Лаборатория
Итак, о технике!
Автор:

Итак, о технике!

12 Июня 2008 Версия для печати
В избранное
Итак, о технике!
Лично я не вижу принципиальных отличий при получении изображения, скажем, куска колбасы или стартующей космической ракеты. И тут и там необходимы: фотокамера с пленкой или матрицей, подходящий объектив и фотограф. У фотографа самая важная деталь это голова, так как именно в ней, а не в камере, рождается будущий снимок.
Причём, уже с правильно наведенной резкостью и нужной глубиной… и внимание зрителя сосредоточено именно на смысловом центре композиции, а не где попало.

Такое лирическое отступление я сделал специально, так как дальше речь пойдёт именно о способах манипуляции глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП).
Все знают, что такое глубина резко изображаемого пространства (ГРИП), от чего она зависит и как ею управлять?
Напомню в общих чертах: чем больше относительное отверстие объектива, тем меньше толщина той плоскости, предметы в которой окажутся резкими, и наоборот. Большинство любительских камер и объективов, установленных на зеркалках, позволяют в широких пределах управлять ГРИП, но при этом положение этой плоскости всегда перпендикулярно оптической оси объектива.
Фото 1
А теперь представьте, насколько расширится арсенал творческих приёмов, появись у вас возможность управлять не только глубиной резкости, но и наклонять её в произвольном направлении относительно оптической оси?! Фантастика? Отнюдь! Мне известно несколько объективов для обычных зеркальных камер, которые позволяют производить подобные манипуляции, но диапазон их возможностей часто не достаточен для задач, возникающих в повседневной работе рекламной студии. Поэтому я работаю камерой, которая на профессиональном жаргоне называется «кардан». Надеюсь, понятно почему.
В каких случаях возникает такая потребность? Возьму для примера две крайних ситуации.
Рис.1
Первая. Снимаем плоскость, и необходимо, чтобы вся она от самого ближнего до самого дальнего края оказалась в резкости. Этого можно достичь, наклонив объективную и кассетную доски камеры так, чтобы линии, проходящие через них и плоскость съёмки, пересеклись в одной точке.
Вторая ситуация противоположна первой. Мне надо чтобы резко получилась одна деталь композиции, а по съёмочным условиям не могу раскрыть диафрагму достаточно широко – разворачиваю доски в противоположном направлении и получаю нужный результат.
Кроме фокусов с плоскостью ГРИП, подобная техника позволяет в широких пределах управлять перспективой. Например, ещё на этапе съемки устранять завалы вертикалей при съёмке архитектуры, интерьеров и вообще любых предметов посредством параллельных подвижек досок камеры. Учитывая, что самые «маленькие» камеры такого типа имеют формат 6х9 см, а оптика к ним очень высокого качества, данный класс аппаратуры превращается в самый «гибкий» фотографический инструмент в прямом и переносном смысле! Правда, репортаж снимать очень неудобно – ни тебе автофокуса, ни экспозиционной автоматики.
Раньше при работе такими камерами я снимал на слайд от 4.5х6 см до 10х12,5 см, а теперь использую цифровой задник.

И несколько примеров с комментариями:
Фото 2
Фрагмент фото 2
Здесь уклоны минимальны и диафрагма довольно сильно прикрыта 1/16-22, так как изначально планировалось большое увеличение. Размер исходного кадра 5412х7216.
Не смотря на это, на 100% фрагменте заметно размытие предметов, которые оказались вне фокуса.

Фото 3
Увеличенные фрагменты фото 3
Этот снимок подтверждает ситуацию описанную выше (См. рис. 1). Причем, диафрагма довольно широко раскрыта, что позволило получить минимальную глубину резкости.
Фото 4
Фото 5
Фото 6
В этих фото ставилась задача показать достаточно резко все предметы.
Наклоняем вперед объективную доски и прикрываем диафрагму.
Фото 7
Фото 8
Фото 9
А в этих картинках, чтобы снять с минимальной глубиной резкости, пришлось камеру «изогнуть», как на рис.2.
Фото 10
Казалось бы, еще одна картинка на тему рис.2. Но! Объекты расположены по диагонали и, чтобы добиться необходимого, в данном случае, распределения ГРИП, пришлось объективную доску наклонить на камеру (маленькая ГРИП) и повернуть направо, чтобы зона ГРИП прошла через передние края салатников.
Известно выражение: «Фотограф мыслит той оптикой, которая имеется в его распоряжении». Надеюсь, что и мои заметки помогут кому-нибудь более осмысленно подходить к выбору объектива и съемочных параметров в дальнейшей творческой работе. Успехов вам и удач.
Почему PENTAX?
Фотошкола
Зеркальные фотоаппараты
Компактные фотоаппараты
Средний формат
Объективы
Фотопринадлежности
Обо всем
PENTAX путешествие
Персона

Комментарии

Денис Чепиль chepil Денис Чепиль
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-26
Откуда: Сургут
Добавлено: 07:51, 12 Июня 2008Цитировать
Крута! Для меня это было просто познавательно, очень интересно. Любопытно увидеть снимки настоящих профи, работающих на заказ. Спасибо! Удивлен качеством фотографий.
Фото автора (29)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (338)
anatoli danilov anatoli0602 anatoli danilov
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-12-12
Откуда: tallinn
Добавлено: 08:57, 12 Июня 2008Цитировать
Спасибо, познавательная статья, но в ней не хватает рецептов блюд.
Фото автора (31)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (161)
Бучинский Виталий Зиновьевич mr.buch Бучинский Виталий Зиновьевич
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-08-08
Откуда: Украина, г.Ровно
Добавлено: 09:29, 12 Июня 2008Цитировать
Спаибо ! Познавательно, а лично для меня - так ещё и вовремя.
Фото автора (28)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (39)
Дмитрий Байрак dbayrak Дмитрий Байрак
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-04-09
Откуда: Москва
Добавлено: 10:00, 12 Июня 2008Цитировать
chepil писал(а):
Удивлен качеством фотографий.

Фото 1. Pentax K20D
Заходная и фото 3. - кардан 6х7
Фото 2. - кардан, цифровой задник 39 Мп.
Фото 4-9. - кардан 4х5'
Фото 10. - Canon 5D + TS-E 90MM 2.8
Фото автора (0)      Cтатьи автора (2)      Комментарии (16)
Дмитрий Байрак dbayrak Дмитрий Байрак
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-04-09
Откуда: Москва
Добавлено: 10:08, 12 Июня 2008Цитировать
anatoli0602 писал(а):
познавательная статья, но в ней не хватает рецептов блюд.

Это не ко мне:-) У меня в студии работает прекрасный спец и просто хороший человек - Елена Кузнецова - фудстилист. Она сама придумывает рецепты. Кстати, в следующем, июльском номере журнала "Гастрономъ", с ней будет опубликовано интерьвью.
Фото автора (0)      Cтатьи автора (2)      Комментарии (16)
Дмитрий Байрак dbayrak Дмитрий Байрак
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-04-09
Откуда: Москва
Добавлено: 10:10, 12 Июня 2008Цитировать
mr.buch писал(а):
Спаибо ! Познавательно, а лично для меня - так ещё и вовремя.

Очень рад!
Фото автора (0)      Cтатьи автора (2)      Комментарии (16)
KoViS kovis KoViS
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-05-16
Откуда: Kyiv, Ukraine
Добавлено: 12:12, 13 Июня 2008Цитировать
Абалдеть! :) Спасибо, очень впечатлило!
Фото автора (13)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (34)
Александр Ефремов piligrim Александр Ефремов
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-11-28
Откуда: Казань
Добавлено: 12:45, 13 Июня 2008Цитировать
благодарю, читал и смотрел с большим удовольствием
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (9)
A.S. Anatol Starkou
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-04-04
Откуда: Brooklyn, NY, USA
Добавлено: 04:02, 13 Июня 2008Цитировать
Спасибо, dbayrak.

Хоть чтой-то, наконец-то, на пентаксnews.ru появилось по фотоделу,
а не реклама MMM.
Фото автора (13)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (20)
Nick-Nick Рябчий Николай
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-06-10
Откуда: Киев
Добавлено: 07:05, 13 Июня 2008Цитировать
Читал и слюнки вытирал. Очень познавательно, Спасибо.
Фото автора (3)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (2)
AndreyTTL AndreyTTL
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-01-16
Откуда: Кольский п-ов
Добавлено: 07:06, 13 Июня 2008Цитировать
Спасибо, познавательно!

Дмитрий, а сколько стоит такой
цифровой задник к карданной камере?

А сама камера?
Фото автора (10)      Cтатьи автора (12)      Комментарии (129)
Дмитрий Байрак dbayrak Дмитрий Байрак
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-04-09
Откуда: Москва
Добавлено: 01:58, 14 Июня 2008Цитировать
AndreyTTL писал(а):
сколько стоит такой
цифровой задник к карданной камере?


цены можно посмотреть здесь http://www.marco-pro.ru/content/art/72/1015 ,
http://www.photosale.ru/inc/price.php?show=118035026121043 ,
http://kutuzov-photo.ru/index.php?option=com_virtuemart&page;=shop.browse&category;_id=130&Itemid;=34
http://www.sbf-moscow.ru/tech/sinar/catalogue/cifrovie_zadniki/
камеры здесь http://kutuzov-photo.ru/index.php?option=com_virtuemart&page;=shop.browse&category;_id=78&Itemid;=34
http://www.sbf-moscow.ru/tech/sinar/catalogue/kameri/sinar_f3/

здесь много познавательной информации и магазин http://www.prograf.ru/links_large.html
Фото автора (0)      Cтатьи автора (2)      Комментарии (16)
sirmax Максим Заяц
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-06-14
Откуда: Москва
Добавлено: 02:17, 14 Июня 2008Цитировать
dbayrak писал(а):
Это не ко мне:-) У меня в студии работает прекрасный спец и просто хороший человек - Елена Кузнецова - фудстилист. Она сама придумывает рецепты. Кстати, в следующем, июльском номере журнала "Гастрономъ", с ней будет опубликовано интерьвью.


Замечательные работы, Дмитрий. Подскажите, пожалуйста: фудстилист Елена Кузнецова работает только с Вами - или же ее можно пригласить на свою съемку?
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (1)
Александр Багров avb-fotik Александр Багров
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2007-10-18
Откуда: Москва
Добавлено: 12:38, 15 Июня 2008Цитировать
Что такое "цифровой задник"?
Фото автора (109)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (1704)
Дмитрий Байрак dbayrak Дмитрий Байрак
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-04-09
Откуда: Москва
Добавлено: 01:08, 15 Июня 2008Цитировать
sirmax писал(а):
Подскажите, пожалуйста: фудстилист Елена Кузнецова работает только с Вами - или же ее можно пригласить на свою съемку?

Максим, мы с Еленой работаем неразлучно уже более 10 лет и , как правило, это совместная работа. Это как экипаж - пилот и штурман! Так что извиняйте (((
Фото автора (0)      Cтатьи автора (2)      Комментарии (16)
Дмитрий Байрак dbayrak Дмитрий Байрак
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-04-09
Откуда: Москва
Добавлено: 01:14, 15 Июня 2008Цитировать
avb-fotik писал(а):
Что такое "цифровой задник"?

Александр, на фото 1. это та часть, на которой в кружочке стоит цифра 39.
В ней находится матрица, флешка, дисплей и др. электронная начинка. Другими словами, это кусок фотоаппарата, но без объектива.
Фото автора (0)      Cтатьи автора (2)      Комментарии (16)
W-side Константин Шатило
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-05-10
Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: 02:31, 15 Июня 2008Цитировать
2avb-fotik:
Цифровой задник - это грубо говоря отдельная матрица, которая ствится в среднеформаных и крупноформатных камерах на место светорегистрирующего элемента (вместо слайда проще говоря).
Фото автора (0)      Cтатьи автора (0)      Комментарии (1)
Дмитрий Байрак dbayrak Дмитрий Байрак
Ранг: Герой
Зарегистрирован: 2008-04-09
Откуда: Москва
Добавлено: 03:15, 15 Июня 2008Цитировать
Цифровые задники

Цифровые «задники» (en:Digital camera back(англ.)) применяются для переоборудования плёночных фотоаппаратов (обычно дорогих профессиональных зеркальных камер с наработанным набором сменных объективов). Они представляют собой устройства, содержащие светочувствительную матрицу или подвижный линейный сканер, процессор, память и интерфейс с компьютером. Цифровой задник устанавливают на фотоаппарат вместо кассеты с плёнкой. В некоторых случаях размер матрицы делают меньше размера кадра (например, 12×12 мм вместо 24×36 мм у «задника» Филипс (1990 г.)

Современные (2007 г.) матричные цифровые задники содержат до 416 миллионов RGB-пикселей[1]; переделанные таким образом камеры могут использоваться и как плёночные[2].
Фото автора (0)      Cтатьи автора (2)      Комментарии (16)
Чтобы оставить свой комментарий необходимо:   [ войти ]   [ зарегистрироваться ]
Итак, о технике!
© 2007-2008 PentaxNews. При перепечатке материалов ссылка на www.pentaxnews.ru обязательна
Сайт PentaxNews — цифровых фотоаппаратов Pentax много не бывает!

Web-дизайн и разработка сайта - SASTAsoft