувствительность.
Если есть возможность и свет более-менее постоянный по спектральному составу, ББ лучше всего настраивать вручную по серой карте. Это даёт оптимальные результаты для обеих камер.
Из различных сервисных функций в K10D присутствовали: пыле- влагозащищенный корпус, система удаления пыли с матрицы Dust Removal, система стабилизации изображения PENTAX Shake Reduction, поддержка объективов со встроенным ультразвуковым приводом фокусировки, режим мультиэкспозиции.
Камера Pentax K20D не только сохранил эти хорошо зарекомендовавшие себя функции, но и приобрел ряд новых. Среди них:
- Режим съемки по ЖК-монитору Live View
- Возможность подстройки автофокуса под конкретные объективы
- Режим интервальной съемки
- Технология оптимизации динамического диапазона PENTAX Dynamic Range Enlargement
- Функция обнаружения пыли Dust Alert
- Технология борьбы с "битыми" пикселами Pixel Mapping
- Режим сверхскоростной съемки 21 к/c с разрешением 1,6МП
- Режим выбора и настройки цветового баланса Custom Image
- Возможность калибровки ЖК-монитора
- Режим сравнения 2-х кадров на ЖК-мониторе
В плане сервисных функций (некоторые из них очень удобны и поднимают функциональность на новый уровень) Pentax K20D значительно превосходит K10D.
За обработку информации в обеих камерах ответственность несет высокопроизводительный процессор PRIME (PENTAX Real Image Engine) в связке с DDR2 оперативной памятью. Тут возможности камер примерно одинаковы.
Система автофокусировки особых изменений также не претерпела. Фокусировочный модуль SAFOX VIII, который был в K10D, продолжает трудиться и в 20-ке. Возможно был несколько переработан алгоритм работы модуля, ибо, по субъективным ощущениям, автофокус стал несколько более “цепким”, однако скорость фокусировки могла бы быть и повыше. К сожалению, ничего выдающегося.
Затвор у обеих камер также одинаковый. Кратчайшая выдержка 1/4000, синхронизация на 1/180, серийная съемка 3 к.с, гарантия на 100000 срабатываний.
Репортеры утверждают, что 3 к/c - это очень мало и нужно иметь как минимум 5. Может быть, они в чём-то правы, однако если вы не снимаете репортаж, то и 3 кадра в секунду будет более чем достаточно. Я на своей 20-ке еще ни разу не пользовался серийной съемкой.
Съемочные режимы также никак не изменились. Фирменные режимы TAv, Sv, а также различные гипер-режимы успешно перекочевали с "десятки" на "двадцатку".
Камера Pentax K20D не только сохранил эти хорошо зарекомендовавшие себя функции, но и приобрел ряд новых. Среди них:
- Режим съемки по ЖК-монитору Live View
- Возможность подстройки автофокуса под конкретные объективы
- Режим интервальной съемки
- Технология оптимизации динамического диапазона PENTAX Dynamic Range Enlargement
- Функция обнаружения пыли Dust Alert
- Технология борьбы с "битыми" пикселами Pixel Mapping
- Режим сверхскоростной съемки 21 к/c с разрешением 1,6МП
- Режим выбора и настройки цветового баланса Custom Image
- Возможность калибровки ЖК-монитора
- Режим сравнения 2-х кадров на ЖК-мониторе
В плане сервисных функций (некоторые из них очень удобны и поднимают функциональность на новый уровень) Pentax K20D значительно превосходит K10D.
За обработку информации в обеих камерах ответственность несет высокопроизводительный процессор PRIME (PENTAX Real Image Engine) в связке с DDR2 оперативной памятью. Тут возможности камер примерно одинаковы.
Система автофокусировки особых изменений также не претерпела. Фокусировочный модуль SAFOX VIII, который был в K10D, продолжает трудиться и в 20-ке. Возможно был несколько переработан алгоритм работы модуля, ибо, по субъективным ощущениям, автофокус стал несколько более “цепким”, однако скорость фокусировки могла бы быть и повыше. К сожалению, ничего выдающегося.
Затвор у обеих камер также одинаковый. Кратчайшая выдержка 1/4000, синхронизация на 1/180, серийная съемка 3 к.с, гарантия на 100000 срабатываний.
Репортеры утверждают, что 3 к/c - это очень мало и нужно иметь как минимум 5. Может быть, они в чём-то правы, однако если вы не снимаете репортаж, то и 3 кадра в секунду будет более чем достаточно. Я на своей 20-ке еще ни разу не пользовался серийной съемкой.
Съемочные режимы также никак не изменились. Фирменные режимы TAv, Sv, а также различные гипер-режимы успешно перекочевали с "десятки" на "двадцатку".
В заключение.
Снято на Pentax K10D |
Снято на Pentax K20D
Модель - Ксения Пономарева.
|
Меня часто спрашивают о целесообразности перехода с Pentax K10D на Pentax K20D.
Собственно, сходства и различия обеих камер я изложил выше.
Если говорить о личном мнении, то могу сказать, что, как отличный рабочий инструмент, меня вполне устраивал фотоаппарат Pentax K10D. Однако после тестирования камеры K20D, я приобрел себе её и уже довольно долгое время снимаю исключительно на неё. Для меня K20D стала ещё более удобным и приятным в работе инструментом.
По большому счёту, любой камерой можно снять любой сюжет. Только хорошая камера будет помогать фотографу в его деле, а менее совершенная будет препятствовать получению отличного результата. Поэтому я и стараюсь работать лучшим оборудованием.
И, на мой взгляд, Pentax K20D на данный момент является лучшей цифровой зеркальной камерой Pentax и одной из лучших неполнокадровых цифровых зеркальных камер выпущенных на момент написания данной статьи.
УДАЧИ!
Собственно, сходства и различия обеих камер я изложил выше.
Если говорить о личном мнении, то могу сказать, что, как отличный рабочий инструмент, меня вполне устраивал фотоаппарат Pentax K10D. Однако после тестирования камеры K20D, я приобрел себе её и уже довольно долгое время снимаю исключительно на неё. Для меня K20D стала ещё более удобным и приятным в работе инструментом.
По большому счёту, любой камерой можно снять любой сюжет. Только хорошая камера будет помогать фотографу в его деле, а менее совершенная будет препятствовать получению отличного результата. Поэтому я и стараюсь работать лучшим оборудованием.
И, на мой взгляд, Pentax K20D на данный момент является лучшей цифровой зеркальной камерой Pentax и одной из лучших неполнокадровых цифровых зеркальных камер выпущенных на момент написания данной статьи.
УДАЧИ!